МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей естественно – математических дисциплин Протокол от _______2020г №________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________М.В.Рыбина __________ 2020г | УТВЕРЖДЕНО Директор _______ О.И.Сладкевич __________ 2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
Базовый уровень
в 7 классе
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель рабочей программы: Рыбина М.В.
Горловка
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Геометрия». 7-9 классы / сост. Скафа Е.И., Федченко Л.Я., Полищук И.В. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 42 с., с Учебным планом МОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42» и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. № 120-НП).
Данная рабочая программа реализуется по учебнику: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. Геометрия. 7-9 классы. − М.: Просвещение, 2016.
Согласно Учебному плану МОУ Г.ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42» на изучение геометрии в 7 классе выделено 2 часа в неделю.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ
Класс | Название темы | Кол-во часов на изучение темы |
7 | Начальные геометрические сведения | 9 |
Треугольники | 23 |
Параллельные прямые | 13 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 14 |
Обобщение и систематизация программного материала за 7 класс | 9 |
Резерв | 2 |
Всего | 70 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ, С УЧЕТОМ РАЗБИЕНИЯ ИХ НА ЛОГИЧЕСКИ ЗАВЕРШЕННЫЕ БЛОКИ ЗНАНИЙ (ПОДТЕМЫ). КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Изучаемый материал | Кол-во часов | Контрольные работы |
7 класс | 70 | 8 |
1 | Начальные геометрические сведения | 9 | 1 |
2 | Треугольники | 23 | 3 |
| - Первый признак равенства треугольников | 7 | 1 |
| - Второй и третий признак равенства треугольников | 8 | 1 |
| - Третий признак равенства треугольников | 8 | 1 |
3 | Параллельные прямые | 13 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 14 | 2 |
| - Сумма углов треугольника | 7 | 1 |
| - Соотношения между сторонами и углами треугольника | 7 | 1 |
5 | Обобщение и систематизация программного материала за 7 класс | 9 | 1 (ГКР) |
6 | Резерв | 2 | |
ГКР – годовая контрольная работа.
СВОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОМЕТРИИ
Недельная нагрузка | Класс | Предмет | Количество часов |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
2 часа | 7 | геометрия | 16 | 16 | 20 | 18 | 70 |
ПРИМЕРНОГО КОЛИЧЕСТВА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Класс | Предмет | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Итого |
7 | Геометрия | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Диагностические контрольные работы (ДКР), которые проводятся в начале учебного года с целью определения готовности обучающихся в данном классе по соответствующим содержательным линиям программного материала за предыдущие годы.
Результаты ДКР свидетельствуют только об уровне готовности обучения каждого обучающегося в данном классе и его начальном показателе для дальнейшего отслеживания результатов обучения. Поэтому результаты ДКР не учитываются при выставлении в журнале за четверть (семестр). Однако, все итоговые результаты обучения в течение года сравниваются с результатами ДКР, которые свидетельствуют о положительной динамике в продвижении учебных достижений по каждому ученику.
Тематические контрольные работы, которые свидетельствуют о результатах усвоения всей темы. Эти контрольные работы должны быть выполнены обязательно.
Годовая контрольная работа, которая свидетельствуют о результатах качества знаний обучающихся на конец изучения геометрии в 7 классе.
Самостоятельные работы – это деятельность школьников, которая направлена на овладение знаниями, умениями, способами их применения на практике, развивающая мыслительную и творческую активность детей, формирующая произвольное внимание и умение сосредоточенно игнорировать происходящее вокруг, исключающая формальное выполнение задания. Проводится без непосредственного участия педагога.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:
- Обучающие.
- Тренировочные.
- Закрепляющие.
- Повторительные.
- Развивающие.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ 7 КЛАСС
2 часа в неделю, всего – 70 ч:
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. Геометрия. 7-9 классы. − М.: Просвещение, 2016.
№п\п | Дата проведения урока | Тема урока | |
| План | Факт | |
І четверть (16 часов) |
НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСИКЕ СВЕДЕНИЯ (9 часов) |
1 | | | Вводный урок. Прямая и отрезок. Луч и угол | § 1 – 2, п.1 - 4 |
2 | | | Сравнение отрезков и углов. | § 3, п.5, 6 |
3 | | | Измерение отрезков. | § 4, п.7, 8 |
4 | | | Измерение углов | § 5, п. 9, 10 |
5 | | | Смежные и вертикальные углы | § 6, п. 11 |
6 | | | Перпендикулярные прямые. Самостоятельная работа. | § 6, п. 12 |
7 | | | Решение задач | |
8 | | | Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения». | |
9 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
2. ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ (7 часов) |
10 | | | Первый признак равенства треугольников | § 1, п.14, 15 |
11 | | | Первый признак равенства треугольников | § 1, п.14, 15 |
12 | | | Первый признак равенства треугольников | § 1, п.14, 15 |
13 | | | Решение задач | § 1, п.14, 15 |
14 | | | Решение задач | § 1, п.14, 15 |
15 | | | Контрольная работа № 2 по теме: «Первый признак равенства треугольников». | |
16 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
II четверть (16 часов) |
3. ВТОРОЙ ПРИЗНАК РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ (8 часов) |
17 | | | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | § 2, п.16, 17 |
18 | | | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | § 2, п.16, 17 |
19 | | | Свойства равнобедренного треугольника | § 2, п.16, 18 |
20 | | | Второй признак равенства треугольников | § 3, п.19 |
21 | | | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. Самостоятельная работа | § 3, п.19 |
22 | | | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | § 3, п.19 |
23 | | | Контрольная работа № 3 по теме: «Второй признак равенства треугольников». | |
24 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
4. ТРЕТИЙ ПРИЗНАК РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ (8 часов) |
25 | | | Третий признак равенства треугольников | § 3, п.20 |
26 | | | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | § 1, п.15, § 3, п.19, 20 |
27 | | | Задачи на построение. Окружность. | § 4, п.21, 22 |
28 | | | Примеры задач на построение | § 4, п.23 |
29 | | | Решение задач на построение. Самостоятельная работа. | § 4, п.23 |
30 | | | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | § 1, п.15, § 3, п.19, 20 |
31 | | | Контрольная работа № 4 по теме: «Третий признак равенства треугольников». | |
32 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
ІІІ четверть (20 часов) |
5. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (13 часов) |
33 | | | Признаки параллельности двух прямых | § 1, п.24, 25 |
34 | | | Признаки параллельности двух прямых | § 1, п.24, 25 |
35 | | | Признаки параллельности двух прямых | § 1, п.24, 25 |
36 | | | Признаки параллельности двух прямых | § 1, п.24, 25 |
37 | | | Аксиома параллельных прямых | § 2, п.27, 28 |
38 | | | Аксиома параллельных прямых | § 2, п.27, 28 |
39 | | | Аксиома параллельных прямых. Самостоятельная работа | § 2, п.27, 28 |
40 | | | Решение задач на параллельность прямых | § 2, п.29, 30 |
41 | | | Решение задач на параллельность прямых | § 2, п.29, 30 |
42 | | | Решение задач на параллельность прямых | § 2, п.29, 30 |
43 | | | Решение задач на параллельность прямых | § 2, п.29, 30 |
44 | | | Контрольная работа № 5 по теме: «Параллельные прямые». | |
45 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
6. СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА (7 часов) |
46 | | | Сумма углов треугольника | § 1, п.31, 32 |
47 | | | Сумма углов треугольника | § 1, п.31, 32 |
48 | | | Сумма углов треугольника | § 1, п.31, 32 |
49 | | | Решение задач с использованием суммы треугольников | § 1, п.31, 32 |
50 | | | Контрольная работа № 6 по теме: «Сумма углов треугольника». | |
51 | | | Анализ контрольной работы. Решение задач. | |
52 | | | Итоговое обобщение. Решение задач | |
IY четверть (18 часов) |
7. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (7 часов) |
53 | | | Соотношения между сторонами и углами треугольника | § 2, п. 33 |
54 | | | Неравенство треугольника | § 2, п. 34 |
55 | | | Прямоугольные треугольники | § 3, п. 35 |
56 | | | Признаки равенства прямоугольных треугольников | § 3, п. 36 |
57 | | | Построение треугольника по трем элементам | § 4, п. 38, 39 |
58 | | | Контрольная работа № 7 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | |
59 | | | Анализ контрольной работы. Решение упражнений. | |
8. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ЗА 7 КЛАСС (9 часов) |
60 | | | Начальные геометрические сведения | Глава 1, п.1 – 13 |
61 | | | Треугольники | Глава 2, п. 14 – 23 |
62 | | | Треугольники | Глава 2, п. 14 – 23 |
63 | | | Параллельные прямые | Глава 3, п. 24 – 30 |
64 | | | Соотношения между сторонами и углами треугольника | Глава 4, п. 31 - 39 |
65 | | | Соотношения между сторонами и углами треугольника | Глава 4, п. 31 - 39 |
66 | | | Годовая контрольная работа | |
67 | | | Анализ контрольной работы. Решение упражнений. | |
68 | | | Урок обобщения и систематизации программного материала | |
РЕЗЕРВ (2 часа) |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Критерии оценивания устных ответов
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Критерии оценивание письменных работ
Оценка письменных контрольных работ обучающихся.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена верно и полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
решение не содержит неверных математических утверждений (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
выполнено без недочетов не менее ¾ заданий.
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
без недочетов выполнено не менее половины работы.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
правильно выполнено менее половины работы.
Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Ошибка – это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы. К ошибкам относятся погрешности, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств и алгоритмов, неумение их применять, например, потеря корня или сохранение постороннего корня в ответе, неумение строить и читать графики функций в объеме программных требований и т.п.; а также вычислительные ошибки, если они не являются описками и привели к искажению или существенному упрощению задачи.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным.
Недочетами являются:
описки;
недостаточность или отсутствие необходимых пояснений;
орфографические ошибки при написании математических терминов;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /[Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.] – М.: Просвещение, 2016.
Геометрия: дидактические материалы для 7 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. − М.: Просвещение, 2011.
Геометрия: дидактические материалы для 7 класса. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. − М.: Просвещение, 2008.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации: книга для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.].− М.: Просвещение, 2008.
Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по геометрии. 7-9 классы. / Л.Я. Федченко. – Д.,2004.
Сборник заданий для тематических и итоговых аттестаций по геометрии. 7- 9 класс. / Л.Я.Федченко. – Д.,2009