СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии в 7 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе содержится рабочая программа по географии. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии в 7 классе»








































.

Место учебного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на изучение комплексного учебного курса «География» в 6 классе выделен 2 часа в неделю, итого 70 часов в год.

Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 20015 г. – Сб. 1;


Темы программы

Количество часов НРК

1. Особенности природы и хозяйства России

8

2. Лесная зона

3

ИТОГО:

11


Формами включения НРК в урок являются: элементы уроков № 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 31, 33, 35.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА, ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) – 11 часа

2. Природные зоны России (2 часов):

3. Зона арктических пустынь – 5 часов

4. Зона тундры – 8 часов

5. Лесная зона – 17 часов

6. Степи – 8 часов

7. Полупустыни и пустыни – 7 часов

8. Субтропики – 2 часа

9. Высотная поясность в горах – 5 часов

10. Уроки повторения – 3 часа

11. Самостоятельная работа «География России» – 2 час


Учащиеся знакомятся с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Значительное внимание уделено экологическим проблемам. Необходимо раскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера. На изучение «Географии России» отведен 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

  1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).

  2. Природные зоны России.

Требуют особого внимания вопросы геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Необходимо разъяснить направления экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.

При изучении курса необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.

При изучении природных зон России следует обратить внимание на географическое положение каждой природной зоны, ее рельеф, месторождения полезных ископаемых, экологические проблемы. Изучаются климат, водоемы, растительный и животный мир; города, занятия населения, заповедники и заказники каждой природной зоны.


Практические работы:

Работа с физической картой и картой природных зон России.

Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых.

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих причинно-следственные зависимости.

Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.


Тематическое планирование


Особенности природы и хозяйства России (11 часов).

1. Географическое положение России на карте мира. Границы.

2. Европейская и Азиатская части России.

3. Административное деление России. Федеральные округа.

4. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.

5. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

6. Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.

7. Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.

8. Численность населения России. Размещение по территории России. Народы России.

9. Промышленность – основа хозяйства, её отрасли. (Урок изучения нового материала, комбинированный.)

10. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

11. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения Экологических проблем.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Нанесение изученных объектов на контурную карту России и надписывание их названий.


Природные зоны России Обзор (2 часа).

12. Природные зоны, закономерности их размещения на терри­тории России.

13. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь (5 часов).

14. Положение на карте. Моря и острова.

15. Климат. Особенности природы.

16. Растительный и животный мир.

17. Население и его основные занятия.

18.Северный морской путь.
Зона тундры (8 часов).

19.Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность.
20. Климат. Полезные ископаемые.

21. Особенности природы тундры. Растительный мир.

22. Животные тундры.

23. Хозяйство. Население и его основные занятия.

24. Города: Мурманск, Архангельск.

25. Города: Нарьян–Мар, Норильск, Анадырь.

26. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона (17 часов).

27. Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы.

28. Климат. Особенности природы.

29. Реки, озёра, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.

30. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.

31. Смешанные леса.

32. Лиственные леса.

33. Животный мир лесной зоны.

34. Пушные звери.

35. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел. Охота.

36. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

37. Города Центральной России.

38. Особенности развития хозяйства Северо–Западной России.

39. Города: Санкт – Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

40. Западная Сибирь.

41. Восточная Сибирь.

42. Дальний Восток.

43. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

Зона степей (8 часов).

44. Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения.

45. Растения зоны степей.

46. Животный мир степей.

47. Хозяйство.

48. Население и его основные занятия.

49. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.

50. Города степной зоны: Ростов – на - Дону, Ставрополь, Краснодар.

51. Охрана природы зоны степей.

Зона полупустынь и пустынь (7часов).

52. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

53. Климат. Реки. Охрана природы.

54. Растительный мир и его охрана.

55. Животный мир. Охрана животных.

56. Хозяйство. Основные занятия населения.

57. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

58. Повторение раздела «Зона степей, пустынь и полупустынь».

Субтропики (2 часа).

59. Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.

60. Курортное хозяйство. Населения, его основные занятия. Города - курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Высотная поясность (5 часов).

61. Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

62. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.

63. Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)

64. Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.

65. Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.

66. Повторение раздела «Природные зоны России».

67. 68. Самостоятельная работа «География России».

69. 70.Повторение курса «География России».


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промыш­ленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие раститель­ного мира, охрана растений (естествознание).

Города нашей родины (природоведение 5 класс).

Работа с глиной, пластилином, природным материалом при из­готовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд).

Свойства древесины — лесная зона (столярное дело).

Свойства металлов — полезные ископаемые (слесарное дело).

Различение цвета и оттенков (изобразительное искусство).


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

(по теме «Природные зоны России»)

  1. Работа с физической картой и картой природных зон России.

  2. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надпи­сывание их названий.

  3. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

  4. Изготовление из картона условных знаков полезных ископа­емых для работы с магнитной картой (природных зон России).

  5. Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других
    схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

  6. Изготовление несложных макетов по различным природным зонам, основные мероприятия по охране природы в России, в своей области; правила поведения в природе;

расположение географических объектов на территории России, указанных в программе. Учащиеся должны уметь:

показывать границы России на глобусе, карте полушарий, фи­зической карте и природных зон России, давать элементарное опи­сание природы по зонам, пользуясь планом и картами;

показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их на­звания на контурную карту;

устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

выполнять простейшие зарисовки географических объектов;

делать несложные макеты изучаемых природных зон;

принимать простейшие меры по охране окружающей среды; пра­вильно вести себя в природе.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(предметные результаты)


Учащиеся должны знать:

Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;

Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;

Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

Правила поведения в природе;

Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе.

Учащиеся должны уметь:

Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

Делать несложные макеты изучаемых природных зон;

Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.






































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

П/П



Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во

часов

Дата

По плану

По факту

I

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 часов)

1

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.

1

5.09


2

Европейская и Азиатская части России.

1

6.09


3

Административное деление России. Федеральные округа.

1

12.09


4

Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.

1

13.09


5

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

1

19.09


6

Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.

1

20.09


7

Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.

1

26.09


8

Численность населения России. Размещение по территории России. Народы России.

1

27.09


9

Промышленность – основа хозяйства, её отрасли.

1

3.10


10

Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

1

4.10


11

Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

1

10.10


II

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ (53 часов).

12

Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.

1

11.10


13

Карта природных зон России.

1

17.10


III

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ (5 часов)

14

Положение на карте. Моря и острова.

1

18.10


15

Климат. Особенности природы.

1

24.10


16

Растительный и животный мир. Охрана природы.

1

25.10


17

Население и его основные занятия.

1

31.10


18

Северный морской путь.

1

1.11


IV

ЗОНА ТУНДРЫ (8 часов)

19

Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.

1

14.11


20

Климат. Водоёмы тундры.

1

15.11


21

Особенности природы. Растительный мир.

1

21.11


22

Животные тундры.

1

22.11


23

Хозяйство. Население и его основные занятия.

1

28.11


24

Города: Мурманск, Нарьян – Мар.

1

29.11


25

Города: Салехард, Норильск, Анадырь.

1

5.12


26

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

1

6.12


V

ЛЕСНАЯ ЗОНА. (17 часов)

27

Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы.

1

12.12


28

Климат. Особенности природы.

1

13.12


29

Реки, озёра, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.

1

19.12


30

Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.

1

20.12


31

Смешанные леса.

1

26.12


32

Лиственные леса.

1

27.12


33

Животный мир лесной зоны.

1

16.01


34

Пушные звери.

1

17.01


35

Какую пользу приносит лес. Лесной промысел. Охота.

1

23.01


36

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

1

24.01


37

Города Центральной России.

1

30.01


38

Особенности развития хозяйства Северо–Западной России.

1

31.01


39

Города: Санкт – Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

1

6.02


40

Характеристика Западной Сибири.

1

7.02


41

Характеристика Восточной Сибири.

1

13.02


42

Характеристика Дальнего Востока.

1

14.02


43

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

1

20.02


VI Зона степей (8 часов)



44

Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения.

1

21.02


45

Растения зоны степей.

1

27.02


46

Животный мир степей.

1

28.02


47

Характеристика Хозяйства.

1

5.03


48

Население и его основные занятия.

1

6.03


49

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.

1

12.03


50

Города степной зоны: Ростов – на - Дону, Ставрополь, Краснодар.

1

13.03


51

Охрана природы зоны степей.

1

19.03




VII

ПОЛУПУСТЫНИ И ПУСТЫНИ. (7 часов)

52

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

1

20.03


53

Климат. Реки. Охрана природы.

1

2.04


54

Растительный мир и его охрана.

1

3.04


55

Животный мир. Охрана животных.

1

9.04


56

Хозяйство. Основные занятия населения.

1

10.04


57

Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

1

16.04


58

Повторение разделов «Зоны степей, пустынь и полупустынь».

1

17.04


VIII Субтропики (2 часа)




59

Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы субтропиков.

1

23.04


60

Курортное хозяйство. Населения, его основные занятия. Города - курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

1

24.04



ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ. (5 часов).

61

Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

1

30.04


62

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.

1

7.05


63

Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)

1

8.05


64

Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.

1

14.05


65

Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.

1

15.05


66

Повторение разделов «Природные зоны»

1

21.05


67.

68.

Самостоятельная работа «География России».

2

22.05

22.05


69.

70.

Повторение курса «География России».

2

28.05

29.05