Планируемые результаты обучения
геометрии в 7 классе.
Геометрические фигуры.
Выпускник научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;
• классифицировать геометрические фигуры;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство);
• оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
• доказывать теоремы;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
• решать простейшие планиметрические задачи.
Выпускник получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство: методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
• приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
• научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
• приобрести опыт выполнения проектов.
Измерение геометрических величин.
Выпускник научится:
• использовать свойства измерения длин, углов и площадей при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
• вычислять длину окружности и длину дуги окружности;
• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
• решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность научиться:
• вычислять площади круга и сектора;
• приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач.
Содержание курса геометрии в 7 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Простейшие геометрические фигуры и их свойства», «Треугольники»,
« Параллельные прямые. Сумма углов треугольника», «Окружность и круг. Геометрические построения».
Содержание курса геометрии в 7 классе.
Содержание раздела «Геометрические фигуры» служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира. Главная цель данного раздела – развить у учащихся воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур и применения этих свойств для решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности с формально- логическим подходом является неотъемлемой частью геометрических знаний.
Содержание раздела «Измерение геометрических величин» расширяет и углубляет представления учащихся об измерениях длин и углов, способствует формированию практических навыков, необходимых как при решении геометрических задач, так и в повседневной жизни.
Содержание раздела «Треугольники» даёт представление учащимся о том, что признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников – обоснование их равенства с помощью какого-то признака – следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
При изучении раздела «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» учащиеся знакомятся с признаками и свойствами параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными). Содержание этого раздела широко используется в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теореме о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При изучении раздела «Окружность и круг. Геометрические построения» учащиеся учатся решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам; решать задачи на вычисление, доказательство и построение; строить треугольник по трём сторонам. При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Тематическое планирование по геометрии 7 класс А.Г. Мерзляк; В. Б. Полонский
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически |
| Глава I. Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 часов) |
| Точки и прямые | 1 | 04.09 | |
| Отрезок и его длина | 1 | 07.09 | |
| Отрезок и его длина | 1 | 11.09 | |
| Луч. Угол. Измерение углов | 1 | 14.09 | |
| Луч. Угол. Измерение углов | 1 | 18.09 | |
| Луч. Угол. Измерение углов | 1 | 21.09 | |
| Смежные и вертикальные углы | 1 | 25.09 | |
| Смежные и вертикальные углы | 1 | 28.09 | |
| Смежные и вертикальные углы | 1 | 02.09 | |
| Перпендикулярные прямые | 1 | 05.10 | |
| Аксиомы | 1 | 09.10 | |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | 12.10 | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства » | 1 | 16.10 | |
| Глава 2. «Треугольники» |
| Анализ контрольной работы. Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 1 | 19.10 | |
| Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 1 | 23.10 | |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | 26.10 | |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | 06.11 | |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | 09.11 | |
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | 13.11 | |
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | 16.11 | |
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | 20.11 | |
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | 23.11 | |
| Признаки равнобедренного треугольника | 1 | 27.11 | |
| Признаки равнобедренного треугольника | 1 | 30.11 | |
| Третий признак равенства треугольников | 1 | 04.12 | |
| Третий признак равенства треугольников | 1 | 07.12 | |
| Теоремы | 1 | 11.12 | |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | 14.12 | |
| Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники» | 1 | 18.12 | |
Глава 3. «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» |
| Анализ контрольной работы. Параллельные прямые | 1 | 21.12 | |
| Признаки параллельности прямых | 1 | 25.12 | |
| Признаки параллельности прямых | 1 | 28.12 | |
| Свойства параллельных прямых | 1 | 15.01.2020 | |
| Свойства параллельных прямых | 1 | 08.01 | |
| Свойства параллельных прямых | 1 | 22.01 | |
| Сумма углов треугольника | 1 | 25.01 | |
| Сумма углов треугольника | 1 | 29.01 | |
| Сумма углов треугольника | 1 | 01.02 | |
| Сумма углов треугольника | 1 | 05.02 | |
| Прямоугольный треугольник | 1 | 08.02 | |
| Прямоугольный треугольник | 1 | 12.02 | |
| Свойства прямоугольного треугольника | 1 | 15.02 | |
| Свойства прямоугольного треугольника | 1 | 19.02 | |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | 22.02 | |
| Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 1 | 26.02 | |
Глава 4. «Окружность и круг. Геометрические построения» |
| Геометрическое место точек. Окружность и круг. | 1 | 29.02 | |
| Геометрическое место точек. Окружность и круг. | 1 | 04.03 | |
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 1 | 07.03 | |
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 1 | 11.03 | |
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 1 | 14.03 | |
| Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 | 18.03 | |
| Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 | 21.03 | |
| Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 | 01.04 | |
| Задачи на построение | 1 | 04.04 | |
| Задачи на построение | 1 | 08.04 | |
| Задачи на построение | 1 | 11.04 | |
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | 15.04 | |
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | 18.04 | |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | 22.04 | |
| Контрольная работа № 4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения» | 1 | 25.04 | |
| Обобщение и систематизация учебного материала. (5 ч.) |
| Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 | 29.04 | |
| Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 | 06.05 | |
| Упражнения для повторения курса 7 класса | 1 | 13.05 | |
66 | Итоговая контрольная работа №5 | 1 | 16.05 | |
67 | Анализ итоговой работы | 1 | 20.05 | |
68 | Итоговый урок | 1 | 23.05 | |
График контрольных работ по геометрии 7 класс
Темы контрольных работ | Даты проведения |
Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства » | 16.10 |
Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники» | 18.12 |
Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 26.02 |
Контрольная работа № 4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения» | 25.04 |
Итоговая контрольная работа №5 | 16.05 |
Контрольная работа №1
по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства».
Вариант 1.
Точка С принадлежит отрезку BD. Найдите длину отрезка BC,
если BD = 10,3 см, CD = 7,8 см.
Один из углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, равен 94°. Найдите градусные меры остальных углов.
Один из смежных углов на 48° меньше другого. Найдите эти углы.
На рисунке углы AKB и DKC равны, луч KE - биссектриса угла AKD.
Докажите, что BKE = CKE.
Какой угол образует биссектриса угла, равного 136°, с лучом, С дополнительным к одной из его сторон?
Точки А, В и С лежат на одной прямой, ВС = 48 см,
отрезок АВ в 7 раз меньше отрезка АС. Найдите отрезок АВ.
Вариант 2.
1. Луч ОМ проходит между сторонами угла АОВ, АОВ = 84°, АОМ = 35°. Найдите величину угла ВОМ.
Один из углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, равен 118°. Найдите градусные меры остальных углов.
Один из смежных углов на 34° больше другого. Найдите эти углы.
4. На рисунке отрезки АО и ВО равны, точка О – середина отрезка CD.
Докажите, что AC = BD.
5. Угол между биссектрисой данного угла и лучом, дополнительным
к одной из его сторон, равен 134°. Найдите данный угол.
6.Известно, что АВС = 36°, угол СВD в 3 раза больше угла ABD. Найдите ABD.
Контрольная работа №2
по теме «Треугольники».
Вариант 1
1 .Докажите равенство треугольников MBF и DBF (рис. 1), если
2. Найдите стороны равнобедренного треугольника, если его периметр равен 84 см, а боковая сторона на 18 см больше основания.
3. На рисунке 2 DP=PE, DK=KE. Докажите равенство углов KDM и KEM.
4 . На боковых сторонах AB и BC равнобедренного треугольника ABC отметили соответственно точки Е и F такие, что AE=CF. Докажите, что .
5. Серединный перпендикуляр стороны AB треугольника ABC пересекает его сторону AC в точке D. Найдите периметр треугольника BDC, если AC=8см, BC=6см.
Вариант 2.
1 .Докажите равенство треугольников ABD и CDB (рис. 1), если .
2. Найдите стороны равнобедренного треугольника, если его периметр равен 76 см, а основание на 14 см меньше боковой стороны.
3 . На рисунке 2 . Докажите равенство отрезков AD и CD.
4. На боковых сторонах AB и BC равнобедренного треугольника ABC отметили соответственно точки M и K так, что . Докажите, чтоBM=BK.
5. Серединный перпендикуляр стороны AC треугольника ABC пересекает его сторону AB в точке K. Найдите сторону AB треугольника ABC, если BC=7см, а периметр треугольника BKC равен 23 см.
Контрольная работа № 3 по теме:
«Параллельные прямые. Сумма углов треугольника».
Вариант 1.
№ 1. Угол при вершине равнобедренного треугольника равен 520. Найдите углы при основании этого треугольника.
№ 2. Найдите градусную меру угла DCE (стр. 50).
№ 3. Какова градусная мера угла C, изображённого на рисунке 51?
№ 4. Докажите, что AB=CD (рис.52), если известно, что ABCD и BO=CO.
№ 5. В треугольнике ABC известно, что C=900, A=600. На катете отметили точку К такую, что AKC=600. Найдите отрезок СК, если BK=12 см.
Вариант 2.
№ 1. Угол при основании равнобедренного треугольника равен 380. Найдите угол при вершине этого треугольника.
№ 2. Найдите градусную меру угла CFN (стр. 53).
№ 3. Какова градусная мера угла F, изображённого на рисунке 54?
№ 4. Докажите, что A=C (рис.55), если известно, что AB‖CD и BCAD.
№ 5. В треугольнике MNF известно, что =900, =600, отрезок АD- биссектриса треугольника. Найдите катет MN, если FD=20 см.
Контрольная работа № 4 по теме:
«Окружность и круг. Геометрические построения».
Вариант 1.
№ 1. На рисунке 64 точка О – центр окружности, MON=680. Найдите угол MKN.
№ 2. К окружности с центром О проведена касательная AB (A- точка касания). Найдите радиус окружности, если ОВ=10 см иO=300
.
№ 3. В окружности с центром О проведены диаметрMN и хорды NF и NK так, что NF=NK (рис.65).
Докажите, что MNK=MNF.
№ 4. Постройте равносторонний треугольник АВС и биссектрису угла С с помощью циркуля и линейки.
Вариант 2.
№ 1. На рисунке 66 точка О – центр окружности, OAD=340.
Найдите угол FOA.
№ 2. К окружности с центром О проведена касательная MN (M- точка касания). Найдите отрезок MN, если ОN=12 см и NOM=300.
№ 3. В окружности с центром О проведены диаметр DK и хорды KA и KB так, что OAK=OBK (рис.67). Докажите, что AK=BK.
№ 4. Постройте равнобедренный треугольник АВС по боковой стороне и основанию и постройте в нем серединный перпендикуляр к боковой стороне АВ с помощью циркуля и линейки.
Контрольная работа №5
«Итоговая контрольная работа»
Вариант 1.
1. В треугольнике АВС ∠А = 70°, ∠С = 55°.
а) Докажите, что треугольник АВС — равнобедренный, и укажите его основание.
б) Отрезок ВМ — высота данного треугольника. Найдите углы, на которые она делит угол АВС.
2. Отрезки АВ и CD пересекаются в точке О, которая является серединой каждого из них
а) Докажите, что △АОС = △BOD.
б) Найдите ∠OAC, если ∠ODB = 20°, ∠AOC = 115°.
3. В равнобедренном треугольнике с периметром 64 см одна из сторон равна 16 см. Найдите длину боковой стороны треугольника.
Вариант 2
1. В треугольнике АВС ∠А = 100°, ∠С = 40°.
а) Докажите, что треугольник АВС — равнобедренный, и укажите его боковые стороны.
б) Отрезок СК — биссектриса данного треугольника. Найдите углы, которые она образует со стороной АВ.
2. Отрезки АВ и CD пересекаются в точке О, которая является серединой каждого из них
а) Докажите, что △AOD = △ВОС.
б) Найдите ∠OBC, если ∠ODA = 40°, ∠BOC = 95°.
3. В равнобедренном треугольнике с периметром 80 см одна из сторон равна 20 см. Найдите длину основания треугольника.