Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя школа им. М.Горького»
Холм-Жирковского района Смоленской области
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «28» августа 2018 г. | «Согласовано» Зам.директора поУВР ______________Г.И.Косачева «30» августа 2018 | «Утверждено» И.о.Директора МБОУ «СШ им. М.Горького» ___________ Г.И.Косачева Приказ № 79 От 31.08. 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 5 класса
на 2018-2019 учебный год
Учитель географии и биологии
Панченкова Оксана Петровна,
первая квалификационная категория
БОГОЛЮБОВО
2018
Рабочая программа по географии для 5 класс разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Программы основного общего образования по географии, 5-9 классы, авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин (География. 5-9 классы М.:Дрофа,2015), требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ им.М.Горького»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса по географии авторов И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В.Душиной, В.И.Сиротина, который состоит из:
География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2013.-140, [4 ]с.: ил., карт.
Сонин Н.А, С.В. Курчина. География Начальный курс.5 кл. : рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина «География. Начальный курс.5 класс» -М.: Дрофа, 2017
Атлас. География 5 класс Москва «Издательство ДИК» Дрофа,2017
Контурные карты География 5 класс. «Издательство ДИК» Дрофа, 2017
И.И. Баринова, М.С. Соловьев. Диагностические работы. 5 кл. : учебно-методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс. 5 кл.»/ - М. : Дрофа, 2016 [2]с. : ил.
Контрольно- измерительные материалы. География. 5 класс/ Сост. Е.А. Жижина. – М..: ВАКО, 2017. – 48 с. – (Контрольно-измерительные материалы)
И. И. Баринова, Т.А. Карташева. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс»/ М.: Дрофа, 2014. – 119,[9]с.: ил.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 5 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 176 с.
УМК рекомендован министерством образования и науки РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год.
I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты обучения.
Обучающийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
основами экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения.
Обучающийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
Обучающийся получит возможность научиться:
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
Предметные результаты обучения.
Обучающийся научится:
приводить примеры географических объектов;
называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта";
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты.
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять, для чего изучают географию,
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
описывать уникальные особенности Земли как планеты;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления
древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета - Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Резерв 2ч. : 1ч. для промежуточной аттестации.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№п/п | Раздел | К-во часов по программе И.И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина | К-во часов в рабочей программе | К-во практических работ в программе И.И.Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И.Сиротина | К-во практ. работ в рабочей программе | |
1 | Раздел 1. Что изучает география | 5 | 5 | - | - |
2 | Раздел 2. Как люди открывали Землю | 5 | 5 | 2 | 2 |
3 | Раздел 3. Земля во Вселенной | 9 | 9 | - | - |
4 | Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли | 4 | 4 | 2 | 2 |
5 | Раздел 5. Природа Земли | 10 | 10 | - | 1 |
6 | Промежуточная аттестация (тестирование) | - | 1 | - | - |
| Итого | 33 + 2 резервный | 34 | 4 | 5 |