СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 8 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Гиагинского района










Рабочая программа

по геометрии

8 класс

на 2018-2019 учебный год




Составлена

учителем математики, информатики

первой категории

Полиной С.В.




п. Новый 2018


Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии предназначена для обучения учащихся 8 класса общеобразовательной школы.

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МОИН РФ от 17 декабря 2010 года № 1897

  2. Примерной программы по учебным предметам «Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2012 г

  3. Программы по геометрии для 7–9 классов общеобразовательных школ к учебнику Л.С. Атанасяна и др. (М.: Просвещение, 2013).

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОИН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования на 2016-2017 уч. год от 08.06.2016 пр. №576.

  5. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7»

  6. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7»


Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 8 классе отводится не менее 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Учебный план школы ориентирован на 35 недель, поэтому данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе по геометрии для 8 класса


Количество часов за год: 70

Количество часов в неделю: 2

Количество контрольных работ: а) за первое полугодие 2

б) за год 5

Базовый учебник: Геометрия: 7 – 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014.


Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности;

  • интеллектуальное развитие, формирование умений точно, грамотно, аргументировано излагать мысли как в устной, так и в письменной форме, овладение методами поиска, систематизации, анализа, классификации информации из различных источников (включая учебную, справочную литературу, современные информационные технологии);

  • формирование представлений об идеях и методах математики как средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для приме­нения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых че­ловеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой куль­туры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.


Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. 


Уровень обучения – базовый.


Формы организации учебного процесса:

индивидуальные;

групповые;

фронтальные;

практикумы.

Учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.


Формы промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Изучение геометрии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

1. В направлении личностного развития:

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

• представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, ее этапах, значимости для развития цивилизации;

• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

2. В метапредметном направлении:

• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисци плинах, в

окружающей жизни;

• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решенияматематических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным

алгоритмом;

• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского ха

рактера; первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном

языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.

3. В предметном направлении:

предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

• решать простейшие планиметрические задачи

в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• описания реальных ситуаций на языке геометрии;

• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Результаты изучения предмета влияют на итоговые результаты обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, что является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса.


Содержание обучения

Повторение (3 часа)

Смежные и вертикальные углы. Их свойства. Признаки равенства треугольников. Углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей.


Четырехугольники (15 часов).

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.

Контрольная работа по теме: «Четырехугольники».


Площадь (15 часов).

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Контрольная работа по теме: «Площадь».


Подобные треугольники ( 19часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Контрольная работа по теме: «Признаки подобия треугольников».

Контрольная работа по теме: «Применение подобия к решению задач».


Окружность (17 часов).

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Контрольная работа по теме: «Окружность».


Повторение 2 часа

Итого: 70 часов





Учебно – тематический план


Тема

Количество


Количество

часов

контрольных работ

1.

Повторение изученного в 7 классе

3


2.

Четырехугольники

15

1

3.

Площадь

15

1

4.

Подобные треугольники

19

2

5.

Окружность

16

1

6.

Повторение изученного в 8 классе

2



Итого:

70

5








Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

д/з

Дата

план

факт

Повторение - 3 часа

1

Смежные и вертикальные углы. Их свойства




2

Признаки равенства треугольников.




3

Углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей




Глава V. Четырёхугольники – 15 часов

Многоугольники - 2 ч

4

Многоугольник. Выпуклый многоугольник.


П 40-41


5

Четырехугольник


П. 42


Параллелограмм и трапеция – 6 ч

6

Параллелограмм. Свойства параллелограмма


П. 43


7

Решение задач на применение свойств параллелограмма




8

Признаки параллелограмма


П. 44


9

Решение задач на применение признаков параллелограмма




10

Трапеция. Виды трапеций.


П. 45


11

Теорема Фалеса. Решение задач




12

Задачи на построение.




Прямоугольник, Ромб. Квадрат - 6 ч

13

Прямоугольник. Его свойства и признаки


П. 46


14

Ромб. Свойства ромба


П. 47


15

Квадрат. Свойства квадрата




16

Осевая и центральная симметрия.


П. 48


17

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Четырехугольники»




18

Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники»




Глава VI. Площадь – 15 часов

Площадь квадрата и прямоугольника -2 ч

19

Анализ ошибок контрольной работы. Понятие площади многоугольника.


П. 49


20

Площадь квадрата. Площадь прямоугольника.


П. 50


Площади параллелограмма, треугольника и трапеции – 7 ч

21

Площадь параллелограмма


П. 51


22

Решение задач на нахождение площади параллелограмма


П. 52


23

Площадь треугольника


П. 53


24

Решение задач на нахождение площади треугольника




25

Площадь трапеции


П. 54


26

Решение задач на нахождение площади трапеции




27

Решение задач на нахождение площади многоугольника




Теорема Пифагора – 6 ч

28

Теорема Пифагора


П. 55


29

Применение теоремы Пифагора при решении задач




30

Теорема, обратная теореме Виета


П. 56


31

Формула Герона


П. 57


32

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Площадь»




33

Контрольная работа №2 по теме: «Площадь»




Глава VII. Подобные треугольники – 19 часов

Определение подобных треугольников – 2 ч

34

Пропорциональные отрезки


П. 58


35

Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников


П. 59-60


Признаки подобных треугольников – 6 ч

36

Первый признак подобия треугольников


П. 61


37

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников




38

Второй признак подобия треугольников


П. 62


39

Третий признак подобия треугольников


П. 63


40

Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия треугольников




41

Контрольная работа №3 по теме: «Признаки подобия треугольников»




Применение подобия к доказательству теорем и решению задач -6 ч

42

Анализ ошибок контрольной работы. Средняя линия треугольника и ее свойства


П. 64


43

Решение задач на применение средней линии треугольника




44

Пропорциональные отрезки в прямоугольных треугольниках


П. 65


45

Решение задач на пропорциональные отрезки в прямоугольных треугольниках




46

Решение задач на построение методом подобия


П. 66


47

Измерительные работы на местности. О подобии произвольных фигур


П. 67


Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника- 5 ч

48

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника


П. 68


49

Решение задач на применение основного тригонометрического тождества




50

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300,450, 600.


П. 69


51

Решение задач на применение подобия и соотношений между сторонами и углами прямоугольных треугольников




52

Контрольная работа №4 по теме: «Применение подобия к решению задач»




Глава VIII. Окружность – 16 часов

Касательная к окружности – 3 ч

53

Взаимное расположение прямой и окружности


П. 70


54

Касательная к окружности


П. 71


55

Решение задач на касательную к окружности




Центральные и вписанные углы – 4 ч

56

Градусная мера дуги окружности


П. 72


57

Теорема о вписанном угле и следствия из нее. Решение задач


П. 73


58

Теорема о произведении отрезков пересекающихся хорд. Решение задач




59

Решение задач на нахождение центральных и вписанных углов окружности




Четыре замечательных точки треугольника – 3 ч

60

Свойства биссектрисы угла


П. 74


61

Свойства серединного перпендикуляра к отрезку


П. 75


62

Теорема о пересечении высот треугольника


П. 76


Вписанная и описанная окружности – 6 ч

63

Вписанная окружность


П. 77


64

Решение задач на вписанную окружность




65

Описанная окружность. Решение задач


П. 78


66

Решение задач на нахождение вписанных и центральных углов окружности




67

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Окружность»




68

Контрольная работа №5 по теме: «Окружность»




Повторение – 2 ч

69

Решение задач по теме: Четырехугольники. Площадь.


П.40-48


70

Решение задач по теме: Подобные треугольники. Окружность


П 49-57











ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;

уметь:

пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

решения геометрических задач;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)



Литература

  1. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2012

  2. Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2013г.

  3. Геометрия. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательньных учреждений. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. М.: - Издательство «Просвещение», 2013

  4. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс /Б.Г. Зив, В.М. Мейлер.- 14-е изд. – М.:Просвещение, 2011

  5. Геометрия: самостоятельные и контрольные работы, 8 кл. авт.А.П.Ершова, В.В.Голобородько «ИЛЕКСА» Москва,2011г


Электронная поддержка курса

1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
5. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"