СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии  для 8-го класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии  для 8-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО на основе авторской программы В.В. Николина, А.И.Алексеева, Е.К.Липкина «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы» (М.: «Просвещение», 2020 год) к учебнику География 8 класс для общеобразовательных организаций под редакцией А.И. Алексеева 2020. Полярная звезда (М.: «Просвещение», 2020).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии  для 8-го класса»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

«ГИМНАЗИЯ № 118 ИМЕНИ ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВИЧА ЦЫГАНОВА»




«Согласовано» УТВЕРЖДАЮ

на заседании МС, протокол № 1 Директор МБОУ «Гимназия № 118»

«____»____________2021 г. Приказ от __________№ _______

_______/____________/руководитель МО/ _________________Т.С. Балашова

_______/____________/председатель МС/








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по __________ ГЕОГРАФИИ __________________________________

(указать учебный предмет, курс)


Уровень общего образования (класс) основное общее


________________________ 8 класс ________________________________


Количество часов __8 «М» класс – 68 часов


Учитель ______Петрик Лариса Александровна____________







Программа разработана на основе примерной рабочей программы. География. В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е.К.Липкина. Предметные линии «Полярная звезда». 5—9 классы. Москва. «Просвещение» 2020 год





Пояснительная записка



Рабочая программа по географии для 8-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО на основе авторской программы В.В. Николина, А.И.Алексеева, Е.К.Липкина «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы» (М.: «Просвещение», 2020 год) к учебнику География 8 класс для общеобразовательных организаций под редакцией А.И. Алексеева 2020. Полярная звезда (М.: «Просвещение», 2020).

Данная программа по географии рассчитана на уровень основного общего образования и обеспечивает преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО и с учетом Примерной программы основного общего образования.

Структура рабочей программы по географии для 8 класса  ориентируется на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, так же решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации общества

Цели:

  • формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве;

  • развитие географического мышления.

  При изучении курса решаются следующие задачи:

  • сформировать географический образ своей страны и её многообразия и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов природы;

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • вооружить школьников необходимыми практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации;

  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.


Место предмета в базисном учебном плане

Изучение курса «География России» проходит в 8 и 9 классах, 138 часов за два учебных года. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России - 70 часов, а в 9 классе населения и хозяйства - 68 часов (2 часа в неделю), таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины. Фактически в 8 «М», 8 «А» классах программа будет выполнена в количестве 68 часов. В 8 «Б», 8 «В» классах в количестве 67 часов. Материал будет компенсирован за счёт обобщения в конце учебного года.



Результаты обучения географии



Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  3. Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли

  4. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

  5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

  6. Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

  7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности

  8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

  9. Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

  10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи

  11. Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера



Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.



Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  3. формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;

  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  8. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.















Содержание учебного предмета


Раздел 1. Географическое пространство России

Тема 1. Географическое положение и границы России

Государственная территория России. Территориальные воды. Исключительная экономическая зона России. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы. Континентальный шельф. Страны — соседи России. Географическое положение России. Виды географического положения. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Россия в мире.

Тема 2. Время на территории России

Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время.

Тема 3. История формирования, освоения и изучения территории России Освоение и изучение территории России в XVI—XXI вв.: землепроходцы, научные географические экспедиции XVIII в., изучение Арктики, Сибири и Северо-Востока страны. Воссоединение Крыма.

Тема 4. Административно-территориальное устройство России. Районирование территории Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Изменение границ отдельных субъектов Российской Федерации. Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований. Крупные районы России.

Раздел 2. Население России

Тема 5. Численность населения

Динамика численности населения России и факторы, её определяющие. Переписи населения России. Естественное движение населения. Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения России и её географических районов. Миграции (механическое движение) населения. Прогнозы изменения численности населения России.

Тема 6. Половой и возрастной состав населения

Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды. Средняя продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Тема 7. Народы и религии

Россия — многонациональное государство. Языковая классификация народов России. Русский язык — язык межнационального общения. Крупнейшие народы России и их расселение. География религий.

Тема 8. Территориальные особенности размещения населения Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Главная полоса расселения. Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Современные тенденции сельского расселения.

Тема 9. Миграции населения

Виды миграций. Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды.

Раздел 3. Природа России

Тема 10. Природные условия и ресурсы

Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов по разным признакам.

Тема 11. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры: платформы и складчатые пояса. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Внутренние процессы: области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Внешние процессы: древнее и современное оледенения, работа текучих вод, ветра, моря. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа. Минеральные ресурсы: виды и проблемы рационального использования. Рельеф своей местности.

Тема 12. Климат

Факторы, определяющие климат России. Географическая широта как главный фактор формирования климата. Солнечная радиация: понятие, виды. Радиационный баланс. Влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат. Типы воздушных масс на территории России и их циркуляция. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, их изображение на картах погоды.

Распределение температуры воздуха, увлажнения и атмосферных осадков по территории России. Испаряемость. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Влияние на климат хозяйственной деятельности населения. Климатические изменения на территории России. Агроклиматические ресурсы. Климат своей местности.

Тема 13. Внутренние воды и моря

Моря, омывающие Россию: особенности природы и хозяйственного использования. Внутренние воды России. Реки: распределение по бассейнам океанов. Главные речные системы России: питание, режим. Крупнейшие озёра России, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Внутренние воды и водные ресурсы своей местности.

Тема 14. Почвы, растительный и животный мир

Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв — мелиорация земель: борьба с эрозией, осушение, орошение, внесение удобрений. Охрана почв. Основные типы растительности России. Особенности животного мира России: видовое разнообразие; факторы, его определяющие. Ресурсы растительного и животного мира России.

Раздел 4. Природно-хозяйственные зоны и районы

Тема 15. Природно-хозяйственные зоны

Природно-хозяйственные зоны России: разнообразие зон, взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесные зоны, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни: географическое положение, климат, почвенный покров, растительный и животный мир, население и его хозяйственная деятельность, экологические проблемы. Высотная поясность. Население и хозяйственная деятельность в горах. Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки. Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Красная книга России.

Тема 16. Районы

Великие равнины России – Восточно – Европейская и Западно – Сибирская. Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири. Регионы многолетней мерзлоты – Восточная и Северо – Восточная Сибирь. Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток.


Раздел 5.  Региональный компонент курса «Родной край»

Тема 17. Ростовская область

Становление Ростовской области. Геологическое строение территории. Рельеф и полезные ископаемые. Климат Ростовской области. Внутренние воды Ростовской области. Почвы Ростовской области. Растительный и животный мир Ростовской области. Природные территориальные комплексы. Население.





Программой предусмотрено проведение и выполнение обучающимися практических работ, из них



Оценочные (3)


Тренировочные (6)

Обучающие (6)

Описание рельефа России по плану. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых

Анализ графика рождаемости и смертности в России

Обозначение на контурной карте государственной границы России

Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения

Анализ половозрастных пирамид России, и её отдельных регионов

Определение разницы во времени на карте часовых поясов

Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.

Обозначение на контурной карте границ географических районов и федеральных округов с целью выявления различий


Описание одной из российских рек с использованием тематических карт, определение падения и уклона реки, выявление возможностей её хозяйственного использования

Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. Описание одного из российских морей по плану


Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати

Составить рекламный буклет об одном из регионов с приглашением посетить самые интересные места


Создание электронной презентации: «Ростов – на – Дону – столица Южного Федерального Округа»

Составление туристического маршрута по природным и историческим местам Ростовской области



























Требования к уровню подготовки обучающихся



    1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения геогра­фической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государств;

  • особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие, районы нового освоения, старопромыш­ленные и депрессивные:

  • народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.



2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.



3. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.



4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии чело­веческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвиже­ния, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических ус­ловиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «сол­нечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специали­зация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсив­ный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.



  1. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Литература и средства обучения


1. Учебник: география 8 класс для общеобразовательных организаций под редакцией А.И. Алексеева 2020. Полярная звезда Просвещение. Москва


2.Контурные карты. География 8 класс. Полярная звезда Просвещение. Москва


3. Атлас Ростовской области. Ростов/Дону



Цифровое обеспечение:

  • РЭШ

  • Решу ОГЭ

  •  www.it-n.ru - Сеть творческих учителей

  • www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей

  •  www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  • www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  • www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.

  • https://studfile.net/preview/5266984/ -География Ростовской области

  • Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда» 5-11 классы. Москва. «Просвещение». 2020 -file:///C:/Users/Larisa/Desktop/ПРОГРАММА%20СБОРНИК.pdf





Тематическое планирование 8 класс




Тематическое планирование по географии для 8-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:


1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

4. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы.

6. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни;

7. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества

8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир





Наименование раздела, темы

Общее

количество

часов

Количество часов, отведенных на

Контрольные работы

Практические работы

Проектную и исследовательскую деятельность

1

Введение


1




2

Географическое пространство России 

9


3

1

3

Население России


12

1

2

1

4

Природа России


24

1

6

2

5

Природно-хозяйственные зоны и районы

12


2

2

6

Родной край


8


2

1

7

Повторение и обобщение знаний

4

1


























Календарно – тематическое планирование:

«ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА»

8 «М» класс

п/п

ТЕМА УРОКА

Кол – во часов

Дата

план

Дата

факт


Введение

1 час



1

Как мы будем изучать географию России

1

02.09



Географическое пространство России 

9 час



2

Мы и наша страна на карте мира

1

03.09


3

Наши границы и наши соседи

Обучающая практическая работа: «Обозначение на контурной карте государственной границы России»

1

09.09


4

Учимся с «Полярной звездой» - 1. Проводим исследование: «Сравнение по картам географического положения России с географическим положением других государств»

1

10.09


5

Наша страна на карте часовых поясов

Обучающая практическая работа: «Определение разницы во времени на карте часовых поясов»

1

16.09


6

Формирование территории России

1

17.09


7

Учимся с «Полярной звездой» - 2. Проект – подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору)

1

23.09


8

Районирование России

Обучающая практическая работа: «Обозначение на контурной карте границ географических районов и федеральных округов с целью выявления различий»

1

24.09


9

Наше национальное богатство и население

1

30.09


10

Обобщение и контроль знаний по теме: «Географическое пространство России»

1

01.10



Население России

12 час



11

Численность населения

Тренировочная практическая работа: «Анализ графика рождаемости и смертности в России»

1

07.10


12

Воспроизводство населения

1

08.10


13

Наш «демографический портрет» - проект

1

14.10


14

Учимся с «Полярной звездой» - 3.

Тренировочная практическая работа: «Анализ половозрастных пирамид России, и её отдельных регионов»

1

15.10


15

Мозаика народов

1

21.10


16

Размещение населения

1

22.10


17

Города и сельские поселения. Урбанизация

1

28.10


18

Учимся с «Полярной звездой» - 4. Анализ карты народов России

1

29.10


19

Миграции населения

1

11.11


20

Учимся с «Полярной звездой» - 5. Дискуссия по теме: «Рост Москвы – это хорошо или плохо?»

1

12.11


21

Россияне на рынке труда

1

18.11


22

Контрольная работа по теме: «Население России»

1

19.11



Природа России

24 час



23

История развития земной коры

1

25.11


24

Рельеф: тектоническая основа

1

26.11


25

Рельеф: скульптура поверхности

1

02.12


26

Учимся с «Полярной звездой» - 6. Строим профиль

1

03.12


27

Ресурсы земной коры

1

09.12


28

Учимся с «Полярной звездой» - 7.

Оценочная практическая работа: «Описание рельефа России по плану. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых»

1

10.12


29

Солнечная радиация

1

16.12


30

Атмосферная циркуляция

1

17.12


31

Зима и лето в нашей стране

Тренировочная практическая работа: «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России»

1

23.12


32

Учимся с «Полярной звездой» - 8.

Оценочная практическая работа «Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения»

1

24.12


33

Как мы живём и работаем в нашем климате – проект

1

13.01


34

Наши моря

Обучающая практическая работа: «Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. Описание одного из российских морей по плану»

1

14.01


35

Наши реки

1

20.01


36

Учимся с «Полярной звездой» - 9.

Тренировочная практическая работа: «Описание одной из российских рек с использованием тематических карт, определение падения и уклона реки, выявление возможностей её хозяйственного использования»

1

21.01


37

Где спрятана вода

1

27.01


38

Водные дороги и перекрёстки

1

28.01


39

Учимся с «Полярной звездой» - 10. Проводим исследование об опасных природных явлениях, связанных с гидросферой

1

03.02


40

Почва – особое природное тело

1

04.02


41

Растительный и животный мир

1

10.02


42

Экологическая ситуация в России

1

11.02


43

Экологическая безопасность России – проект

1

17.02


44

Учимся с «Полярной звездой» - 11.

Тренировочная практическая работа: «Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати»

1

18.02


45

Природно – территориальные комплексы России

1

24.02


46

Контрольная работа по теме: «Природа России»

1

25.02



Природно-хозяйственные зоны и районы

12 час



47

Северные безлесные зоны

1

03.03


48

Учимся с «Полярной звездой» - 12. Решаем проблему: «Есть ли страны холоднее, чем Россия?» - проект

1

04.03


49

Лесные зоны

1

10.03


50

Степи и лесостепи

1

11.03


51

Учимся с «Полярной звездой» - 13.

Оценочная практическая работа «Составление характеристики природно – хозяйственной зоны»

1

17.03


52

Южные безлесные зоны

1

18.03


53

Субтропики. Высотная поясность в горах

1

07.04


54

Великие равнины России – Восточно – Европейская и Западно – Сибирская

1

08.04


55

Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири

1

14.04


56

Регионы многолетней мерзлоты – Восточная и Северо – Восточная Сибирь

1

15.04


57

Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток

1

21.04


58

Обобщение по теме: «Природно – хозяйственные зоны и районы»

Обучающая практическая работа: «Составить рекламный буклет об одном из регионов с приглашением посетить самые интересные места» - проект

1

22.04



Родной край

8 час



59

Учимся с «Полярной звездой» - 14. Проект – Исследование своего края

1

28.04


60

Географическое положение Ростовской области

1

29.04


61

Геологическое строение территории. Рельеф и полезные ископаемые

1

05.05


62

Климат и внутренние воды Ростовской области

1

06.05


63

Почвы. Растительный и животный мир Ростовской области

1

12.05


64

Обучающая практическая работа: «Составление туристического маршрута по природным и историческим местам Ростовской области »

1

13.05


65

Население Ростовской области

1

19.05


66

Учимся с «Полярной звездой» - 15.

Тренировочная практическая работа: «Создание электронной презентации: «Ростов – на – Дону – столица Южного Федерального Округа»

1

20.05



Повторение и обобщение знаний

2 часа



67

Итоговая контрольная работа

1

26.05


68

Обобщение и подведение итогов

1

27.05



















































Контрольная работа по географии 8 класс



1.Укажите крайнюю северную материковую точку России

1) мыс Челюскин; 2) Мыс Диксон; 3) Мыс Флигели; 4) Мыс Лопатка

2. С какой страной Россия не имеет сухопутных границ:

1) Украина; 2) Белоруссия; 3) Армения; 4) Азербайджан.

3. Выявите, какое время показывают часы в Москве (II часовой пояс), если известно, что в г. Норильске (VI часовой пояс) в данный момент 20 ч.

1) 16 ч.; 2) 24 ч.; 3) 2 ч.; 4) 17 ч.

4. Обширная область земной коры, обладающая устойчивостью, это –

1) Платформа, 2) Горст, 3) Щит, 4) Морена

5. Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина - это крупные ресурсные районы. Определите, запасы какого полезного ископаемого здесь сосредоточены

1) угля; 2) нефти и газа; 3) железных руд; 4) руд цветных металлов

6. Определите, какой из типов климата характеризуется следующим набором свойств: годовая амплитуда температур 50-60 °С, небольшая (0,2-0,Зм) высота снежного покрова, господство антициклональных типов погоды

1) морской; 3) умеренно-континентальный;

2) континентальный; 4) резко континентальный.

7. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?

1) Архангельск; 2) Сыктывкар; 3) Ростов-на-Дону; 4) Нижний Новгород



8. Карта погоды составлена на 17 января. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день вероятно существенное похолодание?

1) Москва 2) Омск 3) Тюмень 4) Элиста

9. Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Северного Ледовитого океана

1) Дон, Кубань; 2) Волга, Терек, Урал; 3) Амур; 4) Лена, Енисей, Обь

10. Заполненное водой крупное естественное понижение земной поверхности – это:

1) болото 2) река 3) водохранилище 4) озеро

11. Амур, Бурея, Зея относятся к рекам с:

1) весенним половодьем, 3) летним половодьем,

2) поводочным режимом, 4) равномерным стоком.

12. Процесс разрушения почвы водой и ветром называется:

1) Агротехникой 2) Мелиорацией 3) Эрозией 4) Рекультивацией

13. Какая из перечисленных природных зон занимает наибольшую площадь

в России?

1) лесотундра 2) тундра 3) тайга 4) степь

14. Группа студентов из Ростова-на-Дону занимается изучением экосистем

крупных рек. Какой из перечисленных заповедников им необходимо

посетить для изучения экосистем дельты одной из крупнейших рек Сибири?

1) Усть-Ленский 3) Печоро-Илычский

2) Тебердинский 4) Окский

15. Для зоны тундр характерны животные (выберите двоих):

1) песец 2) белый медведь, 3) лемминг, 4) бурый медведь, 5) лось.

16. Воссоздайте правильную последовательность почвенных горизонтов от поверхности вглубь земли?

1) материнская порода 2) гумусовый 3) вымывания 4) вмывания

17. Какой зональный тип почв формируется под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения и умеренно-теплого лета?

18. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке возрастания их возраста (от самого молодого до самого старого).

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

А) глина; Б) кварцит; В) песок

1

2

3




Контрольная работа по географии 8 класс



1. Укажите крайнюю восточную материковую точку России

1) Мыс Челюскин; 2) Мыс Дежнева; 3) Гора Базардюзю; 4) Мыс Флигели

2. Самая короткая граница России с государством:

1) Грузия; 2) КНДР; 3) Азербайджан; 4) Китай.

3. Выявите, какое время показывают часы в Хабаровске(IX часовой пояс), если известно, что в г. Челябинске (IV часовой пояс) в данный момент 7 ч.

1) 16 ч.; 2) 24 ч.; 3) 12 ч.; 4) 13ч.

4. Участок древней платформы, где кристаллический фундамент выходит на поверхность земли это –

1) Щит, 2) Горст, 3) Грабен, 4) Морена

5. Укажите, какой из природных районов России наиболее обеспечен гидроэнергетическими ресурсами

1) Восточно-Европейская равнина; 3) Западная Сибирь;

3) Средняя и Северо-Восточная Сибирь; 4) Дальний Восток

6. Укажите, какой из перечисленных населенных пунктов имеет среднеянварскую температуру воздуха -24°С

1) Москва; 2) Мурманск; 3) Воркута; 4) Якутск

атмосферный

фронт

-тёплый атмосферный фронт

-холодный

атмосферный фронт



-область высокого атмосферного давления

-область низкого атмосферного давления

-направление движения воздушных масс

ясно

переменная облачность

облачно

дождь















7. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?

1) Москва; 2) Нижний Новгород; 3) Но­восибирск; 4) Санкт-Петербург.

8. Карта погоды составлена на 13 мая. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следую­щий день вероятно существенное похоло­дание?

1) Воронеж; 2) Сыктывкар; 3) Москва; 4) Санкт-Петербург.

9. Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Атлантического океана

1) Дон, Кубань; 2) Волга, Терек, Урал; 3) Амур; 4) Лена, Енисей, Обь

10. Избыточно увлажнённый участок суши с влаголюбивой растительностью – это:

1) водохранилище 2) река 3) болото 4) озеро

11. Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке – это:

1) паводок, 2) режим, 3) межень, 4) половодье.

12. Оцените причину массового развития оврагов в Черноземье

1) вырубка лесов; 3) распашка земель;

2) строительство дорог; 4) осушение болот

13. Какой из перечисленных типов почв характерен для природной зоны тайги России:
1) подзолистые 2) серые лесные 3) каштановые 4) черноземы.

14. Группа туристов из США хочет своими глазами увидеть природу сибирской тайги и посмотреть окрестности уникального озера Байкал. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить?
1) Тунгусский; 2) Баргузинский; 3) Буреинский; 4) Дагестанский.

15. Растительный мир зоны тундр в основном представлен следующими растениями (выберите два):

1) кустарничками; 3) лиственными деревьям 5) травами;

2) мхами; 4) хвойными деревьями

16. Перечислите правильный порядок смены типов почв с севера на юг:

1) каштановые; 2) дерно-подзолистые; 3) тундрово-глеевые; 4) подзолистые

17. В одной из природных зон растения имеют следующие особенности: стелющиеся и карликовые формы, многолетний цикл развития, преобладают мхи и лишайники. Определите природную зону.

18. Во время экскурсии учащиеся сде­лали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки





Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке возраста­ния их возраста (от самого молодого до самого старого).

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

А) глина; Б) кварцит; В) песок.



1

2

3






19. Какие факторы в наибольшей степени затрудняет добычу нефти и газа в Западной Сибири? (приведите как можно больше известных вам факторов)




































Контрольная работа 8 класс

1. Заполните пропуски в тексте:

Восточно-Европейская равнина расположена в…………………….. части России. На востоке природной границей равнины являются ………………. Рельеф представлен чередованием………………………. и низменностей. Русская равнина находится в ………………………. климатическом поясе, ………………………… воздушные массы приносят значительное количество осадков.

2. Выбери из предложенного списка реки:

А) не относящиеся к Русской равнине; Б) берущие начало на Валдайской возвышенности

Волга, Кума, Северная Двина, Дон, Москва, Ока, Западная Двина, Днепр, Иртыш, Мезень, Ангара

3. Определи географическое положение предложенных географических объектов на территории Восточно-Европейской равнины.

Общий Сырт, Валдайская возвышенность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность

4. Определите соответствия терминов и определений: 1). степи 2).тундра

А) Обширные безлесные пространства субарктического пояса с кустарниками, мхами, лишайниками.

Б) Хвойные леса умеренного пояса.

В) Безлесные просторы в зонах недостаточного увлажнения с господством травянистой растительности

Г) Зона расположена на юго-востоке Русской равнины , прилегающей к Каспийскому морю

5. С какими странами Закавказья разделяет Россию граница по Главному Кавказскому хребту?

А) с Украиной и Грузией Б) с Грузией и Азербайджаном

В) с Азербайджаном и Арменией Г) с Арменией и Грузией

6. Какая гора Кавказа является наивысшей вершиной России?

А) Эльбрус Б) Казбек В) Базардюзю

7. Какой географический объект отделяет Кавказ от Русской равнины?

А) Ставропольская возвышенность Б) Приволжская возвышенность

В) Кумо-Манычская впадина Г) Прикубанская равнина

8. Какая крупная река Северного Кавказа впадает в Каспийское море?

А) Кубань Б) Терек В) Дон Г) Кума

9. Какая природная зона занимает большую часть равнинной территории Северного Кавказа?

А) смешанных лесов Б) широколиственных лесов

В) лесостепей Г) степей

10. По краткой природно-географической характеристике определите часть Северного Кавказа.

« Эта часть высокогорная, глубоко расчленена речными долинами. Представляет собой южную границу Северного Кавказа. Используется как зона отдыха в горном туризме».

А) Прикубанская равнина Б) Большой Кавказ

В) Кума-Манычская впадина




11