СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 9 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 9 класса 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 9 класса»

Рабочая программа по географии для 9 класса.

Рабочая программа по географии в 9 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

Место курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже на изучение географии в 9 классе отводится 2 час в неделю, всего 68 ч. в год.



Цели и задачи реализации рабочей программы являются:

- освоение знаний об основных особенностях населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

-формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи:

-приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;

-изучение природно-ресурсного потенциала России;

-анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;

-изучение отраслевой структуры экономики России;

-знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.

-изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования.





Результаты освоения предмета географии 9 классе.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового общего наследия; установление традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  • освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу учащихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участия в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результатами освоения географии являются:

  • умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  • умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой;

  • умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

  • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; продуктивно разрешать конфликты на основе интересов и позиций всех их участников;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

  • формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

  • формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • формирование умения организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни и социального взаимодействия.


Предметными результатами

  • роли географии в познании окружающего мира:

объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

  • объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

  • аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

  • объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • определять причины и следствия геоэкологических проблем;

  • приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

  • оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

  • использование географических умений:

  • прогнозировать особенности развития географических систем;

  • прогнозировать изменения в географии деятельности;

  • составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

  • использование карт как моделей:

  • пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

  • определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

  • формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

  • выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.



Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Регионы России (10 часов)

Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.  Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему.

Практическая работа: №1. «Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ»

Практическая работа: №2 «Оценка экологической ситуации в различных регионах России» Оценка экологической ситуации в различных регионах России» (32 ч)

Раздел 2Европейская Россия (34 часа)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.  Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии. Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой).

 Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ).

  Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».

Практическая работа: №3 «Оценка природно- ресурсного потенциала района на основе тематических карт»

Практическая работа: №4 «Составление туристического маршрута по природным и туристическим местам»

Практическая работа: №5 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт»

Практическая работа: №6 «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства»

Практическая работа: №7 «Оценка проблем Поволжья по различным источникам географической информации»

Практическая работа: №8 «Оценка ресурсов региона на основе карт»



Раздел 3.Азиатская Россия (17ч)

 Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.

Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.

      Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.

Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.

Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века».

Практическая работа: №9 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири»

Практическая работа: №10 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири»

Практическая работа: №11 «Оценка географического положения Дальнего Востока»



Россия в мире (7 ч)

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

Сфера влияния России. Присоединение Крыма к России. Геополитическое и экономическое влияние.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Готовим реферат. Изучаем свой край.

Календарно - тематическое планирование по географии России 9 класс

Тема

Практические работы

Дата по плану

Дата фактич.

1

Учимся с "Полярной звездой" (1)




2

Районирование России




3

Административно- территориальное устройство России

Практическая работа №1 Характеристика географического района.



4

Учимся с "Полярной звездой" (3)

Практическая работа №2 Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков.



5

Великие равнины России




6

Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири




7

Мерзлотная Россия Восточная и Северо-Восточная Сибирь




8

Экзотика России - Северный Кавказ и Дальний Восток





9

Экологическая ситуация в России




10

Экологическая безопасность России




11

Учимся с "Полярной звездой" (3)

Практическая работа №3 Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты и материалов периодической печати



12

Тест по теме "Регионы России"




13

Пространство Центральной России

Практическая работа №4 Создание образа Центральной России на основе текста и тематических карт атласа



14

Природные ресурсы и крупнейшие реки Центральной России




15

Центральная Россия: освоение территории и население




16

Центральный район




17

Волго - Вятский район





18

Центрально- Черноземный район




19

Учимся с "Полярной звездой" (4)

Практическая работа №5 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.



20

Москва и Подмосковье

Пр. раб № 5 Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования




21

Учимся с "Полярной звездой" (5)




22

Обобщение темы Центральная Россия. Тест




23

Пространство Северо-Запада




24

Северо-Запад: хозяйство "окно в Европу"




25

Северо-Запад: хозяйство

Пр. раб. №6 Подготовка сообщения « Санкт- Петербург в системе мировых культурных ценностей»



26

Санкт-Петербург – вторая столица России




27

Учимся с "Полярной звездой" (6)




28

Пространство Европейского Севера Учимся с "Полярной звездой" (6)




29

Европейский Север: освоение территории и население




30

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

Пр. раб. №7 Оценка природно- ресурсного потенциала Европейского Севера на основе тематических карт



31

Учимся с "Полярной звездой" (7)

Пр. раб. №8 Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района



32

Обобщение темы Европейский Север. Тест




33

Пространство Северного Кавказа




34

Северный Кавказ: освоение территории и население




35

Северный Кавказ: хозяйство и проблемы

Практическая работа №9 Оценка природно- ресурсного потенциала Северного Кавказа на основе тематических карт



36

Учимся с "Полярной звездой" (8)

Практическая работа №10 Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа



37

Обобщение по теме: Северный Кавказ. Тест




38

Пространство Поволжья




39

Поволжье: освоение территории и население




40

Поволжье: хозяйство и проблемы

Практическая работа № 11 Сравнить на основе анализа тематических карт природные условия района и их влияние на специализацию отраслей хозяйства



41

Учимся с "Полярной звездой" (9)




42

Обобщение темы Поволжья. Тест




43

Пространство Урала

Практическая работа № 12 Оценка ресурсов региона



44

Урал: освоение территории и население




45

Население и города. Уровень урбанизации




46

Современное хозяйство и проблемы Урала




47

Анализ ситуации "Специфика проблем Урала"

Практическая работа №13 Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала



48

Обобщение темы Урал. Тест




49

Пространство Сибири




50

Сибирь: освоение территории и население




51

Сибирь: хозяйство




52

Западная Сибирь

Практическая работа №14 Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири



53

Восточная Сибирь

Пр. раб. №15 Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства( с исп. геогр. карт)



54

Озеро Байкал - объект Всемирного наследия

Пр. раб. №16 Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и тематических карт



55

Крупные города Западной и Восточной Сибири




56

Учимся с "Полярной звездой" (11)




57

Обобщение темы Сибирь. Тест




58

Пространство Дальнего Востока




59

Дальний Восток: освоение территории и население (1)




60

Дальний Восток: освоение территории и население (2)




61

Дальний Восток: хозяйство

Пр. раб.№17 Оценка географического положения Дальнего востока и его влияния на хозяйство региона




62

Учимся с "Полярной звездой" (12)




63

Обобщение темы Дальний Восток. Тест




64

Итоговый тест




65

Соседи России




66

Сфера влияния России




67

Учимся с "Полярной звездой" (13)




68

Учимся с "Полярной звездой" (14)






Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

Учебники: 1. «География России». Учебник для'8-9 классов общеобразовательных учреждений а двух книгах/ под редакцией А.И.Алексеева. Книга вторая «Хозяйство и географические районы» - М.. Дрофа. 2006

2. «География Белгородской области»: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2 частях. Часть 1. Природа. Часть 2. Население и хозяйство. - М.: МГУ 2008 Атлас: «Экономическая и социальная география России. 9 класс». - М : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА 2000

Рабочая тетрадь для учащихся:

Баринова И.И., В Г.Суслов «Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт Р.-тгоио vnaofrcfqcwэкономические районы - М.: Экзамен, 2009

Соловьев А.Б.. Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. Рабочая тетрадь по географии Белгородской области. В 2 частях. Часть вторая. - М.: Изд-во МГУ, 2008

Методическое пособие для учителя: Евдокимов М.Ю., Сиротин В. И, Терещенкова В.Г «География России. Методическое пособие к учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева - М.: Дрофа, 2004

Хрестоматия: «За страницами учебника географии, 8-9 классы». Книга для чтения. Составитель К.И.Сергеева. - М.: Просвещение, 1997

Учебные электронные издания: «География России. Хозяйство и регионы» -


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!