Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Гиагинского района
Рабочая программа
по геометрии
8 класс
на 2018-2019 учебный год
Составлена
учителем математики, информатики
первой категории
Полиной С.В.
п. Новый 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии предназначена для обучения учащихся 8 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МОИН РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
Примерной программы по учебным предметам «Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2012 г
Программы по геометрии для 7–9 классов общеобразовательных школ к учебнику Л.С. Атанасяна и др. (М.: Просвещение, 2013).
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОИН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования на 2016-2017 уч. год от 08.06.2016 пр. №576.
Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 8 классе отводится не менее 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Учебный план школы ориентирован на 35 недель, поэтому данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе по геометрии для 8 класса
Количество часов за год: 70
Количество часов в неделю: 2
Количество контрольных работ: а) за первое полугодие 2
б) за год 5
Базовый учебник: Геометрия: 7 – 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности;
интеллектуальное развитие, формирование умений точно, грамотно, аргументировано излагать мысли как в устной, так и в письменной форме, овладение методами поиска, систематизации, анализа, классификации информации из различных источников (включая учебную, справочную литературу, современные информационные технологии);
формирование представлений об идеях и методах математики как средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Уровень обучения – базовый.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
фронтальные;
практикумы.
Учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Формы промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Изучение геометрии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
1. В направлении личностного развития:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, ее этапах, значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2. В метапредметном направлении:
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисци плинах, в
окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решенияматематических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным
алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского ха
рактера; первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном
языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
3. В предметном направлении:
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи
в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Результаты изучения предмета влияют на итоговые результаты обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, что является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса.
Содержание обучения
Повторение (3 часа)
Смежные и вертикальные углы. Их свойства. Признаки равенства треугольников. Углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей.
Четырехугольники (15 часов).
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.
Контрольная работа по теме: «Четырехугольники».
Площадь (15 часов).
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Контрольная работа по теме: «Площадь».
Подобные треугольники ( 19часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Контрольная работа по теме: «Признаки подобия треугольников».
Контрольная работа по теме: «Применение подобия к решению задач».
Окружность (17 часов).
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Контрольная работа по теме: «Окружность».
Повторение 2 часа
Итого: 70 часов
Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество | Количество |
часов | контрольных работ |
1. | Повторение изученного в 7 классе | 3 | |
2. | Четырехугольники | 15 | 1 |
3. | Площадь | 15 | 1 |
4. | Подобные треугольники | 19 | 2 |
5. | Окружность | 16 | 1 |
6. | Повторение изученного в 8 классе | 2 | |
| Итого: | 70 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | д/з | Дата |
план | факт |
Повторение - 3 часа |
1 | Смежные и вертикальные углы. Их свойства | | | |
2 | Признаки равенства треугольников. | | | |
3 | Углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей | | | |
Глава V. Четырёхугольники – 15 часов |
Многоугольники - 2 ч |
4 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. | | П 40-41 | |
5 | Четырехугольник | | П. 42 | |
Параллелограмм и трапеция – 6 ч |
6 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | | П. 43 | |
7 | Решение задач на применение свойств параллелограмма | | | |
8 | Признаки параллелограмма | | П. 44 | |
9 | Решение задач на применение признаков параллелограмма | | | |
10 | Трапеция. Виды трапеций. | | П. 45 | |
11 | Теорема Фалеса. Решение задач | | | |
12 | Задачи на построение. | | | |
Прямоугольник, Ромб. Квадрат - 6 ч |
13 | Прямоугольник. Его свойства и признаки | | П. 46 | |
14 | Ромб. Свойства ромба | | П. 47 | |
15 | Квадрат. Свойства квадрата | | | |
16 | Осевая и центральная симметрия. | | П. 48 | |
17 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Четырехугольники» | | | |
18 | Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники» | | | |
Глава VI. Площадь – 15 часов |
Площадь квадрата и прямоугольника -2 ч |
19 | Анализ ошибок контрольной работы. Понятие площади многоугольника. | | П. 49 | |
20 | Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. | | П. 50 | |
Площади параллелограмма, треугольника и трапеции – 7 ч |
21 | Площадь параллелограмма | | П. 51 | |
22 | Решение задач на нахождение площади параллелограмма | | П. 52 | |
23 | Площадь треугольника | | П. 53 | |
24 | Решение задач на нахождение площади треугольника | | | |
25 | Площадь трапеции | | П. 54 | |
26 | Решение задач на нахождение площади трапеции | | | |
27 | Решение задач на нахождение площади многоугольника | | | |
Теорема Пифагора – 6 ч |
28 | Теорема Пифагора | | П. 55 | |
29 | Применение теоремы Пифагора при решении задач | | | |
30 | Теорема, обратная теореме Виета | | П. 56 | |
31 | Формула Герона | | П. 57 | |
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Площадь» | | | |
33 | Контрольная работа №2 по теме: «Площадь» | | | |
Глава VII. Подобные треугольники – 19 часов |
Определение подобных треугольников – 2 ч |
34 | Пропорциональные отрезки | | П. 58 | |
35 | Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников | | П. 59-60 | |
Признаки подобных треугольников – 6 ч |
36 | Первый признак подобия треугольников | | П. 61 | |
37 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников | | | |
38 | Второй признак подобия треугольников | | П. 62 | |
39 | Третий признак подобия треугольников | | П. 63 | |
40 | Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия треугольников | | | |
41 | Контрольная работа №3 по теме: «Признаки подобия треугольников» | | | |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач -6 ч |
42 | Анализ ошибок контрольной работы. Средняя линия треугольника и ее свойства | | П. 64 | |
43 | Решение задач на применение средней линии треугольника | | | |
44 | Пропорциональные отрезки в прямоугольных треугольниках | | П. 65 | |
45 | Решение задач на пропорциональные отрезки в прямоугольных треугольниках | | | |
46 | Решение задач на построение методом подобия | | П. 66 | |
47 | Измерительные работы на местности. О подобии произвольных фигур | | П. 67 | |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника- 5 ч |
48 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | | П. 68 | |
49 | Решение задач на применение основного тригонометрического тождества | | | |
50 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300,450, 600. | | П. 69 | |
51 | Решение задач на применение подобия и соотношений между сторонами и углами прямоугольных треугольников | | | |
52 | Контрольная работа №4 по теме: «Применение подобия к решению задач» | | | |
Глава VIII. Окружность – 16 часов |
Касательная к окружности – 3 ч |
53 | Взаимное расположение прямой и окружности | | П. 70 | |
54 | Касательная к окружности | | П. 71 | |
55 | Решение задач на касательную к окружности | | | |
Центральные и вписанные углы – 4 ч |
56 | Градусная мера дуги окружности | | П. 72 | |
57 | Теорема о вписанном угле и следствия из нее. Решение задач | | П. 73 | |
58 | Теорема о произведении отрезков пересекающихся хорд. Решение задач | | | |
59 | Решение задач на нахождение центральных и вписанных углов окружности | | | |
Четыре замечательных точки треугольника – 3 ч |
60 | Свойства биссектрисы угла | | П. 74 | |
61 | Свойства серединного перпендикуляра к отрезку | | П. 75 | |
62 | Теорема о пересечении высот треугольника | | П. 76 | |
Вписанная и описанная окружности – 6 ч |
63 | Вписанная окружность | | П. 77 | |
64 | Решение задач на вписанную окружность | | | |
65 | Описанная окружность. Решение задач | | П. 78 | |
66 | Решение задач на нахождение вписанных и центральных углов окружности | | | |
67 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Окружность» | | | |
68 | Контрольная работа №5 по теме: «Окружность» | | | |
Повторение – 2 ч |
69 | Решение задач по теме: Четырехугольники. Площадь. | | П.40-48 | |
70 | Решение задач по теме: Подобные треугольники. Окружность | | П 49-57 | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;
уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения геометрических задач;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
Литература
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2012
Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2013г.
Геометрия. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательньных учреждений. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. М.: - Издательство «Просвещение», 2013
Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс /Б.Г. Зив, В.М. Мейлер.- 14-е изд. – М.:Просвещение, 2011
Геометрия: самостоятельные и контрольные работы, 8 кл. авт.А.П.Ершова, В.В.Голобородько «ИЛЕКСА» Москва,2011г
Электронная поддержка курса
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
5. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"