Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя школа им. М.Горького»
Холм-Жирковского района Смоленской области
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «28» августа 2018 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР ______________Г.И.Косачева «30» августа 2018 г. | «Утверждено» И.о.Директора МБОУ «СШ им. М.Горького» ___________ Г.И.Косачева Приказ № 79 от 31.08. 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 6 класса
на 2018-2019 учебный год
Учитель географии и биологии
Панченкова Оксана Петровна,
первая квалификационная категория
БОГОЛЮБОВО
2018
Рабочая программа по географии для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Программы основного общего образования по географии, 5-9 классы, авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин (География . 5-9 классы. М.: Дрофа, 2015), требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ им. М.Горького».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса по географии авторов И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В.Душиной, В.И.Сиротина, который состоит из:
География. Начальный курс. 6 кл. : учебник /авторы Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.- М. : Дрофа, 2014.- 159, [1]с. : ил., карт.
География. Начальный курс. 6 кл. :рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ Т. А. Карташева, С.В. Курчина.- М. : Дрофа, 2017
Атлас. География. 6 класс. «Издательство ДИК» Дрофа,2017
Контурные карты. География. 6 класс. «Издательство ДИК» Дрофа, 2017
География: Диагностические работы. 6 кл. : учебно-методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс» / С.В. Курчина, О.А. Панасенкова. – М. : Дрофа, 2015. -158, [2]с. : ил.
Контрольно-измерительные материалы. География: 6 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2011.-112с.- (Контрольно-измерительные материалы)
География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой / Т.П. Громова.- М.: Дрофа, 2014. – 141, [3]с.
Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 224 с.
УМК рекомендован министерством образования и науки РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год.
I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты обучения.
Обучающийся должен обладать:
ответственным отношением к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
пониманием ценности здорового образа жизни;
основами экологической культуры.
Метапредметные результаты обучении
Обучающийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с предложенной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
Обучающийся получит возможность научиться:
классифицировать информацию по заданным признакам;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
Предметные результаты обучения.
Обучающийся научится:
называть методы изучения Земли;
объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
читать план местности и карту;
определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
производить простейшую съемку местности;
объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
называть и показывать основные географические объекты;
работать с контурной картой;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру за сутки, месяц;
составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
называть и показывать основные формы Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
называть меры по охране природы;
приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Обучающийся получит возможность научиться:
называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
приводить примеры географических следствий движения Земли;
называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
описывать погоду и климат своей местности;
рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
составлять описание природного комплекса.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. (1 ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Виды изображений поверхности Земли. (9 ч)
План местности. (4 ч.)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы.
Изображение здания школы в масштабе.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
Составление плана местности методом маршрутной съемки.
Географическая карта. (5ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы.
Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)
Литосфера (5ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы.
Составление описания форм рельефа.
Гидросфера (6ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы.
Составление описания внутренних вод.
Атмосфера (7ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы.
Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
Построение розы ветров.
Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Биосфера. Географическая оболочка 4ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практикумы.
Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Население Земли. (3 ч)
Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Раздел, тема | К-во часов в программе И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В.Душиной, В.И.Сиротина | К-во часов в рабочей программе | К-во практических работ в программе И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В.Душиной, В.И.Сиротина | К-во практических работ в рабочей программе |
1 | Введение | 1 | 1 | - | - |
| Виды изображений поверхности Земли | 9 | 9 | 4 | 4 |
2 | План местности | 4 | 4 | 3 | 3 |
3 | Географическая карта | 5 | 5 | 1 | 1 |
| Строение Земли. Земные оболочки | 22 | 20 | 6 | 6 |
4 | Литосфера | 5 | 5 | 1 | 1 |
5 | Гидросфера | 6 | 6 | 1 | 1 |
6 | Атмосфера | 7 | 6 | 3 | 3 |
7 | Биосфера. Географическая оболочка | 4 | 3 | 1 | 1 |
8 | Население Земли | 3 | 3 | - | - |
9 | Промежуточная аттестация | - | 1 | - | - |
| Итого | 35 | 34 | 10 | 10 |
9