СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии в 9 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии в 9 классе рассчитана на 68 часов. Авторы - В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, издательство "Просвещение"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии в 9 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганская средняя общеобразовательная школа



«Рассмотрено»


Руководитель МО

___________ А.В.Савонова


Протокол №1 от

«____»____________2019 г.

«СОГЛАСОВАНО»


Заместитель директора по УВР

___________В.А.Буланцова




«УТВЕРЖДАЮ»


Директор школы

_________И.В.Пальченкова


Приказ № ________ от

«____»____________2019 г






Рабочая программа по учебному курсу «География»


9 класс

Базовый уровень







Программу составила

учитель географии и биологии

первой квалификационной категории

Савонова А.В.












Год составления программы – 2019.


Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта основного образования, на основе:

- закона «об Образовании РФ» №273 2012 года;

- Рабочей программы. География. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 9 классы. Москва «Просвещение» 2011г.;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования. М., «Просвещение», 2010;

- Основной образовательной программы филиала МБОУ Луганская СОШ в с. Бобрик.

Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Общая характеристика учебного предмета

География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.




Описание места предмета в учебном плане

По учебному плану школы на изучение географии в 9 классе отведено по 2 часа в неделю, за год 68 часов (на 34 рабочих недели).

Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 9 класса:

1.Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, на селение, хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва»Просвещение,2014

2.География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Дронова В.П., Савельевой Л.Е.


Планируемые результаты обучения

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий

- профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной за дачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки в символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

- формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Содержание учебного предмета

Раздел 1. Хозяйство России (28 часов)

Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития ее хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Практическая работа 1. По анализу карт определить типы территориальной структуры хозяйства России.

Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зоны Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Практическая работа 2. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Практическая работа 3. Характеристика угольного бассейна России.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещение отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Практическая работа 4. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодия, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Легкая промышленность и охрана окружающей среды.

Практическая работа 5. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур.

Практическая работа 6. Определение главных районов животноводства.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

Раздел 2. Районы России (38 часов)

Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды. Природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.

Практическая работа 7. Определение разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу. Хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Практическая работа 8. Выявления и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

Практическая работа 9. Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири.

Раздел 3. Россия в современном мире (2 часа)

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.

Практическая работа 10. Анализ показателей внешней торговли России.







Тематическое планирование


№ п/п


Разделы, темы

Количество часов

Домашнее задание

Дата

По плану

По факту

1

Тема 1.Введение

1

С.5-6




Тема 2. «Хозяйство России» (28 ч.)


2

Общая характеристика хозяйства. Особенности хозяйства России.


Практическая работа 1. По анализу карт определить типы территориальной структуры хозяйства России.

1

П.1



3


Географическое положение как фактор развития хозяйства

Человеческий капитал и качество населения

1

П.2-3



4

Трудовые ресурсы и экономически активное население

1

П.4



5

Природно-ресурсный капитал


Практическая работа 2. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

1

П.5



6

Производственный капитал

1

П.6



7

Промышленность

Топливно-энергетический комплекс. Газовая промышленность

1

П.7



8

Нефтяная промышленность

1

П.8



9

Угольная промышленность


Практическая работа 3. Характеристика угольного бассейна России

1

П.9



10

Электроэнергетика

1

П.10



11

Машиностроение


Практическая работа 4. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

1

П.11



12

Чёрная металлургия

1

П.12



13

Цветная металлургия

1

П.13



14

Химическая промышленность

1

П.14



15

Лесная промышленность

1

П.15



16

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс

Сельское хозяйство

1

П.16



17

Растениеводство


Практическая работа 5. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур.

1

П.17



18

Животноводство


Практическая работа 6. Определение главных районов животноводства.

1

П.18



19

Пищевая и лёгкая промышленность. Агропромышленный комплекс

1

П.19



20

Сфера услуг

Транспорт

1

П.20 с.64-65



21

Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт

1

П.20 с.66-69



22

Воздушный транспорт

1

П.20 с.70-71



23

Морской транспорт

1

П.20 с.72-75



24

Внутренний водный транспорт


П.20 с.76-77



25

Связь

1

П.21



26

Наука и образование

1

П.22



27

Жилищное хозяйство

1

П.23



28

Обобщающий урок по теме «Хозяйство России»

1

Повторить

П.1-23



Тема 3. Районы России (38 ч.)


29

Европейская и азиатская части России


Практическая работа 7. Определение разных видов районирования России.

1

П.24



30

Европейский Север. Географическое положение

1

П.25



31

Особенности природы

1

П.26



32

Население

1

П.27



33

Хозяйство


Практическая работа 8. Выявления и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

1

П.28



34

Европейский Северо-Запад. Географическое положение

1

П.29



35

Особенности природы

1

П.30



36

Население

1

П.31



37

Хозяйство

1

П.32



38

Центральная Россия

Географическое положение

1

П.33



39

Особенности природы

1

П.34



40

Население

1

П.35



41

Хозяйство

1

П.36



42

Европейский Юг

Географическое положение

1

П.37



43

Особенности природы

1

П.38



44

Население

1

П.39



45

Хозяйство

1

П.40



46

Поволжье

Географическое положение

1

П.41



47

Особенности природы

1

П.42



48

Население

1

П.43



49

Хозяйство

1

П.44



50

Урал.

Географическое положение

1

П.45



51

Особенности природы

1

П.46



52

Население

1

П.47



53

Хозяйство

1

П.48



54

Западня Сибирь

Географическое положение

1

П.49



55

Особенности природы

1

П.50



56

Население

1

П.51



57

Хозяйство

1

П.52



58

Восточная Сибирь. Географическое положение


Практическая работа 9. Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири.

1

П.53



59

Особенности природы

1

П.54



60

Население

1

П.55



61

Хозяйство

1

П.56



62

Дальний Восток

Географическое положение

1

П.57



63

Особенности природы

1

П.58



64

Население

1

П.59



65

Хозяйство

1

П.60



66

Обобщающий урок по теме «Районы России»

1

Повторить

П.24-60



Тема 4. Россия в мире (2 ч.)


67

Россия и мировое хозяйство


Практическая работа 10. Анализ показателей внешней торговли России.

1

П.61



68

Россия в системе мировых транспортных коридоров

1

П.62



Итого

68