РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
(базовый уровень)
9-А КЛАСС
на 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Рабочая программа по математике для обучающихся 7 классов разработана на основании следующих нормативных правовых актов:
1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 30.03.2022 № 22-НП (зарегистрирован в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 05.04.2022 № 5054).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.07.2022 г. № 586.
3. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.07.2022 № 571 «Об утверждении Методических рекомендаций по реализации механизма освоения базовых блоков по всем учебным предметам для повторения в переводных классах в 2022-2023 учебном году».
4. Основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом МБОУ ________________________.
5. Календарный учебный график__________________________.
6. Учебный план ________________________________.
7. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Математика». 5-9 классы. Донецк: 2022. – 77 с. Рекомендована решением научно – методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов на уровне основного общего образования: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления обучающихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки обучающихся.
Развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, а также качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от обучающихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор обучающихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности обучающихся.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии обучающиеся должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления обучающихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления обучающихся. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание обучающихся. Её изучение развивает воображение обучающихся, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии), способствует развитию пространственных представлений обучающихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.
Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие обучающихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития обучающихся, для создания культурно-исторической среды обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ»
Приоритетными целями обучения геометрии в 9 классах являются:
продолжение формирования основных математических понятий, обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики;
подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;
формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план предусматривает изучение геометрии в 9 классе на базовом уровне.
Количество учебных часов в неделю – 2 часа.
Годовое количество часов – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Синус, косинус, тангенс углов от 0 до 180°. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.
Решение треугольников. Теорема косинусов и теорема синусов. Решение практических задач с использованием теоремы косинусов и теоремы синусов.
Преобразование подобия. Подобие соответственных элементов.
Теорема о произведении отрезков хорд, теоремы о произведении отрезков секущих, теорема о квадрате касательной.
Вектор, длина (модуль) вектора, сонаправленные векторы, противоположно направленные векторы, коллинеарность векторов, равенство векторов, операции над векторами. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов, применение для нахождения длин и углов.
Декартовы координаты на плоскости. Уравнения прямой и окружности в координатах, пересечение окружностей и прямых. Метод координат и его применение.
Правильные многоугольники. Длина окружности. Градусная и радианная мера угла, вычисление длин дуг окружностей. Площадь круга, сектора, сегмента.
Движения плоскости и внутренние симметрии фигур (элементарные представления). Параллельный перенос. Поворот.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования. При изучении геометрии обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения «от противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения. Ученик, овладевший искусством рассуждать, будет применять его и в окружающей жизни. Как писал геометр и педагог Игорь Федорович Шарыгин, «людьми, понимающими, что такое доказательство, трудно и даже невозможно манипулировать». Также целью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Обучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способностей к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельное решение;
формирование качеств мышления необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
овладении математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Овладение обучающихся системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов.
В результате изучения курса геометрии в 9 классе обучающиеся должны:
Знать тригонометрические функции острых углов, находить с их помощью различные элементы прямоугольного треугольника («решение прямоугольных треугольников»). Находить (с помощью калькулятора) длины и углы для нетабличных значений.
Пользоваться формулами приведения и основным тригонометрическим тождеством для нахождения соотношений между тригонометрическими величинами.
Использовать теоремы синусов и косинусов для нахождения различных элементов треугольника («решение треугольников»), применять их при решении геометрических задач.
Владеть понятиями преобразования подобия, соответственных элементов подобных фигур. Пользоваться свойствами подобия произвольных фигур, уметь вычислять длины и находить углы у подобных фигур. Применять свойства подобия в практических задачах. Уметь приводить примеры подобных фигур в окружающем мире.
Пользоваться теоремами о произведении отрезков хорд, о произведении отрезков секущих, о квадрате касательной.
Пользоваться векторами, понимать их геометрический и физический смысл, применять их в решении геометрических и физических задач. Применять скалярное произведение векторов для нахождения длин и углов.
Пользоваться методом координат на плоскости, применять его в решении геометрических и практических задач.
Владеть понятиями правильного многоугольника, длины окружности, длины дуги окружности и радианной меры угла, уметь вычислять площадь круга и его частей. Применять полученные умения в практических задачах.
Находить оси (или центры) симметрии фигур, применять движения плоскости в простейших случаях.
Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрических функций (пользуясь, где необходимо, калькулятором).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Изучаемый материал | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Обобщение и систематизация программного материала за курс 7 – 8 классов | 6 | 1 (ДКР) |
2 | Векторы | 11 | 1 |
3 | Метод координат | 7 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 8 | 1 |
5 | Скалярное произведение векторов | 6 | 1 |
6 | Длина окружности и площадь круга. Вычисление площадей | 14 | 1 |
7 | Движения плоскости | 8 | 1 |
8 | Повторение, обобщение, систематизация знаний | 8 | 1(ИКР) |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 8 |
ДКР – диагностическая контрольная работа; ИКР – итоговая контрольная работа
Отличий от содержания программы – нет
Практическая часть
Формы контроля | I четверть | дата | II четверть | дата | III четверть | дата | IV четверть | дата |
Контроль ные работы | №1 №2 | 16.09 17.10 | №3 №4 | 25.11 19.12 | №5 №6 | 23.01 06.03 | №7 №8 | 07.04 05.05 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | № коррекции | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения урока | Примечания |
По плану | коррекция |
І ЧЕТВЕРТЬ (17 ЧАСОВ) |
ТЕМА 1. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ЗА КУРС 7 – 8 КЛАССОВ | 6 | | | |
1 | | 1 | Треугольники, их свойства и площади. | 1 | 02.09 | | |
2 | | 2 | Четырехугольники, их свойства и площади. | 1 | 05.09 | | |
3 | | 3 | Окружность. Касательная к окружности и ее свойства. | 1 | 09.09 | | |
4 | | 4 | Центральные и вписанные углы. Вписанные и описанные окружности. | 1 | 12.09 | | |
5 | | 5 | Диагностическая контрольная работа№1 | 1 | 16.09 | | |
6 | | 6 | Анализ контрольной работы | 1 | 19.09 | | |
ТЕМА 2. ВЕКТОРЫ (11 часов) | 11 | | | |
7 | | 1 | Понятие вектора | 1 | 23.09 | | |
8 | | 2 | Сложение и вычитание векторов | 1 | 26.09 | | |
9 | | 3 | Сложение и вычитание векторов | 1 | 30.09 | | |
10 | | 4 | Умножение вектора на число | 1 | 03.10 | | |
11 | | 5 | Применение векторов к решению задач | 1 | 07.10 | | |
12 | | 6 | Применение векторов к решению задач | 1 | 10.10 | | |
13 | | 7 | Решение задач | 1 | 14.10 | | |
14 | | 8 | Контрольная работа №2 | 1 | 17.10 | | |
15 | | 9 | Анализ контрольной работы | 1 | 21.10 | | |
16 | | 10 | Решение задач | 1 | 24.10 | | |
17 | | 11 | Решение задач | 1 | 28.10 | | |
II ЧЕТВЕРТЬ (15 ЧАСОВ) |
ТЕМА 3. МЕТОД КООРДИНАТ | 7 | | | |
18 | | 1 | Простейшие задачи в координатах | 1 | 07.11 | | |
19 | | 2 | Простейшие задачи в координатах | 1 | 11.11 | | |
20 | | 3 | Уравнение окружности и прямой | 1 | 14.11 | | |
21 | | 4 | Уравнение окружности и прямой | 1 | 18.11 | | |
22 | | 5 | Решение задач | 1 | 21.11 | | |
23 | | 6 | Контрольная работа №3 | 1 | 25.11 | | |
24 | | 7 | Анализ контрольной работы | 1 | 28.11 | | |
ТЕМА 4. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА | 8 | | | |
25 | | 1 | Синус, косинус, тангенс угла | 1 | 02.12 | | |
26 | | 2 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 05.12 | | |
27 | | 3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 09.12 | | |
28 | | 4 | Решение треугольников | 1 | 12.12 | | |
29 | | 5 | Решение треугольников | 1 | 16.12 | | |
30 | | 6 | Контрольная работа №4 | 1 | 19.12 | | |
31 | | 7 | Анализ контрольной работы | 1 | 23.12 | | |
32 | | 8 | Решение задач | 1 | 26.12 | | |
III ЧЕТВЕРТЬ (20 ЧАСОВ) |
ТЕМА 5. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ | 6 | | | |
33 | | 1 | Координаты вектора | 1 | 09.01 | | |
34 | | 2 | Сумма, разность и скалярное произведение векторов в координатах | 1 | 13.01 | | |
35 | | 3 | Скалярное произведение векторов | 1 | 16.01 | | |
36 | | 4 | Скалярное произведение векторов | 1 | 20.01 | | |
37 | | 5 | Контрольная работа №5 | 1 | 23.01 | | |
38 | | 6 | Анализ контрольной работы | 1 | 27.01 | | |
ТЕМА 6. ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА. ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ | 14 | | | |
39 | | 1 | Правильные многоугольники | 1 | 30.01 | | |
40 | | 2 | Правильные многоугольники | 1 | 03.02 | | |
41 | | 3 | Правильные многоугольники | 1 | 06.02 | | |
42 | | 4 | Правильные многоугольники | 1 | 10.02 | | |
43 | | 5 | Правильные многоугольники | 1 | 13.02 | | |
44 | | 6 | Длина окружности и площадь круга | 1 | 17.02 | | |
45 | | 7 | Длина окружности и площадь круга | 1 | 20.02 | | |
46 | | 8 | Длина окружности и площадь круга | 1 | 24.02 | | |
47 | | 9 | Вычисление площадей фигур, включающих элементы круга | 1 | 27.02 | | |
48 | | 10 | Вычисление площадей фигур, включающих элементы круга | 1 | 03.03 | | |
49 | | 11 | Контрольная работа №6 | 1 | 06.03 | | |
50 | | 12 | Анализ контрольной работы | 1 | 10.03 | | |
51 | | 13 | Решение задач | 1 | 13.03 | | |
52 | | 14 | Решение задач | 1 | 17.03 | | |
| IV ЧЕТВЕРТЬ (16 ЧАСОВ) |
ТЕМА 7. ДВИЖЕНИЯ | 8 | | | |
53 | | 1 | Понятие движения | 1 | 27.03 | | |
54 | | 2 | Понятие движения | 1 | | |
55 | | 3 | Параллельный перенос и поворот | 1 | 31.03 | | |
56 | | 4 | Параллельный перенос и поворот | 1 | 03.04 | | |
57 | | 5 | Параллельный перенос и поворот | 1 | | |
58 | | 6 | Контрольная работа №7 | 1 | 07.04 | | |
59 | | 7 | Анализ контрольной работы | 1 | 10.04 | | |
60 | | 8 | Решение задач | 1 | 14.04 | | |
ТЕМА 8. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ ЗА 7 - 9 КЛАССЫ | 8 | | | |
61 | | 1 | Треугольники, их свойства и площади. | 1 | 21.04 | | |
62 | | 2 | Четырехугольники, их свойства и площади. | 1 | 24.04 | | |
63 | | 3 | Окружность | 1 | 28.04 | | |
64 | | 4 | Решение задач | 1 | | |
65 | | 5 | Итоговая контрольная работа №8 | 1 | 05.05 | | |
66 | | 6 | Анализ контрольной работы | 1 | 12.05 | | |
67 | | 7 | Урок обобщения и систематизации знаний обучающихся | 1 | | |
68 | | 8 | Итоговый урок | 1 | 15.05 | | |
| | | | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник: Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /[Л.С. Атанасян и др.]. – 13-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. – 383 с. : ил.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций /[Л.С. Атанасян и др.]. – 13-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. – 383 с. : ил.
Ершова А.П., Голобородько В.В, Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – М.: Илекса, 2013
Ершова А.П. Сборник заданий для тематического и итогового контроля знаний. Геометрия. 7 класс. – М.: ИЛЕКСА - 2013
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – М.: Просвещение, 2013
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru
https://math-oge.sdamgia.ru/ https://edu.skysmart.ru/
https://resh.edu.ru/