Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комсомольская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДАЮ»
Протокол заседания Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
методического совета _______________Е.Г.Горбикова Комсомольская СОШ
МБОУ
Комсомольская СОШ __________2019 г. ________ Л.А.Лымарева
от ____ № Приказ от_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
ГЕОМЕТРИИ
Уровень основного общего образования: 8 класс
Количество часов
По плану:70
Фактических: 69
Учитель: Плетнёв Александр Андреевич
Первая категория
Учебный год: 2019 -2020 г.
с. Тюльпаны
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); программы основного общего образования, Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразов. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014 (базовый уровень), ФГОС
Учебник: Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2017.
В рабочей программе согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 8 классе отводится 70 часов (35 недель).
Согласно годового календарного графика МБОУ Комсомольской СОШ на 2019-2020 учебный год программа 8 класса рассчитана на 35 недель-69 часов (праздничный день: 05.05.2020) . Выполнение рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения тем из раздела «Повторение».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
В результате изучения геометрии обучающийся научится:
Наглядная геометрия
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение курса геометрии 7 класса
Глава 5.Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6.Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава7. Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
9. Повторение. Решение задач.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Дата |
План | Факт |
1 | 1 | Многоугольники | 03.09.2019 | |
2 | 2 | Многоугольники | 05.09.2019 | |
3 | 3 | Параллелограмм и трапеция | 10.09.2019 | |
4 | 4 | Параллелограмм и трапеция | 12.09.2019 | |
5 | 5 | Параллелограмм и трапеция | 17.09.2019 | |
6 | 6 | Параллелограмм и трапеция | 19.09.2019 | |
7 | 7 | Параллелограмм и трапеция | 24.09.2019 | |
8 | 8 | Параллелограмм и трапеция | 26.09.2019 | |
9 | 9 | Прямоугольник, ромб, квадрат | 01.10.2019 | |
10 | 10 | Прямоугольник, ромб, квадрат | 03.10.2019 | |
11 | 11 | Прямоугольник, ромб, квадрат | 08.10.2019 | |
12 | 12 | Прямоугольник, ромб, квадрат | 10.10.2019 | |
13 | 13 | Решение задач | 15.10.2019 | |
14 | 14 | Контрольная работа № 1. | 17.10.2019 | |
15 | 1 | Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника | 22.10.2019 | |
16 | 2 | Площадь многоугольника | 24.10.2019 | |
17 | 3 | Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции | 05.11.2019 | |
18 | 4 | Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции | 07.11.2019 | |
19 | 5 | Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции | 12.11.2019 | |
20 | 6 | Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции | 14.11.2019 | |
21 | 7 | Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции | 19.11.2019 | |
22 | 8 | Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции | 21.11.2019 | |
23 | 9 | Теорема Пифагора | 26.11.2019 | |
24 | 10 | Теорема Пифагора | 28.11.2019 | |
25 | 11 | Теорема Пифагора | 03.12.2019 | |
26 | 12 | Теорема Пифагора | 05.12.2019 | |
27 | 13 | Теорема Пифагора Подготовка к контрольной работе | 10.12.2019 | |
28 | 14 | Контрольная работа № 2. | 12.12.2019 | |
29 | 1 | Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников | 17.12.2019 | |
30 | 2 | Определение подобных треугольников | 19.12.2019 | |
31 | 3 | Признаки подобия | 24.12.2019 | |
32 | 4 | Признаки подобия | 26.12.2019 | |
33 | 5 | Признаки подобия | 14.01.2020 | |
34 | 6 | Признаки подобия | 16.01.2020 | |
35 | 7 | Контрольная работа | 21.01.2020 | |
36 | 8 | Применение подобия к решению задач | 23.01.2020 | |
37 | 9 | Применение подобия к решению задач | 28.01.2020 | |
38 | 10 | Применение подобия к решению задач | 30.01.2020 | |
39 | 11 | Применение подобия к решению задач | 04.02.2020 | |
40 | 12 | Применение подобия к решению задач | 06.02.2020 | |
41 | 13 | Применение подобия к решению задач | 11.02.2020 | |
42 | 14 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 13.02.2020 | |
43 | 15 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 18.02.2020 | |
44 | 16 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 20.02.2020 | |
45 | 17 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 25.02.2020 | |
46 | 18 | Контрольная работа № 3. | 27.02.2020 | |
47 | 19 | Касательная к окружности | 03.03.2020 | |
48 | 1 | Касательная к окружности | 05.03.2020 | |
49 | 2 | Касательная к окружности | 10.03.2020 | |
50 | 3 | Центральные и вписанные углы | 12.03.2020 | |
51 | 4 | Центральные и вписанные углы | 17.03.2020 | |
52 | 5 | Центральные и вписанные углы | 19.03.2020 | |
53 | 6 | Четыре замечательные точки треугольника | 31.03.2020 | |
54 | 7 | Четыре замечательные точки треугольника | 02.04.2020 | |
55 | 8 | Четыре замечательные точки треугольника | 07.04.2020 | |
56 | 9 | Вписанная и описанная окружности | 09.04.2020 | |
57 | 10 | Вписанная и описанная окружности | 14.04.2020 | |
58 | 11 | Зачёт № 4. | 16.04.2020 | |
59 | 12 | Контрольная работа № 4. | 21.04.2020 | |
60 | 1 | Понятие вектора | 23.04.2020 | |
61 | 2 | Понятие вектора | 28.04.2020 | |
62 | 3 | Сложение и вычитание векторов | 30.04.2020 | |
63 | 4 | Сложение и вычитание векторов | 07.05.2020 | |
64 | 5 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 12.05.2020 | |
65 | 6 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 14.05.2020 | |
66 | 1 | Повторение | 19.05.2020 | |
67 | 2 | Повторение | 21.05.2020 | |
68 | 3 | Повторение | 26.05.2020 | |
69 | 4 | Повторение | 28.05.2020 | |