СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии (7 класс)

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии для 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«КТП геометрия 7 класс»

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Форма проведения урока

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

1

2

3

4


5

6

7

8

Глава 1. Начальные геометрические сведения

1

1.09



Прямая и отрезок

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок закреп­ления знаний

Беседа

Умение работать с математическим текстом

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, прямой, точки

Первоначальные сведения об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники

Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации

2

6.09


Луч и угол

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Беседа

Умение работать с математическим текстом

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение формулировать определения и иллюстрировать понятия луча, угла прямого, острого, тупого и развернутого углов

Первоначальные сведения об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники

Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации

3

8.09


Сравнение углов и отрезков

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Исследование


Умение работать с математическим текстом

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, контрпримеры

4-5

13.09

15.09


Измерение отрезков

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок закреп­ления знаний

Лекция

Практикум

Умение решать задачи на построение и вычисления

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, контрпримеры

6-7

20.09

22.09


Измерение углов

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок закреп­ления знаний

Лекция

Практикум

Умение решать задачи на построение и вычисления

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, контрпримеры

8

27.09


Смежные и вертикальные углы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Лекция

Умение формулировать определения и иллюстрировать понятия вертикальных и смежных углов

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

9

29.09



Перпендикулярные прямые

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок закреп­ления знаний

Лекция

Практикум

Умение распознавать на чертежах, изображать, формулировать определение перпендикулярных прямых

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, контрпримеры

10

04.10


Решение задач

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение распознавать на чертежах, изображать, формулировать определение перпендикулярных прямых

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

11

06.10


Контрольная работа № 1

Урок провер­ки, оцен­ки и коррекции знаний

Письменная

контрольная

работа

Научиться при­менять приобре­тенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности.



12

11.10


Работа над ошибками






Глава 2. Треугольники

13

13.10


Треугольники

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение распознавать на чертежах, формулировать определение, изображать треугольники, формулировать определение равных треугольников

Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, контрпримеры

14

18.10


Первый признак равенства треугольников

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Умение формулировать и доказывать теорему, выражающую первый признак равенства треугольников

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

15-16

20.1025.10


Решение задач

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

17

27.10


Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

с заполнением ИЛО

Умение распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать треугольники, высоту, медиану, биссектрису, среднюю линию

Умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

18

01.11


Решение задач

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

19

10.11


Свойства равнобедренного треугольника

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

с заполнением таблиц

Умение доказывать теоремы о признаках равнобедренного треугольника

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

20

15.11


Решение задач

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

21

17.11


Второй признак равенства треугольников

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Умение формулировать и доказывать теорему, выражающую второй признак равенства треугольников

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

22

22.11


Решение задач

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

23

24.11


Третий признак равенства треугольников

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Умение формулировать и доказывать теорему, выражающую третий признак равенства треугольников

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

24

29.11


Решение задач

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

25

01.12


Окружность

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

с заполнением ИЛО

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

26

06.12


Примеры задач на построение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Практикум

Умение решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

27

08.12


Решение задач на построение

Урок закреп­ления знаний

Практикум

Умение решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

28

13.12


Решение задач на применение признаков равенства треугольников

Урок обобщения и систематизации знаний

Соревнование

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

29

15.12


Решение задач

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

30

20.12


Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Урок обобщения и систематизации знаний

Анализ и

обсуждение

решенных задач

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

31

22.12


Контрольная работа № 2

Урок провер­ки, оцен­ки и коррекции знаний

Письменная

контрольная

работа

Научиться при­менять приобре­тенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности.


Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

32

27.12


Работа над ошибками


Решение задач




33

12.01


Зачет по теме «Треугольники»

Урок провер­ки, оцен­ки и коррекции знаний

Зачет

Научиться при­менять приобре­тенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности.


Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

Глава 3. Параллельные прямые

34

17.01


Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Исследование

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых, формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

35-36

19.0124.01


Решение задач

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

37

26.01


Аксиома параллельных прямых

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение формулировать аксиому параллельных прямых

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

38

31.01


Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение формулировать определения, теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

39

02.02


Решение задач

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

40

07.02


Контрольная работа № 3

Урок провер­ки, оцен­ки и коррекции знаний

Письменная

контрольная

работа

Научиться при­менять приобре­тенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности.


Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

41

09.02


Работа над ошибками


Решение задач




Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольников

42

14.02


Сумма углов треугольника

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Исследование

Умение доказывать теорему о сумме углов треугольника

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

43

16.02


Решение задач

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение доказывать теорему о сумме углов треугольника

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

44

21.02


Соотношения между сторонами и углами треугольника

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Умение доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

45

28.02


Решение задач

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

46

02.03


Неравенство треугольника

Урок провер­ки, оцен­ки и коррекции знаний

Лекция

Умение доказывать теорему о неравенстве треугольника

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

47

07.03


Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

48

09.03


Контрольная работа № 4

Урок провер­ки, оцен­ки и коррекции знаний

Письменная

контрольная

работа

Научиться при­менять приобре­тенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности.


Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

49

14.03


Работа над ошибками

Урок коррекции знаний

Решение задач




50

16.03


Прямоугольные треугольники

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

с заполнением ИЛО

Умение формулировать и доказывать свойства прямоугольных треугольников

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

51

21.03


Решение задач


Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

52

23.03


Признаки равенства прямоугольных треугольников

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Умение формулировать и доказывать признаки равенства прямоугольных треугольников

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

53

04.04


Решение задач

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

54

06.04


Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Исследование

Владение базовым понятийным аппаратом

Умение формулировать и доказывать теорему

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

55-56

11.0413.04


Построение треугольника по трем элементам

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Решение задач

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с алгоритмом

Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

57

18.04


Решение задач

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с алгоритмом

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

58

20.04


Решение задач на построение

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с алгоритмом

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

59

25.04


Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Урок обобщения и систематизации знаний

Консультация

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с алгоритмом

Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

60

27.04


Контрольная работа № 5

Урок провер­ки, оцен­ки и коррекции знаний

Письменная

контрольная

работа

Научиться при­менять приобре­тенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности.


Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи

61

02.05


Работа над ошибками


Решение задач




62

04.05


Зачет по главе «Соотношения между сторонами и углами треугольников»






Повторение

63

11.05


Повторение темы «Начальные геометрические сведения»

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

64

16.05


Повторение темы «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник»

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

65

18.05


Повторение темы «Параллельные прямые»

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

66-67

23.05

25.05



Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Повторение темы «Задачи на построение»

Урок закреп­ления знаний

Выполнение

упражнений

Умение решать задачи на построение, доказательство и вычисления

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

68

30.05


Итоговая контрольная работа

Урок провер­ки, оцен­ки и коррекции знаний

Письменная

контрольная

работа

Научиться при­менять приобре­тенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности.


Умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи


Разные формы уроков:

  1. Исследование – 4 часа.

  2. Лекция с заполнением ИЛО – 5 часов.

  3. Зачет – 1 час.

  4. Консультация – 1 час.

  5. Соревнование – 1 час.

  6. Анализ и обсуждение решенных задач – 1 час.

  7. Самостоятельная работа – 1 час.

Итого: 14 часов.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка


Рабочая программа по геометрии для 7 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VII-XI (XII) классов) (в редакции от 19.10.2009);

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год» (в ред.ПриказаМинобрнауки РФ №38 от 26.01.2016);

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.


Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной программы основного общего образования по математике и ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасяна:

  1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдина. «Геометрия 7-9». М.: Просвещение, 2014.

  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. Изучение геометрии в 7–9 классах: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2013.

  3. Гаврилова Н.Ф. Геометрия. 7 класс: Контрольно-измерительные материалы. М.: ВАКО, 2012.

  4. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Геометрия. 7 класс: Дидактические материалы. М.: Просвещение, 2012.

  5. Иченская М.А. Геометрия. 7–9 классы: Самостоятельные и контрольные работы. М.: Просвещение, 2012.

  6. Мищенко Т.М., Блинков А.Д. Геометрия 7 класс: Тематические тесты. ГИА. М.: Просвещение, 2012

  7. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Учебный план отводит 68 часов для изучения геометрии в 7 классе из расчёта 2 часа в неделю.


Цели обучения

Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

в направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

В метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

В предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной

жизни;

  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.


Задачи обучения геометрии в 7 классе:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.


Общая характеристика учебного предмета

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимых для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии в 7 классе изучаются следующие содержательные линии: «Луч и угол», «Сравнение отрезков и углов», «Измерение отрезков», «Измерение углов», «Перпендикулярные прямые», «Треугольники», «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Обучающиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.

Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.


















































Планируемые результаты изучения предмета


В результате освоения предметного содержания по геометрии у обучающихся, оканчивающих 7 класс, формируются:

Личностные результаты:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, активности при решении математических задач, способности к умственному эксперименту;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Метапредметные результаты:

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;

  • использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длин отрезков и градусной меры угла;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

  • обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке;

  • объяснить, что такое луч, изображать и обозначать лучи, формулировать определение угла, распознавать стороны и вершины угла, обозначать неразвёрнутые и развёрнутые углы, показывать на рисунке внутреннюю область неразвёрнутого угла, проводить луч, разделяющий его на два угла;

  • определять равенство геометрических фигур, сравнивать отрезки и углы, записывать результаты сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;

  • различать смежные и вертикальные углы; применять свойства смежных и вертикальных углов; строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы;

  • объяснить, какая фигура называется треугольником и называть его элементы; находить периметр треугольника, распознавать равные треугольники, используя формулировки и доказательства признаков равенства треугольников;

  • формулировать определения и строить перпендикуляр, проведённый из точки к данной прямой, медиану, биссектрису, высоту треугольника; распознавать равнобедренные и равносторонние треугольник; теоремы о перпендикуляре к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника;

  • формулировать определение окружности, объяснить, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; угла, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярную к данной прямой; середины данного отрезка;

  • формулировать определение параллельных прямых, называть углы, образующиеся при пересечении двух прямых секущей, формулировать признаки параллельности прямых; понимать, какие отрезки и лучи являются параллельными; показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;

  • формулировать аксиому параллельных прямых и следствия из неё; доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач;

  • доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия; определять какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным;

  • доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;

  • доказывать свойства прямоугольных треугольников, знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников и доказывать их, применять свойства и признаки при решении задач;

  • формулировать определение наклонной, перпендикуляра, проведённых из данной точки к данной прямой;

  • строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач;

  • использовать метод от противного для решения задач на доказательство;

  • решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки: проводить анализ, построение, доказательство, исследование;

  • исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.


Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса геометрии 7-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды), различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов);

  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

  • использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности в повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения практических задач;

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).




























Содержание учебного предмета


1. Начальные геометрические сведения (12 ч).

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащих­ся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.

Контрольная работа № 1


2. Треугольники (21 ч).

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпен­дикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треуголь­ника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Окружность. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.

Контрольная работа № 2


3. Параллельные прямые (8 ч).

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести

аксиому параллельных прямых.

Контрольная работа № 3


4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (21 ч).

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на пост­роение.

Основная цель — расширить знания учащихся о тре­угольниках.

Контрольная работа № 4


5. Повторение курса геометрии 7 класса (5 ч).