Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комсомольская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДАЮ»
Протокол заседания Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
методического совета _______________Е.Г.Горбикова Комсомольская СОШ
МБОУ
Комсомольская СОШ __________2019 г. ________ Л.А.Лымарева
от ____ № Приказ от_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
ГЕОМЕТРИИ
Уровень основного общего образования: 9 класс
Количество часов
По плану: 68
Фактических: 67
Учитель: Плетнёв Александр Андреевич
Первая категория
Учебный год: 2019 -2020 г.
с. Тюльпаны
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии в 9 классе для общеобразовательной школы разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на основе авторской программы (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 28-36).
Учебник: Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2017.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение геометрии 68 часов в год из расчёта 2 часов в неделю (34 недели).
Согласно годового календарного графика МБОУ Комсомольской СОШ на 2019-2020 учебный год программа 9 класса рассчитана на 34 недели-67 часов (праздничный день: 05.05.2020) . Выполнение рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения тем из раздела «Повторение».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
В результате изучения геометрии обучающийся научится:
Наглядная геометрия
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Содержание программы
1. Векторы. Метод координат.
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
3. Длина окружности и площадь круга.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
4. Движения.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
5. Об аксиомах планиметрии.
Беседа об аксиомах геометрии.
Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данном разделе рассматривается о различных системах геометрии. В частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
6. Итоговое повторение. Решение задач.
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Дата |
План | Факт |
1 | 1 | Координаты вектора. | 03.09.2019 | |
2 | 2 | Координаты вектора. | 05.09.2019 | |
3 | 3 | Простейшие задачи в координатах. | 10.09.2019 | |
4 | 4 | Простейшие задачи в координатах. | 12.09.2019 | |
5 | 5 | Простейшие задачи в координатах. | 17.09.2019 | |
6 | 6 | Уравнения окружности и прямой. | 19.09.2019 | |
7 | 7 | Уравнения окружности и прямой. | 24.09.2019 | |
8 | 8 | Уравнения окружности и прямой. | 26.09.2019 | |
9 | 9 | Зачёт № 1. | 01.10.2019 | |
10 | 10 | Контрольная работа № 1. | 03.10.2019 | |
11 | 1 | Анализ контрольной работы. Синус, косинус и тангенс угла. | 08.10.2019 | |
12 | 2 | Синус, косинус и тангенс угла. | 10.10.2019 | |
13 | 3 | Синус, косинус и тангенс угла. | 15.10.2019 | |
14 | 4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 17.10.2019 | |
15 | 5 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 22.10.2019 | |
16 | 6 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 24.10.2019 | |
17 | 7 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 05.11.2019 | |
18 | 8 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 07.11.2019 | |
19 | 9 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 12.11.2019 | |
20 | 10 | Скалярное произведение векторов. | 14.11.2019 | |
21 | 11 | Скалярное произведение векторов. | 19.11.2019 | |
22 | 12 | Скалярное произведение векторов. | 21.11.2019 | |
23 | 13 | Скалярное произведение векторов. | 26.11.2019 | |
24 | 14 | Скалярное произведение векторов. | 28.11.2019 | |
25 | 15 | Контрольная работа № 2. | 03.12.2019 | |
26 | 16 | Анализ контрольной работы. | 05.12.2019 | |
27 | 1 | Правильные многоугольники. | 10.12.2019 | |
28 | 2 | Правильные многоугольники. | 12.12.2019 | |
29 | 3 | Правильные многоугольники. | 17.12.2019 | |
30 | 4 | Правильные многоугольники. | 19.12.2019 | |
31 | 5 | Длина окружности и площадь круга. | 24.12.2019 | |
32 | 6 | Длина окружности и площадь круга. | 26.12.2019 | |
33 | 7 | Длина окружности и площадь круга. | 14.01.2020 | |
34 | 8 | Длина окружности и площадь круга. | 16.01.2020 | |
35 | 9 | Длина окружности и площадь круга. | 21.01.2020 | |
36 | 10 | Длина окружности и площадь круга. | 23.01.2020 | |
37 | 11 | Зачёт № 3. | 28.01.2020 | |
38 | 12 | Контрольная работа № 3. | 30.01.2020 | |
39 | 1 | Анализ контрольной работы. Понятие движения. | 04.02.2020 | |
40 | 2 | Понятие движения. | 06.02.2020 | |
41 | 3 | Параллельный перенос и поворот. | 11.02.2020 | |
42 | 4 | Параллельный перенос и поворот. | 13.02.2020 | |
43 | 5 | Параллельный перенос и поворот. | 18.02.2020 | |
44 | 6 | Параллельный перенос и поворот. | 20.02.2020 | |
45 | 7 | Зачёт № 4. | 25.02.2020 | |
46 | 8 | Контрольная работа № 4. | 27.02.2020 | |
47 | 1 | Анализ контрольной работы. Многогранники. | 03.03.2020 | |
48 | 2 | Многогранники. | 05.03.2020 | |
49 | 3 | Многогранники. | 10.03.2020 | |
50 | 4 | Многогранники. | 12.03.2020 | |
51 | 5 | Тела и поверхности вращения. | 17.03.2020 | |
52 | 6 | Тела и поверхности вращения. | 19.03.2020 | |
53 | 7 | Тела и поверхности вращения. | 31.03.2020 | |
54 | 8 | Тела и поверхности вращения. | 02.04.2020 | |
55 | 9 | Тела и поверхности вращения. | 07.04.2020 | |
56 | 10 | Зачёт № 5. | 09.04.2020 | |
57 | ОБ АКСИОМАХ ПЛАНИМЕТРИИ | 14.04.2020 | |
58 | 16.04.2020 | |
59 | Итоговый зачёт | 21.04.2020 | |
60 | Повторение | 23.04.2020 | |
61 | 28.04.2020 | |
62 | 30.04.2020 | |
63 | 07.05.2020 | |
64 | 12.05.2020 | |
65 | 14.05.2020 | |
66 | 19.05.2020 | |
67 | 21.05.2020 | |