СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 9 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комсомольская средняя общеобразовательная школа




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДАЮ»

Протокол заседания Заместитель директора по УВР Директор МБОУ

методического совета _______________Е.Г.Горбикова Комсомольская СОШ

МБОУ

Комсомольская СОШ __________2019 г. ________ Л.А.Лымарева

от ____ № Приказ от_____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по

ГЕОМЕТРИИ



Уровень основного общего образования: 9 класс

Количество часов

По плану: 68

Фактических: 67

Учитель: Плетнёв Александр Андреевич

Первая категория

Учебный год: 2019 -2020 г.








с. Тюльпаны

2019г.

Пояснительная записка

Рабочая  программа по геометрии в 9 классе для общеобразовательной школы разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного  общего образования на основе авторской программы (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 28-36).

Учебник: Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2017.


Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение геометрии 68 часов в год из расчёта 2 часов в неделю (34 недели).

Согласно годового календарного графика МБОУ Комсомольской СОШ на 2019-2020 учебный год программа 9 класса рассчитана на 34 недели-67 часов (праздничный день: 05.05.2020) . Выполнение рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения тем из раздела «Повторение».



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

• слушать партнера;

• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;



предметные:



Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:



• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;



• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;



• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;



• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;



• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;



• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;



• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;



• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений

между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;



• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;



• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:



• описания реальных ситуаций на языке геометрии;



• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;



• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);



• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,

транспортир).



В результате изучения геометрии обучающийся научится:

Наглядная геометрия

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружаю­щем мире плоские и пространственные геометрические фи­гуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепи­педа;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры ли­нейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Обучающийся получит возможность:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепи­педов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практи­ческих расчётов.

Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках гео­метрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, пово­рот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии

и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основ­ные алгоритмы построения с помощью циркуля и ли­нейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в простран­стве.

Обучающийся получит возможность:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и до­казательства: методом от противного, методом подо­бия, методом перебора вариантов и методом геометри­ческих мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и триго­нометрического аппарата и идей движения при реше­нии геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на по­строение с помощью циркуля и линейки: анализ, постро­ение, доказательство и исследование;

11) научиться решать задачи на построение методом гео­метрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметриче­ских фигур с помощью компьютерных программ.



Измерение геометрических величин

Обучающийся научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, дли­ны окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, ис­пользуя формулы длины окружности и длины дуги окруж­ности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, па­раллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул пло­щадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением гео­метрических величин (используя при необходимости спра­вочники и технические средства).

Обучающийся получит возможность:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или бо­лее прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отноше­ния равновеликости и равносоставленности;

9) приобрести опыт применения алгебраического и триго­нометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.



Содержание программы

1. Векторы. Метод координат.  

          Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

           Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

          Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. 

            Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

           Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

           Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

          Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное   внимание   следует   уделить   выработке   прочных   навыков   в   применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

3. Длина окружности и площадь круга.  

         Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

        Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

         В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

        Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

4. Движения. 

         Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

          Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

         Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя,   сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

         Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

 5.   Об аксиомах планиметрии.  

        Беседа об аксиомах геометрии.

       Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

       В данном разделе рассматривается о различных системах геометрии. В частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

  6.  Итоговое повторение. Решение задач.  































урока

урока в теме

Тема урока

Дата

План

Факт

1

1

Координаты вектора.

03.09.2019


2

2

Координаты вектора.

05.09.2019


3

3

Простейшие задачи в координатах.

10.09.2019


4

4

Простейшие задачи в координатах.

12.09.2019


5

5

Простейшие задачи в координатах.

17.09.2019


6

6

Уравнения окружности и прямой.

19.09.2019


7

7

Уравнения окружности и прямой.

24.09.2019


8

8

Уравнения окружности и прямой.

26.09.2019


9

9

Зачёт № 1.

01.10.2019


10

10

Контрольная работа № 1.

03.10.2019


11

1

Анализ контрольной работы.

Синус, косинус и тангенс угла.

08.10.2019


12

2

Синус, косинус и тангенс угла.

10.10.2019


13

3

Синус, косинус и тангенс угла.

15.10.2019


14

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

17.10.2019


15

5

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

22.10.2019


16

6

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

24.10.2019


17

7

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

05.11.2019


18

8

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

07.11.2019


19

9

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

12.11.2019


20

10

Скалярное произведение векторов.

14.11.2019


21

11

Скалярное произведение векторов.

19.11.2019


22

12

Скалярное произведение векторов.

21.11.2019


23

13

Скалярное произведение векторов.

26.11.2019


24

14

Скалярное произведение векторов.

28.11.2019


25

15

Контрольная работа № 2.

03.12.2019


26

16

Анализ контрольной работы.

05.12.2019


27

1

Правильные многоугольники.

10.12.2019


28

2

Правильные многоугольники.

12.12.2019


29

3

Правильные многоугольники.

17.12.2019


30

4

Правильные многоугольники.

19.12.2019


31

5

Длина окружности и площадь круга.

24.12.2019


32

6

Длина окружности и площадь круга.

26.12.2019


33

7

Длина окружности и площадь круга.

14.01.2020


34

8

Длина окружности и площадь круга.

16.01.2020


35

9

Длина окружности и площадь круга.

21.01.2020


36

10

Длина окружности и площадь круга.

23.01.2020


37

11

Зачёт № 3.

28.01.2020


38

12

Контрольная работа № 3.

30.01.2020


39

1

Анализ контрольной работы.

Понятие движения.

04.02.2020


40

2

Понятие движения.

06.02.2020


41

3

Параллельный перенос и поворот.

11.02.2020


42

4

Параллельный перенос и поворот.

13.02.2020


43

5

Параллельный перенос и поворот.

18.02.2020


44

6

Параллельный перенос и поворот.

20.02.2020


45

7

Зачёт № 4.

25.02.2020


46

8

Контрольная работа № 4.

27.02.2020


47

1

Анализ контрольной работы.

Многогранники.

03.03.2020


48

2

Многогранники.

05.03.2020


49

3

Многогранники.

10.03.2020


50

4

Многогранники.

12.03.2020


51

5

Тела и поверхности вращения.

17.03.2020


52

6

Тела и поверхности вращения.

19.03.2020


53

7

Тела и поверхности вращения.

31.03.2020


54

8

Тела и поверхности вращения.

02.04.2020


55

9

Тела и поверхности вращения.

07.04.2020


56

10

Зачёт № 5.

09.04.2020


57

ОБ АКСИОМАХ

ПЛАНИМЕТРИИ


14.04.2020


58

16.04.2020


59

Итоговый зачёт

21.04.2020


60

Повторение

23.04.2020


61

28.04.2020


62

30.04.2020


63

07.05.2020


64

12.05.2020


65

14.05.2020


66

19.05.2020


67

21.05.2020