Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Республики Крым
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол от «____» _____ 2020 №____ Руководитель МО ___________ Е. Н. Вьюн | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ГБОУ РК «КГИ ДОД» ________Е. В. Похолок | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ РК «КГИ ДОД» _______________М.Ваниева Приказ от «____» _____ 2020 №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
(уровень изучения предмета – базовый)
7-А, Б, В классы
(2 часа в неделю – 68 часа в год)
Планирование составлено на основе авторской программы«Геометрия. Сборник рабочих программ 7-9 классы» Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2014 г
Разработчик программы:
Эбушеитова ЭльвираМеметовна
учитель математики,
высшей квалификационной категории
г. Симферополь
2020 г.
Преподавание геометрии в 2020/2021 учебном году осуществляется в соответствии со следующими законодательными и нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010№1897( в ред. Приказа от 31.12.2015№1577) (далее ФГОС основного общего образования);
образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).
Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2019 №01-14/1817 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2018/2019 учебный год».
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ основного общего, средне общего образования утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации 28.12.2018№345
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации ОТ 29.12.2010№189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования» к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях» с изменениями утверждёнными приказом от 24.11.2015№81
Рабочая программа предусматривает использование «Геометрия. Сборник рабочих программ 7-9 классы» Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2014 г
Геометрия: 7 – 9 кл. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2016
Рекомендовано использование:дидактические материалы по геометрии. 7 класс. К учебнику Атанасяна Л.С. «Геометрия. 7-9 классы» - Мельникова Н.Б., Захарова Г.А.
Тесты по геометрии. 7 класс к учебнику Атанасяна Л.С. и др. - Фарков А.В.
Рабочая тетрадь по геометрии. 7 класс к учебнику Атанасяна Л.С. и др. - Глазков Ю.А., Камаев П.М.
Рабочая тетрадь составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по геометрии и отражает основные направления формирования знаний и умений согласно действующей программе учебного курса «Геометрия». Автор Л.С.Атанасян. - М.: Просвещение, 2014.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета учащиеся получат возможность:
знать/понимать:
определение точки, прямой, отрезка, луча, угла;
единицы измерения отрезка, угла;
определение вертикальных и смежных углов, их свойства;
определение перпендикулярных прямых;
определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства
треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение
медианы, биссектрисы, высоты;
определение параллельных прямых, их свойства и признаки;
соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме
углов треугольника;
определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки.
Учащие научаться:
обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы,
с помощью транспортира проводить биссектрисуугла;
изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы;
изображать треугольники и находить их периметр;
строить биссектрису, высоту и медиану треугольника;
доказывать признаки равенства треугольников;
показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных,
односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;
доказывать теорему о сумме углов треугольника;
применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач;
строить треугольники по трем элементам.
Учащиеся получат возможность
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях,
работать в группах,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения,
уметь слушать других,
извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа
объектов,
нахождения информации,
актуальных для них проблем.
Учащиеся приобретут универсальные учебные действия:
Личностные:
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6. Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7. Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Предметные:
1).Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом( анализировать , извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развития пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из сложных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Метапредметные:
1. Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2. Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольноговнимания и вносить необходимые коррективы;
3. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4. Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9. Формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Содержание учебного предмета
Тема 1. Начальные геометрические сведения. (10 ч)
Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые. Систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.
Основной целью является научить:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур; 4) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
4) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
5) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.
Тема 2. Треугольники. (17ч)
Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равному данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых.Сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.
Основной целью является научить:
1) строить с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника;
2) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
3) переводить текст (формулировки) первого, второго, третьего признаков равенства треугольников в графический образ, короткой записи доказательства, применению для решения задач на выявление равных треугольников;
4) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов, записывать решения с помощью принятых условных обозначений;
5) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов.
Тема 3. Параллельные прямые. (13ч)
Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести
аксиому параллельных прямых.
Основной целью является научить:
1) передавать содержание материала в сжатом виде (конспект), структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой;
2) работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
3) проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам;
4) использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции;
5) работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам;
6) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде (схематичная запись формулировки теоремы), проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;
3) объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательные рассуждения.
Тема 4.Соотношения между сторонами и углами треугольника. (18ч)
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника по трем элементам.
Основной целью является научить:
1) проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования, понимать необходимость ее проверки, совместно работать в группе;
2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
3) осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж);
4) приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участвовать в коллективной деятельности, оценивать работы других;
5) различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника;
6) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных треугольников), представлять результаты своего мини-исследования, выбирать соответствующий признак для сравнения, работать в группе.
Тематическое планирование
№раздела | Наименование разделов | Количество Часов | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Начальные геометрические сведения | 10 | 1 | |
2 | Треугольники | 17 | 1 | |
3 | Параллельные прямые | 13 | 1 | |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | 2 | |
| Итоговое повторение | 10 | 1 | |
Всего | 68 | 6 | |
Календарно-тематическое планирование
№ | № темы | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
7-А | 7-Б | 7-В | 7-А | 7-Б | 7-В | |
ТЕМА 1. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ(10 часов) |
1 | 1 | Прямая и отрезок | | | | | | | |
2 | 2 | Луч и угол | | | | | | | |
3 | 3 | Сравнение отрезков и углов | | | | | | | |
4 | 4 | Измерение отрезков | | | | | | | |
5 | 5 | Измерение углов | | | | | | | |
6 | 6 | Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов» | | | | | | | |
7 | 7 | Смежные и вертикальные углы | | | | | | | |
8 | 8 | Перпендикулярные прямые | | | | | | | |
9 | 9 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | | | | | | | |
10 | 10 | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» | | | | | | | |
|
ТЕМА 2. ТРЕУГОЛЬНИКИ(17 часов) |
11 | 1 | Анализ контрольной работы. Треугольник | | | | | | | |
12 | 2 | Первый признак равенства треугольников | | | | | | | |
13 | 3 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | | | | | | | |
14 | 4 | Перпендикуляр к прямой | | | | | | | |
15 | 5 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | | | | | | | |
16 | 6 | Свойства равнобедренного треугольника | | | | | | | |
17 | 7 | Второй признак равенства треугольников | | | | | | | |
18 | 8 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | | | | | | | |
19 | 9 | Третий признак равенства треугольников | | | | | | | |
20 | 10 | Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников | | | | | | | |
21 | 11 | Окружность | | | | | | | |
22 | 12 | Задачи на построения циркулем и линейкой | | | | | | | |
23 | 13 | Решение задач | | | | | | | |
24 | 14 | Обобщающий урок по теме : «треугольники» | | | | | | | |
25 | 15 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» | | | | | | | |
26 | 16 | Анализ контрольной работы. Решение задач | | | | | | | |
27 | 17 | Решение упражнений | | | | | | | |
|
ТЕМА 3. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ(13 часов) |
28 | 1 | Определение параллельных прямых | | | | | | | |
29 | 2 | Признаки параллельности двух прямых | | | | | | | |
30 | 3 | Административная работа | | | | | | | |
31 | 4 | Решение задач на применение признаков параллельности прямых | | | | | | | |
32 | 5 | Об аксиомах геометрии | | | | | | | |
33 | 6 | Аксиома параллельных прямых | | | | | | | |
34 | 7 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | | | | | | | |
35 | 8 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | | | | | | | |
36 | 9 | Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами | | | | | | | |
37 | 10 | Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами | | | | | | | |
38 | 11 | Решение задач на свойства параллельных прямых. Подготовка к контрольной работе | | | | | | | |
39 | 12 | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» | | | | | | | |
40 | 13 | Анализ контрольной работы. Решение задач | | | | | | | |
|
ТЕМА 4. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (18 часов) |
41 | 1 | Сумма углов треугольника. Теорема о сумме углов треугольника | | | | | | | |
42 | 2 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники | | | | | | | |
43 | 3 | Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника | | | | | | | |
44 | 4 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | | | | | | | |
45 | 5 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Решение задач. | | | | | | | |
46 | 6 | Неравенство треугольника | | | | | | | |
47 | 7 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | | | | | | | |
48 | 8 | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | | | | | | | |
49 | 9 | Анализ контрольной работы. Решение задач. | | | | | | | |
50 | 10 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | | | | | | | |
51 | 11 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач | | | | | | | |
52 | 12 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | | | | | | | |
53 | 13 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | | | | | | | |
54 | 14 | Построение треугольника по трем элементам | | | | | | | |
55 | 15 | Решение задач. Задачи на построение | | | | | | | |
56 | 16 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | | | | | | | |
57 | 17 | Контрольная работа №5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | | | | | | | |
58 | 18 | Анализ ошибок контрольной работы | | | | | | | |
|
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ(10 часов) |
59 | 1 | Повторение. Начальные геометрические сведения | | | | | | | |
60 | 2 | Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | | | | | | | |
61 | 3 | Повторение. Признаки равенства треугольников. Прямоугольный треугольник | | | | | | | |
62 | 4 | Повторение. Параллельные прямые | | | | | | | |
63 | 5 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | | | | | | | |
64 | 6 | Задачи на построение | | | | | | | |
65 | 7 | Административная контрольная работа | | | | | | | |
66 | 8 | Анализ контрольной работы | | | | | | | |
67 | 9 | Обобщение курса геометрии | | | | | | | |
68 | 10 | Итоговый урок | | | | | | | |
|
9