Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная ( коррекционная ) школа-интернат № 1 »
( ГБОУ « Специальная ( коррекционная ) школа-интернат № 1 » Минпросвещения КБР)
ПРИНЯТА Решением методического объединения учителей естественно-математического цикла ______ Протокол № 1 от 25.08.2022 г. Р | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ________________ З. Х. Люева 26.08.2022 г. |
Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ГЕОМЕТРИЯ
7 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ - Шогенова Лариса Хасанбиевна
г. Нальчик
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету « Геометрия » составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 ( в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от29.12.2014 №1644 и 31.12.2015 №1577 );
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 254 « Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность »;
- примерная программа по учебному предмету « Геометрия » для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования ( автор Л.С. Атаносян) ;
- адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы – ФГОС)
ГБОУ « Специальная (коррекционная) школа-интернат №1»;
- учебный план ГБОУ « Специальная (коррекционная) школа-интернат №1 »;
- « Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) » ГБОУ « Специальная
( коррекционная) школа-интернат №1 »;
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету « Геометрия ».
Учебно-методический комплект
1. Л.С. Атаносян, В.Ф. Бутузов и др. « Геометрия 7-9 классы » М.: Просвещение, 2016.
2. Б.Г. Зив, В.М. Меллер: Дидактические материалы по геометрии для 8 класса -М.: Просвещение, 2015.
3. Т.И. Купорова « Поурочные планы по учебнику Л.С. Атаносяна » 2016 г.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа из расчета 2 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения
курса геометрии в 7 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин
Основное содержание курса
Геометрические фигуры. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей. Теорема о перпендикуляре к прямой. Признаки параллельных прямых.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр, хорда.
Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла.
Решение задач на вычисление.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Периметр треугольника. Решение задач на вычисление и доказательство с использование изученных формул.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать:
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
Геометрия
уметь:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
находить стороны, углы и периметры треугольников, длины ломаных;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие формулы;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
В результате изучения курса геометрии в 7 классе ученик:
«Наглядная геометрия»
научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
распознавать виды углов, виды треугольников;
определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.);
«Геометрические фигуры»
научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
«Измерение геометрических величин»
научится:
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов треугольника и их углы;
вычислять периметры треугольников;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении задач на вычисление.
Тематическое планирование
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов | Элементы содержания |
1 | Начальные геометрические сведения | 10 | сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура называется отрезком. случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, записывать в символическом виде факт принадлежности точки прямой или отрезку. Луч, угол. понятие середины отрезка, биссектрисы угла. виды углов ,находить градусные меры углов, используя транспортир. Прямой, острый, тупой, развернутые углы. определения и свойства смежных и вертикальных углов, определение перпендикулярных прямых. |
2 | Треугольники | 17 | Три признака равенства треугольников. Решение задач на применение признаков. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника Определения и свойства медиан, высот, биссектрис, равнобедренного треугольника. |
3 | Параллельные прямые | 13 | Определение параллельных прямых, накрестлежащие, односторонние, соответственные углы, признаки параллельности двух прямых Аксиома параллельных прямых |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | теоремы о сумме углов треугольника и её следствий теорема о неравенстве треугольника. прямоугольные треугольники, признаки и свойства прямоугольных треугольников простейшие построения при решении задач |
5 | Повторение. Решение задач | 8 | |
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная ( коррекционная ) школа-интернат № 1 »
( ГБОУ « Специальная ( коррекционная ) школа-интернат № 1 » Минпросвещения КБР)
ПРИНЯТА Решением методического объединения учителей естественно-математического цикла ______ Протокол № 1 от 25.08.2022 г. Р | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ________________ З. Х. Люева 26.08.2022 г. |
Приложение к рабочей
программе учебного
предмета « Геометрия »
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета
ГЕОМЕТРИЯ
7 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ - Шогенова Лариса Хасанбиевна
г. Нальчик
2022-2023 учебный год
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | № пункта | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План. | Факт. |
1 | 1-2 | Прямая и отрезок | 1 | | |
2 | 3-4 | Луч и угол | 1 | | |
3 | 5-6 | Сравнение отрезков и углов | 1 | | |
4 | 7-8 | Измерение отрезков | 1 | | |
5 | 9-10 | Измерение углов | 1 | | |
6 | 9-10 | Измерение углов | 1 | | |
7 | 11 | Смежные и вертикальные углы | 1 | | |
8 | 12-13 | Перпендикулярные прямые | 1 | | |
9 | 12-13 | Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» | 1 | | |
10 | | Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения» | 1 | | |
11 | 14 | Треугольник | 1 | | |
12 | 14 | Треугольник | 1 | | |
13 | 15 | Первый признак равенства треугольников | 1 | | |
14 | 16 | Перпендикуляр к прямой | 1 | | |
15 | 17 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | | |
16 | 18 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | | |
17 | 19 | Второй признак равенства треугольников | 1 | | |
18 | 20 | Третий признаки равенства треугольников | 1 | | |
19 | 19-20 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | | |
20 | 19-20 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | | |
21 | 21 | Окружность | 1 | | |
22 | 22 | Построения циркулем и линейкой | 1 | | |
23 | 23 | Задачи на построение | 1 | | |
24 | 23 | Задачи на построение | 1 | | |
25 | 23 | Решение задач по теме: «Треугольники» | 1 | | |
26 | 14-23 | Решение задач по теме: «Треугольники» | 1 | | |
27 | | Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники» | 1 | | |
28 | 24 | Параллельные прямые | 1 | | |
29 | 25 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | | |
30 | 26 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | | |
31 | 25-26 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | | |
32 | 27-28 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
33 | 29 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
34 | 27-29 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
35 | 27-29 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
36 | 27-29 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
37 | 24-29 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» | 1 | | |
38 | 24-29 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» | 1 | | |
39 | 24-29 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» | 1 | | |
40 | | Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые» | 1 | | |
41 | 30 | Сумма углов треугольника | 1 | | |
42 | 31 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники | 1 | | |
43 | 32 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | | |
44 | 32 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | | |
45 | 33 | Неравенство треугольника | 1 | | |
46 | | Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | | |
47 | 34 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1 | | |
48 | 34 | Прямоугольные треугольники | 1 | | |
49 | 35 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | | |
50 | 35 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | | |
51 | 37 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | | |
52 | 38 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | | |
53 | 38 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | | |
54 | 38 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | | |
55 | 34-38 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» | 1 | | |
56 | 34-38 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» | 1 | | |
57 | 34-38 | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» | 1 | | |
58 | | Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» | 1 | | |
59 60 61 | | Повторение по теме «Треугольники» | 1 1 1 | | |
62 63 64 | | Повторение по теме «Параллельные прямые» | 1 1 1 | | |
65 66 67 68 | | Повторение по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника | 1 1 1 1 | | |