СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 7 класса по ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 7 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. программа содержит планируемые результаты обучения, тест для входного контроля, итоговый тест по курсу, а также поурочное календарно-тематическое планирование. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 7 класса по ФГОС»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Колесовская средняя общеобразовательная школа»




«Рассмотрено»

Руководитель МО ЕМЦ:

/_______/ О.И.Рябова


Протокол № ___

от «__»_________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР: /__________/ Е.Л.Гребенас


«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ «Колесовская СОШ»:

_____________/ Л.К.Муравьева


Приказ от «__»________20__г. №______









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Учебного курса «География»

Класс: 7

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы: 2018/2019 г.г.

Количество часов по учебному плану:

Всего – 68 ч/год; 2 ч. в неделю



Рабочую программу составила

Гребенас Елена Леонасовна

Учитель географии

высшей квалификационной категории





2018 год

Пояснительная записка

География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» ( 5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в

  • фундаментального ядра содержания общего образования;

  • с рабочей программой «география», авторы-составители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя

  • с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования,

  • с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.


Основная цель учебного курса - продолжить формирование системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира. Развивать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, а также региональные знания о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формировать минимум базовых географических знаний, образующих общую картину мира. Эти знания необходимы каждому человеку нашей эпохи. При изучении курса формируются умения и навыки использования географических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.

Задачи учебного курса:

- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации;

- создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, их использовании населением в хозяйственной деятельности;

-раскрыть характер, сущность и динамику основных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве мира;

-формировать знания о главных особенностях взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, о значении окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития;

- усилить гуманизацию и культурологическую направленность содержания курса посредством знакомства с историко-культурными регионами мира;

-обучать составлением комплексных характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;

- способствовать воспитанию у учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы « научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления, понимать людей другой культуры;

- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба; изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

-на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран, формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде.


Методы обучения географии (основанные на характере познавательной деятельности обучающихся): объяснительно-иллюстративный (лекция, вводная беседа, разъяснительная беседа); репродуктивный (работа по типовому плану);

проблемное обучение (проблемные задания, создание проблемных ситуаций, решение учебных проблем);

частично-поисковый и исследовательский (эвристическая беседа, творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации);

игровые.


Методы обучения географии (основанные на источниках знаний):

словесные, наглядные и практические.

Специфические приёмы, применяемые лишь в экономической географии:(работа с экономическими картами, с цифровым материалом, статистическими данными).


Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.


Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется следующими способами: устная проверка, письменная проверка (тестовый контроль результатов обучения, фронтальная письменная проверка знаний с целью обобщения знаний, а также закрепления умений; задания по нанесению объектов на контурную карту, задания графического характера по составлению схем, картосхем и таблиц; географические диктанты).

Место учебного предмета, курса в учебном плане.



География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 272, из них по 34 ч. (1 ч. в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 68 ч. (2 ч. в неделю) на 7, 8 и 9 классы.

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.

В учебном плане учебный предмет география в 7 классе преподается 2 часа в неделю (всего 68 часов в год).



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Личностные

воспитание российской гражданской идентичности;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры;

уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

Метапредметные

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Предметные

Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Содержание учебного предмета, курса

Введение. Источники географической информации(2 часа).

Что изучают в курсе географии?

Разнообразие источников географической информации. Географические карты, географические описания и характеристики.

Практическая работа №1. Описание карт по плану.

Раздел 1. Современный облик планеты Земля(4 часа).

Геологическая история Земли. Развитие земной коры. Понятие « географическое положение».

Географическая оболочка (ГО). Понятие «географическая среда». Географическая среда и человек. Пространственная неоднородность географической оболочки и её причины.

Природные комплексы. Зональные и незональные природные комплексы (ПК) суши и океана. Понятие «природная зона», «широтная зональность» и «высотная поясность».

Практическая работа №2. Характеристика природной зоны своей местности.

Раздел 2. Население Земли(5часов).

Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции.

Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, удалённости от океанов. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях.

Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их население.

Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного наследия.

Практическая работа №3. Отметить на контурной карте большие города (свыше 3 млн. чел).

Раздел 3. Главные особенности природы Земли (17 ч).

Рельеф Земли (3 ч).

Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры.

Размещение крупных форм рельефа. Основные черты рельефа материков. Основные виды минеральных ресурсов и закономерности их размещения в земной коре.

Роль рельефа в жизни и хозяйственной деятельности людей. Рельефообразующая деятельность человека. Антропогенный рельеф.

Климаты Земли (3 ч).

Основные климатообразующие факторы: приток солнечного тепла, характер земной поверхности и движение воздушных масс. Климатические карты.

Размещение климатических поясов подчинено закону зональности. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области. Карта климатических поясов.

Естественное изменение климата. Влияние климата на человека. Влияние хозяйственной деятельности людей на климат.

Вода на Земле. Роль океана в жизни Земли. Водные массы. Поверхностные течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Вода на Земле (3 ч).

Типы водных объектов суши. Зависимость их распределения от климата и рельефа. Водный режим и годовой сток рек. Зональные типы рек. Озёра. Болота.

Речные цивилизации прошлого. Обеспеченность материков водными ресурсами. Загрязнение вод суши. Стихии вод суши.

Практическая работа №4.Отметить на контурной карте памятники природного Всемирного наследия ЮНЕСКО, относящиеся к водам суши.

Природные зоны (3 ч).

Природные зоны. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы трёх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и животные. Приспособление организмов к среде обитания.

Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон.

Географическое положение зон. Причины наличия в субтропических поясах нескольких природных зон. Своеобразие природы средиземноморских вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников, переменно влажных (муссонных) лесов и субтропических полупустынь и пустынь.

Географическое положение каждой из зон. Соотношение тепла и влаги в пределах каждой зоны. Особенности растительности, почв и животного мира зон, приспособление живых организмов к среде обитания в каждой из изучаемых зон.

Практическая работа №5. Характеристика одной из зон (по выбору)

Самые крупные природные комплексы на Земле — материки и океаны (4 ч).

Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны. Понятие «материк», два ряда материков. Общие черты природы южных материков. Человек на южных материках. Степень антропогенного изменения природы южных материков.

Общие черты географического положения и природы северных материков. Особенности состава населения. Антропогенные комплексы на материках.

Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения.

Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения.

Практическая работа №6. Моделирование на контурной карте функций одного из океанов.


Раздел 4. Материки и страны (34 ч).

Африка (6 ч).

Краткая история исследования материка.

Географическое положение, общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Проявление широтной зональности в природе материка. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка.

Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав, городское и сельское население. Страны Африки. Деление материка на природные и культурно-исторические регионы.

Историко-культурный регион «Северная Африка». Состав территории. Общие черты природы, природных богатств, населения и его хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов Северной Африки. Комплексная характеристика Египта.

Историко-культурный регион «Африка к югу от Сахары». Состав территории. Общая характеристика региона. Особенности материальной и духовной культуры. Комплексная характеристика Нигерии.

Географическое положение и состав территории. Общая характеристика природы и населения региона. Комплексная характеристика Эфиопии. Заповедники на территории региона.

Географическое положение и состав региона. Особенности природы и состава населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика ЮАР.

Практическая работа №7. Определение географического положения материка.

Австралия и Океания (3 ч).

Географическое положение. Краткая история открытия и исследования материка. Своеобразие природы материка, эндемичность органического мира и её причины. Природные ресурсы. Проблемы охраны природы.

Австралия — страна-материк. Коренное и пришлое население. Численность населения, размещение его на территории. Виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств. Изменения природы страны.

Географическое положение и состав региона. Типы островов по происхождению. Природные особенности. Состав населения. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны Океании.

Практическая работа №8. Сравнение компонентов природы Австралии и Африки.

Южная Америка (5 ч).

Географическое положение материка. Краткая история открытия и исследования. Основные черты природы материка. Природные ресурсы. Степень сохранения природы.

История заселения материка. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав. Соотношение городского и сельского населения. Крупные города. Страны. Деление материка на регионы.

Общая характеристика природы и населения региона. Географическое положение Бразилии. Разнообразие природы страны и природных ресурсов. Сложность этнического состава населения. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Города.

Географическое положение. Особенности природы и природные богатства. Население. Основные виды хозяйственной деятельности. Сравнение Аргентины и Бразилии.

Состав региона. Своеобразие природы Анд. Географическое положение каждой из стран региона. Особенности природы и населения каждой страны. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика каждой из трёх стран.

Практическая работа №9. Определение сходства и различий в природе Африки и Южной Америки.

Практическая работа №10 Составление описания природы, населения и хозяйственной деятельности одной из стран материка.

Антарктида (1 ч).

Особенности географического положения континента. Краткая история открытия и исследования. Уникальность природы, природные богатства. Влияние материка на природу всей Земли. Международный статус Антарктиды.

Северная Америка (4 ч).

Географическое положение. Краткая история исследования. Основные черты компонентов природы Северной Америки. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка.

Историко-культурный регион «Англо-Америка». Особенности географического положения страны. Разнообразие и богатство природы и природных ресурсов. История заселения страны. Размещение населения. Своеобразие этнического состава населения. Развитое хозяйство США. Города.

Географическое положение. Комплексная характеристика страны. Основные виды хозяйственной деятельности. Памятники Всемирного культурного наследия.

Географическое положение региона и стран в его пределах. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика Мексики.

Практическая работа №11. Описание одной из стран Центральной Америки и стран Карибского моря.

Евразия (14 ч).

Географическое положение, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон Евразии. Богатства природными ресурсами. Численность и этнический состав населения. Природные и историко-культурные регионы Евразии.

Историко-культурный регион «Северная Европа». Общая характеристика региона. Комплексная характеристика стран в его пределах.

Историко-культурный регион «Западная Европа». Комплексная характеристика Великобритании и Франции. Памятники Всемирного наследия человечества.

Географическое положение каждой страны. Особенности природы и населения. Природные богатства стран. Комплексная характеристика Германии. Памятники Всемирного наследия человечества.

Историко-культурный регион «Восточная Европа». Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Польши, Чехии, Словакии, Венгрии. Памятники Всемирного наследия человечества.

Географическое положение каждой из стран. Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Основные отрасли хозяйства. Комплексная характеристика каждой из стран.

Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Италии и Греции. Памятники Всемирного наследия человечества.

Историко-культурный мир региона. Общая характеристика природы региона. Природные богатства стран. Этнический и религиозный состав населения. Комплексная характеристика республик Закавказья и Турции.

Географическое положение. Общие черты природы и природных богатств. Этнический и религиозный состав населения.

Историко-культурный регион «Южная Азия». Особенность этнического и религиозного состава населения. Комплексная характеристика Индии.

Географическое положение историко-культурного региона и отдельных стран в его пределах. Своеобразие природы и природные контрасты. Природные богатства. Комплексная характеристика одной из стран (по выбору).

Историко-культурный регион «Восточная Азия». Географическое положение, страны региона. Своеобразие природы. Этнический и религиозный состав населения. Природные богатства. Комплексная характеристика Китая.

Комплексная характеристика страны.

Историко-культурный регион «Юго-Восточная Азия». Многообразие стран. Особенности географического положения групп стран. Своеобразие природы стран. Природные богатства. Сложный этнический состав населения. Комплексная характеристика Индонезии.

Практическая работа №12. Составить «каталог» народов Евразии по языковым группам.

Раздел 5. Природа Земли и человек (3 ч).

Этапы взаимодействия человека и природы. Виды природных ресурсов. Нарушение природного равновесия.

Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование. Качество окружающей среды.

Изменение задач географической науки во времени. Методы географической науки.

Календарно-тематическое планирование

I четверть

9 недель


п/п

Дата


Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во часов


Характеристика деятельности учащихся



План


Факт


Введение. Источники географической информации (2 часа)


1



Введение. Страноведение

1

Анализировать учебник, повторять приёмы работы с учебной книгой.

Определять структуру курса по содержанию учебника


2



Источники географических знаний

1

Составлять перечень источников географической информации.

Группировать карты учебника и атласа по разным признакам (охвату территории, масштабу, содержанию).

Различать географические описания и характеристики, приводить примеры


3



Входная контрольная работа

1



Современный облик планеты Земля(4 часа)

4

4



Происхождение материков и впадин океанов

1

Выделять в геологическом времени этапы развития Земли.

Объяснять происхождение материков и впадин океанов.

Определять географическое положение материков, океанов, частей света.

Сравнивать географическое положение этих объектов, устанавливать сходство и различия


5



Географическая среда — земное окружение человеческого общества

1

Выявлять различия между географической оболочкой и географической средой. Давать определения этим понятиям.

Выявлять основные закономерности (свойства) географической оболочки


6



Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность

1

Давать определения понятиям темы. Выявлять по картам проявление широтной зональности на материках и в океанах.

Составлять характеристику природной зоны своей местности и её изменений под влиянием хозяйственной деятельности людей


7



Повторение и обобщение раздела «Современный облик планеты Земля»

1

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Современный облик планеты Земля». Выполнять тестовые задания


Население Земли (5 часов)


8



Расселение людей. Численность населения Земли

1

Анализировать графики изменения численности населения во времени.

Составлять прогноз изменения численности населения Земли.

Решать задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста населения.

Находить информацию о населении своей местности.

Строить графики и диаграммы по собранным данным.

Приводить примеры исторических и современных миграций. Объяснять причины изменений в численности населения материков и миграций населения. Определять и сравнивать различия в численности, плотности и динамике населения отдельных материков и стран мира


9



Особенности расселения людей и их хозяйственная деятельность

1

Читать карту плотности населения. Вычислять плотность населения.

Определять по карте плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши. Выявлять факторы, влияющие на плотность населения. Показывать на карте главные области расселения. Находить и систематизировать информацию об адаптации людей к природным особенностям климатических поясов и областей, к особенностям природных зон.

Называть виды хозяйственной деятельности людей. Приводить примеры хозяйственной деятельности людей в областях с большой и малой плотностью населения.

Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения. Определять функции городов по разным источникам информации.

Показывать на карте большие города


10



Народы мира и разнообразие стран

1

Давать определение понятия «этнос».

Моделировать на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также пути расселения индоевропейских народов.

Изучать по карте народов мира территории проживания народов, относящихся к одним языковым семьям.

Показывать на карте крупнейшие страны мира, определять по карте основные виды хозяйственной деятельности людей в этих странах.

Показывать на карте многонациональные страны


11



Религии мира и культурно-исторические регионы

1

Анализировать карты в целях выявления географии распространения мировых религий. Называть крупные историко-культурные регионы мира, описывать их различия. Готовить и обсуждать презентации и сообщения


12



Повторение и обобщение раздела «Население Земли»

1

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население Земли». Выполнять тестовые задания


Главные особенности природы Земли (17 часов)

Рельеф Земли (3 часа)


13



Планетарные формы рельефа

1

Устанавливать связи между строением земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа. Определять по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Читать карту строения земной коры. Объяснять опасные природные явления, происходящие в литосфере. Читать карты, космические снимки, аэрофотоснимки. Описывать рельеф одного из материков. Сравнивать рельеф двух материков, выявлять причины сходства и различий


14



Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

1

Сопоставлять физическую карту с картой строения земной коры в целях выявления закономерностей отражения в рельефе особенностей строения земной коры. Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Приводить примеры форм рельефа своей местности и их изменений под влиянием деятельности людей


15



Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей

1

Объяснять роль рельефа в жизни людей. Оценивать роль минеральных ресурсов в хозяйственной деятельности.

Обсуждать проблемы рационального использования полезных ископаемых. Находить информацию о памятниках литосферы


Климаты Земли (3 часа)


16



Климатообразующие факторы

1

Выявлять по картам зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей, закономерности уменьшения средних температур от экватора к полюсам.

Объяснять влияние на климат характера подстилающей поверхности (в том числе океанических течений) и движения воздушных масс.

Составлять характеристику основных типов воздушных масс. Анализировать схему общей циркуляции атмосферы. Читать климатические карты для характеристики климата отдельных территорий и оценивать его для жизни людей


17



Климатические пояса

1

Выявлять главную причину разнообразия климатов Земли и существования климатических поясов. Объяснять размещение климатических поясов согласно закону географической зональности.

Устанавливать причины выделения основных и переходных поясов. Выявлять причины выделения климатических областей в пределах климатических поясов. Составлять описание климата одного из поясов. Анализировать климатические диаграммы. Описывать и объяснять различия в климате одного из материков. Объяснять изменение климата во времени


18



Человек и климат

1

Оценивать роль климата как компонента природы и как важнейшего условия жизни людей. Объяснять значение климатических ресурсов (тепла и влаги) в жизни и деятельности человека. Приводить примеры адаптации людей к климату. Оценивать климатические условия какого-либо материка для жизни населения




Отметка о выполнении программы и корректировка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













II четверть

7 недель



п/п

Дата


Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во часов


Характеристика деятельности учащихся


План


Факт

Вода на Земле (3 часа)

1



Мировой океан — главная часть гидросферы

1

Оценивать роль самого большого природного комплекса в жизни Земли. Приводить примеры проявления зональности в распределении поверхностных водных масс, температуры и солёности вод.

Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Объяснять механизм взаимодействия океана с атмосферой и сушей. Доказывать роль океана как мощного регулятора многих процессов, происходящих на Земле

2



Воды суши. Закономерности их питания и режима

1

Устанавливать по карте географическое положение крупных водных объектов суши. Описывать по карте территории с густой речной сетью, районы распространения ледников, озёр, болот. Выявлять причины их образования. Сопоставлять тематические карты в целях выявления зависимости характера, питания и режима рек от рельефа и климата.

Составлять характеристику зональных типов рек. Сравнивать внутренние воды материков

3



Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности

1

Сравнивать и оценивать обеспеченность материков внутренними водами. Приводить примеры использования человеком вод суши и их изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Обсуждать проблемы рационального и нерационального использования водных ресурсов. Приводить примеры неблагоприятных и опасных для человека явлений, связанных с водами суши. Называть и показывать на карте памятники природного Всемирного наследия ЮНЕСКО, относящиеся к водам суши

Природные зоны (3 часа)

4



Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов

1

Давать определение понятия «природная зона». Составлять характеристику экваториальных лесов, саванн, пустынь тропического пояса с установлением связей между компонентами зоны. Называть нескольких представителей растительного и животного мира зоны. Выявлять по картам антропогенные изменения природных зон. Доказывать необходимость охраны природных зон. Подготавливать и обсуждать презентации об уникальных представителях растительного и животного мира зон

5



Природные зоны субтропических поясов

1

Устанавливать климатические различия и их причины в субтропических климатических поясах. Показывать на карте природные зоны субтропических поясов. Составлять краткие описания природы основных зон этих поясов по различным источникам информации. Называть наиболее характерных представителей органического мира каждой зоны. Выявлять природные богатства зон и возможности их использования в хозяйственной деятельности людей. Оценивать степень изменения природы зон под влиянием человека. Подготавливать и обсуждать презентации о какой-либо зоне субтропического пояса

6



Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов

1

Устанавливать зависимость особенностей изучаемых зон от климатических условий. Объяснять особенности географического положения отдельных зон. Выявлять причины наличия многих природных зон в умеренном климатическом поясе. Сравнивать лесные зоны в пределах северных материков. Составлять краткую характеристику одной из зон (по выбору) с раскрытием связей между природными компонентами зоны. Определять основные природные богатства каждой из зон. Оценивать степень изменения природных зон умеренного пояса в результате хозяйственной деятельности. Приводить примеры антропогенных комплексов в пределах рассматриваемых зон. Составлять каталог культурных растений и домашних животных в пределах всех изученных зон материков

Самые крупные природные комплексы на Земле — материки и океаны ( 4часа)

7



Особенности природы и населения южных материков

1

Определять сходство и различия в географическом положении материков, в рельефе, климате и других компонентах природы. Объяснять причины установленных фактов. Оценивать природные богатства материков. Устанавливать причины большого разнообразия расового и этнического состава населения. Определять степень изменения природы материков под влиянием человека

8



Особенности природы и населения северных материков

1

Объяснять более сложное развитие природы северных материков. Устанавливать сходство и различия в природе Евразии и Северной Америки. Оценивать природные богатства, а также численность, состав населения и его размещение на материках. Показывать на карте антропогенные комплексы материков. Определять сходство и различия в географическом положении и природе северных и южных материков

9



Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах

1

Объяснять по картам особенности географического положения океанов.

Составлять описания и характеристики основных компонентов природы каждого из океанов. Устанавливать по картам основные поверхностные течения, взаимодействие океана с окружающей его сушей. Моделировать на контурной карте транспортную, промысловую, сырьевую, рекреационную и другие функции одного из океанов

10



Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах

1

Изучать по карте географическое положение океанов. Сравнивать компоненты природы двух океанов, объяснять причины установленных фактов. Устанавливать по картам систему течений в океанах. Оценивать роль океанов в хозяйственной деятельности людей. Подготавливать и обсуждать презентации об одном из океанов. Устанавливать степень загрязнения океанов и выявлять меры по охране их природы

11



Повторение и обобщение раздела «Главные особенности природы Земли»

1

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Главные особенности природы Земли». Выполнять тестовые задания

Материки и страны (34 часа)

Африка (6 часов)

12



Особенности природы Африки

1

Определять географическое положение материка и влияние его на природу. Составлять характеристику компонентов природы. Объяснять преобладание в рельефе высоких равнин, размещение месторождений полезных ископаемых. Объяснять влияние климатообразующих факторов на климат материка. Составлять характеристику климата одной из территорий. Читать климатограммы. Объяснять зависимость рек от рельефа и климата. Объяснять особенности размещения природных зон. Оценивать природные богатства Африки. Обсуждать проблемы неумеренного использования природных богатств материка и меры по сохранению природы континента

13



Население и политическая карта Африки

1

Анализировать изменения численности населения материка во времени и факторы, влияющие на этот показатель. Определять по карте плотности населения особенности размещения, по карте народов — этнический состав населения Африки, по статистическим показателям — соотношение городского и сельского населения. Различать города материка по их функции. Группировать страны Африки по различным признакам. Различать природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Африки

14



Северная Африка. Египет

1

Показывать на карте и определять географическое положение региона и стран в его пределах. Выявлять общие черты природы, природных богатств, этнического и религиозного состава населения и его хозяйственной деятельности. Составлять описания и характеристики отдельных стран региона, крупных городов. Анализировать экологическую карту, выявлять районы с нарушенной природой. Создавать географический образ Египта. Называть памятники культурного наследия человечества. Подготавливать и обсуждать презентации о странах Северной Африки



Отметка о выполнении программы и корректировка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________














III четверть

10 недель


п/п

Дата


Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во часов


Характеристика деятельности учащихся


План


Факт

1



Западная и Центральная Африка. Нигерия

1

Изучать по карте географическое положение и состав региона. Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства, этнический состав населения, памятники культурного наследия человечества. Составлять по картам и тексту учебника характеристику Нигерии и какой-либо другой страны (по выбору). Подготавливать и обсуждать презентации о странах

2



Восточная Африка. Эфиопия

1

Выявлять особенности компонентов природы и природных богатств региона. Устанавливать отличия природы Восточной Африки от других регионов материка. Составлять по картам и тексту учебника характеристику страны, выявлять в ней черты, характерные для всего региона. Составлять комплексную характеристику Эфиопии. Объяснять по картам особенности распространения на территории Африки районов стихийных бедствий. Анализировать экологическую карту материка. Подготавливать презентации о заповедниках Восточной Африки

3



Южная Африка. ЮАР

1

Показывать на карте и определять географическое положение региона и стран в его пределах. Выявлять общие черты природы, населения и его хозяйственной деятельности в Южной Африке. Определять природные богатства стран региона и виды деятельности, связанные с их использованием. Составлять комплексную характеристику ЮАР. Выявлять по карте экологические проблемы региона

Австралия и Океания (3часа)

4



Особенности природы

1

Изучать по карте географическое положение материка. Устанавливать причины выровненного рельефа, сухости климата на большей части территории, бедности поверхностными водами, особенностей размещения природных зон. Читать климатограммы. Оценивать природные богатства Австралии. Объяснять причины эндемичности органического мира. Определять по экологической карте примеры изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности людей. Сравнивать компоненты природы Австралии и Африки, делать выводы по результатам сравнения

5







Австралийский Союз (Австралия)

1

Составлять характеристику населения страны. Сравнивать население Австралии и Африки, объяснять результаты сравнения. Читать карту хозяйственной деятельности. Оценивать роль природных ресурсов в развитии промышленности и сельского хозяйства. Показывать на карте города Австралии, различать их функции. Подготавливать и обсуждать презентации о заповедниках страны. Выявлять причины изменения природы материка. Составлять характеристику природы, населения и его хозяйственной деятельности одного из регионов Австралии (по выбору)

6



Океания

1

Описывать по карте географическое положение Океании. Группировать острова по происхождению. Объяснять связь рельефа и полезных ископаемых с происхождением островов. Устанавливать причины особенностей климата и органического мира островов. Анализировать состав населения. Показывать на карте наиболее значимые страны Океании. Составлять описание одного из островов. Подготавливать и обсуждать презентации о крупных стихийных бедствиях, об уникальности природы островов, о памятниках природного и культурного наследия

Южная Америка (5 часов)

7



Особенности природы

1

Изучать по карте географическое положение материка и предполагать отражение его в природе материка. Объяснять причины контрастов в строении рельефа, преобладания влажных типов климата, своеобразия органического мира. Читать и анализировать климатограммы. Сравнивать природу Южной Америки с природой Африки и Австралии. Оценивать природные ресурсы материка. Определять по экологической карте примеры изменений природы континента

8



Население и политическая карта

1

Анализировать изменения численности населения материка во времени и факторы, влияющие на этот показатель. Давать характеристику географического положения историко-культурного региона. Выявлять общие черты материальной и духовной культуры народов Латинской Америки. Называть объекты древних индейских цивилизаций. Сравнивать численность населения Южной Америки и Африки. Определять по карте плотности населения особенности размещения, а по карте народов — этнический состав населения. Различать города материка по их функциям. Группировать страны по различным признакам. Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран региона (по выбору)

9



Внеандийский Восток. Бразилия

1

Изучать по карте географическое положение страны. Объяснять особенности компонентов её природы. Выявлять по картам природные богатства и оценивать их. Выявлять особенности расового и этнического состава населения страны. Находить на карте и называть памятники культурного наследия человечества. Составлять по карте хозяйственной деятельности и тексту учебника описание видов хозяйственной деятельности населения Бразилии. Определять по картам районы освоения внутренних территорий. Подготавливать и обсуждать презентации о заповедниках страны, памятниках всемирного наследия, городах

10



Аргентина

1

Составлять характеристику природы и природных богатств страны. Устанавливать особенности населения. Читать карту хозяйственной деятельности и определять по ней размещение отраслей сельского хозяйства. Оценивать роль природных ресурсов в развитии промышленности. Оценивать географическое положение столицы, называть её функции

11



Андийский Запад. Перу. Чили. Венесуэла

1

Показывать на карте и определять географическое положение стран региона. Выявлять общие черты природы, этнический и религиозный состав населения и его хозяйственной деятельности. Читать карту хозяйственной деятельности материка, определять природные богатства стран и виды деятельности, связанные с их использованием. Составлять географический образ Перу, Чили и Венесуэлы. Анализировать экологическую карту материка, устанавливать районы нарушения природы. Называть памятники культурного наследия человечества в пределах изучаемых стран

Антарктида (1 час)

12



Особенности природы

1

Выявлять своеобразие географического положения Антарктиды и объяснять его влияние на природу. Показывать на карте научные станции. Устанавливать причины особенностей рельефа, климата и других компонентов природы. Анализировать климатограммы. Составлять описания климата внутренних и прибрежных районов материка. Объяснять влияние Антарктиды на природу Земли. Оценивать природные богатства материка. Объяснять важность международного статуса Антарктиды. Определять цели изучения южной полярной области Земли. Составлять проекты использования её природных богатств в будущем. Подготавливать и обсуждать презентации о современных исследованиях Антарктики

Северная Америка (4 часа)

13



Особенности природы

1

Оценивать влияние географического положения на природу материка.

Составлять характеристику компонентов природы. Объяснять причины контрастов в строении рельефа, разнообразия климатов, в расположении природных зон. Читать климатограммы. Определять закономерности размещения на материке основных природных богатств. Обсуждать последствия хозяйственной деятельности в использовании природных богатств материка и необходимые меры по сохранению природы континента

14



Соединённые Штаты Америки

1

Давать оценку географического положения США. Составлять характеристику природы и природных богатств, их использования в хозяйственной деятельности населения. Выявлять специфику этнического состава населения. Выявлять причины особенностей материальной и духовной культуры. Устанавливать по карте размещение населения. Показывать на карте большие города и описывать их географическое положение, планировку и внешний облик. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории страны. Определять изменения природы по экологической карте

15



Канада

1

Составлять характеристику природы и природных богатств страны. Устанавливать особенности населения. Читать карту хозяйственной деятельности. Оценивать роль природных ресурсов в развитии промышленности и сельского хозяйства. Показывать на карте большие города, различать их по функциям. Показывать на карте памятники культурного наследия. Подготавливать презентации о стране

16



Средняя Америка. Мексика

1

Оценивать географическое положение стран региона. Составлять характеристику природы и природных богатств, их использования в хозяйственной деятельности населения. Выявлять специфику этнического состава населения. Называть и показывать на карте памятники индейской культуры. Устанавливать по карте размещение населения страны. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории страны. Показывать на карте большие города. Составлять по картам и другим источникам информации описание одной из стран Центральной Америки и стран Карибского моря

Евразия (14 часов)

17



Основные черты природы Евразии. Население материка

1

Оценивать влияние географического положения на природу материка. Составлять характеристику компонентов природы. Объяснять особенности каждого компонента. Оценивать природные богатства континента. Устанавливать особенности расового и этнического состава населения. Анализировать карту народов Евразии, показывать на ней места проживания больших по численности и малых народов. Составлять «каталог» народов Евразии по языковым группам. Называть и показывать на карте природные и историко-культурные регионы материка

18



Северная Европа. Швеция и Норвегия

1

Изучать по карте географическое положение и состав региона. Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства, этнический состав населения, памятники культурного наследия человечества. Описывать виды хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанной с работой в океане. Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран региона (по выбору). Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран (по выбору)

19



Западная Европа. Великобритания. Франция

1

Давать по карте оценку географического положения каждой из двух стран. Сравнивать и оценивать природу, природные богатства стран. Выявлять черты сходства и различия в численности и этническом составе населения. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории стран. Показывать на карте большие города, определять их функции. Называть памятники культурного наследия

20



Западная Европа. Нидерланды. Германия. Швейцария

1

Оценивать географическое положение каждой из стран. Составлять характеристику природы и природных богатств, их использования в хозяйственной деятельности населения. Определять размещение населения по территории. Составлять комплексную характеристику Германии. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории страны. Показывать на карте большие города, определять их функции. Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран (по выбору)



Отметка о выполнении программы и корректировка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




IV четверть

8 недель


п/п

Дата


Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во часов


Характеристика деятельности учащихся


План


Факт

1



Восточная Европа. Польша. Чехия. Словакия. Венгрия

1

Показывать на карте страны региона. Определять географическое положение стран, сравнивать его и оценивать. Выявлять общие черты природы стран. Устанавливать различия в численности и составе населения. Определять природные богатства стран и виды деятельности, связанные с их использованием. Создавать географический образ Польши, Чехии, Словакии, Венгрии. Называть памятники культурного наследия человечества в пределах этих стран

2



Белоруссия. Украина

1

Давать по карте оценку географического положения каждой из стран. Сравнивать природу и природные богатства Белоруссии и Украины. Выявлять черты сходства и различия в численности и размещении населения. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории стран. Показывать на карте большие города, определять их функции. Называть памятники культурного наследия

3



Италия и Греция

1

Изучать по карте географическое положение стран. Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства стран и виды хозяйственной деятельности населения. Показывать крупные города, называть их функции. Называть памятники культурного наследия человечества. Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран региона (по выбору). Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран (по выбору)

4



Юго-Западная Азия. Республики Закавказья. Турция

1

Объяснять историко-культурные особенности стран региона. Оценивать их географическое положение. Группировать страны Юго-Западной Азии по различным признакам. Выявлять своеобразие природы отдельных стран. Устанавливать главные природные богатства стран. Характеризовать этнический и религиозный состав населения и его влияние на материальную и духовную культуру. Устанавливать по карте виды хозяйственной деятельности. Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран Юго-Западной Азии, о памятниках культурного наследия

5



Юго-Западная Азия. Израиль. Арабские страны. Иран

1

Показывать на карте и определять географическое положение стран. Выявлять общие черты их природы. Устанавливать различия в численности и составе населения. Определять природные богатства стран и виды деятельности, связанные с их использованием. Составлять географический образ Израиля, Ирана и одной из арабских стран. Называть памятники культурного наследия человечества в пределах этих стран

6



Южная Азия. Индия

1

Определять особенности географического положения региона и стран в его пределах. Выявлять особенности компонентов природы и природные богатства, их влияние на развитие хозяйства стран. Составлять по картам и тексту учебника комплексную характеристику Индии. Моделировать на контурной карте размещение природных богатств Индии. Выделять главные отрасли хозяйства. Показывать на карте крупные города и памятники культурного наследия

7



Страны Центральной Азии

1

Объяснять влияние географического положения стран на своеобразие их природы. Определять основные природные богатства стран и связанные с ними виды хозяйственной деятельности. Выявлять особенности размещения населения, географическое положение крупных городов. Составлять по картам комплексную характеристику одной из стран. Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран, о памятниках культурного наследия

8



Восточная Азия. Китай

1

Определять особенности географического положения Китая, оценивать его для развития хозяйства. Составлять характеристику компонентов природы и природных богатств Китая, степень антропогенных изменений природы. Устанавливать по карте связи отраслей хозяйства с природными богатствами. Выявлять особенности населения (численность, плотность, размещение по территории, этнический состав).

Моделировать на контурной карте виды хозяйственной деятельности, размещение крупных городов, описывать их географическое положение и функции. Объяснять вклад Китая в развитие мировой цивилизации, называть памятники культурного наследия

9



Япония

1

Оценивать географическое положение страны, своеобразие компонентов её природы и природных богатств. Объяснять роль моря в жизни населения. Составлять характеристику населения и отраслей хозяйства страны. Подготавливать и обсуждать презентации о стране, о памятниках культурного наследия человечества

10



Юго-Восточная Азия. Индонезия

1

Показывать на карте страны региона. Определять и оценивать их географическое положение. Выделять наиболее общие черты природы стран. Выявлять по картам природные богатства стран. Устанавливать сложность этнического состава населения, размещение его по территории стран. Различать крупные города стран по их функциям. Составлять по плану комплексную характеристику Индонезии. Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран региона, о памятниках культурного наследия

11



Повторение и обобщение раздела «Материки и страны»

1

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Материки и страны». Выполнять тестовые задания

Природа Земли и человек (3 часа)

12



Природа — основа жизни людей

1

Объяснять причины изменений характера взаимодействия человека и природы по мере развития человечества. Различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы». Приводить примеры неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов. Характеризовать виды ресурсов по происхождению и принадлежности к какому-либо компоненту природы

13



Изменение природы человеком

1

Давать определение понятия «природопользование». Приводить примеры рационального и нерационального природопользования на материках и в странах мира. Моделировать на карте основные виды природных богатств материков и океанов. Доказывать необходимость международного сотрудничества всех стран мира в сохранении природы, а также памятников природного и культурного наследия человечества. Составлять описание местности, в которой школьник провёл летние каникулы, выявлять её экологические проблемы и пути сохранения и улучшения качества окружающей среды; называть памятники природы и культуры

14



Роль географической науки в рациональном использовании природы

1

Доказывать на примерах возрастание роли географической науки в рациональном природопользовании. Приводить примеры применения учёными-географами традиционных, новых и новейших методов исследования природы Земли, населения и его хозяйственной

деятельности

15



Итоговое повторение

1


16



Резерв

1




Отметка о выполнении программы и корректировка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



























Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  • комплект технических и информационно-коммуника­тивных средств обучения:

компьютер;

мультимедиа-проектор;

метеостанция

  • электронные учебники и пособия:


Интерактивные карты

  • Учебно-познавательная литература.-2 комплекта.

  • Атласы по географии

  • Таблицы:





Учебно-методическое обеспечение



1.Душина И.В., Смоктунович Т.Л.География. Материки, океаны, народы и страны. Страноведение: 7 класс.

2. Атлас «Материки, океаны, народы и страны».

3.География. Программа 5-9 классы. Авторы: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня. Издательство «Вентана-граф» 2013г.

































Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса



Ученик научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • объяснять расовые отличия разных народов мира;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;































Приложение 1

Практическая работа №1

Обозначение на контурной карте литосферных плит и сейсмических поясов Земли

А. 1. Пользуясь картой атласа нанести границы литосферных плит Земли и подписать их;
2. Выделить в пределах материковой части плит платформы, пользуясь картой строения земной коры в атласе;
3. Найти на физической карте эти же места и определить формы рельефа. Подписать название на к/к в районе платформ;
4. Нанести штриховкой пояса землетрясений и вулканизма Земли;
5. Нанести без подписи направление горных систем мира на материках.
Б. В океанах - направление подводных хребтов.
Какой вывод можно сделать из наложения карт о -
а) размещении равнин;
б) размещении горных систем
в пределах литосферных плит?



Практическая работа №2

Обозначение на к/к климатических поясов Земли и описание климата места по климатической карте

  1. Найти на карте "Климатические пояса Земли" примерные средние параллели для каждого климатического пояса:

а) эк 0?; б) суб 10?; в) троп. 20?; г) субтр. 40?; д) умер. 50?; е)  60?

  1. провести примерные границы поясов Земли на к/к и подписать их сокращенно;

  2. показать направления постоянных ветров в тропическом, умеренном и полярных поясах стрелками;

  3. нанести на карту город с карточки. Описать климат в этом городе (6 вариантов):

а) - ср. t? января;
б) - ср. t? июля;
в) - амплитуда;
г) - мин t?;
д) - макс. t?;
е) - годовое кол-во осадков;
ж) - направление ветров летом;
з) - направление ветров зимой;
и) климатический пояс города.

 

Практическая работа  №3

См. учебник стр.70



Практическая работа №4

Описание географического положения материка

Пользуясь физической картой полушарий и материка, описать его положение:

 

План

Африка

Австралия

1

Как расположен относительно экватора, тропиков?

 

 

2

Как расположен относительно 0? меридиана?

 

 

3

Крайние точки:

С

Ю

З

В

 

 

4

Какие океаны омывают?

 

 

5

Какие моря и заливы омывают?

 

 

6

Как лежит относительно других материков?

 

 

7

В каких климатических поясах расположен?

 

 

Одна колонка таблицы у каждого варианта остается пустой.



Практическая работа №5

Характеристика ПК Африки по картам.

Пользуясь картами строения земной коры мира, физической картой Африки, климатической природных зон и комплексной, дать описание ПК:
а) - северо-западной части;                                         б) - юго-западной части.
По плану:

    • Географическое положение ПК;

    • Рельеф территории в зависимости от строения земной коры;

    • Полезные ископаемые в ПК;

    • Климатический пояс и его черты;

    • Водные объекты и их характерные черты;

    • Типичные растения и животные в ПК;

    • Возможности хозяйственной деятельности людей.



Практическая работа №6 « Описание страны по плану»

Характеристика страны

 

план

тезисы

1

ГП (часть материка, соседи, столица);

 

2

Народы страны (раса, язык, размещение по стране);

 

3

Особенности природы:
а) рельеф,
б) полезные ископаемые,
в) климат,
г) реки, озера,
д) природные комплексы

 

4

Хозяйственная деятельность человека
а) виды занятий,
б) крупные города

 

5

Экологические проблемы

 



Практическая работа №7


Сравнение географического положения Африки и Австралии
Основой для выполнения работы служит практическая работа №5.

  1. Заполнить пустующую колонку в ПР. №5;

  2. Определить географические координаты крайних точек;

  3. Назвать черты сходства в положении Африки и Австралии (написать в тетради как вывод);

  4. В чем главное отличие положения материков?

 



Практическая работа №8


Сравнение ГП материков Южная Америка и Африка, черты сходства и различия.

 

Вопросы сравнивания

Черты сходства

Черты различия

только Ю. Америка

только Африка

1

Положение к экватору, к тропикам, к 0? меридиану.

 

 

 

2

Протяженность с севера на юг, с запада на восток в самых широких местах

 

 

 

3

В каких климатических поясах лежат

 

 

 

4

В каких климатических поясах лежат самые широкие части

 

 

 

5

Какие океаны и моря омывают

 

 

 

6

Как лежит по отношению к другим материкам

 

 

 

 

Практическая работа №9

Описание реки Южной Америки (Ориноко, Парана)

Описать реку Ориноко, Парана, пользуясь картами атласа, таблицами атласа и планом.
Описание можно оформить в таблицу или в повествовательный текст, а можно сделать в к/к, применив условные обозначения.
План:

  1. Географическое положение:

а) в какой части материка;
б) исток, направление течения, устье;
в) бассейн какого океана;
г) длина реки.

    • Каков рельеф местности, по которому течет река. Как это влияет на ее характер течения? Характер течения реки.

    • Питание и режим реки. В каких климатических поясах течет река, как это влияет на ее питание и режим?

    • Хозяйственное использование реки человеком.

    • Как может измениться природа реки в будущем?



Практическая работа №10

Характеристика природы страны и населения одной из стран Ю.Америки

Дать описание страны: Чили, Венесуэла.
План:

  1. Географическое положение (часть материка, соседи, выход в океан, море, столица).

  2. Особенности рельефа (основные формы, высоты). Полезные ископаемые, влияние на хозяйственную деятельность.

  3. Климатические условия (пояс, t? января, , t? июля, годовые осадки), наличие сезонов. Влияние на хозяйственную деятельность.

  4. Реки и озера. Использование в хозяйстве.

  5. Природные зоны (растительность, почвы, животные).

  6. Народы страны, их основные занятия. Орудия труда, жилища, одежда, традиции.

  7. Крупные города.

  8. Какие культуры выращивают, каких животных разводят.

 



Практическая работа №11

Обозначение на к/к маршрутов научных экспедиций в 4-х океанах мира. Обозначение на карте 1-2 объектов путешествий, чьими именами названы объекты.

А. 1. На карте мира нанести по 2-3 маршрута любых путешествий в пределах океана стрелками, на стрелке указать годы и руководителя путешествия;
Воспользуйтесь перечнем "Важнейшие географические открытия и путешествия"
2. Найти в океане 1-2 объекта, которые носят названия, связанные с людьми, участвовавшими в обозначенных экспедициях.
Можно, наоборот, нанести 1-2 объекта, а потом экспедиции этих ученых.
Б. Смоделируйте свою собственную экспедицию в один из океанов, на стрелке напишите цель вашего путешествия.

Практическая работа №12

Характеристика особенностей климата Северной Америки.

Заполнить таблицу с помощью карты:


Территория широта

Средняя t? января

Средняя
t? июля

Годовое количество осадков

Режим осадков

Климат

пояс

Тип климата

П-ов Аляска
55? с. ш.
П-ов Лабрадор

0 -8?

-16?

+10?

+16?

2000 м

500 м

Весь год много
Больше летом

Умеренный
умеренный

Умеренно континент

П-ов Калифорния
30? с.ш.
П-ов Флорида

+8?

+16?

+16?+24?

+24?+30?

250-500

1000-2000

Зимой больше

Весь год, больше летом

Субтр.

Субтр.

Средизем.

муссон

Черты сходства

 

 

 



Практическая работа №13

Характеристика одной из стран Северной Америки (по контурной карте)

Пользуясь разными картами атласа, дайте характеристику страны:
Мексика - Канада картографическим способом. На к/к нанести особенности стран в соответствии с планом описания страны.

  1. Географическое положение (границы, соседи, моря, океаны);

  2. Рельеф и полезные ископаемые;

  3. Реки и озера;

  4. Границы климатических поясов;

  5. Штриховкой природные зоны;

  6. Крупные города;

  7. Условно, что выращивают, кого разводят;

  8. Выделить территории, наиболее освоенные человеком.



Практическая работа №14

Особенности географического положения Евразии
 и его влияние на природу материка
Взаимосвязь географического положения и особенностей природы


План описания

Фактор географического положения

Следствие в особенностях природы

1

Величина материка

 

 

2

Положение
к экватору,
к тропикам,
к полярному кругу

 

 

3

Протяженность С-Ю, З-В, координаты крайних точек;

 

 

4

Омываемые океаны

 

 

5

Климатические пояса

 

 

6

Положение к материкам

 

 

 

Практическая работа № 15

Характеристика климата места по климатограмме

А. Пользуясь карточкой диаграммы определить:

  1. Среднюю температуру января -

  2. Среднюю температуру июля -

  3. Амплитуду -

  4. Годовое количество осадков -

  5. Их режим в течение года -

  6. Самый влажный месяц -

  7. Самый сухой месяц -

  8. Выражены ли времена года. Какие?

  9. Сделать вывод: какой это климатический пояс и тип климата.

Б. Получают две диаграммы Евразии и Северной Америки. Делают вывод о сходстве и различии.





























Приложение 2

Стартовая работа по географии 7 класс.

1 вариант.

Задания области А:

А1. Азимут – это угол, который всегда вычисляется от направления

а) Север б) Юг в) Запад г)Восток



А2. Какая точка находится севернее?

а) 33о с.ш., 35о з.д. б) 15о ю.ш., 125о в.д. в) 56о ю.ш., 100о з.д. г)45о с.ш., 115о з.д.


А3. Какое утверждение раскрывает содержание понятия «относительная высота»?

а) высота Джомолунгмы – 8848 м.

б) самая высокая гора Южного полушария – Аконкагуа.

в) к плоскогорьям относятся равнины, имеющие высоты более 500 м.

г) самая высокая гора России (Эльбрус) на 835 м выше самой высокой горы Европы (Монблан).


А 4. Горы, относящиеся к группе средневысотных гор.

а) Альпы б) Урал в)Тибет г)Кордильеры


А5. Залив, омывающий берега Северной Америки.

а) Персидский б)Гвинейский в) Мексиканский г)Бенгальский


А6. Самое мощное течение Мирового океана.

а) Гольфстрим б) Лабрадорское в) Перуанское г)Западных ветров


А7. Море, омывающее берега только одного материка.

А) Карибское б) Охотское в) Красное г) Средиземное



А8. Река, впадающая в Тихий океан.

а) Лена б) Енисей в) Обь г)Амур


А 9. Какой процесс является следствием вращения Земли вокруг своей оси?

а) сезонные миграции животных в) смена времен года


б) смена дня и ночи г) листопад


А10. Солнце равномерно освещает оба полушария Земли

а) 22 июня б) 26 марта в) 22 декабря г)23 сентября


А11. Участок речной долины, затапливаемый во время половодья.

а) русло б) фарватер в) террасы г) пойма


А12. Основной объем водяных паров атмосферы сосредоточен

а) в стратосфере б) тропосфере в) в верхних слоях атмосферы

г) в озоновом слое



Задания области В:

В1. Определите географический объект по описанию.

а) Эта горная система находится в самой большой по площади стране мира. Максимальная высота гор не превышает 2000 м. По горам проходит граница двух частей света

б) Это озеро – самое большое на Земле. За свои размеры и соленую воду оно даже называется морем. Впрочем, когда-то оно действительно соединялось с океаном, и было настоящим морем.

В2. Установите соответствие между объектами.

Литосфера.

Равнина

Материк

1. Восточно-Европейская равнина

А. Южная Америка

2. Великие равнины

Б. Евразия

3. Бразильское плоскогорье

В. Северная Америка



В3. Установите соответствие между объектами.

Гидросфера.

Река

Направление течения

1. Нил

А. на юг

2. Миссисипи

Б. на восток

3. Амазонка

В. на север





Стартовая работа по географии 7 класс.

2 вариант.

Задания области А:

А1. Азимут направления на юго-восток

а) 270о б) 45о в) 135о г)225о


А2. Где допущена ошибка в написании географических координат?

а) 15о с.ш., 40о в.д. б) 80о ю.ш., 115о з.д. в) 45о с.ш., 50о с.д.


А3. Условные линии на плане или карте, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой.

А) изотермы б) горизонтали в) изогиеты г) изобары


А4. Самая высокая горная система мира.

А) Кавказ б) Анды в) Гималаи г) Аппалачи


А5. Самый широкий пролив в Мировом океане.

А) Берингов б) Дрейка в) Малайский г) Магелланов


А6. Теплым морским течением является:

а) Гольфстрим б) Лабрадорское в) Перуанское г)Западных ветров


А7. Море, омывающее берега только одного материка.

А) Карибское б) Охотское в) Красное г) Средиземное


А8. Самая полноводная река мира.

А) Волга б) Нил в) Конго г) Амазонка


А9. Основные причины смены времен года

а) наклон земной оси и вращение Земли вокруг Солнца в) наклон земной оси

б) вращение Земли вокруг Солнца г) вращение Земли вокруг своей оси


А10. Чему равна длина экватора?

А) 20000 км. б) 15000 км. в) 40000 км. г) 30000 км.


А11. Быстродвижущаяся масса воды, камней и грязевых частиц.

А) лавина б) оползень в) сель г) обвал


А12. Самый распространенный газ в земной атмосфере.

А) кислород б) углекислый газ в) азот г) водяной пар

Задания области В:

В1. Определите географический объект по описанию.

а) Этот остров называют «островом гейзеров». А название столицы государства, расположенного на острове, переводится на русский язык как «бухта пара» или «дымящаяся бухта». Славится остров и вулканами, многие из которых активны и сегодня.

б)Этот остров, несмотря на своё название, почти целиком покрыт ледниками. По происхождению он относится к материковым островам, к тому же он самый большой остров на Земле.

В2. Установите соответствие между объектами.

Литосфера.

Вулкан

Часть света

1.Ключевская Сопка

А. Европа

2. Везувий

Б. Америка

3. Котопахи

В. Азия



В3. Установите соответствие между объектами.

Гидросфера.

Острова

Происхождение

1. Гавайские

А. материковое

2. Мадагаскар

Б. коралловое

3. Большой Барьерный риф

В. вулканическое















Итоговая контрольная работа по географии

Вариант 1

1. Выберите верные утверждения для каждого материка земли

  • Евразия

  • Африка

  • Северная Америка

  • Южная Америка

  • Антарктида

  • Австралия


  1. Площадь 54 млн. кв. км.

  2. На материке самые протяженные горы мира (запишите материк, горы)

  3. Самый жаркий материк

  4. Самый сухой материк

  5. На материке самая глубокая впадина – Бентли – 2555 м.

  6. Материк состоит из двух частей света

  7. На материке самое большое ущелье – Большой каньон

  8. Материк открыли голландцы, но осваивать его не стали

  9. Пингвины, первыми встретят вас на материке

  10. На материке самая высокогорная столица мира (напишите материк, страну, столицу)

  11. Прародина человека

  12. Материк находится во всех климатических поясах, кроме экваториального



2. Приведите три примера к каждой группе стран

  1. Самые большие по площади страны - ……..

  2. Самые маленькие по площади страны - …….

  3. Страны, не имеющие выхода к морю - ……..

  4. Самые большие по населению страны - …….

  5. Страны, большая часть которых лежит в пустынях, - ……

  6. Страны, большая часть которых лежит в экваториальных лесах, - …….

  7. Страны, на территории которых выражена высотная поясность (горные страны) - ……

3. Почему на северо-восточном побережье Австралии осадков выпадает гораздо больше, чем на юго-западном побережье?

Варианты ответов:

  1. На юго-западе Австралия омывается холодным Индийским океаном

  2. Теплое течение на востоке и пассаты, дующие с океана, приносят много осадков

  3. В Австралии повсеместно выпадает малое количество осадков

  4. В Австралии повсеместно выпадает большое количество осадков

  5. Северная часть Австралии расположена ближе к экватору и получает большее количество осадков


4. Красное море одно из самых соленых морей в мире. Перечислите причины такой высокой солености. Из предложенных вариантов ответов выберите верные утверждения.


  1. Большое количество впадающих в море рек повышают его соленость.

  2. Море связано с Индийским океаном, воды которого имеют высокую соленость.

  3. Море пересекается северным тропиком, а значит, находится в сухом тропическом поясе, с малым количеством осадков и высоким уровнем испарения.

  4. Нет крупных рек, впадающих в водоем и опресняющих его.

  5. Море, является окраинным и поэтому соленость такая же, как и в Мировом океане


5. Ю.Америка – самый влажный материк. На востоке рельеф равнинный и пассаты, дующие с Атлантического океана, под влиянием теплого течения приносят много осадков. Как известно в Южной Америке вдоль западного побережья вытянулись Анды - самые протяженные и высокие горы материка. Какие изменения климата материка произошли бы, если бы горы Анды располагались бы вдоль восточного побережья? Выбери верное утверждение.


Варианты ответов:

  1. Климат Южной Америки стал бы еще более влажным и теплым.

  2. На материке стало бы значительно холоднее.

  3. Климат материка стал бы гораздо суше, и влажной осталась бы только узкая полоска восточного побережья.

  4. Южная Америка превратилась бы в сплошную пустыню.

  5. Никаких изменений климата не произошло бы.


6. Установите верное соответствие: природная зона – почва

Природная зона

Главный тип почв

1.Влажные экваториальные леса

а) Красно-желтые ферраллитные

2. Саванны

б) Подзолистые

3. Пустыни

в) Красно-бурые

4. Степи

г) Бурые и серые лесные

5. Смешанные и широколиственные леса

д) Черноземы и каштановые

6. Тайга

е) Тундрово-болотные

7. Тундра

ж) Пустынные

Вариант 2

1. Выберите верные утверждения для каждого материка земли

  • Евразия

  • Африка

  • Северная Америка

  • Южная Америка

  • Антарктида

  • Австралия


  1. Площадь 30,3 млн. кв. км.

  2. На материке самый высокий водопад мира – Анхель

  3. Пустыня Сахара, Намиб, Калахари

  4. Самое большое разнообразие сумчатых животных на земле

  5. Самый высокий материк

  6. На материке самый большой полуостров (запишите материк, полуостров)

  7. Историю происхождения залива у материка связывают с эпохой вымирания динозавров

  8. Материк исследовал Дж. Кук, А. Тасман

  9. Пингвины, первыми встретят вас на материке

  10. На материке страна, которая пересекается примечательной линией градусной сетки, что отражено в ее названии (запишите материк, страну, столицу)

  11. На материке самая протяженная пещера в мире



2. Приведите три примера к каждой группе стран

  1. Самые большие по площади страны - ……..

  2. Самые маленькие по площади страны - …….

  3. Страны, не имеющие выхода к морю - ……..

  4. Самые большие по населению страны - …….

  5. Страны, большая часть которых лежит в пустынях, - ……

  6. Страны, большая часть которых лежит в экваториальных лесах, - …….

  7. Страны, на территории которых выражена высотная поясность (горные страны) -.

3. Почему на северо-восточном побережье Австралии осадков выпадает гораздо больше, чем на юго-западном побережье?

Варианты ответов:

  1. На юго-западе Австралия омывается холодным Индийским океаном

  2. Теплое течение на востоке и пассаты, дующие с океана, приносят много осадков

  3. В Австралии повсеместно выпадает малое количество осадков

  4. В Австралии повсеместно выпадает большое количество осадков

  5. Северная часть Австралии расположена ближе к экватору и получает большее количество осадков



4. На побережье Красного моря находятся крупные пустыни мира. Перечислите причины их образования.


  1. Малое количество рек протекают по ее территории.

  2. Море связано с Индийским океаном, воды которого имеют низкую температуру.

  3. Территория пересекается северным тропиком, а значит, находится в сухом тропическом поясе, с малым количеством осадков и высоким уровнем испарения.

  4. Территория находится в сухом субэкваториальном климатическом поясе, где круглый год высокая температура и сильное испарение.


5. Ю.Америка – самый влажный материк. На востоке рельеф равнинный и пассаты, дующие с Атлантического океана, под влиянием теплого течения приносят много осадков. Как известно в Южной Америке вдоль западного побережья вытянулись Анды - самые протяженные и высокие горы материка. Какие изменения климата материка произошли бы, если бы горы Анды располагались бы вдоль восточного побережья? Выбери верное утверждение.


Варианты ответов:

  1. Климат Южной Америки стал бы еще более влажным и теплым.

  2. На материке стало бы значительно холоднее.

  3. Климат материка стал бы гораздо суше, и влажной осталась бы только узкая полоска восточного побережья.

  4. Южная Америка превратилась бы в сплошную пустыню.

  5. Никаких изменений климата не произошло бы.


6. Установите верное соответствие: типичные животные – природная зона

Животные

Природная зона

1. Гориллы, окапи, карликовые бегемоты

а. Экваториальные леса

2. Коала

б. Тайга

3.Медведь, белки

в. Эвкалиптовые леса

4. Вараны, скорпионы

г. Полупустыни и пустыни

5. Зебры, антилопы, львы

д. Антарктические пустыни

6. Пингвин Адели, снежные буревестники, бакланы.

е. Саванны








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!