Рабочая программа по географии для 10 классе:
Рабочая программа по географии в 10 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. программы среднего (полного) общего образования по географии с учетом авторской программы В.П. Максаковского по географии «Программы для общеобразовательных учреждений. География. 10-11 класс» (М.: Дрофа 2007 г).
Место курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже на изучение географии в 10 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в году.
ИЗУЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА В 10 КЛАССЕ НАПРАВЛЕНО НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития. Значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА В 10 КЛАССЕ РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Результаты освоения курса географии 10 класса:
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по географии являются:
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
формирование картографической грамотности;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений работать с разными источниками географической информации;
формирование умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
формирование умений вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Личностные результаты:
российской гражданской идентичностью и гражданской позицией;
мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми;
коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты :
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
пользоваться различными способами самоконтроля;
классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
пользоваться навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
представлять информацию в различных формах(письменной и устной) и видах;
работать с разными видами текстов(учебным текстом и внетекстовыми компонентами) — научно-популярными, публицистическими, художественными: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления; переводить информацию из одного вида в другой(текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи;
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10класса М., «Просвещение», 2009 г.
2. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2006 г.
3. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7
,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета географии в 10 классе
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Содержание программы
Раздел. Современная политическая карта мира (5ч).
Основные этапы формирования современной политической карты мира. Многообразие стран
современного мира. Государственное устройство стран мира. Международные отношения.
Практическая работа №1.
Раздел. География природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды (5ч).
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и
настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение. Рациональное и нерациональное
природопользование.
Практическая работа №2.
Раздел. География населения мира (7ч).
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Состав и структура населения.
География религий мира. Основные направления миграций в мире. Географические особенности
размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира.
Практическая работа №3.
Раздел. НТР и мировое хозяйство (5ч).
НТР, характерные черты и составные части. Основные этапы формирования мирового
хозяйства. Модели мирового хозяйства. МГРТ и его причины. Международная экономическая
интеграция.
Практическая работа №4
Раздел. География отраслей мирового хозяйства (13 ч).
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура
хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер,
регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные
магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира,
интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны – экспортеры основных видов
продукции.
Практическая работа №5.
Календарно- тематическое планирование 10 класс
Учебно-методический комплект:
I. Учебник:
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. Просвещение, 2012
II. Дополнительная литература для учащихся:
1.Максаковский В.П. Географическая картина мира часть 1,2,3.- Ярославль. Верхнее Волжское издательство, 1995.
III. Мультимедийные обучающие программы:
География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии
IV. Литература для учителя:
Смирнова В. М. Экономическая и социальная география мира. Дидактические материалы.- М.: Просвещение, 1996
Перлов Л. Е. Дидактические карточки задания по географии. 11 класс. -М.: Экзамен,2010
Ануфриева О. И. Экономическая и социальная география мира. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2012
Толмачева Е.В. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10 - 11 класс. Учебное пособие.- М.: Аст-пресс, 2012
Мишняева Е. Ю. География 10 класс поурочные планы. 1, 2 части.- Волгоград: Учитель 2012
Элькин Г. Н. Экономическая и социальная география мира. Поурочное планирование.- Санкт- Петербург: Паритет, 2013
Романова А. Ф. Нестандартные уроки в школе. География. У нас в гостях Япония.- Волгоград: Учитель, 2013
Гладкевич Г. И. Зубаревич Н. В. Готовимся к экзамену по географии. Выпуск 1, 2, 3, 4.- М., 2012
Лазаревич К. С. Я иду на урок географии. История географических открытий. Книга для учителя.- М.: Первое сентября, 2000
Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира».- М.: Дрофа, 2013
Под ред. Наумова А. С. География: от урока к экзамену. Сборник задач. Книга для учителя.-М.: Просвещение ,2011
Шатных А. В. Современный урок географии. Часть 3. Методические разработки уроков географии 10 класс.-М.: Школьная пресса, 2012
Петрова Н. Н. Тесты по географии. 6 -10 классы. Методическое пособие.- Дрофа, 2013
Пятунин В. Б. География 6 -10 кл. Контрольные и проверочные работы. Дрофа, 2013