СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5-го класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 5-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО на основе авторской программы В.В. Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы» (М.: «Просвещение», 2020 год) к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николина, Е.К.Липкина. Академический школьный учебник «Полярная звезда».  География 5 – 6 класс. (М.: «Просвещение», 2021).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5-го класса»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

«ГИМНАЗИЯ № 118 ИМЕНИ ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВИЧА ЦЫГАНОВА»


«Согласовано» УТВЕРЖДАЮ

на заседании МС, протокол № 1 Директор МБОУ «Гимназия № 118»

«____»____________2021 г. Приказ от __________№ _______

_______/____________/руководитель МО/ _________________Т.С. Балашова

_______/____________/председатель МС/







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по _______________ГЕОГРАФИИ ______________________________

(указать учебный предмет, курс)


Уровень общего образования (класс)


_____ основное общее, 5 класс __________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов _5 «М» и 5 «Н» классы - 34 часа


Учитель __________Петрик Лариса Александровна________________


Количество часов _5 «А», 5 «Г» классы - 35 часов

5 «В», 5 «Б» классы - 34 часа


Учитель __________Жукова Марина Валентиновна________________



Рабочая программа основного общего образования по географии. Авторы В.В. Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина «География. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы» (М.: «Просвещение», 2020/2021)








Пояснительная записка



Рабочая программа по географии для 5-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО на основе авторской программы В.В. Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы» (М.: «Просвещение», 2020 год) к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николина, Е.К.Липкина. Академический школьный учебник «Полярная звезда». География 5 – 6 класс. (М.: «Просвещение», 2021).

Данная программа по географии рассчитана на уровень основного общего образования и обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся на уровне начального общего образования. Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО и с учетом Примерной программы основного общего образования.

«География. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. Готовит учащихся к практическим навыкам.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).





Цель географии в системе общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально – экономических и экологических процессов и явлений, адаптации окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

- сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
- научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
- продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
- продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.


Место учебного предмета в учебном плане


Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 278, из них в 5 классе - 35 ч (в неделю: 1 час). Фактически в 5 «А», 5 «Г» классах программа будет выполнена в полном объёме, в количестве 35 часов. А в 5 «М», 5 «Н», 5 «Б», 5 «В» классах программа будет выполнена в количестве 34 часов. Материал будет компенсирован за счёт обобщения в конце учебного года.

Результаты обучения географии



Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  3. Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли

  4. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

  5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей

  6. Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

  7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности

  8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

  9. Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

  10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи

  11. Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  3. формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;

  4. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  5. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  6. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  7. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.

Пятиклассник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

Пятиклассник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности.





Содержание курса

Введение (1 час)

Зачем нам география и как мы будем ее изучать.

На какой Земле мы живём (6 час.)

(Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Планета Земля (4 час.)

Движения Земли и их следствия.

Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.



План и карта (11 час.)

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Человек на Земле (3час.)

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.



Литосфера – твердая оболочка Земли (8 час.)

Земная кора. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Движения земной коры. Землетрясения и вулка­низм. Условия жизни людей в районах распространения земле­трясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океа­на. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа терри­тории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предуп­реждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.



Обобщение и подведение итогов (2 час)





Программой предусмотрено проведение и выполнение обучающимися

8 практических работ, из них:

Оценочные (2)

Тренировочные (3)

Обучающие (3)

Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений.

Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний

Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута

Описание по карте равнин и гор по плану. Описание рельефа своей местности

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.

Проведение полярной съёмки и составление плана местности


Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов

Изучение свойств горных пород и минералов.



















Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии учащийся должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  • дату образования Ростовской области;

  • численность населения;

  • границы области, соседние области, края и республики, естественные рубежи, по которым проходит граница области;

  • муниципальные районы и их центры, исторические центры;

  • особенности геологического и тектонического строения территории родного края;

  • основные формы рельефа (орографические структуры) и месторождения полезных ископаемых, современное изучение территории области и новые месторождения открытых ископаемых;

  • климатические особенности;

  • крупнейшие реки, озера, водохранилища и ледники области;

  • распространение основных типов почв;

  • природно-ландшафтные зоны, особенности широтной и вертикальной зональности, растительного и животного мира, заповедники, национальные парки, зоологические заказники;

  • экологические проблемы родного края.



уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности

Список литературы



1). Учебник А.И. Алексеев. Академический школьный учебник «Полярная звезда». География 5 – 6 класс. Москва «Просвещение», 2021

2). Атлас. География. 5 – 6 класс.

3). Контурные карты. География. 5- 6 класс



Цифровое обеспечение:



  •  www.it-n.ru - Сеть творческих учителей

  • www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей

  •  www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр ин формационно-образовательных ресурсов

  • www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  • www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.



















Тематическое планирование 5 класс



Тематическое планирование по географии для 5-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека.

2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

4. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы.


Наименование раздела, темы

Общее

количество

часов

Количество часов, отведенных на

Контрольные работы

Практические работы

Проектную и исследовательскую деятельность

1

Введение


1 час




2

На какой Земле мы живём


6 час



1

3

Планета Земля

4 час


1


4

План и карта


11 час

1

3


5

Человек на Земле


3 час


1


6

Литосфера – твердая оболочка Земли

8 час

1

3

1

7

Обобщение и подведение итогов

2 час








Календарно - тематическое планирование 5 «М» класс



п/п

ТЕМА

Кол-во часов

Дата план

Дата факт


Ведение


1 час



1

Зачем нам география и как мы её будем изучать

1

01.09



На какой Земле мы живём


6 часов



2

Как люди открывали Землю (1)

1

08.09


3

Как люди открывали Землю (2)

1

15.09


4

Российские путешественники

Проект: подготовка сообщения «Земля во Вселенной»

1

22.09


5

География сегодня

1

29.09


6

Анализ источников географической информации. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни»

1

06.10


7

Обобщение знаний «На какой Земле мы живем»

1

13.10



Планета Земля

4 часа




8

Мы во Вселенной

1

20.10


9

Движения Земли

1

27.10


10

Солнечный свет на Земле

1

10.11


11

Тренировочная практическая работа: «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний»

1

17.11



План и карта


11 часов



12

Ориентирование на местности

1

24.11


13

Земная поверхность на плане и карте

1

01.12


14

Земная поверхность на плане и карте

Обучающая практическая работа: «Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута

1

08.12


15

Учимся с «Полярной звездой»

Обучающая практическая работа: «Проведение полярной съёмки и составление плана местности»

1

15.12


16

Географическая карта

1

22.12


17

Градусная сетка

1

29.12


18

Географические координаты. Широта

1

12.01


19

Географические координаты. Долгота

1

19.01


20

Учимся с «Полярной звездой"

Оценочная практическая работа: «Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений»

1

26.01


21

Зачем нужны часовые пояса?

1

02.02


22

Контрольная работа: «Земля во вселенной. План и карта»

1

09.02



Человек на Земле


3 часа



23

Как люди заселили Землю

1

16.02


24

Расы и народы

1

02.03


25

Учимся с «Полярной звездой» (3)

Тренировочная практическая работа: Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.

1

09.03



Литосфера – твердая оболочка Земли


8 часов



26

Земная кора – верхняя часть литосферы

1

16.03


27

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Обучающая практическая работа: «Изучение свойств горных пород и минералов»

1

06.04


28

Движения земной коры.

Тренировочная практическая работа: «Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов»

1

13.04


29

Рельеф Земли. Равнины

1

20.04


30

Рельеф Земли. Горы

1

27.04


31

Литосфера и человек.

Оценочная практическая работа: «Описание по карте равнин и гор по плану. Описание рельефа своей местности»

1

04.05


32

Учимся с «Полярной звездой» (4)

Проект – разработка туристического маршрута на конкурс «Скульптурный портрет планеты»

1

11.05


33

Контрольная работа: «Литосфера»

1

18.05



Обобщение и контроль знаний


1 час



34

Обобщение и подведение итогов

1

25.05


















Календарно - тематическое планирование 5 «Н» класс



п/п

ТЕМА

Кол-во часов

Дата план

Дата факт


Ведение


1 час



1

Зачем нам география и как мы её будем изучать

1

03.09



На какой Земле мы живём


6 часов



2

Как люди открывали Землю (1)

1

10.09


3

Как люди открывали Землю (2)

1

17.09


4

Российские путешественники

Проект: подготовка сообщения «Земля во Вселенной»

1

24.09


5

География сегодня

1

01.10


6

Анализ источников географической информации. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни»

1

08.10


7

Обобщение знаний «На какой Земле мы живем»

1

15.10



Планета Земля

4 часа




8

Мы во Вселенной

1

22.10


9

Движения Земли

1

29.10


10

Солнечный свет на Земле

1

12.11


11

Тренировочная практическая работа: «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний»

1

19.11



План и карта


11 часов



12

Ориентирование на местности

1

26.11


13

Земная поверхность на плане и карте

1

03.12


14

Земная поверхность на плане и карте

Обучающая практическая работа: «Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута

1

10.12


15

Учимся с «Полярной звездой»

Обучающая практическая работа: «Проведение полярной съёмки и составление плана местности»

1

17.12


16

Географическая карта

1

24.12


17

Градусная сетка

1

14.01


18

Географические координаты (1)

1

21.01


19

Географические координаты (2)

1

28.01


20

Учимся с «Полярной звездой"

Оценочная практическая работа: «Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений»

1

04.02


21

Зачем нужны часовые пояса?

1

11.02


22

Контрольная работа: «Земля во вселенной. План и карта»

1

18.02



Человек на Земле


3 часа



23

Как люди заселили Землю

1

25.02


24

Расы и народы

1

04.03


25

Учимся с «Полярной звездой» (3)

Тренировочная практическая работа: Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.

1

11.03



Литосфера – твердая оболочка Земли


8 часов



26

Земная кора – верхняя часть литосферы

1

18.03


27

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Обучающая практическая работа: «Изучение свойств горных пород и минералов»

1

08.04


28

Движения земной коры.

Тренировочная практическая работа: «Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов»

1

15.04


29

Рельеф Земли. Равнины

1

22.04


30

Рельеф Земли. Горы

1

29.04


31

Литосфера и человек.

Оценочная практическая работа: «Описание по карте равнин и гор по плану. Описание рельефа своей местности»

1

06.05


32

Учимся с «Полярной звездой» (4)

Проект – разработка туристического маршрута на конкурс «Скульптурный портрет планеты»

1

13.05


33

Контрольная работа: «Литосфера»

1

20.05



Обобщение и контроль знаний


1 час



34

Обобщение и подведение итогов

1

27.05




























Контрольная работа «Земля во вселенной. План и карта»

по ГЕОГРАФИИ 5 класс

1


Какой мореплаватель командовал экспедицией, совершившей первое кругосветное плавание?


1) Христофор Колумб

2) Джеймс Кук

3) Васко да Гама

4) Фернан Магеллан



Ответ:

2


Какой материк открыли русские мореплаватели?


1) Африку 

2) Антарктиду

3) Америку

4) Австралию



О


твет:


3


Кто из европейских мореплавателей первым достиг берегов Индии морским путем?



1) Бартоломеу Диаш

2) Джеймс Кук

3) Генрих Мореплаватель

4) Васко да Гама


О


твет:


4


В эпоху Великих географических открытий было совершено путешествие …



1) Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым 

2) Афанасием Никитиным 

3) Васко да Гамой

4) Марко Поло 



О


твет:

5


Распределите условные обозначения по группам



1)

3)

5)

2)

4)

6)


A) точечные

B) линейные

C) площадные

Ответ:

6



Соотнесите понятия и их определения



1) Орбита





2) Земная ось





3) Горизонт





4) Экватор



5) Горизонталь

A. Линия, соединяющая точки земной поверхности, лежащие на одинаковой высоте



B. Условно воображаемая линия, проходящая через географические полюса



C. Линия, которая находится на равных расстояниях от полюсов



D. Путь Земли вокруг Солнца



E. Воображаемая линия, по которой небесный свод смыкается с поверхностью Земли



Ответ:



7



Переведите масштаб из численного в именованный и найди верное соответствие



1) в 1 см 25 м

2) в 1 см 25 км

3) в 1 см 250 км

4) в 1 см 250 м

A. 1: 25 000 000

B. 1: 2 500 000

C. 1: 25 000

D. 1: 2 500



Ответ:

8



Определите расстояние от Москвы до Новороссийска в километрах по физической карте России. Ответ запиши числом.





Ответ:

9



Определите по топографическому плану, в каком направлении от точки B находится родник. Ответ запишите одним словом. Например, север (северо-восток)

О



твет:

10



Расположите горные системы по убыванию их абсолютной высоты



1) Кавказ

2) Альпы

3) Кордильеры

4) Анды





Ответ:



11



Соотнесите положения Земли на орбите и их следствия



1) В Австралии лето

2) В Антарктиде полярная ночь

3) В Северном полушарии зима

A. 22 июня

B. 22 декабря



Ответ:



12



Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените какой участок обозначенный на карте цифрами 1,2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования ответа приведите два довода.

Ответ:



























Ответы к контрольной работе

по ГЕОГРАФИИ 5 класс



вопроса

Ответ

Балл

1

4

1

2

2

1

3

4

1

4

3

1

5

А5,6; B2,3; С1,4

1

6

A5, B2, С4, D1, E3

1

7

1D, 2B, 3A, 4С

1

8

1250

1

9

юго-восток

1

10

4,1,2,3

1

11

A2; B1,3

1

12

Участок 2.

1. Есть склон холма, что не­об­хо­ди­мо для ка­та­ния на санках.

2. Нет рас­ти­тель­но­сти на склоне.


2





Шкала оценивания

Первичный балл

0 - 5

6 – 8

9 – 11

12 - 13

оценки

2

3

4

5









Контрольная работа по географии 5 класс

1 вариант

1.Кто из учёных древности впервые использовал слово «география»?

А) Пифагор б)Аристотель в) Эратосфен

11. Река, ручей, озеро входят в состав:

А) атмосферы б) биосферы в) гидросферы

2. Основной причиной повышения точности карт в 15 веке явилось:

А) использование современных приборов б) новые открытия

12. Верхняя граница географической оболочки проходит

А) в атмосфере б) в гидросфере в) в литосфере

3.Следствием осевого вращения Земли является:

А) смена времён года б) смена дня и ночи

13. Из предложенного списка выберите объект природы:

А) автомобиль б) родник в) тетрадь

4.Какое утверждение верно: а) полярный радиус больше экваториального б) экваториальный радиус больше полярного

В) полярный радиус равен экваториальному

14. Какая из перечисленных оболочек частично входит в состав географической оболочки?

А) литосфера б) гидросфера в) биосфера

5. Расставьте планеты Солнечной системы по мере удаления от Солнца:

А) Земля б) Меркурий в) Нептун

15. Установите соответствие:

1) атмосфера а) жираф

2) гидросфера б) воздух

3) литосфера в) море

4) биосфера г) овраг

6. Кто впервые доказал возможность заселения человеком островов Тихого океана из Южной Америки?

А) Витус Беринг б) Тур Хейердал в)Джеймс Кук

16. Расставьте материки в порядке увеличения площади:

А) Антарктида б) Африка в) Евразия

г) Северная Америка д) Австралия е) Южная Америка

7.Первым из европейцев, совершившим путешествие в Китай, является:

А)Афанасий Никитин б)Марко Поло в) Васко да Гама

17. Установите соответствие:

1)Евразия а) Гималаи

2) Южная Америка б) Аппалачи

3) Северная Америка в) Анды

8. Расставьте путешествия в хронологическом порядке:

А) путешествие Васко да Гамы вокруг Африки в Индию

Б) хождение за 3 моря Афанасия Никитина

В) первое кругосветное плавание Магеллана

18. Дополните предложения:

Самым глубоким озером на Земле является ________________.

Оно расположено на материке _________________, в пределах государства ________________.

9. Какой из перечисленных материков омывается водами наибольшего количества океанов?

А) Евразия б) Антарктида в)Африка

10. Какие из перечисленных объектов расположены на территории Африки?

А) Нил, Амазонка, Миссисипи

Б) Виктория, Танганьика, Нил

В) Амур, Конго, Байкал


Контрольная работа по географии 5 класс

2 вариант

1. На русский язык слово «география» переводится как:

А) землеописание б) землеочертание в) земленаписание

11. Возвышенность, овраг, гора входят в состав:

А) гидросферы б) литосферы в) атмосферы

2. Точные очертания материков и островов возможно получить при использовании: а)рисунка земной поверхности б) фотографии с поверхности Земли в) космического снимка

12. Нижняя граница географической оболочки проходит

А) в атмосфере б) в гидросфере в) в литосфере

3.Вид изображения, позволяющий подробно изучить небольшой участок местности, называется: а) глобус б) географическая карта

в) план местности

13. Из предложенного списка выберите объект природы:

А) бегемот б) стол в) кувшин

4.Какое утверждение о Земле является верным:

А) полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа

Б) полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 365 суток

14. Какая из перечисленных оболочек полностью входит в состав географической оболочки?

А) литосфера б) атмосфера в) биосфера

5. Расставьте планеты Солнечной системы по мере удаления от Солнца:

А) Земля б) Юпитер в) Венера

15. Установите соответствие:

1) атмосфера а) сосна

2) гидросфера б) воздух

3) литосфера в) океан

4) биосфера г) холм

6. Первое путешествие вокруг Африки совершили:

А) викинги б) финикийцы в)древние греки

16. Расставьте материки в порядке уменьшения площади:

А) Антарктида б) Африка в)Евразия

г) Северная Америка д)Австралия е)Южная Америка

7.Расставьте путешествия в хронологическом порядке:

А) открытие Антарктиды

Б) первое русское кругосветное плавание

В) открытие пролива из Северного Ледовитого океана в Тихий океан

17. Установите соответствие:

1)Евразия а) Волга

2) Южная Америка б) Миссисипи

3) Северная Америка в) Амазонка

8. Кто является первооткрывателем пролива между Евразией и Северной Америкой? А) Витус Беринг б) Алексей Чириков

В) Семён Дежнёв

18. Дополните предложения:

Северный Ледовитый океан омывает материки __________ и

____________.

Антарктиду омывает _____________ океан.

9. Какие из перечисленных объектов расположены на территории Евразии? А) Китай, Амазонка б) Байкал, Волга

В) Миссисипи, Анды

10. Какие из перечисленных объектов расположены на территории Австралии? А) Муррей, Эйр-Норт б)Байкал, Амур

В) Амазонка, Муррей







Ответы и критерии оценивания

Контрольная работа по географии 5 класс

ответы

1 вариант

2 вариант

1

в

1

а

2

Б

2

в

3

Б

3

В

4

Б

4

а

5

БАВ

5

ВАБ

6

Б

6

б

7

б

7

ВБА

8

БВА

8

в

9

а

9

б

10

б

10

а

11

в

11

б

12

а

12

в

13

а

13

а

14

а

14

В

15

1б 2в 3г 4а

15

1аб 2в 3г 4а

16

даегбв

16

вбгеад

17

1а 2в 3б

17

1а 2в 3б

18

Байкал, Евразия, Россия

18

Северная Америка, Евразия, Южный



Шкала оценивания:

0-8 баллов = 2

9-12 = 3

13-15 = 4

16-18 = 5





31