СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 8 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 8 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрено на заседании

Согласовано

Утверждаю.

методического объединения

с зам. директора школы по УВР

Директор школы

учителей - предметников


_______________________

______________________

Протокол №____________



от «_____» _______ 20____г.

«______» __________20____ г.

Приказ № _________

Руководитель МО


от «___»

________________________


_____________20__ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


основного общего образования


по географии


для 8 класса


(ФГОС ООО)






Разработана:

учителем географии

Муковниной Т. Ю.






2020 – 2021 учебный год







Пояснительная записка

Программа по географии для 8 класса разработана на основе следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;

2. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»

в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа»



Объём часов:

В неделю - 2 часа

Общий объём - 70 часов

Цель: – формирование целостного представления об особенностях природы России, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, развитие географического мышления.

Задачи:

- сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

- показать практическое значение географического изучения взаимосвязей между природными, социальными и экономическими процессами;

- вооружить учащихся необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными географическими источниками информации;

- развивать представления о своем географическом регионе, в котором развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

 Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.


УМК:

1.А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким География: География России. Природа и население. 8 кл.: учебник/под ред. А.И. Алексеева. -5-е изд., пересмотр. - М.; Дрофа, 2018.-336с.: ил., карт. – (Российский учебник).

Сроки реализации программы один учебный год









































Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

•гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

•осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

•осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

•представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

•осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

•осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

•умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

•эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

•патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

•уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

•готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

•самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

•выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

•составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

•подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

•работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

•планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

•работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

•свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

•в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

•самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

•уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

•организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

•умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

•анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

•давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

•осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

•обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

•преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

•понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

•самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

•уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

•осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

•освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

•использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

•использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

•отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

•в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

•учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

•понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

•уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты обучения.

Обучающийся научится:

- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

- определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- определять поясное время.

-называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

-показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

-объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

-делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России;

-определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

-давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

-приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

-называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

-оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;

-используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

-объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных;

-объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

-объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;


Обучающийся получит возможность научиться:

-объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы,

-приводить соответствующие примеры.

-составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;

-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

-составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.




































Содержание программы

Введение (1 ч)

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии — выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. География и краеведение. Географический взгляд на мир.


Раздел I. Пространства России (8ч)

Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.

Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.

Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.

Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX—XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.

Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания — выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории («Каменная степь» и др.). Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.

Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.

Практические работы.

1. Характеристика ФГП России.
2. Решение задач на определение поясного времени.


Раздел II. Природа и человек (44ч)


Тема 1. Рельеф и недра (5ч)

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами — опасные проявления внутренних сил.

Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода — «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.

Практические работы.

3. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых.

4.Установление связи между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми

Тема 2. Климат (6ч)

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность — главная особенность климата России. Россия — холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.

Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.

Практическая работа

5. Анализ климатограмм, характерных для различных климатов России.

Тема 3. Богатство внутренних вод России (4ч)

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.

Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения — их причины и последствия.

Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя (вечная) мерзлота — происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки — транспортные артерии страны. Каналы — рукотворные реки. Подземные воды — ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов.

Практическая работа

6. Составление характеристики реки

Тема 4. Почвы - национальное достояние России (5ч)

Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.

Почвы — особое «природное тело». Факторы почвообразования. Гумус — вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев — основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва — «зеркало ландшафта».

География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта.

Почвы и урожай. Плодородие — главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений.

Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.

Практическая работа

П/р №7 Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их образования


Тема 5. В природе всё взаимосвязано (3ч)

Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.

Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.

Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты — причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты — ландшафты будущего.


Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (18ч)

Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг — основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.

Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность — важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.

Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «природа — человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации — плюсы и минусы. Экологические проблемы.

Таежная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги.

Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?

Смешанные леса — самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно - хозяйственной зоны.

Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов — история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов — зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

Полупустыни и пустыни, субтропики — южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.

Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин.

Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.

Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.

Практические работы.

8. Выявление зависимости между компонентами в природной зоне

9. Характеристика ФГП Воронежской области

10.«Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы Воронежской области»

11. Характеристика природных условий работы и быта в одном из природных районов

Тема 7. Природопользование и охрана природы (3ч)

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.


Раздел III. Население России (13 ч)

Тема 8. Сколько нас - россиян? (2ч)

Как изменялась численность населения России в XVIII—XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации.

Тема 9. Кто мы? (2 ч)

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.

Половозрастная пирамида населения России — «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.

Диаграммы как источники географической информации. Их виды.

Тема 10. Куда и зачем едут люди? (1ч)

Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.

Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России.

Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей.

Картограмма как вид географической информации.

Практические работы.

12. Выделение на контурной карте главной полосы расселения населения России. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны.

Тема11. Человек и труд (1ч)

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.

Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?

Тема 12. Народы и религии России (2ч)

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание.

Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России — история взаимодействия ее народов.

География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР — важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.

Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.

Тема 13. Где и как живут люди? (5ч)

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.

Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роль в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни.

Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах.

Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.

Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положения в системе расселения. В каком населенном пункте лучше жить?

Люди — главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России.

Заключение 1 ч

Повторение 3ч











































Тематический план


Наименование разделов и тем

Всего часов


Введение

1

Раздел I

Пространства России

8

Раздел II

Природа и человек

44

Тема 1

Рельеф и недра

5

Тема 2

Климат

6

Тема 3

Богатство внутренних вод России

4

Тема 4

Почвы

5

Тема 5

В природе всё взаимосвязано

3

Тема 6

Природно-хозяйственные зоны (включая Воронежскую область)

18 (11+7)

Тема 7

Природопользование и охрана природы

3

Раздел III

Население России

13

Тема 8

Сколько нас - россиян?

2

Тема 9

Кто мы?

2

Тема 10

Куда и зачем едут люди

1

Тема 11

Человек и труд

1

Тема 12

Народы и религии России

2

Тема 13

Где и как живут люди?

4


Заключение

1


Повторение

3


Итого:

70

Календарно – тематическое планирование

Дата проведения занятия

Тема урока


Примечание

П

Ф




Введение (1 ч)


1/1



Зачем изучают географию России.


РазделI



Пространства России (8 ч)


1/2



Россия на карте мира.


2/3



Границы России


3/4



Особенности географического положения России. П/р №1 «Характеристика ФГП России»


4/5



Россия на карте часовых поясов


5/6



Формирование территории России. П/р №2 «Решение задач на определение поясного времени»


6/7



Географическое изучение территории России


7/8



Географическое районирование


8/9



Обобщение по теме «Пространства России»


РазделII



Природа и человек.





Рельеф и недра (5 ч)


1/10



Строение земной коры (литосферы)


2/11



Важнейшие особенности рельефа России. П/р№3 «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых»


3/12



Современное развитие рельефа.


4/13



Использование недр. П/р №4 «Установление связи между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми»


5/14



Обобщение по теме «Рельеф и недра».





Климат (6 ч)


1/15



Общая характеристика климата России.


2/16



Закономерности циркуляции воздушных масс


3/17



Распределение температуры и осадков


4/18



Типы климатов нашей страны


5/19



Климат и человек. П/р №5 «Анализ климатограмм, характерных для различных климатов России»


6/20



Обобщение по теме «Климат»





Богатство внутренних вод России (4ч)


1/21



Реки


2/22



Озёра, подземные воды, многолетняя мерзлота.


3/23



Человек и вода. П/р №6 «Составление характеристики реки»


4/24



Обобщение по теме «Богатство внутренних вод России»





Почвы (5 ч)


1/25



Почвы — «особое природное тело»


2/26



География почв России


3/27



Почвы и урожай. П/р №7 «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их образования»


4/28



Рациональное использование и охрана почв.


5/29



Обобщение по теме «Почвы»





В природе всё взаимосвязано (3 ч)


1/30



Понятие о природно-территориальном комплексе


2/31



Свойства природно-территориальных комплексов


3/32



Человек в ландшафте





Природно-хозяйственные зоны (18 ч)


1/33



Учение о природных зонах


2/34



«Безмолвная» Арктика


3/35



Чуткая Субарктика


4/36



Таёжная зона П/р №8 «Выявление зависимости между компонентами в природной зоне»


5/37



Болота


6/38



Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов


7/39



Лесостепи и степи





Воронежская область.


8/40



ФГП области. П/р №9 «Характеристика ФГП Воронежской области»


9/41



Рельеф и полезные ископаемые


10/42



Климат


11/43



Внутренние воды и их использование.


12/44



Почвы


13/45



Растительный и животный мир


14/46



Природные комплексы. Природные ресурсы области и их использование. П/р №10 «Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы Воронежской области»


15/47



Полупустыни, пустыни, субтропики


16/48



«Многоэтажность» природы гор


17/49



Человек и горы. П/р 11 «Характеристика природных условий работы и быта в одном из природных районов».


18/50



Зачёт по теме «Природно-хозяйственные зоны».





Природопользование и охрана природы (3 ч)


1/51



Природная среда, природные условия и ресурсы.


2/52



Рациональное использование природных ресурсов.


3/53



Охрана природы и охраняемые территории.





Население России (13 ч)


1/54



Численность населения России


2/55



Воспроизводство населения


3/56



Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)


4/57



Возрастной состав населения России


5/58



Миграции населения в России


6/59



География рынка труда


7/60



Этнический состав населения. Этническая мозаика России.


8/61



Религии народов России


9/62



Плотность населения


10/63



Расселение и урбанизация П/р №12 «Выделение на к/к главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны»


11/64



Города России.


12/65



Сельская Россия.


13/66



Обобщающий урок по теме «Население России»


67



Заключение (1 ч)





Повторение (3 ч)


68



Повторение раздела I


69



Повторение раздела II


70



Повторение раздела III





17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!