Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ширингушская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО | Утверждена Директор образовательного учреждения __________/ В.М.Заикин / |
____________/ Т.М.Ишаева /
«___»__________20___г. «___»___________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Геометрия »
в 10 классе
Составитель: учитель математики
Учаева Тамара Ильинична
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования и авторской программы Л. С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. / Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Москва. Просвещение.2013, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
-Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. Москва. Просвещение.2017
-Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. Москва. Просвещение.2016
-С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах. Книга для учителя. Москва. Просвещение.2016
Изучение геометрии в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие логического мышления, пространственного воображения и интуиции, критичности мышления на уровне, необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и её производных, в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки
Курс 10 класса реализуется за 68 ч (2 ч в неделю).
Раздел «Векторы в пространстве» перенесён из курса 11 класса в курс 10 класса.
Текущий контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов, устных и письменных опросов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника. Всего 5 контрольных работ.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Уметь:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Содержание тем учебного курса.
1. Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия.(5ч)
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые свойства из аксиом. Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.
Основная цель:
Сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии , их использовании при решении задач.
Методы:
Решение стандартных задач логического характера, а так же изображение точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве.
Знать:
Аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве и их следствия.
Уметь:
Применять аксиомы стереометрии и их следствия при решении задач.
2. Параллельность прямых и плоскостей ( 19ч)
Основная цель :
Дать учащимся систематические сведения о параллельности прямых и плоскостей в пространстве. Осуществить знакомство с простейшими многоранниками. Познакомить с различными способами изображения пространственных фигур на плоскости. Сформировать умения решать задачи на доказательства (метод от противного).Строить сечения тетраэдра и параллелепипеда.
Методы:
Используется метод доказательств от противного, знакомого учащимся из курса планиметрии. Решение большого количества логических задач.
2.1.Параллельность прямых , прямой и плоскости (5ч)
Параллельные прямые в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости»
Знать:
Виды расположения прямых в пространстве. Понятие параллельных и скрещивающихся прямых. Теоремы о параллельности прямых и параллельности 3-х прямых. Расположение в пространстве прямой и плоскости. Понятие параллельности прямой и плоскости ( признак параллельности прямой и плоскости).
Уметь:
Рассматривать понятие взаимного расположения прямых , прямой и плоскости на моделях куба, призмы, пирамиды. Применять изученные теоремы к решению задач. Самостоятельно выбрать способ решения задач.
2.2.Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми(5ч)
Скрещивающиеся прямые. Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми .Решение задач по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми.»Решение задач по теме «Параллельность прямых и плоскостей «.Контрольная работа по теме»Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых , прямой и плоскости.
Знать:
Понятие скрещивающиеся прямых. Теорему о равенстве углов с сонаправленными сторонами.
Уметь:
Находить угол между прямыми в пространстве. Применять полученные знания при решении задач.
2.3. Параллельность плоскостей (2ч)
Параллельные плоскости. Признак параллельности плоскостей .Свойства параллельных плоскостей .
Знать:
Понятие параллельных плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Свойства параллельных плоскостей.
Уметь:
Доказывать признак параллельности двух плоскостей и применять его при решении задач. Использовать свойства параллельных плоскостей при решении задач.
2.4.Тетраэдр. Параллелепипед(7ч)
Тетраэдр. Параллелепипед. Задачи на построение сечений. Корректировка знаний учащихся .Контрольная работа .Зачет №1.
Знать:
Понятие тетраэдра. Понятие параллелепипеда и его свойства. Способы построения сечений тетраэдра и параллелепипеда.
Уметь:
Работать с чертежом и читать его. Решать задачи , связанные с тетраэдром Решать задачи на применение свойств параллелепипеда. Строить сечение тетраэдра и параллелепипеда.
3.Перпендикулярность прямых и плоскостей (20ч)
Основная цель:
Дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве .Ввести понятие углов между прямыми и плоскостями, между плоскостями.
Методы:
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о перпендикулярных прямых, перпендикуляре и наклонных, известные из курса планиметрии, что будет способствовать более глубокому усвоению темы. Постоянное обращение к теоремам, свойствам и признакам курса планиметрии при решении задач по изучаемой теме.
3.1.Перпендикулярность прямой и плоскости(6ч)
Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные
к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о прямой, перпендикулярной плоскости. Решение задач на перпендикулярность прямо и плоскости.
Знать:
Понятие перпендикулярных прямых. Лемму перпендикулярности двух параллельных прямых к третей. Определение перпендикулярности прямой и плоскости. Связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.
Уметь :
Доказывать Лемму перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей. Применять признак перпендикулярности прямой и плоскости к решению задач. Находить связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости. Решать основные типы задач на перпендикулярность прямой и плоскости.
3.2. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью(6ч).
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью . Повторение теории. Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью.
Знать : Понятие расстояние от точки до прямой. Теорему о трех перпендикулярах. Понятие угла между прямой и плоскостью.
Уметь: Доказывать теорему о трех перпендикулярах и использовать ее при решении задач. Находить угол между прямой и плоскостью.
3.3. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей (8ч)
Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Прямоугольный параллелепипед. Решение задач на свойства прямоугольного параллелепипеда. Повторение теории и решении задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей», Решение задач, Контрольная работа по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». Зачет №2.
Знать: Понятие двугранного угла и его линейного угла . Понятие угла между плоскостями. Определение перпендикулярных плоскостей . Признак перпендикулярности двух плоскостей. Понятие прямоугольного параллелепипеда, свойства его граней , диагоналей двугранных углов.
Уметь: Определять угол между плоскостями. Применять признак перпендикулярности двух плоскостей при решении задач . работать с чертежом и читать его. Использовать свойства прямоугольного параллелепипеда при решении задач.
4. Многогранники (12ч)
Осн. цель: Дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.
Методы: Изучение многогранников нужно вести на наглядной основе, опираясь на объекты природы, предметы окружающей действительности.
4.1. Понятие многогранника. Призма. (4ч)
Понятие многогранника. Призма . Площадь поверхности призмы. Повторение теории, решение задач на вычисление площади поверхности призмы.
Знать: Понятие многогранника, призмы и их элементов. Виды призм. Понятие площади поверхности призмы. Формулу для вычисления площади поверхности призмы.
Уметь: Работать с чертежом и читать его . Различать виды призм . Давать описание многогранников. Выводить формулу , для вычисления площади поверхности призмы.
4.2. Пирамида (5ч)
Пирамида. Правильная пирамида. Решение задач по теме пирамида. Усеченная пирамида. Площадь поверхности усеченной пирамиды.
Знать: Понятие пирамиды . Понятие правильной пирамиды. Теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды.
Уметь: Работать с чертежом и читать его. Отличать виды пирамид. Доказывать теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды . Решать задачи на нахождение площади боковой поверхности правильной пирамиды.
4.3 Правильные многогранники (3ч)
Симметрия в пространстве . Понятие правильного многогранника . Элементы симметрии правильных многогранников. Корректировка знаний учащихся. Решение задач. Зачет №3.
Знать: Симметрия в пространстве. Пять видов правильных многогранников.
Уметь: Увидеть симметрию в пространстве . Различать виды правильных многогранников. Работать с чертежом и читать его.
5. Векторы в пространстве (6ч)
Осн. цель: Обобщить изученный материал в базовой школе материал о векторах на плоскости, дать систематические сведения о действиях с векторами в пространстве.
Методы: Основное внимание уделяется решению задач, так как при этом учащиеся обладают векторным методом.
5.1. Понятие вектора в пространстве(1ч)
Понятие вектора . Равенство векторов.
Знать: Определение вектора.. Понятие равных векторов. Обозначения.
Уметь: Работать с чертежом и читать его. Обозначать и читать обозначения. Определять равные вектора.
5.2.Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число (2ч)
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число.
Знать: Правило треугольника и параллелограмма сложения векторов в пространстве. Законы сложения векторов. Два способа разности двух векторов. Правило сложения нескольких векторов в пространстве . Правило умножения векторов на число и его свойства.
Уметь: Пользоваться правилом треугольника и параллелограмма при нахождении суммы двух векторов. Находить сумму нескольких векторов. Находить разность векторов двумя способами. Находить векторные суммы не прибегая к рисункам. Умножать векторна число. Выполнять действия над векторами.
5.3 Компланарные векторы.(3ч)
Знать: определение компланарных векторов. Признаки компланарности трех векторов и правило параллелепипеда, сложения трех некомпланарных векторов. Теорему о разложении вектора по трем некомпланарным векторам.
Уметь: Разложить вектор по трем некомпланарным векторам. Использовать правило параллелепипеда при сложении трех некомпланарных векторов.
6. Итоговое повторение курса геометрии (6ч)
Аксиомы стереометрии . Параллельность прямых и плоскостей . Теорема о трех перпендикулярах, угол между прямой и плоскостью. Векторы в пространстве и их применение к решению задач. Итоговая контрольная работа. Заключительный урок-беседа по курсу 10 кл.
Знать: Теоретический материал курса 10класса. Основные теоретические факты. Наиболее распространенные приемы решения задач.
Уметь: Практически применять теоретический материал . Совершенствовать умения и навыки решения задач.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе |
Контрольные работы |
1. | Введение. Аксиомы стереометрии | 5 | |
2. | Параллельность прямых и плоскостей | 19 | 2 |
3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 20 | 1 |
4 | Многогранники | 12 | 1 |
5 | Векторы в пространстве | 6 | 1 |
6 | Повторение | 6 | |
| Итого | 68 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата |
Введение (5 ч) | |
1 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. § 1п.1,2 https://www.youtube.com/watch?v=VLVh5YTsFxI | |
2 | Некоторые следствия из аксиом. § 1п.3 | |
3 | Некоторые следствия из аксиом. § 1 п.3 | |
4 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. § 1, п. 1-3 | |
5 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. § 1, п.1-3 | |
Глава 1. Параллельность прямых и плоскостей (19 час) | |
6 | Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых. https://www.youtube.com/watch?v=pazW_WYr7WQ § 1 п.4 | |
7 | Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых. § 1 п.5 | |
8 | Параллельность прямой и плоскости. § 1 п.6 https://www.youtube.com/watch?v=4wlt_iNOYvw | |
9 | Параллельность прямой и плоскости. § 1 п.6 | |
10 | Решение задач на параллельность прямой и плоскости. § 1 | |
11 | Скрещивающиеся прямые. § 2 п.7 https://www.youtube.com/watch?v=nSKcRyI0KvA | |
12 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми. § 2 п.8, 9 | |
13 | Решение задач на взаимное расположение прямых, прямой и плоскости в пространстве. | |
14 | Контрольная работа № 1 по теме «Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых, прямой и плоскости» | |
15 | Резерв | |
16 | Параллельные плоскости. § 3 п.10 https://www.youtube.com/watch?v=tzzJ9E0NFQU | |
17 | Свойства параллельных плоскостей. § 3 п.11 https://www.youtube.com/watch?v=QATHuddBmr4 | |
18 | Тетраэдр. § 4 п.12 https://www.youtube.com/watch?v=VJJB9fbq0hU | |
19 | Параллелепипед. § 4 п.13 https://www.youtube.com/watch?v=eKdr4OyhWN8 | |
20 | Задачи на построение сечений. § 4 п.14 https://www.youtube.com/watch?v=-WXvE79R1PE | |
21 | Задачи на построение сечений. § 4 п.14 | |
22 | Решение задач по теме «Тетраэдр. Параллелепипед». § 4 | |
23 | Контрольная работа № 2 по теме «Параллельность плоскостей» | |
24 | Зачет № 1 | |
Глава II Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 час) | |
25 | Перпендикулярные прямые в пространстве. § 1 п.15 | |
26 | Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. §1 п.16 | |
27 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. § 1 п.17 | |
28 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. § 1 п.18 | |
29 | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. | |
30 | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. | |
31 | Перпендикуляр и наклонные к плоскости. § 2 п.19 | |
32 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. § 2 п.20 | |
33 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. § 2 п.20 | |
34 | Угол между прямой и плоскостью. § 2 п.21 | |
35 | Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. § 2 п.20, 21 | |
36 | Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. § 2 п.20, 21 | |
37 | Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. § 3 п.22 | |
38 | Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. § 3 п.23 | |
39 | Прямоугольный параллелепипед. § 3 п.24 | |
40 | Прямоугольный параллелепипед. § 3 п.24 | |
41 | Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей. | |
42 | Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей. | |
43 | Контрольная работа № 3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | |
44 | Зачет № 2 | |
Глава III Многогранники (12 час) | |
45 | Понятие многогранника. Призма. § 1 п.25 | |
46 | Площадь поверхности призмы. § 1 п.26, 27 | |
47 | Решение задач на вычисление площади поверхности призмы. | |
48 | Решение задач на вычисление площади поверхности призмы. | |
49 | Пирамида. Правильная пирамида. § 2 п.28,29 | |
50 | Пирамида. Правильная пирамида. § 2 п.28,29 | |
51 | Решение задач по теме «Пирамида». | |
52 | Решение задач по теме «Пирамида». | |
53 | Усеченная пирамида. § 2 п.30 | |
54 | Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. § 3 п.31, 32 | |
55 | Контрольная работа № 4 по теме «Многогранники» | |
56 | Зачет №3 по теме «Многогранники» | |
Глава IV. Векторы в пространстве (6 часов) | |
57 | Понятие вектора. Равенство векторов. § 1 п.34, 35 | |
58 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.§ 2 п.36, 37 | |
59 | Умножение вектора на число. § 2 п.38 | |
60 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. § 3 п.39,40 | |
61 | Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. § 3 п.41 | |
62 | Зачет № 4 по теме «Векторы в пространстве» | |
Итоговое повторение курса геометрии (6 часов) | |
63 | Аксиомы стереометрии и их следствия. | |
64 | Параллельность прямых и плоскостей. | |
65 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | |
66 | Контрольная работа № 5 | |
67 | Повторение . Векторы в пространстве, их применение к решению задач | |
68 | Обобщение материала. Урок- беседа по курсу геометрии | |
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
1. Атанасян Л.С. и др. геометрия 10-11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений . 2017
2.Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. Москва. Просвещение. 2016
3. Саякян С.М.Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10-11 классах : Метод. рекомендации к учебнику , Кн. Для учителя .-2-е изд..-М.: Просвещение , 2016г.-22с
Литература для ученика:
1. Атанасян Л.С. и др. геометрия 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . 2017
2. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. Москва. Просвещение.2016