Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 1»
Программа рассмотрена и утверждена на заседании МО точных наук
Протокол № __
от «__» _______ 20___ г.
Руководитель МО
_______/___________________ /
Утверждаю:
__________________
зам. директора по УВР
Н.Ф. Алексеева
«__» ________ 20___ г.
Рабочая программа
по геометрии
(базовый уровень)
8б класс
Составитель: Алексеева Наталья Фёдоровна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
с. Мухоршибирь
2018/2019 учебный год
Пояснительная записка.
В соответствии с учебным планом на изучение геометрии на ступени основного общего образования отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Преподавание ведется по учебнику «Геометрия» 7-9 классы авторов Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др..
Количество контрольных работ – 5
Общая характеристика учебного предмета.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Изучение геометрии направлено на достижение следующих целей:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, в частности – физики. Развитие логического мышления при изучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,
классные и внеклассные.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, диктант, тест, устный и
письменный опрос.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
2. Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
3. Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
4. Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
9. Повторение. Решение задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать/понимать:
-существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
-существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
-как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-как потребности практики привели математическую науку к необходимо-сти расширения понятия числа;
-вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей) в том числе: находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломанных, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-решения геометрических задач с использованием тригонометрии
-решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Требования к оценке знаний учащихся.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся демонстрирует полное понимание сути теории и свободно оперирует ей, творчески применяет теоретические знания на практике. При решении задач наблюдаются четко осознанные действия. Решает нестандартные задачи. Не допускает вычислительных ошибок. Умеет самостоятельно получать знания, работая с дополнительной литературой (учебником, компьютером, справочной литературой)
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов. Не задумываясь решает задачи по известному алгоритму, проявляет способность к самостоятельным выводам. Допускает вычислительные ошибки крайне редко и, если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов, то может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся запомнил большую часть теоретического материала, без которого невозможна практическая работа по теме. Решает самостоятельно только те практические задачи, в которых известен алгоритм, а остальные задания может выполнить только с помощью учителя и учащихся. Допускает много вычислительных ошибок.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Не может выполнить ни одного практического задания с применением данной теории.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Календарно – тематический план по геометрии
8 класс 68 часов (2 часа в неделю), учебник Л.С. Атанасян
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата | Коррекция |
Глава V. Четырехугольники. 14 часов | |
-
| Многоугольники | 1 | | |
-
| Многоугольники | 1 | | |
-
| Параллелограмм | 1 | | |
-
| Параллелограмм | 1 | | |
-
| Параллелограмм | 1 | | |
-
| Трапеция | 1 | | |
-
| Трапеция | 1 | | |
-
| Трапеция | 1 | | |
-
| Прямоугольник | 1 | | |
-
| Ромб | 1 | | |
-
| Квадрат | 1 | | |
-
| Решение задач | 1 | | |
-
| Решение задач | 1 | | |
-
| Контрольная работа № 1по теме «Многоугольники» | 1 | | |
Глава VI. Площадь. 14 часов. | |
-
| Площадь многоугольника | 1 | | |
-
| Площадь многоугольника | 1 | | |
-
| Площадь параллелограмма | 1 | | |
-
| Площадь параллелограмма | 1 | | |
-
| Площадь треугольника | 1 | | |
-
| Площадь треугольника | 1 | | |
-
| Площадь трапеции | 1 | | |
-
| Площадь трапеции | 1 | | |
-
| Теорема Пифагора | 1 | | |
-
| Теорема Пифагора | 1 | | |
-
| Теорема Пифагора | 1 | | |
-
| Решение задач | 1 | | |
-
| Решение задач | 1 | | |
-
| Контрольная работа № 2 по теме «Площадь» | 1 | | |
Глава VII. Подобные треугольники. 19 часов. | |
-
| Определение подобных треугольников | 1 | | |
-
| Определение подобных треугольников | 1 | | |
-
| Признаки подобия треугольников | 1 | | |
-
| Признаки подобия треугольников | 1 | | |
-
| Признаки подобия треугольников | 1 | | |
-
| Признаки подобия треугольников | 1 | | |
-
| Признаки подобия треугольников | 1 | | |
-
| Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | | |
-
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | | |
-
| Применение подобия к решению задач | 1 | | |
-
| Применение подобия к решению задач | 1 | | |
-
| Применение подобия к решению задач | 1 | | |
-
| Применение подобия к решению задач | 1 | | |
-
| Применение подобия к решению задач | 1 | | |
-
| Применение подобия к решению задач | 1 | | |
-
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | | |
-
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | | |
-
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | | |
-
| Контрольная работа № 4по теме «Подобные треугольники» | 1 | | |
Глава VIII. Окружность. 17 часов. | |
-
| Касательная к окружности | 1 | | |
-
| Касательная к окружности | 1 | | |
-
| Касательная к окружности | 1 | | |
-
| Центральные и вписанные углы | 1 | | |
-
| Центральные и вписанные углы | 1 | | |
-
| Центральные и вписанные углы | 1 | | |
-
| Центральные и вписанные углы | 1 | | |
-
| Четыре замечательные точки треугольника | 1 | | |
-
| Четыре замечательные точки треугольника | 1 | | |
-
| Четыре замечательные точки треугольника | 1 | | |
-
| Вписанная и описанная окружности | 1 | | |
-
| Вписанная и описанная окружности | 1 | | |
-
| Вписанная и описанная окружности | 1 | | |
-
| Вписанная и описанная окружности | 1 | | |
-
| Решение задач | 1 | | |
-
| Решение задач | 1 | | |
-
| Контрольная работа № 5по теме «Окружность» | 1 | | |
Повторение. | |
-
| Решение задач | 1 | | |
-
| Решение задач | 1 | | |
-
| Решение задач | 1 | | |
-
| Решение задач | 1 | | |
| Итого: | 68 | | |
7