СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по геометрии для основной школы (7-9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии»

Рабочая программа по алгебре составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  • ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).


В рамках учебного предмета «Геометрия» традиционно изучаются евклидова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Геометрия»


Личностные результаты должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметныерезультаты должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты должны отражать:

1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:

осознание роли математики в развитии России и мира;

возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;

2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:

применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

2) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:

оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;

выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;

3) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:

оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;

проведение доказательств в геометрии;

оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;

решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;

4) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:

распознавание верных и неверных высказываний;

оценивание результатов вычислений при решении практических задач;

выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;

использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;

решение практических задач с применением простейших свойств фигур;

выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.























































  1. Содержание учебного предмета.


  1. Начальные геометрические сведения.

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры:точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар.Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Вертикальные и смежные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

  1. Параллельные прямые.

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.

  1. Треугольники.

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. Равнобедренный треугольники его свойства. Применение свойств треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников.

Подобные треугольники.

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Простейшие построения и измерения на местности.

  1. Четырехугольники.

Понятие многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, квадрат, ромб, и их свойства. Осевая и центральная симметрии. Применение подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач.

  1. Площади фигур.

Понятие о площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Решение практических задач с применением простейших свойств фигур, необходимых в реальной жизни.

6. Окружность.

Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружность.Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.

7. Векторы. Метод координат.

Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям. Координаты вектора.Скалярное произведение векторов.Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема косинусов и теорема синусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

8. Движение.

Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.

9. Начальные сведения из стереометрии.

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

10. Об аксиомах геометрии

Беседа об аксиомах геометрии.

  1. Математика в историческом развитии.

(Содержание раздела вводится по мере изучения других тем)


Знакомство с авторами математических открытий отечественной и всемирной истории. Роли математики в развитии России и мира. Работа со справочниками и поисковыми системами.




























Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Согласно Базисному учебному образовательному плану в 7—9 классах параллельно изучаются предметы «Алгебра» и «Геометрия». Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в не­делю в течение каждого года обучения, всего 210 часов.

7 класс


Раздел

Кол-во

часов

Начальные геометрические сведения

11

Треугольники

18

Параллельные прямые

12

Соотношения между сторонами и углами треугольника

18

Повторение. Решение задач

11

Итого

70



Название раздела и темы

Кол-во часов


  1. Начальные геометрические сведения

11



Прямая и отрезок.

1



Луч и угол

1



Сравнение отрезков и углов

1



Измерение отрезков.

1



Решение задач по теме «Измерение отрезков»

1



Измерение углов

1



Смежные и вертикальные углы

1



Перпендикулярные прямые

1



Решение задач

2



Решение задач

1



Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения»

1


  1. Треугольники

18



Треугольники

1



Первый признак равенства треугольников

2



Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1



Свойства равнобедренного треугольника

1



Решение задач по теме «Равнобедренные треугольники»

2



Второй признак равенства треугольников

2



Третий признак равенства треугольников

1



Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1



Окружность

1



Задачи на построение

2




Решение задач

3





Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»

1




  1. Параллельные прямые

12





Признаки параллельности двух прямых

1





Практические способы построения прямых

1





Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

1





Аксиома параллельных прямых

1





Свойства параллельных прямых

2





Решение задач по теме «параллельные прямые»

5











Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»

1




  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника

18





Сумма углов треугольника

2





Неравенство треугольника

1





Решение задач

2





Контрольная работа № 4 по теме «Сумма углов треугольника»

1





Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

2





Признаки равенства прямоугольных треугольников

1





Прямоугольные треугольник. Решение задач.

1





Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1





Построение треугольника по трём элементам

3





Решение задач на построение

1





Решение задач

2





Контрольная работа № 5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1





Итоговое повторение.

11





Начальные геометрические сведения

2





Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник

2





Параллельные прямые

1





Соотношения между сторонами и углами треугольника

2





Итоговая контрольная работа

1





Задачи на построение

2








8 класс


Раздел

Кол-во

часов

Повторение пройденного материала в 7 классе

2

Четырехугольники

13

Площади фигур

14

Подобные треугольники

19

Окружность

16

Итоговое повторение.

6

Итого

70




Название раздела и темы

Кол-во часов



Повторение. Треугольники

1



Повторение. Признаки равенства треугольников.

1



  1. Четырехугольники

13



Многоугольники

2



Параллелограмм

1



Признаки параллелограмма

2



Трапеция

1



Теорема Фалеса

1



Задачи на построение

1



Прямоугольник

1



Ромб. Квадрат.

1



Осевая и центральная симметрии

1



Решение задач по теме «Четырехугольники»

1



Контрольная работа по теме «Четырехугольники»

1



  1. Площади фигур.

14



Площадь многоугольника

1



Площадь прямоугольника

1



Площадь параллелограмма

1



Площадь треугольника

2



Площадь трапеции

1



Решение задач на вычисление площадей фигур

1



Теорема Пифагора

2



Теорема, обратная теореме Пифагора

2


Решение задач по теме «Прямая и обратная теорема Пифагора»

1



Контрольная работа по теме «Площади фигур»

1



  1. Подобные треугольники

19



Определение подобных треугольников

1



Отношение площадей подобных треугольников

1



Первый признак подобия треугольников

2



Второй и третий признак подобия треугольников

3


Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников»

1


Средняя линия треугольника

1


Свойства медиан треугольника

1



Пропорциональные отрезки

1



Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1




Измерительные работы на местности

1




Задачи на построение методом подобия

2




Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

1




Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°

1




Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

1




Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

1




  1. Окружность

16




Взаимное расположение прямой и окружности

1




Касательная к окружности

2




Градусная мера дуги окружности

1




Теорема о вписанном угле

1




Теорема об отрезках пересекающихся хорд

1




Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»

1




Свойства биссектрисы угла

1




Серединный перпендикуляр

1




Теорема о точке пересечения высот треугольника

1




Вписанная окружность

1




Свойства описанного четырехугольника

1




Описанная окружность

1




Свойства вписанного четырехугольника

1




Решение задач по теме «Окружность»

1




Контрольная работа по теме «Окружность»

1



Итоговое повторение

6



Повторение. Четырехугольники Площадь

2



Повторение. Подобные треугольники 2




Итоговая контрольная работа

1




Повторение. Окружность

1







9 класс



Раздел

Кол-во

часов



Повторение пройденного материала в 7 классе

2


Векторы.

8


Метод координат

9


Скалярное произведение векторов

11


Длина окружности и площадь круга

11


Движение

8


Начальные сведения из стереометрии

7


Об аксиомах геометрии

2


Итоговое повторение.

12


Итого

70




Название раздела и темы

Кол-во часов



Повторение. Четырёхугольники

1



Повторение. Окружность

1



  1. Векторы

8



Понятие вектора. Равенство векторов

1



Сумма двух векторов

1



Правило параллелограмма

1



Вычитание векторов

1



Умножение вектора на число

1



Применение векторов к решению задач

1



Средняя линия трапеции.

1



Контрольная работа по теме «Векторы»

1



  1. Метод координат

9



Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1



Координаты вектора

1







Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1



Простейшие задачи в координатах

1



Уравнение линии на плоскости

1



Уравнение окружности

1



Уравнение прямой

2



Контрольная работа № 1 по теме «Метод координат»

1



  1. Соотношение между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов

11



Синус, косинус и тангенс угла

1







Основное тригонометрическое тождество

1



Формулы для вычисления координат точки

1



Теорема о площади треугольника

1



Теорема синусов

1



Теорема косинусов

1



Решение треугольников

1



Угол между векторами.


2



Контрольная работа №2 по теме «Скалярное произведение векторов»

1



Свойства скалярного произведения векторов

1



  1. Длина окружности и площадь круга

11



Правильный многоугольник

1



Окружность, описанная около правильного многоугольника

1



Окружность, вписанная в правильный многоугольник

1



Формула для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1



Построение правильных многоугольников

1



Определение длины окружности

1



Формула длины окружности

1



Площадь круга

1



Площадь кругового сектора

1



Решение задач по темам «Длина окружности. Площадь круга»

1



Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга»

1



  1. Движения

8



Понятие движения

1



Применение движения.


1



Параллельный перенос.

2



Поворот

1



Решение задач на построение

2



Контрольная работа № 4 по теме «Движения»

1



  1. Начальные сведения из стереометрии

7



Предмет стереометрии. Многогранник

1



Призма

1



Параллелепипед

1



Объём тела.

Свойства прямоугольного параллелепипеда

1



Пирамида

1



Цилиндр. Конус

1



Сфера и шар

1



Об аксиомах планиметрии

2



Аксиомы планиметрии

1



Некоторые сведения о развитии геометрии.

1



Итоговое повторение.

12



Длина окружности и площадь круга.

2



Многоугольники. Площади фигур.

3



Подобие треугольников.

2



Итоговая контрольная работа.

1



Векторы. Метод координат.

2



Теорема синусов. Теорема косинусов.

2