СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 8 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 8 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икшинская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»



Директор МОУ «Икшинская СОШ »



_____________ / Чунихина Е.А./



от « » августа 2021г.



















Рабочая программа

по геометрии



8 а класс







Составитель: Морозова Е.С.









Срок реализации: 2021-2022 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта среднего общего обра­зования, Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Икшинская СОШ, авторской программы по геометрии Л.С.Атанасян и др., 2010 г. и адресована обучающимся 8 а класса МОУ Икшинская СОШ. На изучение геометрии в 8 а классе, в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы, отводится 66 часов. Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа скорректирована согласно учебному календарному графику школы на 63 часа.

Цели обучения с учетом специфики учебного предмета:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Конкретизация целей обучения математики

Преподавание ведётся на общеобразовательном уровне, с целью повышения предметных и метапредметных результатов.

Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе на основании разработанного под руководством учителя образовательного маршрута.

Задачи:

  • введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;

  • развитие навыков изображения простейших пространственных фигур и простейших геометрических конфигураций;

  • совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

  • формирование умения решать задачи на вычисление геометрических величин;

  • совершенствование навыков решение задач на доказательство;

  • расширение знаний учащихся о геометрических фигурах.

  • развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

  • развитие навыков проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

  • развитие навыков самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

Геометрия - часть математики, первоначальным предметом которой являются пространственные отношения и формы тел. Геометрия изучает пространственные отношения и формы, отвлекаясь от прочих свойств реальных предметов (плотность, вес, цвет и т. д.). В последующем развитии предметом геометрии становятся также и другие отношения и формы действительности, сходные с пространственными. В современном общем смысле геометрия объемлет любые отношения и формы, которые возникают при рассмотрении однородных объектов, явлений, событий вне их конкретного содержания и которые оказываются сходными с обычными пространственными отношениями и формами. Например, рассматривают расстояния между функциями, отвлекаясь от того, каковы специальные свойства этих функций и какие реальные процессы эти функции описывают. 

Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Практическая полезность геометрии обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др. Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

Планируемые результаты.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс математики по базовому уровню, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней (полной) школы.

В результате изучения геометрии на базовом уровне в основной школе ученик получит возможность научиться:

- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритма;

- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

научится:

-пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

-распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

-изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;

осуществлять преобразования фигур;

-распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

-в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

-проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

-вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов); в том числе: для углов от 0 до 180 (определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности,

площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них);

-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования

-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

Основное содержание

Тема

Кол-во часов

1.

Четырехугольники

14

2.

Площади

14

3.

Подобные треугольники

20

4.

Окружность

16

5.

Повторение. Решение задач

4


Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехуголь­ник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Пря­моугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства тре­угольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразо­вание плоскости, а как свойства геометрических фигур, в част­ности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как дви­жений плоскости состоится в 9 классе.

Площади (14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоуголь­ника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пи­фагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квад­рата, обоснование которой не является обязательным для уча­щихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об от­ношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство призна­ков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Подобные треугольники (20 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорцио­нальность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных от­резках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — си­нус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника.

Окружность(16 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах бис­сектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения сере­динных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треуголь­ник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного че­тырехугольника.

Повторение. Решение задач (4 часов)





Календарно – тематическое планирование по геометрии для 8 класса

Тема

По плану

По факту

Многоугольники. Периметр многоугольника. Решение задач.

1-3.09


Выпуклые многоугольники. Построение и решение задач на выпуклый многоугольник.

6-10.09


Параллелограмм. Решение задач на параллелограмм.


Свойства параллелограмма. Изучение свойств и решение задач на свойства.

13-17.09


Признаки параллелограмма. Решение задач на признаки параллелограмма.


Трапеция. Свойства трапеции.

20-24.09


Равнобедренная трапеция. Построение и решение задач на равнобедренную трапецию.


Прямоугольная трапеция. Решение задач.

27.09-1.10


Прямоугольник. Решение задач на свойства прямоугольника.


Признаки прямоугольника. Решение задач на прямоугольники.

11-15.10


Ромб. Изучение фигуры. Ее свойства и решение задач.


Квадрат. Изучение фигуры. Ее свойства и решение задач.

18-22.10


Решение задач. Подготовка к контрольной работе.


Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники»

25-29.10


Площадь многоугольника. Формула для решения задач на вычисление площади многоугольника.


Площадь прямоугольника. Решение задач на нахождение площади прямоугольника.

1-5.11


Площадь параллелограмма. Задачи на вычисление площади.

8-12.11


Площадь треугольника. Изучение формул для вычисления площадей треугольников.


Площадь треугольника. Выработка навыков решения задач на нахождение площадей.

22-26.11


Площадь трапеции. Решение задач.


Решение задач на вычисление площадей фигур.

29.11-3.12


Теорема Пифагора.


Теорема, обратная теореме Пифагора.

6-10.12


Решение задач по теме: «Теорема Пифагора».


Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

13-17.12


Контрольная работа №2 « Площадь фигур».


Определение подобных треугольников.

20-24.12


Отношение площадей подобных треугольников.


Первый признак подобия треугольников.

27-30.12


Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.

10-14.01


Второй и третий признаки подобия треугольников.


Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

17-21.01


Решение задач на применение признаков подобия треугольников. Подготовка к контрольной работе.


Контрольная работа №3 по теме: «Признаки подобия треугольников»

24-28.01


Средняя линия треугольника.


Изучение пропорциональных отрезков.

31.01-4.02


Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.


Задачи на построение методом подобия.

7-11.02


Решение задач на построение методом подобных треугольников.


Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

14-18.02


Значения синуса, косинуса и тангенс для углов 300, 450 и 600.


Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач.

28.02-4.03


Подготовка к контрольной работе.


Контрольная работа №4 по теме: «Подобные треугольники»

7-11.03


Взаимное расположение прямой и окружности.

14-18.03


Касательная к окружности. Теоремы о касательной к окружности.


Касательная к окружности. Решение задач.

21-25.03


Градусная мера дуги окружности.


Терема о вписанном угле. Решение задач на теорему.

28.03-1.04


Теорема об отрезках пересекающихся хорд.


Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы».

11-15.04


Свойство биссектрисы угла. Решение задач на теоремы о биссектрисе угла.


Серединный перпендикуляр. Построение серединного перпендикуляра.

18-22.04


Теорема о точке пересечения высот треугольника.


Вписанная окружность. Свойства вписанной окружности.

25-29.04


Свойство описанного четырехугольника.


Описанная окружность. Решение задач на описанную окружность.

2-6.05


Свойство вписанного четырехугольника.

9-13.05


Подготовка к контрольной работе по теме: «Окружность».

16-20.05


Контрольная работа №5 по теме: «Окружность».


61.

Повторение по теме: «Четырехугольники», «Площадь».

23-27.05


62.

Повторение по теме: «Окружность».


63

Повторение по теме: «Теорема Пифагора».

30-31.05



СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания ШМО учителей физики, математики и информатики №1

« » августа 2021 г. Председатель ШМО _______/Дьяченко А.Н./

СОГЛАСОВАНО

« » августа 2021 г. Зам. директора по УВР _______/Хомякова И.Е./








График контрольных работ

тема

дата

1.

Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники»

25-29.10

2.

Контрольная работа №2 « Площадь фигур».

13-17.12

3.

Контрольная работа №3 по теме: «Признаки подобия треугольников»

24-28.01

4.

Контрольная работа №4 по теме: «Подобные треугольники»

7-11.03

5.

Контрольная работа №5 по теме: «Окружность».

16-20.05







































Лист регистрации изменений к рабочей программе:


№ п/п

Дата изменения

Причина изменения

Корректирующие действия







































































14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!