СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Робочая программа составлена в соответствии с ФГОС и требованиями к рабочей программе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 31 августа 2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

директора школы

_______________ Тюрина Г.Н.

Приказ № 67 от 31 августа 2018 г.










Рабочая программа

по географии 9 класс

Составитель программы:

Моисеенко Л.И





























г. Гагарин

2018 год



Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой основного общего образования школы.

Программа, на основе которой составлена рабочая программа: Программа курса «География». 5-9 класс. / авт. – сост. Е. М. Домогацких. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание: Домогацких Е. М. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций/ Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский, Н. Н. Клюев.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.

Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Описание места учебного предмета в учебном плане. Программа по географии для 9 класса рассчитана на 68 часов в год (2 ч в неделю). В распределении часов полностью соблюдены рекомендации программы, но в связи с тем, что изучение Смоленской области по учебному плану входит в предмет география, в календарно – тематическом планировании выделено 8 часов в конце учебного года на изучение населения и хозяйства Смоленской области.

Практические работы полностью совпадают с предложениями и заданиями программы, обязательные для оценивания во всем классе – внесены в тематическое планирование.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотиз­ма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многона­ционального народа России; осознание своей этнической при­надлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело­вечества; усвоение гуманистических, демократических и тради­ционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профес­сиональных предпочтений, с учётом устойчивых познаватель­ных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значи­мом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практи­ки, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелатель­ного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззре­нию, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил повеления, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в шкальном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и эконо­мических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственно к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и млад­шего возраста, взрослыми в процессе образовательной, обще­ственно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно­го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствую­щей современному уровню экологического мышления, разви­тие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оце­ночной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, при­нятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художествен­ного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познава­тельной деятельности, развивать мотивы и интересы своей поз­навательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эф­фективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результа­тами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рам­ках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и поз­навательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаклю­чение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную де­ятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекст­ной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использо­вания информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы.

Выпускник научится:

• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

• различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

• объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.


Географическая номенклатура


Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.


Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.


Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.


Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.


Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.


Полуострова: Камчатка, Крымский, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.


Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.


Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка, Сиваш.


Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.


Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.


Горы: Хибины, Большой Кавказ, Крымские, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.


Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.


Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.


Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.


Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.


Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Бас-кунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).


Выпускник получит возможность научиться:

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления;

• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

• составлять описание природного комплекса;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми гео-демографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

• давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

• давать характеристику хозяйства своей области;

• выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

• оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

• объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.



Содержание учебного предмета, курса.

Тема 1. Введение

Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.

Тема 2. Россия на карте мира.

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV— XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Тема 3. Природа и человек.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Тема 4. Население России

Динамика населения. Размещение населения. География рас, народов и религий. Миграции населения. Города и сельская местность. Урбанизация. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. География рынка труда и занятости. География качества жизни населения.

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.

Тема 5. Отрасли хозяйства России.

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельск0го хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Тема 6. Природно-хозяйственная характеристика России.

Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района. Калининградская область — самая западная территория России.

Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.

Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей. Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Тема 7. Заключение.

Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.

Тема 8. Население и хозяйство Смоленской области.

Смоленская область на карте России: особенности географического положения.

Природные условия и ресурсы Смоленской области.

Население Смоленской области.

География промышленности.

География сельского хозяйства.

География нематериальной сферы.

Социально-экономическое районирование Смоленской области.













Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


урока

Тема


Количество часов

Дата проведения

9 А

9 Б

9 В

Тема 1. Введение





1

Экономическая и социальная география.

1




Тема 2. Россия на карте.

4




2

Экономико- и политико-географическое положение России.

Пр. раб. 1 «Описание экономико- и политико-географического положения России по типовому плану».

1




3

Формирование территории России

1




4

Административно-территориальное устройство России

Пр. раб. 2 «Обозначение на контурной карте субъектов Федерации и административного состава федеральных округов».

1




5

Районирование территории России

1




Тема 3. Природные условия и ресурсы России.

4




6

Природные условия России

1




7

Природные ресурсы России. Пр. раб. 3 «Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов».

1




8

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.

1




9

Контрольная работа по теме «Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы»

1




Тема 4. Население России.

9




10

Численность населения России.

1




11

Размещение населения России

1




12

Миграция населения

1




13

Пр. раб. 4 «Расчёт параметров естественного и механического движения населения».

1




14

Сельская форма расселения

1




15

Городская форма расселения





16

Этнический и религиозный состав населения

1




17

Трудовые ресурсы и рынок труда. Пр. раб. 5 «Построение половозрастной пирамиды субъекта Российской Федерации»

1




18

Контрольная работа по теме «Население России»

1




Тема 5. Отрасли хозяйства России.

20




19

Национальная экономика.

1




20

Факторы размещения производства

1




21

ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность

1




22

ТЭК. Угольная промышленность

1




23

ТЭК. Электроэнергетика

1




24

Металлургический комплекс. Черная металлургия

1




25

Металлургический комплекс. Цветная металлургия

1




26

Пр. раб. 6 «Выделение особенностей различных типов предприятий черной и цветной металлургии»

1




27

Машиностроительный комплекс.

1




28

Машиностроительный комплекс. Пр. раб. 7 «Описание отрасли по плану».

1




29

Химическая промышленность

1




30

Лесная промышленность

1




31

Агропромышленный комплекс. Растениеводство

1




32

Агропромышленный комплекс. Животноводство

1




33

Зональная специализация сельского хозяйства. Пр. раб. 8

«Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства».

1




34

Пищевая и легкая промышленность

1




35

Транспортный комплекс

1




36

Нематериальная сфера хозяйства.

1




37

Обобщение материала по теме «Хозяйство России»

1




38

Контрольная работа по теме «Хозяйство России»

1




Тема 6. Природно-хозяйственная характеристика России.

18




39

Европейский Север. Общие сведения.

1




40

Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство

1




41

Европейский Северо-Запад. Общие сведения.

1




42

Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1




43

Центральная Россия. Общие сведения

1




44

Центральная Россия. Хозяйство. Пр. раб. 9 «Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию природно-хозяйственного региона».

1




45

Европейский Юг. Общие сведения

1




46

Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1




47

Поволжье. Общие сведения. Пр. раб. 10 «Описание ЭГП природно-хозяйственного региона»

1




48

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство

1




49

Урал. Общие сведения

1




50

Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство

1




51

Западная Сибирь. Общие сведения

1




52

Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

1




53

Восточная Сибирь. Общие сведения

1




54

Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1




55

Дальний Восток. Общие сведения

1




56

Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство. Пр. раб. 11 «Сравнительная характеристика географического положения природно-хозяйственных регионов»

1




Тема 7. Заключение.





57

Место России в мировой экономике. Пр. раб. 12 «Обозначение на контурной карте основных экономических партнёров России и структуры экспорта-импорта».

1




Тема 8. Население и хозяйство Смоленской области.

8




58

Смоленская область на карте России: особенности географического положения.

1




59

Природные условия и ресурсы Смоленской области

1




60

Население Смоленской области.

1




61

География промышленности.

1




62

География сельского хозяйства.

1




63

География нематериальной сферы. Пр. раб. 13 «Описание транспортного узла»

1




64

Социально-экономическое районирование Смоленской области. Пр. раб 14 «Составление комплексного описания Смоленской области по типовому плану».

1




65

Обобщение по теме «население и хозяйство Смоленской области».





66

Итоговая контрольная работа по курсу «Население и хозяйство России"

1




67

Обобщение, контроль и коррекция знаний по курсу.

1




68

Заключительный урок.

1