СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 8 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов  в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 8 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Телетлинская СОШ №2»;

  • учебного плана МКОУ «Телетлинская СОШ №2» на 2019-2020 учебный год;

  • авторской программы по геометрии к учебнику А.В. Погорелова и др. «Геометрия. 7-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений», Просвещение, 2018 г.

Цель: развивать у учащихся логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, формирование пространственных представлений и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин.

Задачи:

  • вводить терминологии и отрабатывать умения их грамотного использования;

  • развивать навыки изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

  • совершенствовать навыки применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

  • формировать умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;

  • совершенствовать навыки решения задач на доказательство;

  • расширять знания учащихся о треугольниках, четырехугольниках, окружности;

  • отрабатывать навыки решения задач на построение с помощью циркуля и линейки.



Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.


Содержание


  1. Четырехугольники

Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свой­ства. Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.

Основная цель — дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах.

Доказательства большинства теорем данной темы проводятся с опорой на признаки равенства треугольников, которые исполь­зуются и при решении задач в совокупности с применением но­вых теоретических фактов. Поэтому изучение темы можно орга­низовать как процесс обобщения и систематизации знаний учащихся о свойствах треугольников, осуществив перенос усво­енных методов на новый объект изучения.

Вводимые при изучении темы сведения о различных видах че­тырехугольников и их свойствах играют важную роль в изучении последующего материала. Основное внимание следует направить на решения задач, в ходе которых отрабатываются практические умения применять свойства и признаки параллелограмма и его частных видов, необходимые для распознавания конкретных ви­дов четырехугольников и вычисления их элементов.

Рассматриваемая в теме теорема Фалеса (теорема о пропор­циональных отрезках) играет вспомогательную роль в построе­нии курса. Воспроизведения ее доказательства необязательно требовать от учащихся. Примером применения теоремы Фалеса является доказательство теоремы о средней линии треугольника. Теорема о пропорциональных отрезках используется в доказа­тельстве теоремы о косинусе угла прямоугольного треугольника.

  1. Теорема Пифагора

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Соотношение между сторонами и угла­ми в прямоугольном треугольнике. Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.

Основная цель — сформировать аппарат решения прямо­угольных треугольников, необходимый для вычисления элемен­тов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.

Изучение теоремы Пифагора позволяет существенно расширить круг геометрических задач, давая вместе с признаками равенства треугольников достаточно мощный аппарат решения задач.

Большое внимание в данной теме уделяется вопросам, свя­занным с решением прямоугольных треугольников. Для этого необходимо прочное усвоение определений синуса, косинуса и тангенса острого угла.

В ходе решения задач усваиваются основные алгоритмы ре­шения прямоугольных треугольников, при проведении практи­ческих вычислений вырабатываются навыки нахождения с по­мощью таблиц или калькуляторов значений синуса, косинуса и тангенса угла, а в ряде задач используются значения синуса, ко­синуса и тангенса углов 300, 45°, 600.

Соответствующие умения являются опорными для решения вычислительных задач и доказательств ряда теорем в курсе пла­ниметрии и стереометрии. Кроме того, они используются и в кур­се физики. Поэтому необходимо добиться прочных навыков прак­тического применения этих фактов в решении вычислительных задач. При изучении данной темы широко используются и полу­чают дальнейшее развитие такие навыки и алгебраические уме­ния учащихся, как решение квадратных уравнений, извлечение квадратных корней, преобразования алгебраических уравнений.

В конце темы рассматривается теорема о неравенстве тре­угольника. Тем самым пополняются знания учащихся о свойст­вах расстояний между точками. Наиболее важным с практиче­ской точки зрения является случай, когда данные точки не лежат на одной прямой, т. е. свойство сторон треугольника. Его полезно закрепить на ряде примеров. В то же время воспроизведения до­казательства теоремы можно от учащихся не требовать.

  1. Декартовы координаты на плоскости

Прямоугольная система координат на плоскости. Коорди­наты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 1800.

Основная цель — обобщить и систематизировать представ­ления учащихся о декартовых координатах; развить умение приме­нять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.

В начале темы вводится определение декартовых координат, выводятся формулы для нахождения координаты середины от­резка и расстояния между точками. Рассматриваются уравнения окружности и прямой и способы нахождения с их помощью ко­ординат точки пересечения прямых, прямой с окружностью.

В данной теме демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между точ­ками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

  1. Движение

Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Поня­тие о равенстве фигур.

Основная цель — познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.

Поскольку в дальнейшем движения не применяются в качест­ве аппарата для решения задач и изложения теории, можно реко­мендовать изучение материала в ознакомительном порядке, т. в. не требовать от учащихся воспроизведения доказательств. Однако основные понятия — симметрия относительно точки и прямой, параллельный перенос — учащиеся должны усвоить на уровне практических применений.

  1. Векторы

Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равен­ство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.

Основная цель — познакомить учащихся с элементами век­торной алгебры и их применением для решения геометрических за­дач; сформировать умение производить операции над векторами.

Основное внимание следует уделить формированию практи­ческих умений учащихся, связанных с вычислением коорди­нат вектора, его абсолютной величины, выполнением сложения и вычитания векторов, умножения вектора па число. Наряду с операциями над векторами в координатной форме следует уда­лить большое внимание операциям в геометрической форме. Действия над векторами в координатной и геометрической фор­мах используются при параллельном изучении курса физики. Знания о векторных величинах, приобретенные на уроках физи­ки, могут быть использованы для мотивированного введения на предметной основе ряда основных понятий темы.

  1. Повторение. Решение задач.


Тематический план


Тема раздела


Количество


часов

контрольных работ

Повторение

2


Четырехугольники

18

2

Теорема Пифагора

14

1

Декартовы координаты на плоскости

11


Движение

7

1

Векторы

10

1

Итоговое повторение

4


ИТОГО

68

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Календарно-тематическое планирование



УРОКА


НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ


КОЛ-ВО ЧАСОВ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ПОВТОРЕНИЕ (2 Ч.)



ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ (18 часов)

1

Определение четырехугольника

1



2

Параллелограмм

1



3

Свойства диагоналей параллелограмма

1



4

Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма

1



5

Прямоугольник

1



6

Ромб

1



7

Квадрат

1



8

Решение задач

1



9

Контрольная работа №1

«Четырехугольники»

1



10

Теорема Фалеса

1



11

Средняя линия треугольника

1



12

Решение задач

1



13

Трапеция

1



14

Решение задач

1



15

Теорема о пропорциональных отрезках

1



16

Решение задач

1



17

Решение задач

1



18

Контрольная работа №2 «Четырехугольники»

1




ТЕОРЕМА ПИФАГОРА (14 часов)


19

Косинус угла

1



20

Теорема Пифагора

1



21

Теорема Пифагора. Египетский треугольник

1



22

Решение задач

1



23

Перпендикуляр и наклонная

1



24

Неравенство треугольника

1



25

Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике


1



26-27

Решение задач

2





28

Основные тригонометрические тождества

1



29

Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов

1




30

Решение задач

1



31

Решение задач

1



32

Контрольная работа №3

«Теорема Пифагора»

1






ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ (11 часов)

33

Определение декартовых координат. Координаты середины отрезка

1



34

Расстояние между точками

1



35

Уравнения окружности

1



36

Уравнения прямой

1



37

Координаты точки пересечения прямых

1



38

Расположение прямой относительно системы координат

1



39

Угловой коэффициент в уравнении прямой

1



40

График линейной функции

1



41

Решение задач

1



42

Определение синуса, косинуса и тангенса любого угла от 00 до 1800

1



43

Решение задач

1



ДВИЖЕНИЕ (7 часов)


44

Преобразование фигур. Свойства движения

1



45

Поворот

1



46

Параллельный перенос и его свойства

1



47

Симметрия относительно точки

1



48

Симметрия относительно прямой

1



49

Решение задач

1



50

Контрольная работа №4

«Декартовы координаты»

1


ВЕКТОРЫ (10 часов)


51

Абсолютная величина и направление вектора

1


52

Равенство векторов

1



53

Координаты вектора

1



54

Сложение векторов. Сложение сил

1



55

Решение задач

1



56

Умножение вектора на число

1



57

Скалярное произведение векторов

1



58

Решение задач

1



59

Решение задач

1



60

Контрольная работа №5 «Векторы»

1


ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ( 6 часов )

61-62

Четырехугольники

2



63-64

Теорема Пифагора

2




65

Декартовы координаты на плоскости

1



66

Движение

1



67-68

Резерв

2




Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения геометрии в 8 классе ученик должен:

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства;

  • примеры доказательств;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;

  • примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

  • решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и проводя аргументацию в ходе решения задач;

  • решать задачи на доказательство;

  • владеть алгоритмом решения основных задач на построение.

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения геометрических задач;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построения геометрическими инструментами (линейкой, циркулем, угольником, транспортиром).



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.


    1. Геометрия. 7-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009.

    2. Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Погорелов. - М.: Просвещение, 2014.

    3. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс. В. А. Гусев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2017.

    4. Геометрия. Тематические тесты. 8 класс. Т.М. Мищенко - М.: Просвещение, 2017.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!