Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икшинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МОУ «Икшинская СОШ » _____________ / Чунихина Е.А./ от «___» августа 2021 г. |
Рабочая программа
по геометрии
7 а класс
Составитель: Морозова Е.С.
Срок реализации: 2021-2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии разработана в соответствии с ФЗ № 273 РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа, авторской программы по геометрии. Л.С.Атанасян и др., 2010г. и адресована обучающимся 7а класса МОУ Икшинская СОШ. На изучение геометрии в 7а классе, в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы, отводится 66 часов. Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа скорректирована согласно учебному календарному графику на 65 часов.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Основные цели курса:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала.
Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач, систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе.
Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Планируемые результаты.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные результаты.
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
Предметные результаты.
В результате изучения геометрии на базовом уровне в основной школе ученик научится:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры
доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритма;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них , важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
получит возможность научиться:
-пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
осуществлять преобразования фигур;
-распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов); в том числе: для углов от 0 до 180 ( определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности,
площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
Основное содержание
№ | тема | Кол.часов |
1 | Начальные понятия и теоремы геометрии | 11 |
2 | Треугольник | 17 |
3 | Параллельные прямые | 12 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 19 |
5 | Повторение. Решение задач | 6 |
1. Начальные понятия и теоремы геометрии (11)
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела.
Точка, прямая. Отрезок, луч. Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Биссектриса угла.
Сравнение отрезков и углов. Длина отрезка. Величина угла. Градусная мера угла. Измерение отрезков и углов. Единицы измерения. Инструменты для измерения. Расстояние. Равенство фигур в геометрии.
Перпендикулярность прямых. Вертикальные и смежные углы.
2. Треугольник (17)
Треугольник. Равенство треугольников. Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Признаки равенства треугольников. Высота, медиана, биссектриса. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Окружность и круг.
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.
3. Параллельные прямые (12)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (19)
Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольного треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника с помощью циркуля и линейки. Задачи на построение.
5. Повторение. Решение задач (6)
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Дата |
По плану | По факту |
Глава 1. Начальные понятия и теоремы геометрии (11) |
| Прямая и отрезок. Обозначение и построение прямой и отрезка. | 1-3.09 | |
| Луч и угол. | |
| Сравнение отрезков и углов. | 6-10.09 | |
| Измерение отрезков. | |
| Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 13-17.09 | |
| Измерение углов транспортиром. | |
| Смежные и вертикальные углы. Построение смежных и вертикальных углов. | 20-24.09 | |
| Перпендикулярные прямые. Построение перпендикулярных прямых. | |
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 27.09-1.10 | |
| Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведенья» | |
| Работа над ошибками. | 11-15.10 | |
Глава 2. Треугольник (17) | |
| Треугольники. Определение треугольников и его элементов. | | |
| Первый признак равенства треугольников. | 18-22.10 | |
| Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. | |
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Их построения. | 25-29.10 | |
| Свойства равнобедренного треугольника. Решение задач на свойства равнобедренного треугольника. | |
| Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1-12.11 | |
| Второй признак равенства треугольников. | |
| Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. | 22-26.11 | |
| Третий признак равенства треугольников. | |
| Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников. | 29.11-3.12 | |
| Окружность. Решение задач на окружность. | |
| Примеры задач на построение. | 6-10.12 | |
| Решение задач на построение. | |
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | 13-17.12 | |
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | |
| Контрольная работа №2 «Признаки равенства треугольников». | 20-24.12 | |
| Работа над ошибками. | |
Глава 3 Параллельные прямые (12) | |
| Признаки параллельности прямых. | 27-30.12 | |
| Признаки параллельности прямых. Решение задач на применение признаков параллельности прямых. | 10-14.01 | |
| Практические способы построения параллельных прямых. | |
| Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 17-21.01 | |
| Аксиома параллельных прямых. Решение задач по аксиоме. | |
| Свойства параллельных прямых. | 24-28.01 | |
| Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых» | |
| Решение задач на применение аксиомы параллельности прямых. | 31-4.02 | |
| Решение задач на применение признаков и свойств параллельности прямых. | |
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 7-11.02 | |
| Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | |
| Работа над ошибками. | | |
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (19) |
| Изучение теоремы: «Сумма углов треугольника». | 14-18.02 | |
| Сумма углов треугольника. Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника. | 28.02-4.03 | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | |
| Решение задач на соотношения между сторонами и углами треугольника. | 7-11.03 | |
| Неравенство треугольника. Теорема о неравенстве треугольника и ее применение. | |
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 14-18.03 | |
| Контрольная работа №4: «Неравенства треугольника» | |
| Работа над ошибками. | 21-25.03 | |
|
| Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства. | |
| Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника. | 28.03-1.04 | |
|
| Признаки равенства прямоугольных треугольников. | |
| Прямоугольный треугольник. Решение задач. | 11-15.04 | |
|
| Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | |
| Построение треугольника по трём элементам. | 18-22.04 | |
|
| Задачи на построение треугольника по трем элементам. | |
| Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. | 25-29.04 | |
|
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | |
| Контрольная работа №5 «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | | |
|
| Работа над ошибками. | 2-6.05 | |
Повторение (6) | | |
| Повторение темы «Начальные геометрические сведения». | 9-13.05 | |
| Повторение темы «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник». Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | |
| Повторение темы «Параллельные прямые». | 16-20.05 | |
| Итоговая контрольная работа | |
64 | Работа над ошибками | 23-31.05 | |
65 | Урок обобщения и повторения. | |
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания ШМО учителей математики, информатики и физики № 1
«___»_________2021 г. Председатель ШМО _______/Дьяченко А.Н./
СОГЛАСОВАНО
«___»_________2021 г. Зам. директора по УВР _______/Хомякова И.Е./
График контрольных работ
№ | Контрольная работа | Дата |
1 | Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведенья» | 27.09-1.10 |
2 | Контрольная работа №2 «Признаки равенства треугольников». | 20-24.12 |
3 | Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | 7-11.02 |
4 | Контрольная работа №4: «Неравенства треугольника» | 14-18.03 |
5 | Контрольная работа №5 «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 2-6.05 |
6 | Итоговый контрольный тест. | 16-20.05 |
Лист регистрации изменений к рабочей программе:
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Корректирующие действия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |