Цели и задачи изучения предмета
Обучение геометрии в 7 – 9 классах направлено на достижение следующих целей:
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
формирование пространственных представлений;
развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.
Задачами изучения геометрии в 7 - 9 классах являются:
в направлении личностного развития:
• формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к геометрическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
• развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
• овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Планируемые результаты освоения курса геометрии в 7-9 классах
Для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах:
Геометрические фигуры
· Оперировать понятиями геометрических фигур;
· извлекать, информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
· применять для решения задач геометрические факты, если условия
их применения заданы в явной форме;
· решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;
Отношения
· Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
· Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
· применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
· применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, применять формулы и вычислять площади в простых случаях;
Геометрические построения
· Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
· оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Преобразования
· Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· распознавать движение объектов в окружающем мире;
· распознавать симметричные фигуры в окружающем мире;
Векторы и координаты на плоскости
· Оперировать понятиями: вектор, сумма векторов, разность векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости.
· определять приближённо координаты точки по её изображению на координатной плоскости;
· выполнять действия над векторами (сложение, умножение на число).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения;
История математики
· Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
· знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей;
· понимать роль математики в развитии России;
Методы математики
· Выбирать подходящий изученный метод при решении изученных типов математических задач;
· приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
Содержание курса геометрии в 7-9 классах
Геометрические фигуры
Фигуры в геометрии и в окружающем мире.
Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол. Биссектриса угла и её свойства, виды углов, многоугольники, круг.
Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.
Многоугольники. Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Правильные многоугольники.
Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки.
Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остро угольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы тре угольника. Неравенство треугольника.
Четырёхугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.
Окружность, круг. Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и к окружности. Вписанные и описанные окружности для треугольников.
Геометрические фигуры в пространстве (объёмные тела).
Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.
Отношения
Равенство фигур. Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.
Параллельность прямых. Признаки и свойства параллельных прямых.
Перпендикулярные прямые. Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку.
Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
Измерения и вычисления
Величины. Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы
измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла. Понятие о площади плоской фигуры и её свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади. Представление об объёме и его свойствах. Измерение объёма. Единицы измерения объёмов.
Измерения и вычисления. Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины окружности и площади круга. Сравнение и вычисление
площадей. Теорема Пифагора.
Расстояния. Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой.
Геометрические построения. Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник.
Геометрические преобразования
Преобразования. Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование».
Движения. Осевая и центральная симметрии.
Векторы и координаты на плоскости
Векторы. Понятие вектора, действия над векторами, использование
векторов в физике.
Координаты. Основные понятия.
Учебно-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
1 четверть (16ч) |
| Глава I. Начальные геометрические сведения | 10 | |
1 | Прямая и отрезок | 1 | |
2 | Луч и угол | 1 | |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | |
4 | Измерение отрезков | 1 | |
5 | Измерение углов | 1 | |
6 | Измерение отрезков. Измерение углов | 1 | |
7 | Смежные и вертикальные углы | 1 | |
8 | Перпендикулярные прямые | 1 | 125 лет со дня рождения B.Л. Гончарова (информационная минутка на уроке математики) |
9 | Решение задач | 1 | |
10 | Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 | |
| Глава II. Треугольники | 17 | |
11 | Треугольник. Виды треугольников | 1 | |
12 | Первый признак равенства треугольников | 1 | |
13 | Первый признак равенства треугольников | 1 | |
14 | Перпендикуляр к прямой | 1 | |
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | |
16 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | |
2 четверть (15ч) |
17 | Второй признак равенства треугольников | 1 | |
18 | Третий признак равенства треугольников | 1 | |
19 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | |
20 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | |
21 | Окружность | 1 | |
22 | Построения циркулем и линейкой | 1 | |
23 | Примеры задач на построение | 1 | |
24 | Решение задач | 1 | |
25 | Решение задач | 1 | |
26 | Решение задач | 1 | |
27 | Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» | 1 | |
| Глава III. Параллельные прямые | 13 | |
28 | Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых | 1 | |
29 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | |
30 | Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых» | 1 | |
31 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | |
3 четверть (22ч) |
32 | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых | 1 | |
33 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | |
34 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | |
35 | Свойства параллельных прямых. Решение задач | 1 | |
36 | Свойства параллельных прямых. Решение задач | 1 | Уроки-турниры, посвященные Всемирному дню математики. |
37 | Решение задач на признаки и свойства параллельных прямых | 1 | |
38 | Решение задач на признаки и свойства параллельных прямых | 1 | |
39 | Решение задач на признаки и свойства параллельных прямых | 1 | |
40 | Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» | 1 | |
| Глава IV Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | 100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича (информационная минутка на уроках математики) |
41 | Теорема о сумме углов треугольника | 1 | |
42 | Сумма углов треугольника | 1 | |
43 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 1 | |
44 | Неравенство треугольника | 1 | |
45 | Решение задач | 1 | |
46 | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |
47 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1 | |
48 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | |
49 | Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников | 1 | |
50 | Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников | 1 | |
51 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | |
52 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | Неделя математики |
53 | Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение | 1 | |
4 четверть (15ч) |
54 | Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение | 1 | |
55 | Решение задач | 1 | |
56 | Решение задач | 1 | |
57 | Решение задач | 1 | |
58 | Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольников» | 1 | |
| Повторение. Решение задач | 10 | |
59 | Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов» | 1 | |
60 | Решение задач по теме «Перпендикулярные прямые» | 1 | |
61 | Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» | 1 | |
62 | Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» | | |
63 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 1 | |
64 | Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» | 1 | |
65 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |
66 | Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение | 1 | |
67 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | |
68 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | |
8 класс
№ урока п/п | № урока раздела | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
| | I четверть | | |
| | Четырехугольники | 14 | |
| | Многоугольники. Сумма углов выпуклого n –угольника. | 1 | |
| | Многоугольники. Четырехугольник. | 1 | |
| | Параллелограмм. Свойство сторон и углов параллелограмма. | 1 | |
| | Параллелограмм. Свойство диагоналей параллелограмма. | 1 | |
| | Признаки параллелограмма. | 1 | |
| | Трапеция. | 1 | |
| | Свойства трапеции. | 1 | |
| | Параллелограмм. Трапеция. | 1 | 125 лет со дня рождения B.Л. Гончарова (информационная минутка на уроке математики) |
| | Прямоугольник. | 1 | |
| | Ромб. | 1 | |
| | Квадрат. | 1 | |
| | Прямоугольник. Ромб. Квадрат. | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники» | 1 | |
| | Площади фигур | 14 | |
| | Площадь многоугольника. | 1 | |
| | Площадь квадрата, прямоугольника. | 1 | |
| | II четверть | | |
| | Площадь параллелограмма. | 1 | |
| | Площадь параллелограмма. | 1 | |
| | Площадь треугольника. | 1 | |
| | Площадь треугольника. | 1 | |
| | Площадь трапеции. | 1 | |
| | Площадь трапеции. | 1 | |
| | Теорема Пифагора. | 1 | |
| | Теорема Пифагора. | 1 | |
| | Теорема Пифагора. | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Решение задач по теме | 1 | |
| | Контрольная работа № 2 по теме «Площадь. Теорема Пифагора» | 1 | |
| | Подобные треугольники | 19 | |
| | Определение подобных треугольников. | 1 | |
| | Отношение площадей подобных треугольников. Теорема о биссектрисе треугольника. | 1 | |
| | Признаки подобия треугольников. | 1 | Уроки-турниры, посвященные Всемирному дню математики. |
| | Признаки подобия треугольников. | 1 | |
| | III четверть | | |
| | Признаки подобия треугольников. | 1 | |
| | Признаки подобия треугольников. | 1 | |
| | Признаки подобия треугольников. | 1 | |
| | Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | |
| | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 1 | |
| | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 1 | |
| | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 1 | 100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича (информационная минутка на уроках математики) |
| | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 1 | |
| | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 1 | |
| | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 1 | |
| | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 1 | |
| | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | |
| | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | |
| | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | |
| | Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники» | 1 | |
| | Окружность | 17 | Неделя математики |
| 1. | Касательная к окружности. | 1 | |
| 2. | Касательная к окружности | 1 | |
| 3. | Касательная к окружности | 1 | |
| 4. | Центральные и вписанные углы. | 1 | |
| 5. | Центральные и вписанные углы. | 1 | |
| 6. | Центральные и вписанные углы. | 1 | |
| 7. | Центральные и вписанные углы. | 1 | |
| 8. | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | |
| | IV четверть | | |
| 9. | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | |
| 10. | Четыре замечательные точки треугольник. | 1 | |
| 11. | Вписанные и описанные окружности | 1 | |
| 12. | Вписанные и описанные окружности | 1 | |
| 13. | Вписанные и описанные окружности | 1 | |
| 14. | Вписанные и описанные окружности | 1 | |
| 15. | Решение задач | 1 | |
| 16. | Решение задач | 1 | |
| 17. | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» | 1 | |
| | Итоговое повторение. Решение задач | 4 | |
| 1. | Повторение. Решение задач. | 1 | |
| 2. | Повторение. Решение задач. | 1 | |
| 3. | Повторение. Решение задач. | 1 | |
| 4. | Повторение. Решение задач. | 1 | |
9 класс
№ урока п/п | № урока раздела | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
| | I четверть | | |
| | Векторы | 8 | |
| | Понятие вектора | 1 | |
| | Понятие вектора | 1 | |
| | Сложение и вычитание векторов | 1 | |
| | Сложение и вычитание векторов | 1 | |
| | Сложение и вычитание векторов | 1 | |
| | Умножение векторов на число | 1 | |
| | Применение векторов к решению задач | 1 | |
| | Применение векторов к решению задач | 1 | 125 лет со дня рождения B.Л. Гончарова (информационная минутка на уроке математики) |
| | Метод координат | 10 | |
| | Координаты вектора | 1 | |
| | Координаты вектора | 1 | |
| | Простейшие задачи в координатах | 1 | |
| | Простейшие задачи в координатах | 1 | |
| | Уравнение окружности и прямой | 1 | |
| | Уравнение окружности и прямой | 1 | |
| | Уравнение окружности и прямой | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | II четверть | | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат» | 1 | |
| | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | |
| | Синус, косинус тангенс угла | 1 | |
| | Синус, косинус тангенс угла | 1 | |
| | Синус, косинус тангенс угла | 1 | |
| | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | |
| | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | |
| | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | |
| | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | |
| | Скалярное произведение векторов | 1 | |
| | Скалярное произведение векторов | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 | 100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича (информационная минутка на уроках математики) |
| | Длина окружности и площадь круга | 12 | |
| | Правильные многоугольники | 1 | |
| | Правильные многоугольники | 1 | |
| | Правильные многоугольники | 1 | |
| | III четверть | | |
| | Правильные многоугольники | 1 | |
| | Длина окружности и площадь круга | 1 | |
| | Длина окружности и площадь круга | 1 | |
| | Длина окружности и площадь круга | 1 | |
| | Длина окружности и площадь круга | 1 | |
| | Решение задач | 1 | Уроки-турниры, посвященные Всемирному дню математики. |
| | Решение задач | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | |
| | Движение | 8 | |
| | Понятие движения | 1 | |
| | Понятие движения | 1 | |
| | Понятие движения | 1 | |
| | Параллельный перенос и поворот | 1 | |
| | Параллельный перенос и поворот | 1 | |
| | Параллельный перенос и поворот | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Контрольная работа № 4 по теме «Движение» | 1 | |
| | Начальные сведения из стереометрии | 8 | Неделя математики |
| | Многогранники | 1 | |
| | Многогранники | 1 | |
| | Многогранники | 1 | |
| | Многогранники | 1 | |
| | Тела и поверхности вращения | 1 | |
| | IV четверть | | |
| | Тела и поверхности вращения | 1 | |
| | Тела и поверхности вращения | 1 | |
| | Тела и поверхности вращения | 1 | |
| | Об аксиомах планиметрии | 2 | |
| | Об аксиомах планиметрии | 1 | |
| | Об аксиомах планиметрии | 1 | |
| | Повторение. Решение задач | 9 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
| | Решение задач | 1 | |
Виды работ по четвертям (согласно авторской программе)
7 класс
Вид работы | I | II | III | IV | год |
Контрольная работа | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
8 класс
Вид работы | I | II | III | IV | год |
Контрольная работа | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
9 класс
Вид работы | I | II | III | IV | год |
Контрольная работа | - | 2 | 2 | 1 | 4 |
Лист изменений и дополнений
№ п/п | Дата | Внесенные изменения | №, дата приказа на основании которого вносится изменение |
| | | |
| | | |
| | | |