Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Примерная программа под редакцией И.В. Душиной, Дрофа, 2006 год , опирается на комплект учебников под редакцией И.И. Баринова « География. Природа России» Дрофа, М. 2014г. Программа полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Учебный базисный план отводит на изучение данного предмета 70 часов при 2-х часовой нагрузке в неделю, рабочая программа рассчитана на 70 часов
. Учащиеся в курсе географии 8 класса обязаны знать\понимать
Рабочая примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Этапы и методы географического изучения территории России. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона.
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
. Крупные природные районы России. -23 часа
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ. Природные
комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала.
Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской
равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири.
Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал.
Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения.
Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные
уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока. Природные комплексы России. 23 часа.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу.
. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных
ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов (в том числе 2 часа в резерве) из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: практические работы, тестирование, самостоятельные работы, контрольная работа, обобщающие уроки.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у обучающихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма..
Основная цель курса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, познакомить обучающихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в различных регионах страны.
И.И. Баринова «География . Природа России» дрофа. М. 2014г.
Е.А. Жижина «Поурочные разработки по географии», 8 класс, «Вако». Москва, 2017г.
Атлас по географии.8 класс, Дрофа 2016г.
И.И. Баринова «География . Природа России» дрофа. М. 20014г.
Е.А. Жижина «Поурочные разработки по географии», 8 класс, «Вако». Москва, 2008г.
Атлас по географии.8 класс, Дрофа 2010г.
№п.п | Наименование темы | Кол-во часов | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности об-ся. | Дата |
личностные | метапредметные | предметные | | План. | Факт. |
| Введение | 1 | | | | | | |
1. | Что изучают в курсе «Природа России» Источники географической информации | 1 | Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат .Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества. | Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением | | |
| Пространства России | 8 | | | | | | |
2. | Географическое положение России П.р1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран» | 1 | знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры. Знать понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. | Работа с контурными картами и картами атласа, отработка умений работать с настенной картой России. | | |
3. | Моря, омывающие территорию России. | 1 | Научатся показывать по карте моря, омывающие территорию России, определять к какому океану принадлежат | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | Нанести на контурную карту моря , омывающие территорию России | | |
4. | Россия на карте часовых поясов | 1 | знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. | Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Регулятивные: понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество .Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | Отработка умений решать задачи на время, используя карту часовых поясов России. | | |
5. | Практическая работа 2. «Определение поясного времени для разных пунктов России» | 1 | | | | | | |
6. | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 | Уметь анализировать информацию | Коммуникативные Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX–XVII вв. Регулятивные Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI–XVII вв. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. | Освоение славянами территории Русской равнины в IX–XIII вв. Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в XII–XIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв. | | |
7. | Географические открытия конца ХVII -ХIХвв | 1 | Знать территориальные изменения в XVIII–XIX вв. Присоединение и освоение западных и южных территорий в XVIII в., выход к Балтийскому и Чёрному морям, в Среднюю Азию. | Коммуникативные Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные направления колонизации и территориальные изменения в Российской империи в XVIII–XIX вв. Регулятивные Обсуждать влияние геополитических интересов на направления территориального роста страны. Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из отечественных путешественников или экспедиции XVIII–XIX вв. | На основе актуализации опорных знаний по курсу истории России, объяснений учителя и анализа текста и иллюстративных материалов учебника, исторических карт атласа выявлять особенности хозяйственного освоения территории Рос-сии в XVII–XIX вв. | | |
8. | Как осваивали и изучали территорию России.(продолжение) | 1 | Научатся показывать основные маршруты экспедиций в ХХ в. | Коммуникативные Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в. Регулятивные Обсуждать влияние геополитических и экономических интересов страны на хозяйственное освоение территории. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Анализировать по картам атласа маршруты важнейших отечественных экспедиций в XX в. | Территориальные изменения в XX в. Хозяйственное освоение и изучение территории страны. Географические и научные открытия в Арктике, во внутренних районах Восточной Сибири и Северо-Востока в первой половине XX в. | | |
9. | Итоговый урок. | 1 | Итоговое тестирование | | | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «История заселения, освоения и исследования территории России». Выполнять тестовые задания | | |
| Особенности природы и природные ресурсы | 19 | | | | | | |
10 . | Особенности рельефа России .П.р. 3«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.» | 1 | Научатся показывать по карте рельеф России, отмечать рельеф России на контурных картах
| Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение). | | |
11. | Геологическое строение территории нашей страны | 1 | Научатся формированию представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Формирование целостного мировоззрения. | Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением, контурными картами. | | | | | | | |
12. | Минеральные ресурсы России | 1 | Научатся определять причины изменения рельефа России. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность. | Работа с контурными картами и картами атласа, отработка умений работать с настенной картой России. | | |
13. | Развитие форм рельефа. Итоговый урок по теме: « Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» | 1 | Научатся определять функции человека в литосфере, отмечать положительные и отрицательные действия человека в литосфере. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением, контурными картами. | | |
14. | От чего зависит климат нашей страны. П.р. 4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.» | 1 | Научатся определять факторы, определяющие климат России. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач .Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. | Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение). | | |
15. | Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны. | 1 | Научатся определять закономерности распространения тепла и влаги на территории России. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Работа с текстом учебника (выделение опорных слов в тексте), самостоятельная работа при консультативной помощи учителя, составление вопросов. | | |
16. | Разнообразие климата России. | 1 | Научатся различать типы климата России. Получат возможность научиться показывать границы климатов России и наносить их на контурную карту. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. . | Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. | | |
17. | Зависимость человека от климатических условий. Агроклиматические ресурсы. | 1 | Научатся рассуждать и делать выводы о взаимосвязи человека и климата. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логическиерассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. | Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. | | |
18. | Обобщающий урок» по теме « Климат и климатические ресурсы» | 1 | Научатся самостоятельно выполнять задания, используя карты атласа. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. | Обобщить знания учащихся по пройденной теме | | |
19. | Разнообразие внутренних вод России. Реки. П.р. 5.«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.» | 1 | Научиться подписывать реки на контурной карте. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками .Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя | | |
20. | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | 1 | Отработают умения различать внутренние воды, показывать их на картах. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя | | |
21. | Водные ресурсы Роль воды в жизни человека» | 1 | Отработка умений пользоваться картами атласа и контурными картами, показывать водные ресурсы на физической карте России и в контурных картах. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением. | | |
22. | Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы». | 1 | Научатся самостоятельно выполнять задания, используя карты атласа. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. | Обобщить знания учащихся по пройденной теме | | |
23. | Образование почв и их разнообразие. | 1 | Научиться определять тип почв по натуральным образцам. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Работа с образцами почвы, сравнение профиля подзолистой почвы и чернозема). | | |
24. | Закономерности распространения почв. Пр. р.6. «Выявление условий почвообразования основных типов почв(количество тепла, влаги, рельеф) растительность) Оценка их плодородия.» | 1 | Научатся читать почвенную карту, определять места распространения почв. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с контурными картами. | | |
25. | Почвенные ресурсы России. | 1 | Научатся отмечать в контурных картах почвы России. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с контурными картами. | | |
26. | Растительный и животный мир России. Пр.р.7. « Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса» | 1 | Научатся самостоятельно проектировать и подготавливать презентацию на заданную тему. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. | самостоятельное проектирование способов подготовки презентации | | |
27. | Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории(ООПТ) . П.р.8. « Определение роли особо охраняемых территорий в сохранении природы России. | 1 | Научатся самостоятельно проектировать и подготавливать презентацию на заданную тему. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками .Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности.Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. | Работа в парах (вопрос-ответ). | | |
28. | Природно-ресурсный потенциал России. Обобщение знаний по 1 разделу « Особенности природы и природные ресурсы России» | 1 | Научатся самостоятельно проектировать и подготавливать презентацию на заданную тему. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. Осознать ценность географических знаний для практической деятельности людей. | Обобщение и практическая отработка знаний | | |
| Природные комплексы России | 36 | | | | | | |
29. | Разнообразие ПК России. Природное районирование | 1 | Научатся самостоятельно проектировать и подготавливать презентацию на заданную тему. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Понимать потребность в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности. | самостоятельное проектирование способов подготовки презентации | | |
30. | Моря как крупные ПК | 1 | | | | | | |
31. | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра | 1 | Научатся называть и показывать территории арктических пустынь, тундры и лесотундры. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять арктические пустыни, тундру и лесотундру. | Осознавать ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины. | Определение по карте природных зон мира местоположения арктических пустынь, тундр и лесотундр. | | |
32. | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса | 1 | Научатся называть и показывать территории лесов. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять леса. | Осознавать ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины. | Определение по карте природных зон мира местоположения лесов. | | |
33. | Безлесные зоны на юге России: степи и полупустыни, пустыни. П.р.9»Сравнительная характеристика двух природных зон России. ( по выбору) | 1 | Научатся называть и показывать территории лесостепей, степей и полупустынь. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять лесостепи, степи и полупустыни. | Осознавать ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины. | Определение по карте природных зон мира местоположения лесостепей, степей и полупустынь | | |
34. | Высотная поясность. Обобщающее повторение П.р.10. « Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России» | 1 | Научатся называть и показывать территории с определенными высотами и глубинами. Получат возможность научиться определять по карте высоту и глубину географических объектов. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Осваивать знания об основных географических понятиях, использовать один из "языков" международного общения - географическую карту; применять географические знания и умения в повседневной жизни. | Определение по физическим картам высот России. | | |
| Природа регионов России | | | | | | | |
35. | Русская ( Восточно-Европейская равнина) ГП и особенности природы | 1 | Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества. | Коммуникативные Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Углубление умений анализировать информацию | Характеристика региона по плану и картам. | | |
36. | Природные комплексы Русской равнины. | 1 | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | Коммуникативные Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами Регулятивные Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. | Обозначение на контурной карте основных форм рельефа, крупных рек и озер, крупных городов, границ природных зон. | Обозначение на контурной карте основных форм рельефа, крупных рек и озер, крупных городов, границ природных зон. | | |
37. | Географическое положение Курской области. | 1 | Научатся показывать на картах территорию Курской области. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность. | Определение по карте расположения Курской области. | | |
38. | Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области | 1 | Научатся называть и показывать крупнейшие горные системы и крупные равнины мира и России. Получат возможность научиться определять по географическим картам количественные и качественные характеристики гор, особенности их географического положения, черты сходства и различия горных систем и равнин. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат .Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность. | Определение по карте расположения различных равнин и возвышенностей, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин мира. | | |
39. | Особенности климата своей местности. П.р. 12.» Оценка основных климатических показателей своей области» | 1 | Научатся работать самостоятельно при составлении опорного конспекта с помощью учебника. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение). | | |
40-41. | Природные зоны области. Водные ресурсы | 2 | Научатся работать по алгоритму (плану). | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу; выражать положительное отношение к процессу познания. | Работа в парах (вопрос-ответ) | | |
42-43. | Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты, почвы. | 2 | Научиться определять тип почв по натуральным образцам. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками .Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Работа в парах (вопрос-ответ), составление презентации " Охраняемые объекты в России". | | |
44. | Памятники природы Восточно-Европейской равнины | 1 | Научатся находить памятники на территории равнины Памятники природы равнины. | Коммуникативные Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами Регулятивные Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) Познавательные Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. | Создание проекта «Золотое кольцо России» | Обозначение на контурной карте памятников природы, крупных ООПТ. Подготовка презентации об одном из них по выбору с опорой на межпредметные связи. | | |
45. | Природные ресурсы Восточно – Европейской равнины и проблемы их использования. П.р. 11 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных районов» | 1 | Научатся проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования . | Коммуникативные Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Регулятивные Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Познавательные Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Комплексная оценка природных ресурсов территории и отдельных их видов. Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых, популярных туристических маршрутов. . | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования . | | |
46. | Кавказ – самые высокие горы России. | 1 | Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Коммуникативные Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) Регулятивные В диалоге с учителем совершенствовать выработанные критерии оценки. Познавательные Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. | Характеристика ГП Кавказа. | . Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебника. | | |
47. | Особенности природы высокогорий | 1 | Умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление. | Коммуникативные Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами Регулятивные Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные Вычитывать все уровни текстовой информации. | Построение вертикального профиля Северного Кавказа, обозначение высотных поясов | Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение | | |
48. | Природные комплексы Северного Кавказа | 1 | Умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление. | Коммуникативные Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) Познавательные Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. | Характеристика одного из природных комплексов Северного Кавказа | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования . | | |
49. | Урал – «каменный пояс» земли Русской | 1 | Патриотизм, любовь к своей стране. | Коммуникативные Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные В диалоге с учителем совершенствовать выработанные критерии оценки. Познавательные Вычитывать все уровни текстовой информации. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования . | Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебника. | | |
50 | Природные ресурсы Урала. | 1 | Научатся оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. | Коммуникативные Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Регулятивные Определять и формулировать цель деятельности. Познавательные Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, формулировка темы урока. | Сравнительная характеристика отдельных частей Урала. | оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей | | |
51. | Своеобразие природы Урала | 1 | Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. | Коммуникативные Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Регулятивные Определять и формулировать цель деятельности. Познавательные Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, формулировка темы урока. | Сравнительная характеристика отдельных частей Урала. | Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. | | |
52. | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы | 1 | Формирование ответственного отношения к учебе. | Коммуникативные Учет позиции других людей, умение выражать свои мысли Регулятивные Выдвигать версии решения проблем Познавательные Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Характеристика ООПТ Урала с использованием разных источников географической информации и литературных произведений. | . Оценка экологической ситуации, сложившейся на Урале, выявление ее причин и возможных путей улучшения. | | |
53. | Западно-Сибирская равнина: особенности природы | 1 | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования | Коммуникативные Учет позиции других людей, умение выражать свои мысли Регулятивные соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Сравнение географического положения Западно-Сибирской и Русской равнин. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования | | |
54. | Природные зоны Западно – Сибирской равнины. | 1 | Формирование ответственного отношения к учебе. | Коммуникативные Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты Регулятивные В диалоге с учителем совершенствовать выработанные критерии оценки. Познавательные Преобразовывать информацию из одного вида в другой | Характеристика природных зон. Сравнение природных зон Западной Сибири и Русской равнины, объяснение различий. | Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение). | | |
55. | Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения. | 1 | Формирование ответственного отношения к учебе. | Коммуникативные Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты Регулятивные В диалоге с учителем совершенствовать выработанные критерии оценки. Познавательные Преобразовывать информацию из одного вида в другой | Характеристика природных зон. Сравнение природных зон Западной Сибири и Русской равнины, объяснение различий. | Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. | | |
56. | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Климат Восточной Сибири. | 1 | Формирование ответственного отношения к учебе. | Коммуникативные Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки Познавательные Преобразовывать информацию из одного вида в другой. | Работа с контурными картами | Создание образа Восточной Сибири: осознание величия природы, обширности просторов региона в сравнении с европейской частью России и странами Западной Европы. | | |
57. | Природные районы Восточной Сибири | 1 | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. | Коммуникативные Вести дискуссию, диалог. Регулятивные Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи. Познавательные Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. | Выделение главных особенностей природы районов с использованием разных источников географической информации. | Обозначение на контурной карте национальных парков и заповедников региона. | | |
58. | Жемчужина Сибири - Байкал | 1 | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. | Коммуникативные Вести дискуссию, диалог. Регулятивные Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи. Познавательные Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. | . Обозначение на контурной карте национальных парков и заповедников региона. | Выделение главных особенностей природы районов с использованием разных источников географической информации. | | |
59. | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | 1 | Научатся саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования | Коммуникативные Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями. Познавательные Систематизировать и структурировать информацию. | Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых. Составление таблицы «Природно-ресурсной потенциал» | Формирование ответственного отношения к учебе. | | |
60. | Дальний Восток – край контрастов. | 1 | Оценивание усваиваемого содержания | Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации. | Обозначение на контурной карте береговой линии региона, основных гор и равнин. | Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение). | | |
61. | Природные комплексы Дальнего Востока. | | Научатся саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования | Коммуникативные Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, излагать свое мнение. Познавательные Установление причинно-следственных связей. - | Сравнительная характеристика северных и южных частей Дальнего Востока. | Оценка природных ресурсов Дальнего Востока. Прогнозирование развития рекреационных ресурсов региона. | | |
62. | Природные уникумы Дальнего Востока. | 1 | Научатся проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Коммуникативные Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, излагать свое мнение. Познавательные Установление причинно-следственных связей. - | Сравнительная характеристика северных и южных частей Дальнего Востока. | Работа с атласами и контурными картами | | |
63.. | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. . П.р. 13. «Сравнительная характерисика природных условий и ресурсов двух регионов России» | 1 | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Коммуникативные Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Познавательные Преобразовывать информацию из одного вида в другой. | Оценка природных ресурсов Дальнего Востока. Прогнозирование развития рекреационных ресурсов региона. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | | |
64. | Обобщение знаний | 1 | Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя людям | Коммуникативные Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные Аргументированно оценивать свои и чужие ответы. Познавательные Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. | Подготовка доклада, презентации об истории освоения регионов России. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов европейской и азиатской частей страны. | тестирование | | |
| Человек и природа | 7 | | | | | | |
65 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 1 | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования | Коммуникативные Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные Планировать свою деятельность, работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки. Познавательные Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. | Объяснение географии природных стихийных явлений – землетрясений, вулканов, наводнений, смерчей, лавин, селей – на территории нашей страны. | Формирование ответственного отношения к учебе. | | |
66. | Воздействие человека на природу | 1 | Научатся определять воздействие человека на природу | Коммуникативные Излагать и корректировать свое мнение. Регулятивные Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Познавательные Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания | Выявление причин возникновения антропогенных ландшафтов. | Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него. | | |
67. | Рациональное природопользование | 1 | Научатся вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя людям. | Коммуникативные Излагать и корректировать свое мнение. Регулятивные Ответственное отношение к учению., готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Познавательные Вычитывать все уровни текстовой информации. Устанавливать причинно-следственные связи. | Осознание ответственности человека за сохранение природы родной страны, родного края. | Вырабатывать уважительное отношение к непохожим на себя людям | | |
68. | Россия на экологической карте мира. П.р. 14.. « Характеристика экологического состояния одного из регионов России» | 1 | Научатся оценивать экологическое состояние в мире и стране | Коммуникативные Регулятивные Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Познавательные Преобразовывать информацию из одного вида в другой. | Оценка экологического состояния в мире. | Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. | | |
69. | Экология и здоровье человека. География для природы и общества | 1 | Научатся заботиться о здоровье людей и собственном | Коммуникативные Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Регулятивные . В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные Вычитывать все уровни текстовой информации. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. | Оценка роли географического прогноза в жизни и деятельности человека | Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него. | | |
70. | Итоговая контрольная работа | 1 | Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия. | | Тестирование в форме ГИА | | | |