СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 10 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ширингушская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

Председатель МО

Утверждена

Директор образовательного учреждения 
__________/ В.М.Заикин /

____________/ Т.М.Ишаева /

«___»__________20___г. «___»___________20___г.
 
 










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Геометрия »

в 10 классе










Составитель: учитель математики

Учаева Тамара Ильинична




 
 



2020 г.




Пояснительная записка


Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования и авторской программы Л. С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. / Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Москва. Просвещение.2013, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

-Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. Москва. Просвещение.2017

-Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. Москва. Просвещение.2016

-С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах. Книга для учителя. Москва. Просвещение.2016

Изучение геометрии в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие логического мышления, пространственного воображения и интуиции, критичности мышления на уровне, необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и её производных, в будущей профессиональной деятельности;

  • воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки


Курс 10 класса реализуется за 68 ч (2 ч в неделю).

Раздел «Векторы в пространстве» перенесён из курса 11 класса в курс 10 класса.

Текущий контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов, устных и письменных опросов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника. Всего 5 контрольных работ.



























































Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

Уметь:

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

















Содержание тем учебного курса.

1. Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия.(5ч)

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые свойства из аксиом. Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.

Основная цель:

Сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии , их использовании при решении задач.

Методы:

Решение стандартных задач логического характера, а так же изображение точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве.

Знать:

Аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве и их следствия.

Уметь:

Применять аксиомы стереометрии и их следствия при решении задач.

2. Параллельность прямых и плоскостей ( 19ч)

Основная цель :

Дать учащимся систематические сведения о параллельности прямых и плоскостей в пространстве. Осуществить знакомство с простейшими многоранниками. Познакомить с различными способами изображения пространственных фигур на плоскости. Сформировать умения решать задачи на доказательства (метод от противного).Строить сечения тетраэдра и параллелепипеда.

Методы:

Используется метод доказательств от противного, знакомого учащимся из курса планиметрии. Решение большого количества логических задач.

2.1.Параллельность прямых , прямой и плоскости (5ч)

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости»

Знать:

Виды расположения прямых в пространстве. Понятие параллельных и скрещивающихся прямых. Теоремы о параллельности прямых и параллельности 3-х прямых. Расположение в пространстве прямой и плоскости. Понятие параллельности прямой и плоскости ( признак параллельности прямой и плоскости).

Уметь:

Рассматривать понятие взаимного расположения прямых , прямой и плоскости на моделях куба, призмы, пирамиды. Применять изученные теоремы к решению задач. Самостоятельно выбрать способ решения задач.


2.2.Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми(5ч)

Скрещивающиеся прямые. Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми .Решение задач по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми.»Решение задач по теме «Параллельность прямых и плоскостей «.Контрольная работа по теме»Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых , прямой и плоскости.

Знать:

Понятие скрещивающиеся прямых. Теорему о равенстве углов с сонаправленными сторонами.

Уметь:

Находить угол между прямыми в пространстве. Применять полученные знания при решении задач.

2.3. Параллельность плоскостей (2ч)

Параллельные плоскости. Признак параллельности плоскостей .Свойства параллельных плоскостей .

Знать:

Понятие параллельных плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Свойства параллельных плоскостей.

Уметь:

Доказывать признак параллельности двух плоскостей и применять его при решении задач. Использовать свойства параллельных плоскостей при решении задач.

2.4.Тетраэдр. Параллелепипед(7ч)

Тетраэдр. Параллелепипед. Задачи на построение сечений. Корректировка знаний учащихся .Контрольная работа .Зачет №1.

Знать:

Понятие тетраэдра. Понятие параллелепипеда и его свойства. Способы построения сечений тетраэдра и параллелепипеда.

Уметь:

Работать с чертежом и читать его. Решать задачи , связанные с тетраэдром Решать задачи на применение свойств параллелепипеда. Строить сечение тетраэдра и параллелепипеда.

3.Перпендикулярность прямых и плоскостей (20ч)

Основная цель:

Дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве .Ввести понятие углов между прямыми и плоскостями, между плоскостями.

Методы:

Обобщаются и систематизируются знания учащихся о перпендикулярных прямых, перпендикуляре и наклонных, известные из курса планиметрии, что будет способствовать более глубокому усвоению темы. Постоянное обращение к теоремам, свойствам и признакам курса планиметрии при решении задач по изучаемой теме.

3.1.Перпендикулярность прямой и плоскости(6ч)

Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные

к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о прямой, перпендикулярной плоскости. Решение задач на перпендикулярность прямо и плоскости.

Знать:

Понятие перпендикулярных прямых. Лемму перпендикулярности двух параллельных прямых к третей. Определение перпендикулярности прямой и плоскости. Связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

Уметь :

Доказывать Лемму перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей. Применять признак перпендикулярности прямой и плоскости к решению задач. Находить связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости. Решать основные типы задач на перпендикулярность прямой и плоскости.

3.2. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью(6ч).

Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью . Повторение теории. Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью.

Знать : Понятие расстояние от точки до прямой. Теорему о трех перпендикулярах. Понятие угла между прямой и плоскостью.

Уметь: Доказывать теорему о трех перпендикулярах и использовать ее при решении задач. Находить угол между прямой и плоскостью.

3.3. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей (8ч)

Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Прямоугольный параллелепипед. Решение задач на свойства прямоугольного параллелепипеда. Повторение теории и решении задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей», Решение задач, Контрольная работа по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». Зачет №2.

Знать: Понятие двугранного угла и его линейного угла . Понятие угла между плоскостями. Определение перпендикулярных плоскостей . Признак перпендикулярности двух плоскостей. Понятие прямоугольного параллелепипеда, свойства его граней , диагоналей двугранных углов.

Уметь: Определять угол между плоскостями. Применять признак перпендикулярности двух плоскостей при решении задач . работать с чертежом и читать его. Использовать свойства прямоугольного параллелепипеда при решении задач.

4. Многогранники (12ч)

Осн. цель: Дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.

Методы: Изучение многогранников нужно вести на наглядной основе, опираясь на объекты природы, предметы окружающей действительности.




4.1. Понятие многогранника. Призма. (4ч)

Понятие многогранника. Призма . Площадь поверхности призмы. Повторение теории, решение задач на вычисление площади поверхности призмы.

Знать: Понятие многогранника, призмы и их элементов. Виды призм. Понятие площади поверхности призмы. Формулу для вычисления площади поверхности призмы.

Уметь: Работать с чертежом и читать его . Различать виды призм . Давать описание многогранников. Выводить формулу , для вычисления площади поверхности призмы.

4.2. Пирамида (5ч)

Пирамида. Правильная пирамида. Решение задач по теме пирамида. Усеченная пирамида. Площадь поверхности усеченной пирамиды.

Знать: Понятие пирамиды . Понятие правильной пирамиды. Теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды.

Уметь: Работать с чертежом и читать его. Отличать виды пирамид. Доказывать теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды . Решать задачи на нахождение площади боковой поверхности правильной пирамиды.

4.3 Правильные многогранники (3ч)

Симметрия в пространстве . Понятие правильного многогранника . Элементы симметрии правильных многогранников. Корректировка знаний учащихся. Решение задач. Зачет №3.

Знать: Симметрия в пространстве. Пять видов правильных многогранников.

Уметь: Увидеть симметрию в пространстве . Различать виды правильных многогранников. Работать с чертежом и читать его.

5. Векторы в пространстве (6ч)

Осн. цель: Обобщить изученный материал в базовой школе материал о векторах на плоскости, дать систематические сведения о действиях с векторами в пространстве.

Методы: Основное внимание уделяется решению задач, так как при этом учащиеся обладают векторным методом.

5.1. Понятие вектора в пространстве(1ч)

Понятие вектора . Равенство векторов.

Знать: Определение вектора.. Понятие равных векторов. Обозначения.

Уметь: Работать с чертежом и читать его. Обозначать и читать обозначения. Определять равные вектора.

5.2.Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число (2ч)

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число.

Знать: Правило треугольника и параллелограмма сложения векторов в пространстве. Законы сложения векторов. Два способа разности двух векторов. Правило сложения нескольких векторов в пространстве . Правило умножения векторов на число и его свойства.

Уметь: Пользоваться правилом треугольника и параллелограмма при нахождении суммы двух векторов. Находить сумму нескольких векторов. Находить разность векторов двумя способами. Находить векторные суммы не прибегая к рисункам. Умножать векторна число. Выполнять действия над векторами.

5.3 Компланарные векторы.(3ч)

Знать: определение компланарных векторов. Признаки компланарности трех векторов и правило параллелепипеда, сложения трех некомпланарных векторов. Теорему о разложении вектора по трем некомпланарным векторам.

Уметь: Разложить вектор по трем некомпланарным векторам. Использовать правило параллелепипеда при сложении трех некомпланарных векторов.

6. Итоговое повторение курса геометрии (6ч)

Аксиомы стереометрии . Параллельность прямых и плоскостей . Теорема о трех перпендикулярах, угол между прямой и плоскостью. Векторы в пространстве и их применение к решению задач. Итоговая контрольная работа. Заключительный урок-беседа по курсу 10 кл.

Знать: Теоретический материал курса 10класса. Основные теоретические факты. Наиболее распространенные приемы решения задач.

Уметь: Практически применять теоретический материал . Совершенствовать умения и навыки решения задач.








































Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

Контрольные работы

1.

Введение. Аксиомы стереометрии

 5


2.

Параллельность прямых и плоскостей

 19

 2

3

Перпендикулярность прямых и плоскостей

20

1

4

Многогранники

12

1

5

Векторы в пространстве

6

1

6

Повторение

6



Итого

68

5






























Календарно-тематическое планирование


урока


Тема урока

Дата



Введение (5 ч)


1

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. § 1п.1,2 https://www.youtube.com/watch?v=VLVh5YTsFxI



2

Некоторые следствия из аксиом. § 1п.3


3

Некоторые следствия из аксиом. § 1 п.3


4

Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. § 1, п. 1-3


5

Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. § 1, п.1-3


Глава 1. Параллельность прямых и плоскостей (19 час)


6

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых. https://www.youtube.com/watch?v=pazW_WYr7WQ


§ 1 п.4


7

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых.

§ 1 п.5


8

Параллельность прямой и плоскости. § 1 п.6 https://www.youtube.com/watch?v=4wlt_iNOYvw



9

Параллельность прямой и плоскости. § 1 п.6


10

Решение задач на параллельность прямой и плоскости. § 1


11

Скрещивающиеся прямые. § 2 п.7

https://www.youtube.com/watch?v=nSKcRyI0KvA



12

Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми. § 2 п.8, 9


13

Решение задач на взаимное расположение прямых, прямой и плоскости в пространстве.


14

Контрольная работа № 1 по теме «Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых, прямой и плоскости»


15

Резерв


16

Параллельные плоскости. § 3 п.10

https://www.youtube.com/watch?v=tzzJ9E0NFQU



17

Свойства параллельных плоскостей. § 3 п.11

https://www.youtube.com/watch?v=QATHuddBmr4



18

Тетраэдр. § 4 п.12

https://www.youtube.com/watch?v=VJJB9fbq0hU



19

Параллелепипед. § 4 п.13

https://www.youtube.com/watch?v=eKdr4OyhWN8



20

Задачи на построение сечений. § 4 п.14

https://www.youtube.com/watch?v=-WXvE79R1PE



21

Задачи на построение сечений. § 4 п.14


22

Решение задач по теме «Тетраэдр. Параллелепипед». § 4


23

Контрольная работа № 2 по теме «Параллельность плоскостей»


24

Зачет № 1


Глава II Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 час)



25

Перпендикулярные прямые в пространстве. § 1 п.15


26

Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. §1 п.16


27

Признак перпендикулярности прямой и плоскости. § 1 п.17


28

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. § 1 п.18


29

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.


30

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.


31

Перпендикуляр и наклонные к плоскости. § 2 п.19


32

Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.

§ 2 п.20


33

Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.

§ 2 п.20


34

Угол между прямой и плоскостью. § 2 п.21


35

Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. § 2 п.20, 21


36

Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. § 2 п.20, 21


37

Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей.

§ 3 п.22


38

Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей.

§ 3 п.23


39

Прямоугольный параллелепипед. § 3 п.24


40

Прямоугольный параллелепипед. § 3 п.24


41

Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей.


42

Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей.


43

Контрольная работа № 3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»


44

Зачет № 2


Глава III Многогранники (12 час)



45

Понятие многогранника. Призма. § 1 п.25


46

Площадь поверхности призмы. § 1 п.26, 27


47

Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.


48

Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.


49

Пирамида. Правильная пирамида. § 2 п.28,29


50

Пирамида. Правильная пирамида. § 2 п.28,29


51

Решение задач по теме «Пирамида».


52

Решение задач по теме «Пирамида».


53

Усеченная пирамида. § 2 п.30


54

Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. § 3 п.31, 32


55

Контрольная работа № 4 по теме «Многогранники»


56

Зачет №3 по теме «Многогранники»


Глава IV. Векторы в пространстве (6 часов)



57

Понятие вектора. Равенство векторов. § 1 п.34, 35


58

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.§ 2 п.36, 37


59

Умножение вектора на число. § 2 п.38


60

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. § 3 п.39,40


61

Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. § 3 п.41


62

Зачет № 4 по теме «Векторы в пространстве»


Итоговое повторение курса геометрии (6 часов)



63

Аксиомы стереометрии и их следствия.


64

Параллельность прямых и плоскостей.


65

Перпендикулярность прямых и плоскостей.


66

Контрольная работа № 5


67

Повторение . Векторы в пространстве, их применение к решению задач


68

Обобщение материала. Урок- беседа по курсу геометрии




































Учебно-методическое обеспечение



Литература для учителя:


1. Атанасян Л.С. и др. геометрия 10-11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений . 2017

2.Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. Москва. Просвещение. 2016

3. Саякян С.М.Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10-11 классах : Метод. рекомендации к учебнику , Кн. Для учителя .-2-е изд..-М.: Просвещение , 2016г.-22с

Литература для ученика:


1. Атанасян Л.С. и др. геометрия 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . 2017


2. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. Москва. Просвещение.2016