Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону ««Школа № 18 имени комиссара Ростовского стрелкового полка Народного ополчения 56-армии Штахановского П.А.»
Рабочая программа
по геометрии
Классы: 8 «А», 8 «Б»
2021 - 2022 уч.г.
Учитель: Горбулева О.В.
Структура рабочей программы
Пояснительная записка
Общая характеристика предмета
Цели и задачи образования
Сведения об учебной программе (примерной или авторской), на основе которой разработана рабочая программа
Сведения об используемом учебном пособии
Сведения о методическом пособии
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий
Электронные образовательные ресурсы.
Система оценки планируемых результатов
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Календарно-тематическое планирование
Номер урока
Название раздела, темы урока
Домашнее задание
Дата проведения урока (по плану/ фактически)
График проведения среза знаний. (контрольные, практические, лабораторные работы, сочинения, изложения, тесты)
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Общая характеристика предмета
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии), способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.
Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четырехугольников -параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5–6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
Цели и задачи образования
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для развития математических способностей и механизмов мышления, формируемых математической деятельностью.
В ходе изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний. Таким образом, решаются следующие задачи:
введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что требуется для изучения дальнейшего курса геометрии;
расширение знаний учащихся о треугольниках.
Сведения об учебной программе (примерной или авторской) на основе которой разработана рабочая программа
Автор | Название | Издательство |
Т.А. Бурмистрова | Геометрия. Сборник примерных рабочих 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций – 6-е издание | Москва «Просвещение» |
Сведения об используемом учебном пособии
Автор | Название | Издательство |
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. | Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций | Москва «Просвещение» |
Сведения о методическом пособии
Автор | Название | Издательство |
Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.В. Глазов, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина | Геометрия. Методические рекомендации 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций | Москва «Просвещение» |
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Геометрия» входит в предметную область «Математика и информатика». Согласно календарному учебному графику МБОУ «Школа № 18» на 2021-2022 учебный год в 8 «А» классе – 68 часов, в 8 «Б» классе – 68 часов.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий | Количество часов | Электронные образовательные ресурсы |
Повторение курса геометрии 7 класса. | 4 ч. | Единый центр информационных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ Видеоуроки по всем школьным предметам - Виртуальная академия (https://www.virtualacademy.ru/videouroki/) Видеоуроки от проекта «Инфоурок» (https://iu.ru/video-lessons) |
Четырехугольники. Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии. Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией. Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы. Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе. | 15 ч. | Единый центр информационных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ Видеоуроки по всем школьным предметам - Виртуальная академия (https://www.virtualacademy.ru/videouroki/) Видеоуроки от проекта «Инфоурок» (https://iu.ru/video-lessons) ВПР−2021, Математика для 8 класса: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (https://math8-vpr.sdamgia.ru) |
Площадь. Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора. Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся. Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора. | 14 ч. | Единый центр информационных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ Видеоуроки по всем школьным предметам - Виртуальная академия (https://www.virtualacademy.ru/videouroki/) Видеоуроки от проекта «Инфоурок» (https://iu.ru/video-lessons) |
Подобные треугольники. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии. Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 16 ч | Единый центр информационных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ Видеоуроки по всем школьным предметам - Виртуальная академия (https://www.virtualacademy.ru/videouroki/) Видеоуроки от проекта «Инфоурок» (https://iu.ru/video-lessons) ВПР−2021, Математика для 8 класса: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (https://math8-vpr.sdamgia.ru) |
Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника. В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника. | 16 ч. | Единый центр информационных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ Видеоуроки по всем школьным предметам - Виртуальная академия (https://www.virtualacademy.ru/videouroki/) Видеоуроки от проекта «Инфоурок» (https://iu.ru/video-lessons) ВПР−2021, Математика для 8 класса: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (https://math8-vpr.sdamgia.ru) |
Повторение. Решение задач. Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса. | 3 ч. | Тесты по геометрии онлайн, 8 класс (https://onlinetestpad.com) |
Система оценки планируемых результатов
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
Индивидуальный (устный опрос по карточкам, тестирование, математический диктант) на всех этапах работы.
Самоконтроль - при введении нового материала.
Взаимоконтроль – в процессе отработки.
Текущий контроль – при проведении самостоятельных работ.
Итоговый контроль – при завершении темы.
Письменная работа оценивается:
Отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочётов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка устных ответов обучающихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки письменной работы
Ошибки:
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнение задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин
выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочёты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
наличие записи действий;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочёты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
В направлении личностного развития:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
В метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
В предметном направлении результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Познавательные универсальные учебные действия:
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Результаты изучения предмета влияют на итоговые результаты обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, что является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса.
Календарно-тематическое планирование
8 «А»
№ урока | Тема | Домашнее задание | Дата |
По плану | Факти-чески |
| Начальные геометрические сведения. | Главы I-II. ДМ | 02.09.2021 | |
| Треугольники. | Главы I-II. ДМ | 03.09.2021 | |
| Параллельные прямые. Решение задач | Глава III. ДМ | 09.09.2021 | |
| Соотношение между сторонами и углами треугольника | Глава IV. ДМ | 10.09.2021 | |
| Многоугольники | § 39-41 с. 98-99, вопросы 1-5, № 364 (а, б), 365 (а, б, в), 368 | 16.09.2021 | |
| Многоугольники. Решение задач. | № 366, 369, 370 | 17.09.2021 | |
| Параллелограмм | § 42 с. 101, вопросы 6-8, № 371 (а), 372 (а), 376 (в, г) | 23.09.2021 | |
| Признаки параллелограмма | § 43 с. 102, вопрос 9, № 383, 373 | 24.09.2021 | |
| Признаки параллелограмма | § 43 с. 102, вопрос 9, № 378 | 30.09.2021 | |
| Решение задач по теме «Параллелограмм» | № 375, 380, 384(у) | 01.10.2021 | |
| Трапеция | § 44 с. 103, вопросы 10-11, № 386, 387 | 07.10.2021 | |
| Трапеция | § 44 с. 103, вопросы 10-11, № 384(у), 390 | 08.10.2021 | |
| Теорема Фалеса | № 391, 392 | 14.10.2021 | |
| Задачи на построение | № 394, 396, 393 (б) | 15.10.2021 | |
| Прямоугольник | § 45 с.108, вопросы 12-13, № 399, 401 (а), 404 | 21.10.2021 | |
| Ромб. Квадрат | § 46 с. 109, вопросы 14-15,№ 405, 409, 411 | 22.10.2021 | |
| Решение задач | § 47(самост) с. 110, вопросы 16-20, № 415 (б), 413 (а), 410 | 28.10.2021 | |
| Осевая и центральная симметрия | Дополнительные задачи | 29.10.2021 | |
| Контрольная работа по теме «Четырехугольники» | Дополнительные задачи | 11.11.2021 | |
| Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата | § 48-49 с. 117-120, вопросы 1-2, № 448, 449 (б), 450, 446 | 12.11.2021 | |
| Площадь прямоугольника | § 50 с.122 вопрос 3, № 454, 455 | 18.11.2021 | |
| Площадь прямоугольника | § 50 с.122 вопрос 3, № 456 | 19.11.2021 | |
| Площадь параллелограмма | §51 с. 124, вопрос 4, № 459. 460 | 25.11.2021 | |
| Площадь параллелограмма | № 464, 462 | 26.11.2021 | |
| Площадь треугольника | §52 с. 125, вопрос 5, № 468, 473, 469 | 02.12.2021 | |
| Площадь треугольника | §52 с.125, вопрос 6, № 479, 476, 477 | 03.12.2021 | |
| Площадь трапеции | §53 с. 126, вопрос 7, № 480, 481 | 09.12.2021 | |
| Площадь трапеции | §53 с. 126, № 478, 476 | 10.12.2021 | |
| Теорема Пифагора | §54 с. 129-131, вопрос 8, № 483 | 16.12.2021 | |
| Теорема Пифагора | §54 с. 129-131, № 484, 486 | 17.12.2021 | |
| Теорема, обратная теореме Пифагора | §55 с.131-132, вопрос 9-10, № 498, 499, 488 | 23.12.2021 | |
| Решение задач | § 51-55, № 489, 491, 493, 495, 494 | 24.12.2021 | |
| Контрольная работа по теме «Площадь» | Дополнительные задачи | 13.01.2022 | |
| Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников | §56-57 с. 138-139, вопросы 1-3, № 534, 536 | 14.01.2022 | |
| Определение подобных треугольников | № 538, 542 | 20.01.2022 | |
| Отношение площадей подобных треугольников | §58 с. 139-140, вопрос 4, № 544, 543, 546, 549 | 21.01.2022 | |
| Первый признак подобия треугольников | §59 с. 142, вопрос 5, № 550, 551, 553, 555 | 27.01.2022 | |
| Второй признак подобия треугольников | §60 с.143, вопрос 6, §61 с. 143-144, вопрос7 | 28.01.2022 | |
| Третий признак подобия треугольников | № 559, 560, 561 | 03.02.2022 | |
| Решение задач | §59-61, № 562, 563, 605 | 04.02.2022 | |
| Контрольная работа по теме «Подобные треугольники» | Дополнительные задачи | 10.02.2022 | |
| Средняя линия треугольника | §62 с. 146-147, вопросы 8-9, № 556, 570, 571 | 11.02.2022 | |
| Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | §63 с. 147-148, вопросы 10-11, № 572, 573, 574 | 17.02.2022 | |
| Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | §63, № 575, 577, 578 | 18.02.2022 | |
| Практические приложения подобия треугольников | §64 с.149-151, вопрос 13, № 580, 581, 585, 587, 588, 590 | 24.02.2022 | |
| Практические приложения подобия треугольников | §64, вопрос 14, № 606, 607 | 25.02.2022 | |
| Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | §66, вопросы 15-17, № 591, 592, 593 | 03.03.2022 | |
| Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45, и 60 | §67, вопрос18, № 595, 597, 598 | 04.03.2022 | |
| Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | Дополнительные задачи | 10.03.2022 | |
| Взаимное расположение прямой и окружности | §68 с. 164-166, вопросы 1-2, № 631, 632, 633 | 11.03.2022 | |
| Касательная к окружности | §69 с. 166-168, вопросы 3-7, № 634, 636, 639 | 17.03.2022 | |
| Касательная к окружности | §69, № 641, 643, 645, 648 | 18.03.2022 | |
| Градусная мера дуги окружности | §70 с.169-171, вопросы 8-10, № 649 | 07.04.2022 | |
| Градусная мера дуги окружности | № 650, 651, 652 | 08.04.2022 | |
| Теорема о вписанном угле | §71 с. 171-173, вопросы 11-13, № 654, 655, 657, 659 | 14.04.2022 | |
| Теорема о вписанном угле | §71, вопрос 14, № 666, 671, 660, 668 | 15.04.2022 | |
| Свойства биссектрисы угла | §72 с. 176-178, вопросы 15-16, № 675, 676, 678, 677 | 21.04.2022 | |
| Серединный перпендикуляр к отрезку | §72, вопросы17-19, № 679, 680, 681, 679 680, 681 | 22.04.2022 | |
| Теорема о точке пересечения высот треугольника | §73, Тесты | 28.04.2022 | |
| Вписанная окружность | §74 с.1 81-183, вопросы 21-22, № 689, 692, 693, 694 | 29.04.2022 | |
| Вписанная окружность | §74, вопрос 23, № 695, 699, 700, 701 | 05.05.2022 | |
| Описанная окружность | §75, с. 183-185, вопросы 24-25, № 702, 705, 707, 711 | 06.05.2022 | |
| Описанная окружность | §75, № 709, 710, 731, 735 | 12.05.2022 | |
| Решение задач | §68-75, № 728, 722, 734, 718 | 13.05.2022 | |
| Контрольная работа по теме «Окружность» | Дополнительные задачи | 19.05.2022 | |
| Повторение. Решение задач | Тесты | 20.05.2022 | |
| Повторение. Решение задач | Тесты | 26.05.2022 | |
| Повторение. Решение задач | Тесты | 27.05.2022 | |
8 «Б»
№ урока | Тема | Домашнее задание | Дата |
По плану | Факти-чески |
| Начальные геометрические сведения. | Главы I-II. ДМ | 02.09.2021 | |
| Треугольники. | Главы I-II. ДМ | 03.09.2021 | |
| Параллельные прямые. Решение задач | Глава III. ДМ | 09.09.2021 | |
| Соотношение между сторонами и углами треугольника | Глава IV. ДМ | 10.09.2021 | |
| Многоугольники | § 39-41 с. 98-99, вопросы 1-5, № 364 (а, б), 365 (а, б, в), 368 | 16.09.2021 | |
| Многоугольники. Решение задач. | № 366, 369, 370 | 17.09.2021 | |
| Параллелограмм | § 42 с. 101, вопросы 6-8, № 371 (а), 372 (а), 376 (в, г) | 23.09.2021 | |
| Признаки параллелограмма | § 43 с. 102, вопрос 9, № 383, 373 | 24.09.2021 | |
| Признаки параллелограмма | § 43 с. 102, вопрос 9, № 378 | 30.09.2021 | |
| Решение задач по теме «Параллелограмм» | № 375, 380, 384(у) | 01.10.2021 | |
| Трапеция | § 44 с. 103, вопросы 10-11, № 386, 387 | 07.10.2021 | |
| Трапеция | § 44 с. 103, вопросы 10-11, № 384(у), 390 | 08.10.2021 | |
| Теорема Фалеса | № 391, 392 | 14.10.2021 | |
| Задачи на построение | № 394, 396, 393 (б) | 15.10.2021 | |
| Прямоугольник | § 45 с.108, вопросы 12-13, № 399, 401 (а), 404 | 21.10.2021 | |
| Ромб. Квадрат | § 46 с. 109, вопросы 14-15, № 405, 409, 411 | 22.10.2021 | |
| Решение задач | § 47(самост) с. 110, вопросы 16-20, № 415 (б), 413 (а), 410 | 28.10.2021 | |
| Осевая и центральная симметрия | Дополнительные задачи | 29.10.2021 | |
| Контрольная работа по теме «Четырехугольники» | Дополнительные задачи | 11.11.2021 | |
| Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата | § 48-49 с. 117-120, вопросы 1-2, № 448, 449 (б), 450, 446 | 12.11.2021 | |
| Площадь прямоугольника | § 50 с.122 вопрос 3, № 454, 455 | 18.11.2021 | |
| Площадь прямоугольника | § 50 с.122 вопрос 3, № 456 | 19.11.2021 | |
| Площадь параллелограмма | §51 с. 124, вопрос 4, № 459. 460 | 25.11.2021 | |
| Площадь параллелограмма | № 464, 462 | 26.11.2021 | |
| Площадь треугольника | §52 с. 125, вопрос 5, № 468, 473, 469 | 02.12.2021 | |
| Площадь треугольника | §52 с.125, вопрос 6, № 479, 476, 477 | 03.12.2021 | |
| Площадь трапеции | §53 с. 126, вопрос 7, № 480, 481 | 09.12.2021 | |
| Площадь трапеции | §53 с. 126, № 478, 476 | 10.12.2021 | |
| Теорема Пифагора | §54 с. 129-131, вопрос 8, № 483 | 16.12.2021 | |
| Теорема Пифагора | §54 с. 129-131, № 484, 486 | 17.12.2021 | |
| Теорема, обратная теореме Пифагора | §55 с.131-132, вопрос 9-10, № 498, 499, 488 | 23.12.2021 | |
| Решение задач | § 51-55, № 489, 491, 493, 495, 494 | 24.12.2021 | |
| Контрольная работа по теме «Площадь» | Дополнительные задачи | 13.01.2022 | |
| Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников | §56-57 с. 138-139, вопросы 1-3, № 534, 536 | 14.01.2022 | |
| Определение подобных треугольников | № 538, 542 | 20.01.2022 | |
| Отношение площадей подобных треугольников | §58 с. 139-140, вопрос 4, № 544, 543, 546, 549 | 21.01.2022 | |
| Первый признак подобия треугольников | §59 с. 142, вопрос 5, № 550, 551, 553, 555 | 27.01.2022 | |
| Второй признак подобия треугольников | §60 с.143, вопрос 6, §61 с. 143-144, вопрос7 | 28.01.2022 | |
| Третий признак подобия треугольников | № 559, 560, 561 | 03.02.2022 | |
| Решение задач | §59-61, № 562, 563, 605 | 04.02.2022 | |
| Контрольная работа по теме «Подобные треугольники» | Дополнительные задачи | 10.02.2022 | |
| Средняя линия треугольника | §62 с. 146-147, вопросы 8-9, № 556, 570, 571 | 11.02.2022 | |
| Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | §63 с. 147-148, вопросы 10-11, № 572, 573, 574 | 17.02.2022 | |
| Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | §63, № 575, 577, 578 | 18.02.2022 | |
| Практические приложения подобия треугольников | §64 с.149-151, вопрос 13, № 580, 581, 585, 587, 588, 590 | 24.02.2022 | |
| Практические приложения подобия треугольников | §64, вопрос 14, № 606, 607 | 25.02.2022 | |
| Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | §66, вопросы 15-17, № 591, 592, 593 | 03.03.2022 | |
| Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45, и 60 | §67, вопрос18, № 595, 597, 598 | 04.03.2022 | |
| Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | Дополнительные задачи | 10.03.2022 | |
| Взаимное расположение прямой и окружности | §68 с. 164-166, вопросы 1-2, № 631, 632, 633 | 11.03.2022 | |
| Касательная к окружности | §69 с. 166-168, вопросы 3-7, № 634, 636, 639 | 17.03.2022 | |
| Касательная к окружности | §69, № 641, 643, 645, 648 | 18.03.2022 | |
| Градусная мера дуги окружности | §70 с.169-171, вопросы 8-10, № 649 | 07.04.2022 | |
| Градусная мера дуги окружности | № 650, 651, 652 | 08.04.2022 | |
| Теорема о вписанном угле | §71 с. 171-173, вопросы 11-13, № 654, 655, 657, 659 | 14.04.2022 | |
| Теорема о вписанном угле | §71, вопрос 14, № 666, 671, 660, 668 | 15.04.2022 | |
| Свойства биссектрисы угла | §72 с. 176-178, вопросы 15-16, № 675, 676, 678, 677 | 21.04.2022 | |
| Серединный перпендикуляр к отрезку | §72, вопросы17-19, № 679, 680, 681, 679 680, 681 | 22.04.2022 | |
| Теорема о точке пересечения высот треугольника | §73, Тесты | 28.04.2022 | |
| Вписанная окружность | §74 с.1 81-183, вопросы 21-22, № 689, 692, 693, 694 | 29.04.2022 | |
| Вписанная окружность | §74, вопрос 23, № 695, 699, 700, 701 | 05.05.2022 | |
| Описанная окружность | §75, с. 183-185, вопросы 24-25, № 702, 705, 707, 711 | 06.05.2022 | |
| Описанная окружность | §75, № 709, 710, 731, 735 | 12.05.2022 | |
| Решение задач | §68-75, № 728, 722, 734, 718 | 13.05.2022 | |
| Контрольная работа по теме «Окружность» | Дополнительные задачи | 19.05.2022 | |
| Повторение. Решение задач | Тесты | 20.05.2022 | |
| Повторение. Решение задач | Тесты | 26.05.2022 | |
| Повторение. Решение задач | Тесты | 27.05.2022 | |
График проведения среза знаний (контрольные, практические, лабораторные работы, сочинения, изложения, тесты и т.д.)
8 «А» , 8 «Б» классы
№ п/п | Вид контроля | Тема Тема | Дата проведения |
1 | Контрольная работа | Четырехугольники | 11.11.2021 |
2 | Контрольная работа | Площадь | 13.01.2022 |
3 | Тестовая работа | Подобные треугольники | 10.02.2022 |
4 | Контрольная работа | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 10.03.2022 |
5 | Контрольная работа | Окружность | 19.05.2022 |
50