муниципальное общеобразовательное учреждение
| | Принята на заседании педагогического совета МОУ «Роговская ООШ» Протокол № 1 от «27» августа 2018 г. | Утверждаю Ди Директор школы _________/Токарева Г.В./ Приказ № 56 от «27» августа 2018 г. |
«Роговская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по__ _ геометрии_ _
(наименование учебного предмета, курса)
7-9 класс
Уровень обучения:
основное общее образование
Срок реализации данной программы – 3 года
Разработала:
Семыкина Л.А.
/І квалификационная категория/
2018 г
Рабочая программа составлена на основе:
- Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2014 г.
Программа соответствует учебнику Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2014.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов:
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность:
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Векторы
Выпускник научится:
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство»
Основные цели курса:
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание учебного предмета
Наглядная геометрия. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Геометрические фигуры. Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку.
Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теорема синусов. Замечательные точки треугольника.
Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.
М
ногоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольн
ик, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур и гомотетии.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трём сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на п равных частей.
Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Периметр многоугольника.
Длина окружности, число я; длина дуги окружности.
Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности.
Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.
Координаты. Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.
Векторы. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Умножение вектора на число, сумма векторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.
Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
Элементы логики. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.
Геометрия в историческом развитии. От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа к. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата.
Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.
Тематическое планирование
7 класс
№ параграфа учебника | Тема | Количество часов | № параграфа учебника | Тема | Количество часов |
Глава I. Начальные геометрические сведения | 11 | Глава III. Параллельные прямые | 13 |
1 | Прямая и отрезок | 1 | 1 | Признаки параллельности двух прямых | 4 |
2 | Луч и угол | 1 | 2 | Аксиома параллельности прямых | 5 |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | | Решение задач | 3 |
4 | Измерение отрезков | 2 | | Контрольная работа № 3 | 1 |
5 | Измерение углов | 1 | Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника 20 | |
6 | Перпендикулярные прямые | 2 | 1 | Сумма углов треугольника | 2 |
| Решение задач | 2 | 2 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 3 |
| Контрольная работа № 1 | 1 | | Контрольная работа № 4 | 1 |
Глава II. Треугольники | 18 | | Прямоугольные треугольники | 4 |
1 | Первый признак равенства треугольников | 3 | | Построение треугольника по трем сторонам | 4 |
2 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 3 | | Решение задач | 5 |
3 | Второй и третий признаки треугольников | 4 | | Контрольная работа № 5 | 1 |
4 | Задачи на построение | 3 | Итоговое повторение | 6 |
| Решение задач | 4 | | Повторение. Решение задач | 6 |
| Контрольная работа № 2 | 1 | Всего | | 68 |
8класс
Тема | Количество часов |
Повторение курса геометрии 7 класса | 2 |
Четырехугольники | 13 |
Многоугольники | 2 |
Параллелограмм и трапеция | 6 |
Прямоугольник. Ромб. Квадрат | 4 |
Контрольная работа №1 | 1 |
Площадь | 13 |
Площадь многоугольника | 2 |
Площади параллелограмма, треугольника и трапеции | 6 |
Теорема Пифагора | 3 |
Решение задач | 1 |
Контрольная работа №2 | 1 |
Подобные треугольники | 19 |
Определение подобных треугольников | 2 |
Признаки подобия треугольников | 5 |
Контрольная работа №3 | 1 |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 7 |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 3 |
Контрольная работа №4 | 1 |
Окружность | 16 |
Касательная к окружности | 3 |
Центральные и вписанные углы | 4 |
Четыре замечательные точки окружности | 3 |
Промежуточная аттестация | 1 |
Вписанная и описанная окружности | 4 |
Контрольная работа №5 | 1 |
Итоговое повторение | 5 |
Всего | 68 |
9 класс
Содержание учебного материала | Количество часов |
Повторение (2 часа) | |
Повторение. Треугольники | 1 |
Повторение. Четырехугольники | 1 |
Глава 9. Векторы (12часов) | |
Понятие вектора, равенство векторов. Откладывание векторов отданной точки. | 2 |
Сумма двух векторов. Законы сложения | 1 |
Сумма нескольких векторов | 1 |
Вычитание векторов | 2 |
Умножение вектора на число | 2 |
Применение векторов к решению задач | 3 |
Контрольная работа по теме «Векторы» | 1 |
Глава 10.Метод координат(10 часов) | |
Координаты вектора | 2 |
Простейшие задачи в координатах. Решение задач | 2 |
Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности | 2 |
Уравнение прямой | 1 |
Уравнение окружности и прямой. Решение задач | 2 |
Контрольная работа по теме «Метод координат» | 1 |
Глава 11. Соотношение между сторонами и углами треугольника . (14ч) | |
Синус, косинус и тангенс угла | 1 |
Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. | 2 |
Теорема о площади треугольника | 1 |
Теорема синусов | 2 |
Теорема косинусов | 3 |
Скалярное произведение векторов в координатах | 4 |
Решение треугольников. Скалярное произведение векторов | 1 |
Контрольная работа по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 |
Глава 12. Длина окружности и площадь круга (12 ч) | |
Правильные многоугольники | 1 |
Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | 1 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 2 |
Длина окружности | 1 |
Длина окружности. Решение задач | 1 |
Площадь круга и кругового сектора | 2 |
Решение задач | 3 |
Контрольная работа по теме: «Длина окружности. Площадь круга» | 1 |
Глава 13. Движение (10 ч) | |
Понятие движения | 3 |
Параллельный перенос | 2 |
Поворот | 1 |
Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот» | 3 |
Контрольная работа по теме «Движение» | 1 |
Глава XIII. Аксиомы планиметрии (2 ч) | |
Анализ контрольной работы. Об аксиомах планиметрии | 1 |
Об аксиомах планиметрии | 1 |
Глава XIV. Итоговое повторение (6 ч) | |
Повторение темы «Параллельные прямые» | 1 |
Повторение темы « Треугольники» | 2 |
Повторение темы «Окружность» | 2 |
Повторение темы «Четырехугольники» | 1 |
Всего | 68 |