СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа была сделана только в этом году. Надеюсь вам понравится.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс ФГОС»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 58»



«Принято»

Педагогическим советом

протокол от 29.08.2018 г. №_1_


Введено приказом от 31.08.2018 г. № 407

Директор МБОУ «СОШ № 58»

___________ Набиуллина Л.Р.

Подпись Ф.И.О.



Рабочая программа

по предмету география для 9 г класса

(2 ч. в неделю, 68 в год)


Составитель: Билалова Лейсан Рамилевна


«Согласовано»

Заместитель директора___________ Валиуллина Т.Ю. от 31.08.2018 г.

Подпись Ф.И.О

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от 28.08.2018 г. № 1

Руководитель МО ________ Габдрахманова З.Ф. от 28.08.2018 г.

Подпись Ф.И.О.




Набережные Челны

2018/2019


Планируемые результаты изучения предмета


Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты



Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Хозяйство России.

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации.

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

  • формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать умозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания;

  • умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ;

  • умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • умение пользоваться методами наблюдения, моделирования, объяснения, прогнозирования.

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.





Главные отрасли и межотраслевые комплексы.

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

Районы России. Европейская часть России.

• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

Азиатская часть России.

Россия в мире.


Содержание учебного предмета


Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Хозяйство России.

26

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.

Экономическая и социальная география в жизни современного общества.

Понятие хозяйства. Его структура, деление на отрасли. Сферы хозяйства.

Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое

районирование.

4

Главные отрасли и межотраслевые комплексы.

Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство. Сельское хозяйство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливноэнергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Металлургический комплекс. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.

22

Районы России.

33

Европейская часть России.

Центральная Россия: особенности формирования территории, состав, географическое положение. Особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. Этапы развития хозяйства Центрального района. Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица России. Центрально-Черноземный район: особенности географического положения, природы и населения. Характеристика хозяйства района. Особенности территориальной структуры. Волго-Вятский район. Географическое положение. Природные ресурсы района. Хозяйство и население района. Северо-Западный район: особенности географического положения, природы. Особенности населения и древние города района, особенности хозяйства. Калининградская область: особенности географического положения, природы, населения и хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Европейский Север: состав района, особенности географического положения, природы и ресурсов. Характеристика населения. История освоения. Северные моря. Характеристика хозяйства. Поволжье. Особенности географического положения, природы и населения. Характеристика хозяйства района. Крым: ЭГП, административно-территориальное деление, история освоения, природно-ресурсный потенциал (природное разнообразие, полезные ископаемые, рекреационные и агроклиматические ресурсы). Особенности населения и расселения территории полуострова. Хозяйство, ведущие отрасли (промышленность, туризм, строительство, здравоохранение, сельское хозяйство, АПК, торговля). Рекреационные зоны. Северный Кавказ. Особенности географического положения и природы. Ресурсы района. Население, этническое разнообразие. Хозяйство, ведущие отрасли. Рекреационные зоны. Южные моря России. Природа. Транспортное значение. Рекреационные ресурсы. Уральский район, особенности географического положения, природы. Этапы освоения, структура хозяйства. Характеристика населения.

23

Азиатская часть России.

Природа Сибири. Характеристика природы. Рельеф, особенности климатических условий. Полезные ископаемые Сибири. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Моря Северного Ледовитого океана: особенности природы морей, ресурсы, хозяйственное значение. Северный морской путь. Население Сибири. История освоения и заселения территории. Западная Сибирь: эконом-географическое положение, состав района, проблемы освоения Западной Сибири. Особенности населения. Хозяйство района. Восточная Сибирь: эконом-географическое положение, состав района, природные условия и ресурсы. Хозяйство района. Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Хозяйство на берегах озера. Экологические проблемы. Дальний Восток: формирование территории, эконом – географическое положение, состав района. Природные условия и ресурсы. Моря Тихого океана. Особенности населения района. Хозяйство района (отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства). Роль территории Дальнего Востока в социальноэкономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.

10

Россия в мире.

Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике

4

Хозяйство своей местности. РТ

Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.

5



















Календарно-тематическое планирование для 9 Г класса


Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Календарные сроки

Планируемые сроки

Фактические

сроки

Хозяйство России - 26 часов

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование – 4 часа

Инструктаж по ТБ. Введение.

1

Приводить примеры различных видов районирования.

Приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте.

Выделять и показывать на карте географические районы страны.

Различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России.

Выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

9 Г -

9 Г -

Географическое районирование.

Практическая работа № 1 Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ;

1

9 Г -

9 Г -

Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Его структура, деление на отрасли.

1

9 Г -

9 Г -

Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России.

Практическая работа №2 Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России;

1

9 Г -

9 Г -

Главные отрасли и межотраслевые комплексы – 22 часа

Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование.

1

Называть отрасли, входящие в состав того или иного промышленного комплекса.



Определять специализацию районов России и факторы, оказавшие влияние на нее.



Называть и показывать главные районы размещения изучаемых отраслей промышленности: центров добычи сырья и топлива, центров переработки и производства.



Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России.

Определять условия и факторы размещения предприятий.



Объяснять значение отрасли в хозяйстве страны и приводить примеры связей между различными производствами внутри отрасли и межотраслевые связи.



Приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте.



Объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды.



Приводить примеры современных видов связи.

Объяснять значение географического разделения труда, приводить примеры


9 Г -

9 Г -

Машиностроительный комплекс. Связи с другими отраслями.

1

9 Г -

9 Г -

Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса.

1

9 Г -

9 Г -

Топливно-энергетический комплекс.

1

9 Г -

9 Г -

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность

1

9 Г -

9 Г -

Нефтяная и газовая промышленность.

1

9 Г -

9 Г -

Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития.

1

9 Г -

9 Г -

Металлургический комплекс.

1

9 Г -

9 Г -

Черная металлургия. Особенности

размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли.

1

9 Г -

9 Г -

Цветная металлургия. Особенности

размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли.

1

9 Г -

9 Г -

Химическая промышленность. Состав отрасли.

1

9 Г -

9 Г -

Химическая промышленность. Особенности размещения. Перспективы развития.

1

9 Г -

9 Г -

Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок.

1

9 Г -

9 Г -

Целлюлозно-бумажная промышленность.

1

9 Г -

9 Г -

Агропромышленный комплекс. Состав АПК.

1

9 Г -

9 Г -

Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство.

1

9 Г -

9 Г -

Сельское хозяйство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства

1

9 Г -

9 Г -

Пищевая и легкая промышленность.

1

9 Г -

9 Г -

Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса.

1

9 Г -

9 Г -

Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей.

1

9 Г -

9 Г -

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

1

9 Г -

9 Г -

Территориальное (географическое)

разделение труда.


1

9 Г -

9 Г -

Районы России- 33 часа

Европейская часть России – 23 часа

Центральная Россия: особенности формирования территории, состав, географическое положение..

1

 Определять особенности и давать оценку ЭГП районов России



Оценивать природно -ресурсный потенциал районов России.



Читать и анализировать комплексные карты географических районов, показывать границы экономических районов.



Определять показатели специализации района.



Определять ведущие отрасли хозяйства экономического района, показывать на карте главные центры производств.



Объяснять особенности размещения хозяйства по территории района и хозяйственные различия внутри района.



Сравнивать экономические районы России.



Называть и оценивать перспективы развития экономических районов России.



Объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда.



Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы по модулю «Регионы России».



Называть и объяснять экологические проблемы экономических районов России.




9 Г -

9 Г -

Особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы

1

9 Г -

9 Г -

Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. Этапы развития хозяйства Центрального района.

1

9 Г -

9 Г -

Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица России.

1

9 Г -

9 Г -

Центрально-Черноземный район: особенности географического положения, природы и населения. Характеристика хозяйства района. Особенности территориальной структуры.

1

9 Г -

9 Г -

Волго-Вятский район. Географическое положение. Природные ресурсы района. Хозяйство и население района.

1

9 Г -

9 Г -

Северо-Западный район: особенности географического положения, природы.

1

9 Г -

9 Г -

Северо-Западный район. Особенности населения и древние города района.

1

9 Г -

9 Г -

Северо-Западный район. Особенности хозяйства.

1

9 Г -

9 Г -

Калининградская область: особенности географического положения, природы, населения и хозяйства. Рекреационное хозяйство района.

1

9 Г -

9 Г -

Европейский Север: состав района, особенности географического положения, природы и ресурсов.

1

9 Г -

9 Г -

Характеристика населения. История освоения. Северные моря.

1

9 Г -

9 Г -

Характеристика хозяйства.

1

9 Г -

9 Г -

Практическая работа №3 Сравнение двух и более экономических районов России по заданным

характеристикам.

1

9 Г -

9 Г -

Поволжье. Особенности географического положения, природы. Особенности населения.

1

9 Г -

9 Г -

Характеристика хозяйства района.

1

9 Г -

9 Г -

Крым: ЭГП, административно-территориальное деление, история освоения, природно-ресурсный потенциал (природное разнообразие, полезные ископаемые, рекреационные и агроклиматические ресурсы).

1

9 Г -

9 Г -

Особенности населения и расселения территории полуострова. Хозяйство, ведущие отрасли (промышленность, туризм, строительство, здравоохранение, сельское хозяйство, АПК, торговля). Рекреационные зоны.

1

9 Г -

9 Г -

Практическая работа № 4 Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации;

1

9 Г -

9 Г -

Северный Кавказ. Особенности географического положения и природы. Ресурсы района. Население, этническое разнообразие.

1

9 Г -

9 Г -

Хозяйство, ведущие отрасли. Рекреационные зоны. Южные моря России. Природа. Транспортное значение. Рекреационные ресурсы.

1

9 Г -

9 Г -

Уральский район, особенности географического положения, природы.

1

9 Г -

9 Г -

Характеристика населения. Этапы освоения, структура хозяйства.

1

9 Г -

9 Г -

Азиатская часть России – 10 часов

Природа Сибири. Характеристика природы. Рельеф, особенности климатических условий. Полезные ископаемые Сибири. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Моря Северного Ледовитого океана: особенности природы морей, ресурсы, хозяйственное значение. Северный морской путь. Население Сибири. История освоения и заселения территории.

1

Определять особенности и давать оценку ЭГП районов России



Оценивать природно - ресурсный потенциал районов России.



Читать и анализировать комплексные карты географических районов, показывать границы экономических районов.



Определять показатели специализации района.



Определять ведущие отрасли хозяйства экономического района, показывать на карте главные центры производств.



Объяснять особенности размещения хозяйства по территории района и хозяйственные различия внутри района.



Сравнивать экономические районы России.



Называть и оценивать перспективы развития экономических районов России.



Объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда.



Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы по модулю «Регионы России».



Называть и объяснять экологические проблемы экономических районов России.

9 Г -

9 Г -

Западная Сибирь: эконом-географическое положение, состав района, проблемы освоения Западной Сибири.

1

9 Г -

9 Г -

Западная Сибирь. Особенности населения.

1

9 Г -

9 Г -

Западная Сибирь. Хозяйство района.

1

9 Г -

9 Г -

Восточная Сибирь: эконом-географическое положение, состав района, природные условия и ресурсы.

1

9 Г -

9 Г -

Хозяйство района.

1

9 Г -

9 Г -

Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Хозяйство на берегах озера. Экологические проблемы.

1

9 Г -

9 Г -

Дальний Восток: формирование территории, эконом – географическое положение, состав района. Природные условия и ресурсы. Моря Тихого океана.

1

9 Г -

9 Г -

Особенности населения района.

1

9 Г -

9 Г -

Хозяйство района (отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства). Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.

1

9 Г -

9 Г -

Россия в мире – 4 часа

Годовая контрольная работа.

1


9 Г -

9 Г -

Анализ годовой к/р. Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях).

1

Оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике.

Объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

Оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


9 Г -

9 Г -

Практическая работа № 5 Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.

1

9 Г -

9 Г -

Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике.

1

9 Г -

9 Г -

Хозяйство своей местности. РТ – 5 часов

Особенности ЭГП.

1

Давать характеристику ГП, рельефа, климата своей области (края, республики); Оценивать условия жизни и хозяйственной деятельности в разных регионах страны. Обсуждать результаты неблагоприятного воздействия человека на природу России.

9 Г -

9 Г -

Природно-ресурсный потенциал.

1

9 Г -

9 Г -

Население и характеристика хозяйства РТ

1

9 Г -

9 Г -

Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.

1

9 Г -

9 Г -

География важнейших отраслей хозяйства РТ

1

9 Г -

9 Г -














Приложение

к рабочей программе 9 класс



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 58»


«Принято»

Педагогическим советом

протокол от 29.08.2018 г. № 1


Введено приказом от 31.08.2018 г. № 407

Директор МБОУ «СОШ № 58»

___________ Набиуллина Л.Р.

Подпись Ф.И.О.


Оценочный материал

по предмету география для 9-го Г класса

(2 ч. в неделю, 68 в год)


Составитель: Билалова Лейсан Рамилевна


«Согласовано»

Заместитель директора___________ Валиуллина Т.Ю. от 31.08.2018 г.

Подпись Ф.И.О

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от 28.08.2018 г. № 1

Руководитель МО ________ Габдрахманова З.Ф. от 28.08.2018 г.

Подпись Ф.И.О.


Набережные Челны

2018/2019

Оценочный материал


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

- или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.























Практическая работа № 1

Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.


Цель: совершенствовать навыки работы с картами.

Ход работы:

    1. Обозначьте все республики в составе РФ и подпишите их административные центры.

    2. Нанесите на контурную карту границы и подпишите названия автономных округов (АО).

    3. Штриховкой выделите самую большую и самую маленькую по площади республику в составе Российской Федерации.

    4. Выделите субъект Российской Федерации, в котором вы живёте. Подпишите название административного центра, площадь территории и количество населения. Рассчитайте среднюю плотность и сравните со средней плотностью населения всей страны.

    5. Нанесите границы федеральных округов, подпишите их центры.


Практическая работа № 2

Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.


Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы о особенностях хозяйства России

Ход работы:

- В каких регионах России сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.

- Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.

- Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.

- Заполните таблицу:

Межотраслевые комплексы России.

Межотраслевые комплексы

Хозяйственные функции

Отрасли, входящие в комплекс

Научный

Осуществление работ по получению, хранению, распространению научных знаний

Образование и наука

Военно-промышленный

Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружениями, боеприпасами

Танкостроение, самолетостроение, радиотехническая промышленность и т.д.

Машиностроительный

Обеспечение всех отраслей экономики разнообразными машинами и механизмами

Приборостроение, судостроение, автомобилестроение, тракторостроение, электроника и др.

Топливно-энергетический

Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах

Нефтяная, газовая, угольная промышленность, электроэнергетика

Металлургический, химико-лесной

Производство конструкционных материалов и химических веществ

Черная и цветная металлургия, химическая промышленность лесоперерабатывающая промышленность и др.

Агропромышленный

Производство, переработка и доведения до потребителя сельскохозяйственной продукции

Растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, легкая промышленность

Инфраструктурный

Оказание разнообразных услуг

Транспорт, связь, образование, здравоохранение, банковские услуги, ЖКХ и др.




Практическая работа № 3.

Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.


Цель: совершенствовать навыки работы с разнообразной информацией, делать анализ.

Ход работы:

  1. Используя типовой план экономико-географической характеристики района, текст учебника, карты атласа, справочную и другую литературу, составьте сравнительную экономико-географическую характеристику двух экономических районов России. Заполните таблицу (укажите только черты сходства и различия):

  • состав

  • эгп

  • природные условия и ресурсы

  • хозяйство, отрасли специализации

  • проблемы района


План

Черты сходства

Черты различия

1-й район

2-й район






  1. Сделайте вывод о значении (месте) этих территорий в социально-экономической жизни России.


Практическая работа № 4.

Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации.


Цель:

1.Закрепление понятий по теме.

2.Формирование умений работать с различными источниками информации.

3.Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное, прогнозировать, выполнять оценочные действия.



Практическая работа № 5.

Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.


Цель: развивать навыки работы с разнообразными источниками информации.

Ход работы:

Содержание и задачи работы в группах:

1. На основе статистических данных, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами, составьте столбчатые диаграммы или картосхемы. Используйте контурные карты мира и цветные карандаши.

Иностранные студенты в России (см. приложение 1)

Российский экспорт в январе-мае 2016 года в страны дальнего зарубежья (см. приложение 2)

Российский импорт в январе-мае 2016 года из стран дальнего зарубежья (см. приложение 3)

2. Обсудите результаты в группах и сделайте вывод.

3. Вместе с классом дайте общую оценку экономическим, политическим и культурным взаимосвязям России с другими государствами


Приложение 1. Иностранные студенты в России

Среди иностранных студентов в России много граждан Индии и Китая, хотя в нашу страну, по данным ЦСПиМ, едут со всего мира: из Канады и США, стран Азии и Европы, Африки и Океании, Латинской и Северной Америки. Однако больше всего здесь учащихся из стран Азии (26,6%) и СНГ (51,9%).


СНГ

1. Казахстан — 27,5 тыс. человек

2. Туркмения — 12,1 тыс. человек

3. Таджикистан — 6,6 тыс. человек

Азия

1. Китай — 18,3 тыс. человек

2. Индия — 4,7 тыс. человек

3. Вьетнам — 4,3 тыс. человек

Западная Европа

1. Германия — 1,5 тыс. человек

2. Италия — 1,1 тыс. человек

3. Франция — 1 тыс. человек

Ближний Восток и Северная Африка

1. Сирия — 1,8 тыс. человек

2. Марокко — 1,4 тыс. человек

3. Ирак — 1,4 тыс. человек

США

1,6 тыс. человек

Страны Африки (кроме Северной Африки)

1. Нигерия — 1,6 тыс. человек

2. Ангола — 780 человек

3. Гана — 730 человек


Приложение 2.

Основу российского экспорта в январе-мае 2016 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары (нефть, газ, уголь, электороэнергия), удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 61,6% (в январе-мае 2015 года – 68,2%). В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них (чугун, сталь, прокат, медь, никель, алюминий) в январе-мае 2016 года составила 10,0% (в январе-мае 2015 года – 9,6%).

Доля экспорта продукции химической промышленности (каучук, резина, краски и лаки, удобрения, пластмассы) в январе-мае 2016 года составила 6,7 % (в январе-мае 2015 года – 6,4%).

Доля экспорта машин и оборудования (механического и электрического оборудования, средств наземного транспорта, инструментов и аппаратов оптических) в январе-мае 2016 года составила 5,8% (в январе-мае 2015 года – 5,2%).

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе-мае 2016 года составила 5,2% (в январе-мае 2015 года – 3,3%).

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январемае 2016 года составила 3,7 % (в январе-мае 2015 года – 2,5%).


Приложение 3.Российский импорт в январе-мае 2016 года из стран дальнего зарубежья

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования (станков, автомобилей, инструментов) в январе-мае 2016 года приходилось 46,9% (в январе-мае 2015 года – 47,9%).

Удельный вес продукции химической промышленности (пластмасс и изделий из них, медикаментов, химикатов) в товарной структуре импорта в январе-мае 2016 года составил 20,1% (в январе-мае 2015 года – 18,9%).

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в январе-мае 2016 года составила 14,4 % (в январе-мае 2015 года – 13,9%).

Удельный вес текстильных изделий и обуви в январе-мае 2016 года составил 5,9% (в январе-мае 2015 года – 6,1%).

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья в январе-мае 2016 составил 5,4% (в январе-мае 2015 года – 5,6%).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!