Календарно-тематическое планирование |
№ п/п | Тема | К-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности на уроке на уровне УУД | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Д/З | Дата план |
Площади (20 часов) |
1 | Измерение площадей | 2 | обьясн.н.м. | площадь, единичный квадрат, равновеликие фигуры, свойство площадей | Формулировать определение и иллюстрировать понятие площади плоской фигуры. | опрос | формулы площади ромба | § 57;№5; №10 | |
2 | Площадь прямоугольника | решение задач | формула площади прямоугольника, площади квадрата | Выводить формулы площадей прямоугольника | | §57;№14;№8 | |
3 | Площадь параллелограмма | 2 | обьясн.н.м. | высота параллелограмма; , теорема о площади параллелограмма и следствие из нее | Выводить формулы площадей параллелограмма | опрос | §58;№10,11 | |
4 | Площадь параллелограмма | решение задач | высота параллелограмма; , теорема о площади параллелограмма и следствие из нее | Решать задачи с использованием теорем и формул | | §58; №12,14,17 | |
5 | Площадь треугольника | 2 | обьясн.н.м. | площадь треугольника; площадь прямоугольного треугольника, | Выводить формулы площадей треугольника | у2 - матем диктант | § 59;№2;4;5 § 59; №8;11 | |
6 | Площадь треугольника | решение задач и контроль | площадь треугольника; площадь прямоугольного треугольника, площадь равностороннего треугольника, формула Герона | Выводить формулы и уметь применять их к решению задач | | § 59 ;№12;13 | |
7 | Площадь трапеции | 3 | обьясн.н.м. | высота трапеции; теорема о площади трапеции и следствие из нее | Выводить формулы площадей трапеции | опрос с.р. | §60; № 1,2,3, | |
8 | Площадь трапеции | решение задач | | Выводить формулы площадей трапеции и уметь применять их при решении задач | | § 60;№6,9,11 | |
9 | Площадь трапеции | с.р | | | | |
10 | Обобщающий урок | 1 | | | тест | | |
11 | Контрольная работа №1 | 1 | контроль усвоения знаний по теме | | | к/р | | |
12 | Площадь многоугольника | 2 | обьясн.н.м. | Площадь многоугольника, описанного около окружности, площадь правильного многоугольника, описанного около окружности | Выводить формулы площадей правильного многоугольника | опрос | изопериметрическая задача равносоставлен- ность задачи на разрезание | § 61; №1,3,5 | |
13 | Площадь многоугольника | решение задач | | Выводить формулы и уметь применять их при решении задач | | § 61;№7,9,12 | |
14 | Площадь круга и его частей | 3 | обьясн.н.м. | Круг, круговой сегмент, круговой сектор, длина дуги окружности; Площадь круга, кругового сектора, кругового сегмента | Выводить формулы площадей круга, сектора и сегмента | опрос с.р. | §62;№1(А),№2(б) | |
15 | Площадь круга и его частей | решение задач | | Выводить формулы площадей круга, сектора и сегмента | | № 3, | |
16 | Площадь круга и его частей | решение задач | | Выводить формулы площадей круга, сектора и сегмента и уметь применять их при решении задач | | №6,7а,9. | |
17 | Площадь подобных фигур | 2 | 1)обьясн.н.м. 2) решение задач | Отношение площадей подобных фигур, отношение площадей подобных многоугольников | Выводить формулы пропорциональности площадей подобных фигур | | § 63;№1а | |
18 | Площадь подобных фигур | | Соотношение между площадями подобных фигур. | Понимать чему равно отношение подобных фигур и уметь применять его при решении задач | | №2б,4 а. | |
19 | Обобщающий урок | 1 | | | Решать задачи на нахождение площадей плоских фигур | тест | №7,№11,№9 | |
20 | Контрольная работа №2 | 1 | итоговый контроль усвоения знаний по теме | | Решать задачи на нахождение площадей плоских фигур | к/р | | |
Координаты и векторы (26 часов) |
21 | Прямоугольная система координат | 3 | объясн.н.м. | координатная прямая (ось), начало координат, координата точки на прямой, расстояние между точками на прямой прямоугольная система координат, оси абсцисс и ординат, координаты точки на плоскости | Формулировать определение и иллюстрировать понятие прямоугольной системы координат Приводить исторические сведения о Р. Декарте. | у3 - матем диктант | Аналитическое задание фигур на плоскости. Задачи оптимизации. Полярные координаты. | § 65; №1,№3,№5,№6. | |
22 | Прямоугольная система координат | решение задач и контроль | | Формулировать определение и иллюстрировать понятие прямоугольной системы координат,строить точки по заданным координатам | | § 66;№1 а,№ 2, №3,№6.№8 №10 | |
23 | Прямоугольная система координат | решение задач и контроль | | | №12,15,17 а. | |
24 | Расстояние между точками | 3 | объясн.н.м. | формула расстояния между точками на координатной плоскости, уравнение окружности, координаты точек круга | Выводить и использовать формулы координат середины отрезка, расстояния между точками | у2 – с.р. у.3-обобщ. | § 67; №1 б,№4, | |
25 | Уравнение окружности | решение задач | | Выводить и использовать формулы уравнения прямой и окружности | | № 6 а,№7 а.г. | |
26 | Расстояние между точками. Уравнение окружности | решение задач и контроль | | Выводить и использовать формулы уравнения прямой и окружности | | №8 б ,№9, | |
27 | Контрольная работа № 3 | 1 | | | | | № 13 | |
28 | Векторы | 2 | объясн.н.м. | вектор, длина (модуль) вектора, равные векторы, ноль-вектор, операция сложения векторов, свойства сложения | Формулировать определение и иллюстрировать понятие: вектора, длины (модуля) вектора, коллинеарных и равных векторов | у3 – с.р. | § 68,№ 1,2 № 4 а.г. № 5 г, №7б,г. | |
29 | Сложение векторов | решение задач и контроль | вектор, длина (модуль) вектора, равные векторы, ноль-вектор, операция сложения векторов, свойства сложения | Формулировать определение и иллюстрировать понятие суммы и разности векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения векторов. | | №9 б. № 10 б,г,№ | |
30 | Умножение вектора на число | 3 | обьясн.н.м. | произведение вектора на число и его свойства; | Формулировать определение и иллюстрировать понятие суммы и разности векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения векторов. | у2.-с.р. | 13 б,в. | |
31 | Умножение вектора на число | решение задач | противоположный вектор, разность векторов (правило треугольника и параллелограмма) | Формулировать определение и иллюстрировать понятие суммы и разности векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения векторов. | | № 15 | |
32 | Умножение вектора на число | решение задач | произведение вектора на число и его свойства; разность векторов (правило треугольника и параллелограмма) | Формулировать и строить разность векторов (по правилу треугольника и параллелограмма) | | | |
33 | Координаты вектора | 3 | обьясн.н.м. | координаты произведения вектора на число, нахождение координат вектора по координатам его начала и конца | Формулировать правила нахождения координат векторов и уметь находить координаты вектора, координаты суммы векторов, координаты произведения вектора на число, выражать длину вектора через его координаты. | у.2- матем. диктант | § 69;№ 1 б,г. №2 б,д №3 а,в | |
34 | Координаты вектора | решение задач | координаты произведения вектора на число, | Формулировать правила нахождения координат векторов и уметь находить координаты вектора, координаты суммы векторов, координаты произведения вектора на число, выражать длину вектора через его координаты. | | | №5 в, № 8 | |
35 | Координаты вектора | решение задач | нахождение координат вектора по координатам его начала и конца | Формулировать правила нахождения координат векторов и уметь находить координаты вектора, координаты суммы векторов, координаты произведения вектора на число, выражать длину вектора через его координаты. | | | №10 а,№11 б. | |
36 | Скалярное произведение векторов | 3 | объясн.н.м. | скалярное произведение векторов, скалярный квадрат, физический смысл скалярного произведения векторов, скалярное произведение векторов через их координаты | Находить длину вектора, координаты вектора, угол между векторами и скалярное произведение векторов. | у.3-с.р. | § 70; №1 а,в. №5 б,в, | |
37 | Скалярное произведение векторов | решение задач | скалярное произведение векторов, скалярный квадрат, физический смысл скалярного произведения векторов, скалярное произведение векторов через их координаты | Находить длину вектора, координаты вектора, угол между векторами и скалярное произведение векторов. | | | №8,№10 а, | |
38 | Скалярное произведение векторов | контроль | скалярное произведение векторов, скалярный квадрат, физический смысл скалярного произведения векторов, скалярное произведение векторов через их координаты | Находить длину вектора, координаты вектора, угол между векторами и скалярное произведение векторов. | | | №12. | |
39 | Контрольная работа № 4 | 1 | контроль | | | к/р | | | |
40 | Уравнение прямой | 3 | обьясн.н.м. | уравнение прямой, вектор нормали, угловой коэффициент, угол между прямыми, перпендикулярность прямых | Выводить и использовать формулы уравнения прямой и окружности. Выполнять проекты, связанные с использованием координатного и векторного методов при решении задач на вычисление и доказательство. | у.2- с.р у3-обобщ. | § 71;№1 б,№2 в, | |
41 | Уравнение прямой | решение задач | уравнение прямой, вектор нормали, угловой коэффициент, угол между прямыми, перпендикулярность прямых | Выводить и использовать формулы уравнения прямой и окружности. Выполнять проекты, связанные с использованием координатного и векторного методов при решении задач на вычисление и доказательство. | | | № 4 д ,е, ж. | |
42 | Уравнение прямой | обобщ. | уравнение прямой, вектор нормали, угловой коэффициент, угол между прямыми, перпендикулярность прямых | Выводить и использовать формулы уравнения прямой и окружности. Выполнять проекты, связанные с использованием координатного и векторного методов при решении задач на вычисление и доказательство. | | | №5а,в.№6 б, | |
43 | Тригонометрические функции произвольного угла | 3 | обьясн.н.м. | единичная окружность, основное тригонометрическое тождество, определение тригонометрических функций для углов от 0до 360 градусов, отрицательных углов | Формулировать определение и находить тригонометрические функции произвольного угла. | у.3-с.р. | § 75;№1с,е .№3 б,в.,№5б | |
44 | Тригонометрические функции произвольного угла | решение задач | единичная окружность, основное тригонометрическое тождество, определение тригонометрических функций для углов от 0до 360 градусов, отрицательных углов | Формулировать определение и находить тригонометрические функции произвольного угла. | | | №6 в. №7а, №9 в, | |
45 | Тригонометрические функции произвольного угла | решение задач | единичная окружность, основное тригонометрическое тождество, определение тригонометрических функций для углов от 0до 360 градусов, отрицательных углов | Формулировать определение и находить тригонометрические функции произвольного угла и решать простейшие задачи | | | №10в, №12а,в | |
46 | Контрольная работа № 5 | 1 | обобщ. и контроль | | | | | №13 а | |
Начала стереометрии (9 часов) |
47 | Основные понятия стереометрии. | 9 | комбинир уроки | Стереометрия Аксиомы Точка, прямая, плоскость, понятие принадлежности Теоремы о плоскости | Изображать точки, прямые и плоскости в пространстве. Формулировать определение и изображать: куб, параллелепипед, призму, пирамиду, правильные многогранники, цилиндр, конус, сферу и шар. | У8. –семинар У. 9 - тест | | § 76,№1(2,4), №4(а,г),:№6(б),№7. § 77,№2,№4 | |
48 | Фигуры в пространстве. | комбинир уроки | Многогранники (куб, параллелепипед, призма, пирамида) Тела вращения (цилиндр, конус, шар, сфера) | | | ,№8,№:6 § 78 №1 в, | |
49 | Угол в пространстве. | комбинир уроки | Углы в пространстве (двугранные углы) | Устанавливать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. | | | №2 б ,№ 4 в,г.. №8, №10 | |
50 | Параллельность в пространстве. | комбинир уроки | | | | №13,16 | |
51 | Сфера и шар. | комбинир уроки | Параллельные, скрещивающиеся прямые, Выпуклые многогранники и их свойства, | Формулировать определения и приводить примеры выпуклых и невыпуклых многогранников. | | | § 79 ,№1 №4,№6 | |
52 | Выпуклые многогранники. | лекция | | | | №10 ,№12, №14. | |
53 | Теорема Эйлера для многогранников | лекция | теорема Эйлера, правильные многогранники | Формулировать теорему Эйлера о выпуклых многогранниках и использовать её при решении задач. Формулировать определения и приводить примеры полуправильных и звёздчатых многогранников. Моделировать многогранники, используя развёртки и геометрический конструктор. Приводить примеры кристаллов и устанавливать их форму. | | | § 87, №1,№8, №19 | |
54 | Правильные многогранники. | семинар | Правильные многогранники | | | №6,№7 | |
55 | Тестирование по теме «Начала стереометрии» | | зачетный | | Находить площади поверхностей и объёмы некоторых многогранников и круглых тел. | | | § 88,№ 1,№7,№9. | |
Повторение (10часов + резерв 3 часа) |
56 | 1.Треугольники | 10+3 | | | Формулировать определение и иллюстрировать понятие площади 3,4-угольников Выводить формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции, правильного многоугольника, круга, сектора и сегмента. Решать задачи на нахождение площадей плоских фигур. | | | | |
57 | 2.Площадь треугольника | | | | | | |
58 | 3. Параллелограмм, прямоугольник | | | | | | |
59 | 4. Ромб, квадрат | | | | | | |
60 | 5. Площади 4-угольников | | | | | | |
61 | 6. Трапеция | | | | | | |
62 | 7. Площадь трапеции | | | | | | |
63 | 8.Углы и окружность | | | | | | |
64 | 9. Тригонометрические функции | | | | | | |
65 | 10.Итоговая контрольная работа | | | | | | | |
66-68 | Резерв 3 часа | | | | | | | |
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г), учебного плана школы и примерной программы основного общего образования по геометрии для 7- 9 классов (составитель Смирнова И.М., Смирнов В.А.), М. Просвещение, 2012 и предназначена для работы по учебнику, рекомендованному к использованию Министерством образования и науки РФ и входящему в Федеральный перечень учебной литературы: Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
Количество часов по программе - 68.
Количество часов по учебному плану школы - 68 часов, 2 часа в неделю.
– формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
– развитие геометрических представлений, логического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
– формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
– развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения опыта математического моделирования;
– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
– овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
– создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Обучение геометрии по предлагаемой программе направлено на достижение следующих целей:
– формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
– развитие геометрических представлений, логического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
– формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
– развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения опыта математического моделирования;
– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
– овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
– создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
2 часа из темы «Площади» перенесены в Резерв, 7 часов из темы «Начала стереометрии» (пропедевтика стереометрии 10 класса, тема не входит в перечень тем ОГЭ) перенесены в тему «Координаты и векторы» для отработки навыков использования координат для решения задач ОГЭ.
1. Геометрия 7 – 9 кл.; Учебник для общеобразовательных учреждений/ И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. – М.: Мнемозина, 2015.
2. Дидактические материалы. Геометрия. 7, 8, 9 кл./И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. – М. Мнемозина. 2005.
3. Методические рекомендации для учителя. Геометрия. 7, 8, 9 кл. ./И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. – М. Мнемозина. 2005.