Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеталовская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Большеталовской СОШ
Приказ от 31 августа 202 года №188
________________ /Каплун Е.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Геометрия»
основного общего образования
9 класс, по ФГОС
Количество часов по учебному плану: 68часов (2 часа в неделю)
Программа будет полностью реализована за 67 часов (согласно календарному графику на 2022 - 2023 учебный год)
Учитель: Барсукова И.Е.
Рабочая программа по геометрии для 9 класса построена в соответствии с требованиями ФГОС, образовательной программой основного общего образования, программой курса геометрии авт. Л.С. Атанасян и др. (Сборник рабочих программ. 7—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова] М.: Просвещение, 2018)
Учебник:ФГОС, Атанасян Л.С. «Геометрия 7 – 9классы. Учебник для общеобразовательных организаций», М., «Просвещение», 2019
2022-2023 учебный год
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.
При изучении геометрии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения геометрии обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
учиться планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет- ресурсах;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
вступать в беседу на уроке и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Раздел II. Содержание учебного предмета
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводное повторение | 2 |
2 | Векторы | 9 |
3 | Метод координат | 11 |
4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 13 |
5 | Длина окружности и площадь круга | 12 |
6 | Движения | 6 |
7 | Начальные сведения из стереометрии | 5 |
8 | Об аксиомах планиметрии | 1 |
9 | Повторение | 8 |
Вводное повторение (2ч)
Треугольники, свойства, формулы площадей. Основные четырёхугольники, их свойства, формулы площадей.
Цель: - повторить материал 8 класса для активизации деятельности на уроках.
Векторы (9ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
Цель: знать: определение вектора, длины вектора, виды векторов, правило умножения векторов, средняя линия трапеции правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов.
Уметь: изображать и обозначать вектор; выполнять графически операции сложения и вычитания векторов; строить произведение вектора на число; строить среднюю линию трапеции; применять правила сложения, вычитания векторов и умножения вектора на число при решении задач.
3. Метод координат( 11ч)Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой .Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: знать: понятие радиус-вектора, расстояния между двумя точками; уравнение прямой и уравнение окружности.
Уметь: находить координаты вектора по его разложению и наоборот; определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число; определять координаты радиус-вектора; находить координаты вектора через координаты его начала и конца; вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками; решать простейшие задачи в координатах.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (13ч) Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: знать: определение основных тригонометрических функций и их свойства; теорему синусов и косинусов; формулу площади треугольника; теорему о скалярном произведении двух векторов.
Уметь: решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки; выводить формулу площади треугольника и применять ее при решении задач; находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник; применять теоремы синусов и косинусов при решении практических работ; применять скалярное произведение при решении задач.
5. Длина окружности и площадь круга (12ч) Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: знать: понятие правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности; формулы для вычисления длины окружности, площади круга и кругового сектора.
Уметь: вычислять угол правильного многоугольника по формуле; выводить формулы; строить правильные многоугольники; вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать окружность около многоугольника; решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an; применять формулы для вычисления длины окружности и площади круга
6. Движения (6ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: знать что является движением плоскости; какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной; свойства параллельного переноса.
Уметь: строить фигуры симметричные относительно осевой и центральной симметрии, при параллельном переносе на вектор и повороте.
7. Начальные сведения из стереометрии (5ч)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники : призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения.
Цель: дать сведения о разделе стереометрия; геометрических телах; расширить знания учащихся о многогранниках.
8. Об аксиомах планиметрии (1ч)
Цель: знать: об аксиомах планиметрии, о развитии геометрии
9. Повторение (8ч)
Цель: повторение и систематизация знаний, полученных в течение учебного года.
Раздел III . Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды контроля | Дата |
План. | Факт. |
1 | Вводное повторение Треугольники, свойства, формулы площадей | 1 | Текущий | 02.09 | |
2 | Основные четырёхугольники. Их свойства, формулы площадей | 1 | Текущий | 07.09 | |
3 | Векторы Понятие вектора. Повторение курса 8 класса | 1 | Текущий | 09.09 | |
4 | Сложение векторов. Законы сложения. Повторение курса 8 класса | 1 | Текущий | 14.09 | |
5 | Диагностическая работа /20 мин/ Сумма нескольких векторов | 1 | Контрольная работа Текущий | 16.09 | |
6 | Вычитание векторов. Самостоятельная работа №1 «Действия с векторами» | 1 | Самостоятельная работа | 21.09 | |
7 | Произведение вектора на число и его свойства. | 1 | Текущий | 23.09 | |
8 | Применение векторов к решению задач | 1 | Текущий | 28.09 | |
9 | Средняя линия трапеции | 1 | Текущий | 30.09 | |
10 | Решение задач. Самостоятельная работа №2 по теме «Средняя линия трапеции» | 1 | Самостоятельная работа | 05.10 | |
11 | Контрольная работа №1 «Векторы» | 1 | Контрольная работа | 07.10 | |
12 | Метод координат Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 1 | Текущий | 12.10 | |
13 | Координаты вектора | 1 | Текущий | 14.10 | |
14 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | 1 | Текущий | 19.10 | |
15 | Самостоятельная работа №3 по теме «Координаты вектора». Простейшие задачи в координатах | 1 | Самостоятельная работа | 21.10 | |
16 | Решение задач по теме «Метод координат» | 1 | Текущий | 26.10 | |
17 | Уравнение окружности | 1 | Текущий | 28.10 | |
18 | Уравнение прямой | 1 | Текущий | 09.11 | |
19 | Использование уравнений окружности и прямой при решение задач | 1 | Текущий | 11.11 | |
20 | Решение задач по теме «Метод координат» | 1 | Текущий | 16.11 | |
21 | Самостоятельная работа №4 по теме «Метод координат» | 1 | Самостоятельная работа | 18.11 | |
22 | Контрольная работа №2 « Метод координат» | 1 | Контрольная работа | 23.11 | |
23 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. | 1 | Текущий | 25.11 | |
24 | Самостоятельная работы №5 по теме «Основное тригонометрическое тождество». Формулы приведения | 1 | Самостоятельная работа | 30.11 | |
25 | Формулы для вычисления координат точки | 1 | Текущий | 02.12 | |
26 | Теорема о площади треугольника | 1 | Текущий | 07.12 | |
27 | Теорема синусов. | 1 | Текущий | 09.12 | |
28 | Теорема косинусов | 1 | Текущий | 14.12 | |
29 | Решение треугольников | 1 | Текущий | 16.12 | |
30 | Самостоятельная работа №6 по теме «Решение треугольников» | 1 | Самостоятельная работа | 21.12 | |
31 | Решение задач по теме «Соотношение между сторонам и углами треугольника» | 1 | Текущий | 23.12 | |
32 | Скалярное произведение векторов и его свойства | 1 | Текущий | 11.01 | |
33 | Скалярное произведение в координатах | 1 | Текущий | 13.01 | |
34 | Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов» | 1 | Текущий | 18.01 | |
35 | Контрольная работа №3 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 | Контрольная работа | 20.01 | |
36 | Длина окружности и площадь круга Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 | Текущий | 25.01 | |
37 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник | 1 | Текущий | 27.01 | |
38 | Формулы правильного многоугольника | 1 | Текущий | 01.02 | |
39 | Решение задач по теме «Формулы правильного многоугольника» | 1 | Текущий | 03.02 | |
40 | Самостоятельная работа №7 «Формулы правильного многоугольника» Длина окружности | 1 | Самостоятельная работа | 08.02 | |
41 | Площадь круга | 1 | Текущий | 10.02 | |
42 | Площадь кругового сектора | 1 | Текущий | 15.02 | |
43 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | Текущий | 17.02 | |
44 | Решение задач по главе «Длина окружности, площадь круга» | 1 | Текущий | 22.02 | |
45 | Самостоятельная работа №8 по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | Самостоятельная работа | 24.02 | |
46 | Обобщающий урок по теме «Длина окружности, площадь круга» | 1 | Текущий | 01.03 | |
47 | Контрольная работа №4 «Длина окружности, площадь круга» | 1 | Контрольная работа | 03.03 | |
48 | Движения Понятие движения. Наложения и движения | 1 | Текущий | 10.03 | |
49 | Параллельный перенос | 1 | Текущий | 15.03 | |
50 | Поворот | 1 | Текущий | 17.03 | |
51 | Решение задач по теме «Параллельный перенос, поворот» | 1 | Текущий | 22.03 | |
52 | Самостоятельная работа №9 по теме «Движения» | 1 | Текущий | 24.03 | |
53 | Решение задач по теме «Движения» | 1 | Самостоятельная работа | 05.04 | |
54 | Начальные сведения из стереометрии Многогранники. Призма, параллелепипед и свойства прямоугольного параллелепипеда | 1 | Текущий | 07.04 | |
55 | Объём тела | 1 | Текущий | 12.04 | |
56 | Пирамида и цилиндр | 1 | Текущий | 14.04 | |
57 | Конус, сфера, шар | 1 | Текущий | 19.04 | |
58 | Решение задач по теме «Многогранники» | 1 | Текущий | 21.04 | |
59 | Об аксиомах планиметрии | 1 | Текущий | 26.04 | |
60 | Повторение Треугольник, его свойства. Равенство и подобие треугольников. Решение треугольника | 1 | Текущий | 28.04 | |
61 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | Текущий | 03.05 | |
62 | Векторы | 1 | Текущий | 05.05 | |
63 | Контрольная работа (итоговая) | 1 | Контрольная работа | 10.05 | |
64 | Анализ контрольной работы | 1 | Текущий | 12.05 | |
65 | Решение заданий ОГЭ | 1 | Текущий | 17.05 | |
66 | Решение заданий ОГЭ | 1 | Текущий | 19.05 | |
67 | Решение заданий ОГЭ | 1 | Текущий | 24.05 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета от «30» августа 2022 года № 1 Рук.ШМС _________/О.В.Захарюта/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Большеталовской СОШ ________________/Сахнюк И.Г./ «30 » августа 2022 года |