Пояснительная записка
Рабочая программа «Геометрия» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010), Основной образовательной программы ООО МКОУ «Вяткинская СОШ», программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. 2018 г
Особенности рабочей программы
В 8 классе обучается 2 ученика с задержкой психического развития – ЗПР.
Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ ЗПР. Для данной категории обучающихся характерны:
Незрелость эмоционально-волевой сферы:
Сниженный уровень познавательной деятельности;
Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;
Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;
Совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;
Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.
Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.
Программа по геометрии для учащихся с ОВЗ VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по геометрии, единого для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденным программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массовых классов.
Обучение для детей с ОВЗ обучающихся в классах организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
-социально-трудовая адаптация.
Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие:
- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
- развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;
- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Домашнее задание дифференцировано: вариант 1 для всех обучающихся, вариант 2 для обучающихся с ЗПР.
Цели и задачи математического образования:
Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственного мышления и воображения, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Геометрия» в 8 классе в объеме 68 часа (2 часа в неделю), но так как учебных недель 35 всего 70 уроков, за счет 2 уроков повторения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Геометрия»
В процессе освоения содержания программы учебного предмета достигаются следующие
образовательные результаты:
личностные результаты
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетент-ности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание учебного предмета «Геометрия» 8 класс
Глава 5.Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6.Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава7. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
9. Повторение. Решение задач. (6 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Тематическое планирование по геометрии 8 класс
№п/п | Название темы | Количество часов | Количество контрольных работ |
1. | Глава 5. Четырёхугольники: Многоугольники Параллелограмм и трапеция Прямоугольник, квадрат, ромб Решение задач | 14 | |
2 | |
6 | |
4 | |
2 | 1 |
2. | Глава 6. Площадь: Площадь многоугольника Площади параллелограмма, треугольника, трапеции Теорема Пифагора. Решение задач | 14 | |
2 | |
6 | |
3 | |
3 | 1 |
3. | Глава 7. Подобные треугольники: Определение подобных треугольников Признаки подобия треугольников Применение подобия к доказательству теорем и решению задач Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 19 | |
2 | |
6 | 1 |
7 | |
4 | 1 |
4. | Глава 8. Окружность: Касательная к окружности Центральные и вписанные углы Четыре замечательные точки окружности Вписанная и описанная окружности Решение задач | 17 | |
3 | |
4 | |
3 | |
4 | |
3 | 1 |
5. | Повторение. Решение задач | 6 | |
6. | Итого | 70 | 5 |
Информационно-образовательный ресурс
ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждена приказом № 29а от 25.05.2016г.
Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МКОУ «Вяткинская СОШ» (утверждена приказом директора школы №28-а от 31.08.2018г.
Учебный план МКОУ «Вяткинская СОШ»
Годовой календарный учебный график МКОУ «Вяткинская СОШ»
1. Геометрия. Сборник рабочих программ 7-9классы: пособие для учителей общеобразов. организаций. Составитель Т.А.Бурмистрова 2-е издание, М. «Просвещение» 2018г.
2. Геометрия, 7-9класс. учебник для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-18-е изд.–-М. : Просвещение,, 2017 г.
3. Геометрия. Методические рекомендации. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/(А.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А.Глазков и др.), - М.: Просвещение, 2015. – 110с.
4. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы 7-9 классы: учеб пособие для общеобразовательных организаций, М.А.Иченская. -5-е изд.-М.: Просвещение, 2017.-144с.:ил.
5. Геометрия. Диагностические тесты. 7-9 классы/ В.И. Рыжик.- М.: Просвещение, 2014.-174с.:ил.
2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Персональный компьютер.
2. Колонки.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экран
Урочно-тематическое планирование.
№ урок | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
| Четырехугольники | (14 часов) | |
1 | Многоугольники | 1 | Работа с учебником, работа с презентацией – выполнение заданий. |
2 | Многоугольники | 1 | Тренировочные упражнения, |
3 | Параллелограмм и трапеция | 1 | Тренировочные упражнения. самостоятельная работа со взаимопроверкой |
4 | Параллелограмм и трапеция | 1 | Работа в парах, работа с презентацией — решение задач. |
5 | Параллелограмм и трапеция | 1 | Работа у доски, индивидуальная работа. |
6 | Параллелограмм и трапеция | 1 | Проверка д/з, работа с учебником , работа у доски |
7 | Параллелограмм и трапеция | 1 | Работа с учебником. |
8 | Параллелограмм и трапеция | 1 | Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий |
9 | Прямоугольник, ромб, квадрат. | 1 | Работа в парах, самостоятельная работа. |
10 | Прямоугольник, ромб, квадрат. | 1 | Решение задач, используя презентацию, групповая работа |
11 | Прямоугольник, ромб, квадрат. | 1 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа со взаимопроверкой |
12 | Прямоугольник, ромб, квадрат. | 1 | Работа с учебником. |
13 | Решение задач | 1 | Проверка д/з, работа с учебником , работа у доски |
14 | Контрольная работа №1 | 1 | Выполнение заданий контрольной работы |
| Площадь | (14 часов) | |
15 | Площадь многоугольника | 1 | Работа с учебником. |
16 | Площадь многоугольника | 1 | Фронтальная беседа по вопросам учителя. Работа в группах |
17 | Площади параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | Тренировочные упражнения, работа с учебником |
18 | Площади параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | самостоятельная работа со взаимопроверкой. |
19 | Площади параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа со взаимопроверкой |
20 | Площади параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | Тренировочные упражнения, работа с учебником |
21 | Площади параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | Работа с учебником, работа в парах |
22 | Площади параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | Работа в группах. |
23 | Теорема Пифагора | 1 | Работа с учебником, самостоятельная работа. |
24 | Теорема Пифагора | 1 | Работа в парах. |
25 | Теорема Пифагора | 1 | Тренировочные упражнения, работа с учебником |
26 | Решение задач | 1 | Тренировочные упражнения. |
27 | Решение задач | 1 | Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий |
28 | Контрольная работа № 2 | 1 | Выполнение заданий контрольной работы |
| Подобные треугольники | (19 часов) | |
29 | Определение подобных треугольников | 1 | Индивидуальная работа. |
30 | Определение подобных треугольников | 1 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа со взаимопроверкой |
31 | Признаки подобия треугольников | 1 | Тренировочные упражнения, работа с учебником |
32 | Признаки подобия треугольников | 1 | Работа с учебником. |
33 | Признаки подобия треугольников | 1 | Работа в парах |
34 | Признаки подобия треугольников | 1 | Тренировочные упражнения, работа с учебником |
35 | Признаки подобия треугольников | 1 | Работа с учебником. |
36 | Контрольная работа №3 | 1 | Выполнение заданий контрольной работы |
37 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | Работа в парах |
38 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | Тренировочные упражнения, работа с учебником |
39 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | Работа с учебником, работа у доски |
40 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа со взаимопроверкой |
41 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | Работа в парах. |
42 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | Групповая работа, работа с учебником. |
43 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | Работа с учебником. |
44 | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | Тренировочные упражнения, работа у доски |
45 | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | Групповая работа. |
46 | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | Фронтальная беседа по вопросам учителя. Работа в группах |
47 | Контрольная работа № 4 | 1 | Выполнение заданий контрольной работы |
| Окружность | (17 часов) | |
48 | Касательная к окружности | 1 | Работа у доски, групповая работа. |
49 | Касательная к окружности | 1 | Проверка д/з, работа с учебником , работа у доски |
50 | Касательная к окружности | 1 | Фронтальная беседа по вопросам учителя. Работа в группах |
51 | Центральные и вписанные углы | 1 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа со взаимопроверкой |
52 | Центральные и вписанные углы | 1 | Работа с учебником. |
53 | Центральные и вписанные углы | 1 | Индивидуальная работа, работа по карточкам. |
54 | Центральные и вписанные углы | 1 | Решение задач, используя материалы презентации. |
55 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа со взаимопроверкой |
56 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | Работа у доски, самостоятельная работа. |
57 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | Фронтальная беседа по вопросам учителя. Работа в группах |
58 | Вписанная и описанная окружности | 1 | Проверка д/з, работа с учебником , работа у доски |
59 | Вписанная и описанная окружности | 1 | Беседа по вопросам учителя. |
60 | Вписанная и описанная окружности | 1 | Работа у доски, работа с учебником. |
61 | Вписанная и описанная окружности | 1 | Тренировочные упражнения, амостоятельная работа со взаимопроверкой |
62 | Решение задач | 1 | Работа с учебником. |
63 | Решение задач | 1 | Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий |
64 | Контрольная работа №5 | 1 | Выполнение заданий контрольной работы |
| Повторение | (6 часов) | |
65 | Повторение. Четырёхугольники | 1 | Фронтальная беседа по вопросам учителя. Работа в группах |
66 | Повторение. Площадь | 1 | Тренировочные упражнения, амостоятельная работа со взаимопроверкой |
67 | Повторение. Подобные треугольники | 1 | Задания повышенной трудности |
68 | Повторение. Подобные треугольники | 1 | Работа в малых группах |
69 | Повторение. Окружность | 1 | Фронтальная беседа по вопросам учителя. Работа в группах |
70 | Повторение. Окружность | 1 | Задания повышенной трудности |
лист внесения изменений в программу
Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |