СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 10 - 11 классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 10 - 11 классов

Просмотр содержимого документа
«В.П.МАКСАКОВСКИЙ методические рекомендации к учебнику»











В.П.МАКСАКОВСКИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К УЧЕБНИКУ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ

ГЕОГРАФИЯ МИРА"

10 -11 КЛАСС

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

1. Введение.

В настоящем виде учебник "Экономическая и социальная географии мира" существует с 1990 г., являясь основным учебником по этому курсу. В 2004 г. вышло его 12-е издание, не перерабатывавшееся в значительной мере, но обновленное и дополненное. На базе этого учебника создан учебно-методический комплекс, включающий углубленные материалы ("Географическая картина мира"), дополнительные материалы ("Новое в мире. Цифры и факты"), рабочую тетрадь (6-е переработанное и дополненное издание в 2004 г.), географический атлас (Роскартография, ДиК, АСТ), другие пособия, а также методическое пособие для учителей (2-е издание в 2004 г.). Учителя географии накопили уже большой опыт работы по этому учебнику и его учебно-методическому комплексу, который в максимальной степени нужно использовать при переходе на новую структуру школьной географии.

В соответствии с этой структурой предполагается, что в 10 классе традиционный курс "Экономическая и социальная география мира" будет изучаться по выбору. Однако образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования по географии предусматривает изучение на базовом уровне старшей школы (10 - 11 класс) курса, который пока не имеет четкого названия, но по содержанию во многом соответствует действующему ныне курсу по экономической и социальной географии мира.

Поэтому задача данных Методических рекомендаций заключается в том, чтобы помочь учителям географии "приспособить" хорошо знакомый им традиционный курс 10 класса к новым требованиям образовательного Стандарта, который целесообразно изучать в 10- 11 классе при двух учебных часах в неделю (всего 70 часов).

2. Тематическое планирование.

Для изучения предлагаемого курса в 10 - 11 классе наиболее целесообразно следующее тематическое планирование

Раздел

Наименование

Количество часов


1.


10 класс

Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

3

2.

Политическая карта мира

3

3.

Природа и человек в современном мире

8

4.

Население мира

8

5.

География мирового хозяйства

8


6.

11 класс

Регионы и страны


30

7.

Россия в современном мире

5

8.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

5


ВСЕГО

70


3. Комментарии.

Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

Материала по этому разделу учебник 10 класса не содержит. Поэтому нужно воспользоваться дополнительными источниками, в том числе предназначенными и для студентов географических вузов.

В отношении методов географических исследований можно порекомендовать два дополнительных источника. Это хорошо известный большинству учителей учебник В.П. Максаковского "Географическая культура", где один из разделов специально посвящен этому вопросу. В нем рассматриваются и традиционные (описания, картографический, статистический) и новые (математический, моделирования, дистанционный, геоинформационный) методы, что и предусмотрено Стандартом.

Можно использовать также новый учебник для вузов "Экономическая и социальная география" (2003 г.), в котором методам экономико-социально-географических исследований посвящена глава 2. В данном учебнике все методы подразделяются на:

1) методы получения и первичной обработки географической информации,

2) методы анализа, систематизации и обобщения географической информации,

3) методы математического моделирования.

Поскольку оба эти источника предназначены для вузов, учителя, работая с ними, должны позаботиться о некотором упрощении материала.

Что касается источников географической информации, то можно порекомендовать воспользоваться также двумя дополнительными источниками;

Во-первых, это хорошо известный учителям учебник "Природа России" для 8 класса, где этому вопросу посвящен параграф в его начале. Во-вторых, это упомянутый выше вузовский учебник "Экономическая и социальная география" (2003), где есть небольшой раздел об источниках информации по экономической и социальной географии.

Раздел 2. Политическая карта мира.

В Стандарте вопрос о многообразии стран современного мира и их типах не выделен в отдельный раздел, а включен в состав раздела о регионах и странах мира. Все-таки было бы более целесообразно порекомендовать учителям сохранить традиционную структуру и рассмотреть политическую карту мира в качестве отдельного небольшого раздела в начале курса. При этом за основу следует взять подраздел 1 темы I учебника, где говорится о многообразии стран современного мира, и подраздел 3 той же темы о государственном строе. Подраздел 2 о международных отношениях можно сократить, т.к. об этом учащиеся узнают из курсов обществоведения и новейшей истории, а подраздел 4 следует опустить, поскольку этот материал переходит в содержание профильной старшей школы.

Раздел 3. Природа и человек в современном мире.

При изучении этого раздела можно в первую очередь опереться на содержание темы 2 в учебнике для 10 класса.

Материал о взаимодействии человечества и природы содержится в 1 подразделе темы 2 учебника. При этом нужно иметь в виду, что данная проблематика затрагивается также в учебниках географии предшествующих классов.

Материал об основных видах природных ресурсов, их размещении и крупных месторождениях составляет основное содержание подраздела 2 темы 2 учебника и может быть использован в полной мере (с сокращениями по усмотрению учителя).

Далее в Стандарте говорится о рациональном и нерациональном природопользовании. В учебнике 10 класса эта тематика ранее затрагивалась, но затем была снята, поскольку ее стали рассматривать автору учебников предшествующих классов. В данном случае учитель может воспользоваться учебником для 8 класса И.И. Бариновой, где один из параграфов называется "Рациональное природопользование".

Самое большое расхождение между Стандартом и учебником 10 класс, заключается в том, что в Стандарте фактически отсутствует упоминание об охране окружающей среды и экологических проблемах, а в учебнике этим вопросам посвящен подраздел 3. Изъятие этой тематики из Стандарта, по-видимому, объясняется тем, что в Стандарте для старшей профильной школы выделен специальный обобщающий раздел "Природопользование и геоэкология". Однако - по мнению самих разработчиков Стандарта - наличие такого раздела в профильной школе не предполагает полного изъятия подобной тематики из содержания базового уровня. Достаточно сказать, что в подготовленной ими же примерной программе по географии для базового уровня старшей школы прямо говорится о загрязнении окружающей среды и экологических проблемах. Поэтому рекомендовать учителям вообще исключить из рассмотрения материал подраздела 3 учебника для 10 класса было бы неправильно. Хотя этот материал (по усмотрению учителя) можно несколько сократить. А вот материал подраздела 4 учебника о географическом ресурсоведении и геоэкологии можно не изучать, поскольку он переходит в профильную школу.

Раздел 4. Население мира.

Содержание Стандарта по этому разделу в значительной мере соответствует содержанию темы 3 в учебнике для 10 класса. Но некоторое сокращения все же потребуются.

Материал о росте численности населения 3емли и типах воспроизводства населения, содержится в разделе 1 темы 3 учебника для 10 класса. Но имеющийся здесь же материал о демографической политике, демографическом переходе и качестве населения следует опустить, так как Стандарт переносит изучение этих вопросов в профильную школу.

Имеющаяся в Стандарте характеристика состава (структуры) населения мира в основном соответствует содержанию раздела 2 учебника, который можно полностью или почти полностью включить в рассмотрение То же относится к разделу 3 учебника о размещении населения и его миграциях, которой соответствует требованиям Стандарта, и к разделу 4, в котором рассматриваются вопросы городского и сельского населения и урбанизации. Последний (7-й) подраздел раздела 4 учебника при изучении можно опустить, так как этот материал переходит в профильную школу.

Раздел 5. География мирового хозяйства.

Содержание раздела 5 Стандарта также в значительной мере совпадает с содержанием тем 4 и 5 учебника для 10 класса.

В теме 4 учебника содержанию Стандарта соответствуют разделы 2 и

3. В первом из них дается понятие о мировом хозяйстве и говорится об этапах его развития. Раздел 3 содержит характеристику отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. Что же касается раздела 1 темы 4, то он выходит за рамки требований Стандарта. Но все же о самом понятии "Научно-техническая революция" сказать целесообразно, поскольку именно НТР определяет основное сдвиги в отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства, характеристику которых Стандарт предусматривает. Раздел 4 темы 4 о Факторах размещения следует опустить, так как этот материал перенесен в содержание профильного обучения.

В теме 5 учебника для 10 класса учитель найдет материал о географии основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, о мировой торговле, туризме и т.п. В этой теме раздел 1 посвящен географии промышленности, раздел 2 - географии сельского хозяйства, раздел 3 - географии транспорта и раздел 4 - всемирным экономическим отношениям. В этом материале по своему усмотрению учитель может сделать некоторые сокращения.

Основное отличие Стандарта от учебника 10 класса в темах 4 и 5 заключается не в содержании, а в порядке распределения материала. Например, вопрос об отраслевых и региональных интеграционных союзах в Стандарте связан с характеристикой мировой торговли, а в учебнике 10 класса он затрагивается в связи с понятием о международном географическом разделении труда и экономической интеграции (тема 4). В Стандарте сначала говорится о мировой торговле, а затем о крупнейших транспортных линиях, а в учебнике - наоборот. В случае таких разночтений учитель может выбрать один из двух вариантов - следовать либо структуре учебника, либо структуре Стандарта. Основное содержание при этом все равно не изменится.

Раздел 6. Регионы и страны мира.

Как уже было сказано, начало этого раздела в Стандарте - о многообразии стран мира и их типах - лучше перенести в раздел о политической карте мира. Что же касается остального содержания, то в Стандарте оно изложено чрезвычайно кратко и совершенно непропорционально тому объему, который занимает этот материал в учебном курсе. В принципе в Стандарте речь идет об особенностях географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсном потенциале, населении, хозяйстве, культуре, современных проблемах развития главных регионов мира - Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Латинской Америки, Австралии.

Этим положениям Стандарта соответствует материал II части учебника для 10 класса - "Региональная характеристика мира" (темы 6 - 10). В составе этих регионов рассматривается и отдельные страны: Германия, Китай, Япония, Индия, США, Канада, Австралия, Бразилия.

Что-либо добавлять к этому перечню не нужно. А географию России в учащиеся только что изучали в 8 и 9 классах основной школы.

Нужно только иметь в виду, что в региональной части учебника 10 класса ничего не говорится об истории открытия и освоения, поскольку этот материал традиционно рассматривается в курсе 7 класса, Учитель сам должен решить в какой мере и каким способом лучше все: связать этот материал с курсом 10 класса.

Раздел 7. Россия в современном мире.

При согласовании требований Стандарта с содержанием учебника для 10 класса этот раздел представляет наибольшую трудность, поскольку в курсе 10 класса нет темы, специально посвященной россии. Тем не менее нельзя забивать и о том, что данные о России приводятся во всех пяти темах части I учебника (включая карты), а также в таблице Приложений, и их вполне можно и нужно использовать. Тем более, что они в первую очередь говорят о месте России в мировом хозяйстве. Дополнительный же материал лучше всего почерпнуть из учебника Е.Л. Плисецкого "Коммерческая география. (Россия и мировой рынок)". Одна из глав в этом учебнике называется "Особенности внешнеэкономической деятельности России на современном этапе", другая - "Внешне экономические связи России." Дополнительно можно использовать также хорошо известней учителям учебник В.П. Дронова и В.Я. Рома "Население и хозяйство России" для 9 класса, где § 15 посвящен характеристике места России в мировой экономике.

Особо отметим, что этот раздел Стандарта начинается с формулировки о положении России на современной политической карте мира. Материал для освещения этого вопроса учитель найдет в выше упомянутом учебнике В.П. Дронова и В.Я. Рома (§ 2), а также в новом учебнике "География России" (часть I).

Раздел 8 . Географические аспекты современных глобальных

проблем человечества.

Содержание Стандарта по этому разделу в основном соответствует содержанию темы 11 в учебнике 10 класса. Поскольку перечисление глобальных проблем, включая приоритетные, в Стандарте дано не совсем правильно, лучше во всем следовать разделу I этой темы в учебнике

Раздел 2 этой темы можно опустить.

ХХХ

При желании дополнить, углубить и уточнить материал учебника для 10 класса можно порекомендовать использовать также входящие в тот же учебно-методический комплекс работы его автора: "Географическая картина мира" (I и 2 издание), "Новое в мире. Цифры и Факты. Дополнительные главы к учебнику 10 класса" (I и 2 издание), Методическое пособие для учителей по курсу 10 класса.

4. Рекомендованная литература

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. - М.: Просвещение, 11 и 12 издания.

  2. Максаковский В.П. Географическая культура. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС. 1998. Раздел 9.

  3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Углубленные материалы по курсу 10 класса. Ярославль, Изд."Верхняя Волга". 1995 - 1998 гг. 1, 2, 3 части.

  4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. -М.: Дрофа, 2003 - 2004 гг. Издание 2-е. 1, 2 части.

  5. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. - М.: Дрофа, 1999.

  6. Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. - М.: Дрофа, 2004. Издание 2-е.

  7. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. 10 класс. - М.: Просвещение, 2004. 2-е издание

  8. Раковская Э.М., Баринова И.И. 'Природа России. Учебник для 8 класса. -М.: Просвещение. § I.

  9. Баринова И.И. География России. Природа. Учебник для 8 класса. - М.: Дрофа. § 46.

  10. Дронов В.П., Ром В.Я. Население и хозяйство России. Учебник для 9 класса. - М.: Дрофа, 4 2, § 15.

  11. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Учебник для 8 класса. - М.: Дрофа. 2001. Часть I.

  12. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России и мировой рынок. Учебник для 11 класса. - М. : АСТ-пресс школа, 2002. Главы 5 и 6,

  13. Экономическая и социальная география./ Автора: М.М. Голубчик, Э.Л.Файбусович, А.М. Носов, С.В. Макар. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003. Глава I. стр. 30 - 34, глава 2, стр. 40 - 58.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии ГБОУ НАО СШ с. Ома»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа

«Средняя школа с. Ома»


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по УВР

______________ Вольхина Н.Г.

«____»_______________2018 г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы__________ Болтовская Л.В.

Приказ №___ от «___»_________2018 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

10-11 классы



Учитель: Бобрикова Юлия Анатольевна (первая квалификационная категория)



РАССМОТРЕНО на заседании Методического объединения учителей естественно – математического цикла

Протокол №___ от «___»_________2018 г.











Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, а также приоритеты личностно-ориентированного обучения потребовали пере­смотра научно-методических подходов к преподаванию кур­са «Экономическая и социальная география мира».

Данный курс традиционно занимает важное место в си­стеме географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической соста­вляющей географической картины мира и развивая географи­ческое мышление. С утверждением стандарта среднего (пол­ного) общего образования по географии и на основе концепции географического образования появилась возможность реали­зовать, с одной стороны, базовый уровень, а с другой — удов­летворить интересы профильной средней школы.

Предлагаемая программа ориентирует учителя на базо­вый уровень среднего (полного) общего образования по гео­графии. Данный уровень позволяет усвоить необходимые и достаточные, доступные всем учащимся знания и умения, обязывает уделять внимание нормализации учебной нагруз­ки учащихся. В 10-11 классе на изучение курса отводится 70 учебных часов в год по 2 часа еженедельно.

Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу. По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

  1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

  2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа составлена на основе авторских программ и учебников, программно- ме­тодических материалов: Н.Л. Валуева. Календарно- тематическое планирование по экономической и социальной географии мира., 2004, А.В. Шатных. Календарно- тематическое планирование по экономической и социальной географии мира., 2002, В.П. Максаковский. Поурочное планирование по курсу «Экономическая и социальная география мира 10 класс», 2007, примерная программа для среднего (полного) общего образования. География мира X-IX классы. М., 2006, География: Программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана- Граф, 2007, География: программы общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008 год.

Рабочая программа разработана с учётом контингента обучающихся в школе и основывается на личностно- ориентированном и практико - орентированом подходах в обучении.

Структура рабочей программы по географии ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

В структурном отношении курс состоит из ряда разделов:

  1. Введение (1 час);

  2. Политическое устройство мира (Современная политическая карта мира (4 часа);

  3. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды (5 часов);

  4. География населения мира (5 часов);

  5. Мировое хозяйство и география мировых отраслей (13 часов):

    1. НТР и Мировое хозяйство (4 часа);

    2. География отраслей Мирового хозяйства (9 часов).

  6. Региональная характеристика мира (41 час):

    1. Зарубежная Европа (8часов);

    2. Зарубежная Азия (11 часов);

    3. Австралия и Океания (1 час);

    4. Африка (4 часа);

    5. Северная Америка (7 часов);

    6. Латинская Америка (6 часов);

  7. Глобальные проблемы человечества (4 часа).

Данный курс завершает изучение школьной географии. По структуре и содержанию он представляет собой сочетание общей экономической и социальной географии с экономико-географическим страноведением.

Цель и задачи курса

Главной целью курса является формирование у школь­ников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах кур­са «Экономическая и социальная география мира»:

• сформировать систему знаний об экономических и со­циальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетар­ном и региональном уровнях;

  • научить сочетать глобальный, региональный и локаль­ный подходы для описания и анализа природных, со­циально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развить у школьников познавательные интересы, интел­лектуальные и творческие способности посредством озна­комления с важнейшими географическими особенностя­ми и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • формировать географическую культуру и географиче­ское мышление учащихся, воспитывать чувство пат­риотизма;

  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.



Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса «Экономическая и со­циальная география мира» ученик должен:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины: эконо­мическая и социальная география, метод, географиче­ская среда, природно-ресурсный потенциал, экологи­ческая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического пе­рехода, демографическая политика, депопуляция, на­ция, народ, народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка, урба­низация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяй­ство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, на­учно-техническая революция (НТР), «зеленая револю­ция», монокультура, политическая карта, страна, госу­дарство, унитарное государство, федеративное госу­дарство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведе­ние, регион;

  • традиционные и новые методы географических исследо­ваний: сравнительный, описательный, картографиче­ский, исторический, математический, метод географи­ческого моделирования; геоинформационные системы (ГИСы) и др.;

  • особенности размещения минеральных ресурсов и их главные месторождения, а также особенности размеще­ния и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;

численность и динамику изменения населения мира, от­дельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;

  • различия в уровне и качестве жизни населения в от­дельных регионах и странах мира;

  • основные направления внешних и внутренних миграций;

  • проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территори­альной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электро­энергетика, металлургия, машиностроение, химиче­ская, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;

  • географическую специфику отдельных регионов (зару­бежная Европа и Азия, Северная и Латинская Амери­ка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уров­ню социально-экономического развития, специализа­ции в системе международного географического разде­ления труда;

  • географические аспекты глобальных проблем человече­ства (экологическая, демографическая, продовольствен­ная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также со­хранение мира на Земле, преодоление отсталости разви­вающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса);

  • особенности современного геополитического и геоэконо­мического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам ин­формации географические тенденции развития природ­ных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность от­дельных регионов и стран, их демографическую ситуа- цию, уровни урбанизации и территориальной концен­трации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природны­ми и социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характери­стику регионов (зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран мира (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учите­ля), таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие кар­ты, модели, отражающие географические закономерно­сти различных явлений и процессов, их территориаль­ные взаимодействия;

  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль трансна­циональных компаний и банков;

  • сопоставлять географические карты различной тема­тики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;

использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни:

для объяснения влияния природных и социально-эконо­мических факторов на особенности размещения населе­ния Земли; направлений современных миграций населе­ния; размещения основных промышленных и сельскохо­зяйственных районов мира; особенностей состава,структуры, специализации хозяйства отдельных регио­нов и стран мира; различий в уровне экономического раз­вития; причин возникновения и обострения, взаимосвя­зи глобальных проблем человечества;

  • для прогнозирования темпов роста народонаселения Зе­мли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения; основных на­правлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

  • для понимания географической специфики крупных ре­гионов и стран мира в условиях глобализации, стреми­тельного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;

  • для нахождения и применения географической инфор­мации (включая карты, статистические материалы, ин­формационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социально-экономиче­ских событий и международной жизни, геополитиче­ской и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного раз­вития.

Номенклатурные единицы курса:

  • названия и столицы, крупнейших по площади и населе­нию стран мира;

  • географические регионы мира;

  • монархии и республики по регионам мира;

  • федеративные и унитарные государства по регионам мира;

  • основные международные организации (ООН, ЮНЕ­СКО);

  • страны, входящие в важнейшие международные объе­динения («Большая восьмерка», ЕС, НАТО, АСЕАН, ОПЕК, ФАО, МАГАТЭ);

  • страны с населением более 100 млн человек;

  • основные регионы повышенной плотности населения на Земле;

  • ареалы распространения крупнейших народов, миро­вых религий, культурно-исторические центры;


  • крупнейшие агломерации и мегалополисы;

  • регионы и страны с наиболее крупными запасами нефти и газа, угля и других видов топливных и минеральных ресурсов; основные направления их перевозок;

  • регионы и страны с наиболее значительными земельны­ми, лесными, водными, гидроэнергетическими ресурса­ми, ресурсами нетрадиционной энергетики;

  • размещение сырьевой базы отдельных отраслей и пер­вые десятки стран основных производителей продукции (по отраслям), главные страны — экспортеры и импор­теры данной продукции;

  • десятка ведущих стран по душевому производству электроэнергии;

  • основные страны и районы добычи сырья для черной ме­таллургии; основные направления перевозок сырья и го­товой продукции;

  • основные страны-производители черных и цветных ме­таллов;

  • основные машиностроительные регионы мира, страны, являющиеся основными производителями и экспорте­рами в автомобилестроении, станкостроении, судостро­ении, электротехнической промышленности, крупней­шие мировые центры машиностроения;

  • страны, имеющие значительную сырьевую базу для развития химической и деревообрабатывающей про­мышленности мира, основные страны — производите­ли минеральных удобрений, полимеров, лесной про­дукции;

  • главные регионы и страны легкой промышленности, ос­новные производители и экспортеры сырья для тек­стильной промышленности;

  • ведущие страны-производители основных зерновых, масличных, сахароносов, тонизирующих, клубнеплод­ных, технических непродовольственных культур; а так­же страны экспортеры и импортеры основной сельско­хозяйственной продукции;

  • главные страны мирового рыболовства;

  • ведущие страны мира по протяженности и плотности автомобильных и железных дорог;

  • основные порты мира, важнейшие морские каналы и проливы, основные внутренние водные пути мира, главные воздушные державы мира;

  • крупнейшие старопромышленные районы, индустри­альные страны, районы нового освоения, свободные эко­номические зоны;

  • основные мировые центры и районы: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно-инфор­мационные, финансовые, торговые, рекреационные.



В основе рабочей программы лежат рекомендации академика Российской Академии Образования В.П. Максаковского, автора учебника по географии за 10 класс. Структура и содержание рабочей программы выдержаны в соответствии с нормативными документами, однако была допущена небольшая корректировка учебного материала. Разделы «Введение», «Политическое устройство мира», « Население мира» и «География мировых природных ресурсов» были сжаты на несколько часов. Высвобожденные часы были направлены на раздел «География отраслей мирового хозяйства». Произведённая корректировка часов была необходима для полноценного изучения более сложных тем, на которые требуется больше учебного времени. В итоге, общее число часов на изучение материала не изменилось, и тот необходимый минимум содержания образования доведён до учащихся в полном объёме.








ПРИЛОЖЕНИЯ.


I. Контролирующие материалы:

  1. В.Б. Пяунин. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 класс. М., 1994;

  2. С.Н. Трутнева. География в кроссвордах;

  3. В.И. Сиротин. Сборник заданий и упражнений. 6-10 класс;

  4. А. Летягин. Тесты по географии. 6-10 класс.

II. Литература для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира 10 класс». М., 2004;

  2. Примерная программа для среднего (полного) общего образования. География мира X-IX классы. М., 2006;

  3. Сборник нормативных документов. География. М., 2006;

  4. Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. Поурочные разработки по географии. М., 2005;

  5. О.И. Ануфриева Экономическая и социальная география мира 10 класс. 1, 2 часть. Волгоград., 2005;

  6. Н.Л. Валуева. Календарно- тематическое планирование по экономической и социальной географии мира. Журнал География в школе №4, 2004;

  7. А.В. Шатных. Календарно- тематическое планирование по экономической и социальной географии мира. Журнал География в школе №7, 2002;

  8. В.П. Максаковский. Поурочное планирование по курсу «Экономическая и социальная география мира 10 класс». Журнал География в школе №3, 2007;

  9. Стандарт образования РФ по «Географии».

III. Литература для учащихся:

  1. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира 10 класс. М., 2005;

  2. Школьный географический атлас для 10 класса;

  3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт. 10 класс. М., 2006;

  4. В.П. Максаковский. Географическая культура. М., 2005;

  5. Ю.Н. Гладкий, С.В. Лавров. Экономическая и социальная география мира 10 класс. М., 2006.

Тематическое планирование

10 класс

уро-

ка.

Темы и содержания уроков.

Количество часов.

дата

Средства и методы обучения.

Оборудование.

Элементы содержания Федерального компонента Государственного Стандарта по географии.

Виды самостоятельных, практических работ.







обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Требования к уровню подготовки выпускников.



I.

Введение.

1 (2)







1.

Предмет экономической и социальной географии мира.

1


Словесный, работа со статистическими материалами, справочниками.

Политическая карта мира, учебник, атласы.

1.Акцентировать актуальность географической науки на современном этапе, ознакомить с ведущими учёными.

2. Ознакомить со структурой курса, его объектами изучения, методами географических исследований.

1.География в системе наук, структура курса и его особенности.

2.Сформировать представление о географической картине мира.


II.

Политическое устройство мира. (Современная политическая карта мира).

4 (5)






2.

Количество и группировка стран. Типология стран.

1


Словесно- наглядный (работа с картами и таблицами).

Политическая карта мира, карта полушарий, атласы, к/к.

1.Формирование ПКМ, политическая география, количественные и качественные сдвиги.

2. Дать типологию стран мира, характеристику основных типов стран, помочь уч-ся в оценке ПГП страны.

1.Сформировать представления об основных проблемах, и направлениях современного мирового развития.

2. Типология стран, международные организации, ПГП стран.

Практическая работа №1.

«Составление классификации стран по различным признакам».

3.

Государственный строй и основные формы административно-территориального устройства стран мира.

1


Словесно- наглядный (работа с картами и таблицами).

Политическая карта мира, учебник, атласы.


4.

Международные отношения. Политическая география и геополитика.

1


Словесный.

Политическая карта мира, учебник, атласы, к/к, тетради.

Практическая работа № 2.

«Характеристика политико-географического положения страны по выбору».

5.

Обобщающий урок по теме: «Современная политическая карта мира».

1


Словесный.

Политическая карта мира, учебник, карта полушарий, тетради атласы.


III.

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.

5 (7)






6.

Взаимодействие общества и природы.

1


Эвристический.

Политическая карта мира, карта природных ресурсов, атласы, учебник.

Сформировать понятие «геосреда», показать взаимодействие общества и природы.


Роль природных ресурсов в жизни общества, размещение ресурсов и обеспеченность ими различных стран.


7.

Загрязнение и охрана окружающей среды.




1


Словесный.

Карта природных ресурсов мира, учебник, атласы, таблицы, к/к.

Развитие познавательного интереса к предмету, к современным проблемам экологии и использования природных ресурсов.

Источники загрязнения, пути и методы, решения проблемы.


8.

Оценка мировых природных ресурсов. Минеральные ресурсы.




1


Проблемное изложение, частично- поисковый.

Карта природных ресурсов мира, учебник, атласы, таблицы.

Дать природно-экономическую, экологическую оценку природным ресурсам, на основе сравнительного анализа рассмотреть масштабы природопользования, классификация ресурсов и актуальность их использования.

Виды ресурсов (классификация) и проблемы их использования.

Практическая работа № 3.

«Оценка ресурсообеспеченности различных стран и регионов мира».

9.

Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.

1


Словесно- наглядный.

Карта природных ресурсов мира, учебник, атласы, таблицы.

Дать природно-экономическую, экологическую оценку природным ресурсам, на основе сравнительного анализа рассмотреть масштабы природопользования, классификация ресурсов и актуальность их использования.

Виды ресурсов (классификация) и проблемы их использования.


10.

Зачёт по теме: «Природные ресурсы мира».

1


Эвристический, оценка ЗУН. проверочная работа.

Карта природных ресурсов мира, учебник, атласы, тесты, тетради.




IV.

География населения мира.

5 (8)






11.

Численность и воспроизводство населения мира.

1


Словесный (работа со статистическими материалами).

Политическая карта мира, учебник, атласы, статистические материалы, к\к.

Научить характеризовать динамику численности населения мира, раскрыть сущность демогр.политики на примере стран, показать основные виды миграции.

Численность населения, воспроизводство, демографическая политика.

Практическая работа №4.

«Работа с картографическими материалами: Изучение изменения темпов роста народонаселения, различий в естественном приросте населения отдельных стран, направлений, миграций в современном мире».

12.

Состав (структура) населения

1


Словесно- наглядный (работа со статистическими материалами).

Политическая карта мира, учебник, атласы, статистические материалы, к\к, карта «Плотность населения мира».

Доказать, что население Земли калейдоскоп народов с их особенностями быта и культуры, знать классификацию народов на основе разных критериев.

Расовый .и этнический состав, дискриминация, половозрастная пирамида, мировая религия.

Практическая работа №5.

«Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира».




13.

Размещение и миграции населения.

1


Словесно- наглядный, частично- поисковый.

Карта «Народы мира», политическая карта мира, атласы, статистические материалы.

Выявление причин неравномерного размещения нас-ия и мех. движение, сущности, темпов и форм урбанизации во всем мире, проблемы крупных городов.

Показатели плотности, причины неравномерного размещения, урбанизация.

Практическая работа № 6.

«Выявление стран с различной плотностью населения и выделение причин, влияющих на размещение населения».


14.

Расселение. Урбанизация.

1


Словесно- наглядный, частично- поисковый.

Карта «Крупнейшие агломерации мира», атлас, к/к, тетради.

Практическая работа №7.

«Выявление различий в темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий на основе использования нескольких источников информации». (Обозначение на карте крупнейших агломераций и мегаполисов).

15.

Обобщение по теме: «География населения мира».

1


Эвристический, оценка ЗУН. проверочная работа.

Карта плотности населения, политическая карта мира, атласы, тетради, к//к, тесты.


V.

Мировое хозяйство и география основных отраслей.

13 (10)






5.1.

НТР и Мировое хозяйство.

4






16.

Характеристика НТР.

1


Словесный.

Политическая карта мир, атласы, учебники.

Выделить основные черты и направление НТР, рассмотреть влияние НТР на мировую эконом.

НТР, МХ, черты и составные части ТНК, территориальная концентрация


17.

Современное мировое хозяйство и МГРТ.

1


Словесный.

Политическая карта мир, атласы, учебники.

Сформировать понятие о МГРТ как высшей форме ГРТ, его формах, о МХ и его структуре.

Международное разделение труда и его формы, структура МХ.


18.

Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства.

1


Словесно- наглядный.

Политическая карта мир, атласы, учебники.

Показать влияние НТР на МХ.

Факторы МХ.


19.

Основные факторы размещения производительных сил.

1


Словесно- наглядный.

Политическая карта мир, атласы, учебники, физическая карта мира, к/к..


5.2.

География отраслей Мирового хозяйства.

9






20.

География важнейших отраслей промышленности.

1


Словесно- наглядный (работа с картами).

Политическая карта мир, атласы, учебники, таблицы, к/к, тетради.

Составить характеристику основных отраслей мировой промышленности, выделить основные центры.

Межотраслевые комплексы, отрасли специализации, «авангардная тройка».


21.

ТЭК мира.

1


Словесно- наглядный (работа с картами).

Карта «ТЭК мира», карта полезных ископаемых, карты учебника, атласы.


22.

Электроэнергетика мира.

1


Словесно- наглядный (работа с картами).

Карта «ТЭК мира», атласы, статистические материалы.


23.

Горнодобывающая промышленность, металлургия, машиностроение.

1


Словесно- наглядный (работа с картами).

Политическая карта мира, карта промышленности мира.


24.

Химическая лесная, деревообрабатывающая, лёгкая промышленность мира.

1


Словесно- наглядный (работа с картами).

Карты химической, лёгкой, лесной промышленности, атласы, к/к.

Составить характеристику основных отраслей мировой промышленности, выделить основные центры.

Межотраслевые комплексы, отрасли специализации, «авангардная тройка».

Практическая работа № 8.

«Составление картосхем размещения основных отраслей энергетической, машиностроительной, химической промышленности».

25.

География сельского хозяйства и рыболовства мира.

1


Словесно- наглядный.

Карта сельского хозяйства мира, атласы, учебник.

Рассмотреть структуру и географии мирового с/х, выявить проблемы и перспективы развития.

«Зеленая революция» типы антропогенные ландшафты.


26.

География транспорта мира.

1


Словесно- наглядный.

Карта «Транспорта мира», атласы

Познакомить с географией мирового транспорта.

Мировая, транспортная система, экономическая показатели работы транспорта.


27.

Основные формы всемирных экономических отношений.

1


Словесный, частично- поисковый.

Политическая карта мира, атлас, учебники.

Определить формы международного экономического сотрудничества.

Формы международного экономического сотрудничества, внешнеторговый оборот.

Практическая работа № 9.

«Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешних экономических связей».

28.

Зачёт по теме: «География отраслей мирового хозяйства».

1


Эвристический, оценка ЗУН. проверочная работа.

Атласы, тесты, тетради.


VI.

Региональная характеристика мира.

33







6.1.

Зарубежная Европа.

7







29.








Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.



1


Словесно- наглядный (работа с картами).

Политическая и физическая карта мира, атлас, учеб­ники.

1.Усвоить знания об основных чертах ЭГП.

2. Изучить экономические и социально-географические отличия ЕС, ПРП стран Европы.

1.Знать основные особенности ЭГП, ПУ, ресурсов, населения.

2.факторы экономического развития.


30.








Население зарубежной Европы.








1


Словесный.

Политическая и физическая карта мира, атлас, учеб­ники. Карта наро­дов мира, карта плотности насе­ления.


Изучить особенности населения.

Особенности состава и размещения населения.









31.




Характеристика хозяйства Зарубежной Европы.

1


Частично- поисковый.

Атлас, экономическая и физическая карта Зарубежной Европы.

Характеризовать особенности ЭГП, как уник, показать мировую мощь стран зарубежной Европы.

Основные черты структуры хозяйства.

Практическая работа № 10.

«Составление картосхемы производственных связей Европы».



32.








Сельское хозяйство и туризм стран Зарубежной Европы.







1


Словесно- наглядный.

Атлас, карта природных зон, почвенная карта, экономическая и физическая карта Зарубежной Европы.

Познакомить с географией с/х Европы.

Особенности ГП, природноресурсный потенциал, особенности с/х, проблемы развития.

Практическая работа №11.

«Определение специализации главных с/х стран Европы».





33-34.

Субрегионы Зарубежной Европы.


2


Словесный.

Атлас, карта природных зон, почвенная карта, экономическая и физическая карта Зарубежной Европы.

Выявить проблемы экономического и политического развития стран, сильные и слабые стороны стран на современном этапе, определить хозяйственный облик стран данного региона.

Особенности ГП, природно-ресурсный потенциал, население, особенности хозяйства, проблемы социально-экономическом развития.


35.






Урок-практикум.

1







Частично- поисковый.

Атлас, карта природных зон, почвенная карта, экономическая и физическая карта Зарубежной Европы.

Практическая работа № 12.

«Составление экономико-географической характеристики одной из стран Европы (по выбору).


36.



Итоговый урок по теме: «Зарубежная Европа».


1


Эвристический, оценка ЗУН. проверочная работа.

Атлас, карта природных зон, почвенная карта, экономическая и физическая карта Зарубежной Европы.






Всего за курс 10 кл - 36 часов

Из них практических работ: 12

Урок-зачет: 2

11 класс


VI.

Региональная характеристика мира.

34






6.2.

Зарубежная Азия.

11






1.




Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии.

1


Словесно- наглядный (работа со статистическими данными, картами).

Политическая карта Азии, карта полезных ископаемых, карты учебника земельных, лесных, водных ресурсов.

Сформировать у учащихся представление о составе региона, природных ресурсах, особенностях населения. Доказать, что 21 век может стать «веком Азии».

Знать состав региона, особенности геополитического положения, природных ресурсах, особенностях населения.

Практическая работа №1.

«Выделение на контурной карте ресурсов мирового ранга».

2-3.








Общая характеристика хозяйства стран Азии.

2


Частично- поисковый.

карта полезных ископаемых Азии, карта промышленности и сельского хозяйства Азии, учебники, атласы.

Практическая работа №2.

Отбор картографического материала, анализ его для объяснения особенностей размещения основных промышленных, сельскохозяйственных и рекреационных регионов Азии».

4-5.



Восточная Азия: Китай.

2


Словесно- наглядный.

Физическая, политическая, экономическая карты Китая или мира, учебник.

Сформировать целостное представление о стране

Знать особенности ЭГП и ФГП, демографической политики, особенности новой экономической политики


6.


Япония: территория, границы, население.

1


Словесно- наглядный.

Атлас, политическая карта мира, атлас.

Усвоить знания об основных чертах ЭГП, формировать нравственные ценности к духовной культуре японцев.

Знать основные особенности ЭГП, природных условий, ресурсов, населения.


7.

Хозяйство Японии.

1


Словесно- наглядный (работа с картами).

Атлас, экономическая карта Японии, политическая карта мира.

Показать особенности развития хозяйства , сформировать целостное представление о развитии страны.

Сформировать представления о развитии хозяйства, проблемы развития хозяйства.

Практическая работа № 3.

«Выделение на карте Тихоокеанского промышленного пояса».

8.

Культура Японии.

1


9.

Индия.

1


Словесный.

Физическая, политическая, экономическая карты Индии или мира, учебник.

Изучить особенности ПГП и ЭГП, населения и хозяйства Индии.

Знать особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хозяйства страны.




10.

Новые индустриальные страны Азии.

1


Словесный.

Физическая, политическая, экономическая карты мира, учебник.

Показать преимущества и недостатки модели нового индустр. развития, место стран в МГРТ.

Знать состав региона, основные черты соц-экон. развития.

Практическая работа № 4.

«Составление экономико-географической характеристики одной из НИС Азии».

11.

Обобщающий урок по теме: Азия.

1


Эвристический, оценка ЗУН. проверочная работа.

Физическая, политическая, экономическая карты мира.

Закрепление основных знаний по теме.

Знать особенности ЭГП, ПГП стран , основные черты размещения населения и хозяйства стран.


6.3.

Австралия и Океания.

1







12.

Австралия и Океания.

1


Словесно- наглядный.

Физическая, политическая, экономическая карты мира, учебник, атлас, контурные карты.

Сформировать целостное представление о стране.

Знать особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хозяйства страны.


6.4.


Африка.


4






13.

История открытия и освоения Африки. Население.

1


Словесный.

Политическая и физическая карты Африки, карта народов мира, атласы, к/к, учебник.

Развивать знания об основных чертах ЭГП, формировать нравственные ценности к культуре африканских народов, сравнить особенности специализации хозяйства.

Знать социально-экономический уровень развития стран.


14.

Природные ресурсы и хозяйство стран Африки.





1


Словесно- наглядный (работа с картами).

Политическая, экономическая и физическая карты Африки, карта природных ресурсов, атласы, к/к, учебник.

Сформировать у учащихся представление о составе региона, природных ресурсах.

Основные черты структуры хозяйства стран региона.

Практическая работа № 5.

«Выделение на карте главных районов добывающей и обрабатывающей промышленности региона мирового значения».

15.

Различия регионов Африки. ЮАР.


1



Словесный.

экономическая и физическая карты Африки, карта природных ресурсов, атласы, учебник.

Сформировать целостное представление о стране.

Знать состав региона, особенности геополитического положения, природных ресурсах, особенностях населения.


16.

Итоговый урок по теме: «Африка».

1


Эвристический, оценка ЗУН. проверочная работа.

Политическая, экономическая и физическая карты Африки, карта природных ресурсов, атласы, к/к, учебник.

Закрепление основных знаний по теме.

Знать особенности ЭГП, ПГП стран , основные черты размещения населения и хозяйства стран.


6.5.

Северная Америка.

7







17.

Экономико-географическое положение США.

1


Словесный.

Политическая, экономическая и физическая карты Африки, карта природных ресурсов, атласы, к/к, учебник.

Дать знания о современных США, об особенностях ЭГП и ПГП.

Знать особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хозяйства страны.


18.

Население США.

1


Словесный.

Атласы, учебники, карты: физическая, политическая, карта плотности населения, карта народов мира.

Изучить особенности населения.

Особенности состава и размещения населения.


19-20.

Природные ресурсы и хозяйство США

2


Словесно- наглядный (работа с картами).

Настенные карты, карты атласа, учебник.

Показать особенности развития хозяйства , сформировать целостное представление о развитии страны.

Сформировать представления о развитии хозяйства, проблемы развития хозяйства.


21.

Макрорайоны США.

1


Частично- поисковый.

Физическая, экономическая карты, атласы, учебник.

Выявить географические особенности регионов США.

Знать особенности населения и хозяйства.

Практическая работа № 6.

«Характеристика макрорайонов США. Составление характеристики макрорайона.

22.

Канада.

1


Словесный.

Политическая, экономические карты мира, атлас.

Сформировать целостное представление о стране

Знать особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хозяйства страны.


23.

Итоговый урок по теме: «Северная Америка»

1


Эвристический, оценка ЗУН. проверочная работа.

Политическая, экономические карты мира, атлас.

Закрепление основных знаний по теме.

Знать особенности ЭГП, ПГП стран, основные черты размещения населения и хозяйства стран.


6.6.

Латинская Америка.

6






24.

ЭГП и состав стран Латинской Америки.

1


Словесно- наглядный (работа с картами).

Политическая, физическая, экономическая карты мира или Латинской Америки, учебник, атлас.

Дать знания о современных странах латинской Америки, об особенностях ЭГП и ПГП.

Знать особенности ЭГП, ПГП стран региона.


25.

Население Латинской Америки.

1


Словесный.

Карта плотности населения, народов, религий мира, атласы.

Изучить особенности населения.

Особенности состава и размещения населения.


26.

Хозяйство стран Латинской Америки.

1


Словесно- наглядный (работа с картами).

Физическая, политическая, экономическая карты, атласы.

Показать особенности развития хозяйства , сформировать целостное представление о развитии стран.

Сформировать представления о развитии хозяйства, проблемы развития хозяйства.


27-28.

Различия регионов Латинской Америки.

2


Словесно- наглядный, частично- поисковый.

Физическая, политическая, экономическая карты, атласы.

Сформировать целостное представление о стране.

Знать особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хозяйства страны.

Практическая работа № 7.

«Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства отдельных стран».

29.

Обобщающий урок по теме: «Латинская Америка». Зачет



1


Эвристический, оценка ЗУН. проверочная работа.

Физическая, политическая, экономическая карты, атласы.

Закрепление основных знаний по теме.

Знать особенности ЭГП, ПГП стран , основные черты размещения населения и хозяйства стран.




30.

Обобщение знаний по разделу: «Региональная география».

1


Эвристический, оценка ЗУН. проверочная работа.

Физическая, политическая, экономическая карты, атласы, к/к, тестовые задания.

Закрепление основных знаний по разделу.

Знать особенности ЭГП, ПГП стран, основные черты размещения населения и хозяйства стран.

Практическая работа № 8.

«Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки».

VII.


Глобальные проблемы человечества.

4







31-32.

Глобальные проблемы человечества.

2


Словесный.

Политическая карта мира, атлас, к/к мира, раздаточный материал.

Готовить учащихся к самостоятельному поиску и выбору оптимальных условий решения возникших проблем.

Классификация и сущность глобальных проблем.


33.

Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Стратегия устойчивого развития.

1


Словесно- наглядный.

Политическая карта мира, атлас, раздаточный материал.

Готовить учащихся к самостоятельному поиску и выбору оптимальных условий решения возникших проблем.

Классификация и сущность глобальных проблем. Пути их решения.


34.

Обобщающий урок по курсу: «Социально-экономическая география мира».


1


Эвристический, оценка ЗУН. проверочная работа.

Атласы.

Урок обобщающего повторения.

Обобщение и систематизация ЗУН.




Всего за курс 11 кл - 34 часа

Из них практических работ: 8

Урок-зачет: 1




Просмотр содержимого документа
«аннотация к рабочей программе по географии 10 класс»

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ГЕОГРАФИИ, 10 КЛАСС

Данная рабочая программа составлена с использованием Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии «География мира» (10 – 11 классы). Базовый уровень Автор: В.П. Максаковский. За основу взята программа авторов - составителей: А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, О. А. Бахчиева, Е. А. Таможняя. Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа конкретизирует содержание разделов, дает допустимое распределение часов, определяет перечень практических работ. Линия УМК «География» В.П. Максаковского. 10 класс. Издательство Просвещение». ФК ГОС Состав УМК: - учебник; - рабочая тетрадь; - методическое пособие.

Цель курса: Продолжить и для большинства учащихся завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

Задачи:

• Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

• Формирование глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;

• развитие познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера – межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии;

• Вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать

• основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

• особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

• географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

• особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

• определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

• оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

• применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

• составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

• сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.