Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 39»
Петропавловск - Камчатского городского округа
Рассмотрено | «Согласовано» | «Утверждаю» |
на заседании кафедры | Заместитель директора | Директор |
математики, информатики и | по УВР | МАОУ «Гимназия №39» |
ИКТ | ____________ Пещенко С.Ф. | _________________Каурцева С.П. |
Протокол № ___ | | |
от «___» ___________ 2019 г. | «___» _____________ 2019 г. | «____» _________________2019 г. |
Руководитель кафедры | | |
______________ Кусиди А.В. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии |
основное общее образование 7 «А,Б,В» класс |
35учебных недель,2 часа в неделю, 70 часов в году на 2019/2020 учебный год |
Составлена на основеФедерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы по математике для 7-х классов общеобразовательных учреждений авторов Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев, Э. Г. Позняк.М.: Просвещение, 2017 Учебник:Атанасян Л.С. «Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы», М., «Просвещение», 2017. |
Программу составил: Черёмухин В.В., учитель высшей квалификационной категории |
г.Петропавловск-Камчатский
2019 г.
Содержание курса математики 7 класс Модуль геометрии
Начальные геометрические сведения (11ч.)
Равенство в геометрии. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Ломаная. Расстояние между двумя точками. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Сравнение отрезков и углов. Биссектриса угла. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярность прямых .
Треугольники (18 ч.)
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Перпендикуляр к прямой. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники. Свойства равнобедренного треугольника. Три признака равенства треугольников, окружность и круг, центр, радиус, диаметр, дуга, хорда. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы угла.
Параллельные прямые (13 ч.)
Параллельные и пересекающиеся прямые. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых (Свойства углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей). Теоремы о параллельных и перпендикулярности прямых. Аксиома параллельных прямых .
Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч.)
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника. Неравенство треугольника. Признак равнобедренного треугольника. Прямоугольный треугольник, его свойства. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение с помощью циркуля и линейки: построение треугольника по трем сторонам.
Повторение.(8 ч.)
Перечень обязательных контрольных работ
Период обучения | № урока | Контрольные работы | Тема | Примечание |
1 четверть | 10 | Контрольная работа№1 по геометрии | Начальные геометрические сведения | |
2 четверть | 28 | Контрольная работа№2 | Треугольники | |
3 четверть | 41 | Контрольная работа№3 | Параллельные прямые | |
4 четверть | 61 | Контрольная работа№4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | |
68 | Итоговый контрольный тест | | |
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Тематическое планирование геометрии
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов |
1. | Начальные геометрические сведения | 11 |
2. | Треугольники | 18 |
3. | Параллельные прямые | 13 |
4. | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 20 |
5. | Повторение | 8 |
6. | Итого | 70 |
Календарно-тематическое планирование по геометрии
№ урока в году | № урока в теме | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Практическая часть | Планируемые результаты | Даты фактически проведенных уроков |
| I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (11 ч) |
1 | 1 | Прямая и отрезок | 1 | | | |
2 | 2 | Луч и угол | 1 | | | |
3 | 3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | | | |
4 | 4 | Измерение отрезков | 1 | | | |
5 | 5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 1 | | | |
6 | 6 | Измерение углов | 1 | | | |
7 | 7 | Смежные и вертикальные углы | 1 | | | |
8 | 8 | Перпендикулярные прямые | 1 | | | |
9 | 9 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | | | |
10 | 10 | Контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения» | 1 | | | |
11 | 11 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
II. ТРЕУГОЛЬНИКИ (18 ч) |
12 | 1 | Треугольники | 1 | | | |
13 | 2 | Первый признак равенства треугольников | 1 | | | |
14 | 3 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 | | | |
15 | 4 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | | | |
16 | 5 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | | | |
17 | 6 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1 | | | |
18 | 7 | Второй признак равенства треугольников | 1 | | | |
19 | 8 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | 1 | | | |
20 | 9 | Третий признак равенства треугольников | 1 | | | |
21 | 10 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | | | |
22 | 11 | Окружность | 1 | | | |
23 | 12 | Примеры задач на построение | 1 | | | |
24 | 13 | Решение задач на построение | 1 | | | |
25 | 14 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | | | |
26 | 15 | Решение задач | 1 | | | |
27 | 16 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | | | |
28 | 17 | Контрольная работа № 2 «Треугольники» | 1 | | | |
29 | 18 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (13 ч) |
30 | 1 | Признаки параллельности прямых | 1 | | | |
31 | 2 | Признаки параллельности прямых | 1 | | | |
32 | 3 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | | | |
33 | 4 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 1 | | | |
34 | 5 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | | |
35 | 6 | Свойства параллельных прямых | 1 | | | |
36 | 7 | Свойства параллельных прямых | 1 | | | |
37 | 8 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | | | |
38 | 9 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | | | |
39 | 10 | Решение задач | 1 | | | |
40 | 11 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | | |
41 | 12 | Контрольная работа № 3 «Параллельные прямые» | 1 | | | |
42 | 13 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (20 ч) |
43 | 1 | Сумма углов треугольника | 1 | | | |
44 | 2 | Сумма углов треугольника. Решение задач | 1 | | | |
45 | 3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | | | |
46 | 4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | | | |
47 | 5 | Неравенство треугольника | 1 | | | |
48 | 6 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | | | |
49 | 7 | Контрольная работа № 4 «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | | | |
50 | 8 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
51 | 9 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 1 | | | |
52 | 10 | Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника | 1 | | | |
53 | 11 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | | | |
54 | 12 | Прямоугольный треугольник. Решение задач | 1 | | | |
55 | 13 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | | | |
56 | 14 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | | | |
57 | 15 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | | | |
58 | 16 | Построение треугольника по трем элементам. Решение задач | 1 | | | |
59 | 17 | Решение задач на построение | 1 | | | |
60 | 18 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | | | |
61 | 19 | Контрольная работа № 5 « Построение треугольников» | 1 | | | |
62 | 20 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
V. ПОВТОРЕНИЕ (6 ч) |
63 | 1 | Повторение темы «Начальные геометрические сведения» | 1 | | | |
64 | 2 | Повторение темы «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» | 1 | | | |
65 | 3 | Повторение темы «Параллельные прямые» | 1 | | | |
66 | 4 | Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | | | |
67 | 5 | Повторение темы «Задачи на построение» | 1 | | | |
68 | 6 | Итоговый контрольный тест | 1 | | | |
69-70 | 1, 2 | Резерв | 2 | | | |
8