СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Матвеево – Курганский район, с. Новониколаевка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новониколаевская средняя общеобразовательная школа
« Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ Новониколаевской сош ________/ Качура Н.Н. Протокол №1 От 28.08.2019г | « Согласовано» Зам. директора школы по УВР ________/Качура Н.Н. 29.08.2019г | «Утверждаю» И.о. директора МБОУ Новониколаевской сош _____________/ Мышак Н.В. Приказ №183 от 30.08.2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
Уровень общего образования( класс): среднее общее образование
11 класс
Количество часов : 11 класс-68 час /в неделю 2 часа
Учитель: Гладких Татьяна Владимировна
Программа разработана на основе
Программа разработана на основе требований федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования , примерной программы изучения дисциплины на базовом уровне, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ линии Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др.
2019-2020 уч. год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике
-примерной программы среднего (полного) общего образования по математике
- Программы общеобразоват6льных учреждений. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. /Сост. Т.А.Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2009. – 160 с.Авторы: Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова, М.И.Шабунин
- Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ Новониколаевской сош
-Учебным планом МБОУ Новониколаевской сош на 2019-2020 уч.год и календарного учебного графика МБОУ Новониколаевской сош на 2019-2020 уч год.( приказ №148 от 14.06.2019г )..
УМК:
- Программы общеобразоват6льных учреждений. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. /Сост. Т.А.Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
Авторы:Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова, М.И.Шабунин
Учебник для 11 класса: « Алгебра и начала анализа. 11 класс»//автор Колягин Ю.М,, Ткачева М В., Федорова Н.Е., Шабунин М.И., /для ОУ: базовый и профильный уровень/ под ред.Жижченко А.Б. – М.,Пр., .2008-2011г.
«Математика. Подготовка к ЕГЭ» под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю., Ростов-на-Дону, изд-во «ЛЕГИОН», 2019
Рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 10—11 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и Л.С. Киселевой.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цель изучения учебного предмета
Основные цели курса:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Задачи обучения:
- закрепить сведения о векторах и действиях с ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве;
-сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости;
-дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре;
- ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, электронного тестирования, практических работ.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа по предмету «Геометрия » предназначена для учащихся 11 класса основной общеобразовательной школы , в 11 классе рассчитана на 34 учебных недели / 2 час в неделю/68 часов в год
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Новониколаевской сош на 2019-2020 учебный год , в 11 классе проведено будет 67 часа , так как 1 учебный час выпадает на праздничные дни-05.05.19г, . Прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения часов отведенных на повторение в конце года
Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.
При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
В программе изучаются следующие разделы геометрии:
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Признаки параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей.
Углы между прямыми и плоскостями.
Расстояние от точки до плоскости, между скрещивающими прямыми, между прямой и параллельной ей плоскостью, между параллельными плоскостями.
Многогранники. Призма. Параллелепипед. Пирамида. Усеченная пирамида. Правильные многогранники. Сечения многогранников. Формулы объемов призмы и пирамиды.
Тела вращения. Сечения тел вращения. Прямой круговой цилиндр. Прямой круговой конус. Усеченный конус. Сечения конуса. Шар и сфера. Формулы объемов цилиндра, конуса и шара. Формулы площадей: боковой поверхности цилиндра и конуса, поверхности шара.
Изображение пространственных фигур.
Подобие пространственных фигур. Отношение площадей поверхностей и объемов подобных фигур.
Содержание учебного предмета
1. Метод координат в пространстве.
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель — закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в простран¬стве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило паралле¬лепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разло¬жение вектора по трем некомпланарным векторам.
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движения.
Основная цель — сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и рас¬стояний между двумя точками, от точки до плоскости.
Вводится понятие прямоугольной си¬стемы координат в пространстве, даются определения ко¬ординат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится ска¬лярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравне¬ния плоскости и формулы расстояния от точки до плос¬кости.
В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подо¬бия.
2. Цилиндр, конус, шар.
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное располо¬жение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения — цилиндре, конусе, сфере, шаре.
Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилинд¬рической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответству¬ющие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Пло¬щадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круг¬лых тел и многогранников, в частности описанные и впи¬санные призмы и пирамиды.
4. Объемы тел.
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы пря¬мой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пи¬рамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель — ввести понятие объема тела и выве¬сти формулы для вычисления объемов основных многогран¬ников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
Понятие объема тела вводится аналогично понятию пло¬щади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема пря¬моугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с по¬мощью интегральной формулы. Формула объема шара ис¬пользуется для вывода формулы площади сферы.
5. Некоторые сведения из планиметрии
Углы , отрезки связанные с окружностью. Решения треугольников. Теоремы Менелая и Чевы. Эллипс , гипербола и парабола. Основная цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний.
6. Итоговое повторение.
Основная цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных за курс изучения геометрии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Освоение обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников. Предметом государственной итоговой аттестации выпускников является достижение ими предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с планируемыми результатами. Оценка направлена на выявление способности выпускников к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 11 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 11 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Государственная итоговая аттестация обучающихся осуществляется в форме Единого государственного экзамена и (или) государственного выпускного экзамена. Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с порядком проведения Государственной итоговой аттестации обучающихся, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования определяют содержательно-критериальную и нормативную основу оценки:
результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования;
функционирования различных уровней системы общего образования.
Содержание и критерии оценки определяются планируемыми результатами среднего общего образования.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения содержания среднего общего образования учащийся школы получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность предполагает:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей, определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
участие в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования и создания собственного текста.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию,
формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования устанавливаются на базовом уровне.
Предметные результаты на базовом уровне ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
• роль аксиоматики в геометрии;
уметь:
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов
обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Тематическое планирование .
1. Метод координат в пространстве (15ч)
Осн. цель: Сформировать умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве.
Методы: Педагогические средства. Беседа, работа с книгой, демонстрация плакатов. Проблемное изложение. В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это способствует более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить место векторного и координатного методов в курсе геометрии.
Координаты точки и координаты вектора (5ч)
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координат точек. Простейшие задачи в координатах.
Знать: Понятие прямоугольной системы координат, координаты вектора, действия над векторами. Формулы середины отрезка, длины вектора через его координаты и расстояния между двумя точками. Понятия равных векторов, понятия коллинеарных и компланарных векторов, нахождение координат вектора по координатам его начала и конца.
Уметь: Проводить доказательные рассуждения в ходе решения стереометричсеских задач. Строить точки по заданным координатам и находить координаты точки , производить действия над векторами с заданными координатами, находить расстояния между двумя точками, длину вектора, координат середины отрезка, решать задачи координатно-векторным методом.
Скалярное произведение векторов (5ч)
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями.
Знать: Понятия угла между векторами и скалярного произведения векторов, формулу скалярного произведения в координатах, свойства скалярного произведения, формулы скалярного произведения в координатах.
Уметь: Применять скалярное произведение векторов при решении задач, уметь вычислять скалярное произведение векторов и находить угол между векторами. Вычислять угол между двумя прямыми и угол между прямой и плоскостью.
Движение (4ч)
Движения. Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Параллельный перенос.
Знать: Понятие движения и основные виды движений.
Уметь: Применять движение при решении задач. Отличать один вид движения от другого.
2. Цилиндр, конус, шар (13ч)
Осн. цель: Дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шар) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел. Познакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид.
Методы: Педагогические средства. Беседа, работа с книгой, демонстрация плакатов. Проблемные изложение. Решается большое количество задач, что позволяет продолжить формирование логических и графических умений. Развить пространственные представления круглых тел на примере конкретных геометрических тел.
Цилиндр(2ч)
Понятие цилиндра. Цилиндр.
Знать: Понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов. Формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхности цилиндра.
Уметь: Решать задачи на нахождение элементов цилиндра, площади поверхности цилиндра. Работать с рисунком, читать его.
Конус (3ч)
Конус. Усеченный конус.
Знать: Понятие конической поверхности, конуса, усеченного конуса. Формулы для вычисления боковой и полной поверхности усеченного конуса.
Уметь: Работать с чертежом и читать его. Применять знания при решении задач.
Сфера (8ч)
Сфера . Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Знать: Понятие сферы, шара и их элементов. Уравнение сферы. Возможные случаи расположение сферы и плоскости. Формулу площади сферы. Понятие вписанного шара (сферы) в многогранник, описанного шара (сферы) около многогранника, условия их существования.
Уметь: Работать с чертежом и читать его, решать задачи по данной теме и на комбинацию: сферы и пирамиды, цилиндра и призмы, призмы и сферы, конуса и пирамиды. Применять полученные знания при изучении темы при решении задач.
3. Объемы тел (14ч)
Осн. цель: Продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения входе решения задач на вычисление их объемов.
Методы: В курсе стереометрии понятие объема вводится по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулируются основные свойства объемов. Решается большое количество задач. Результаты устанавливаются, руководствуясь больше наглядными представлениями.
Объем прямоугольного параллелепипеда (2ч)
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда . Объем прямоугольной призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник.
Знать: Понятие объема тел. Свойства объемов, прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник. Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, прямоугольной призмы.
Уметь: Работать с чертежом и читать его. Находить объемы прямой призмы и цилиндра. Использовать свойства объемов тел при решении задач. Применять формулы при решении задач.
Объем прямой призмы и цилиндра.( 3)
Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса (4ч)
Вычисление объемов тел с помощью интеграла. Объем наклонной призмы. Объем пирамиды. Объем конуса.
Знать: Возможность и целесообразность применения определенного интеграла для вычисления объемов тел. Формулу объема наклонной призмы. Формулу объема пирамиды у которой вершина проецируется в центр вписанной или описанной около основания окружности. Формулу объема усеченной пирамиды. Формулу объемов конуса и усеченного конуса.
Уметь: Находить объем наклонной призмы. Вывести формулу объема наклонной призмы с помощью интеграла, формулу объема пирамиды с использованием основной формулы объемов тел, формулу объема конуса с помощью определенного интеграла. Работать с чертежом и читать его. Находить объемы наклонной призмы, пирамиды, усеченной пирамиды, конуса и усеченного конуса. Применять формулы при решении задач.
Объем шара и площадь сферы (5ч)
Объем шара. Объем шарового сегмента, шарового слоя, сектора. Площадь сферы.
Знать: Формулу нахождения объема шара. Формулы для вычисления объемов частей шара. Формулу для вычисления площади поверхности шара. Применение формул при решении задач.
Уметь: Работать с чертежом и читать его. Выводить формулу для вычисления объема шара. Находить объем шарового сегмента., шарового слоя, сектора. Выводить формулу для вычисления площади поверхности шара. Применять формулы при решении задач.
4. Некоторые сведения из планиметрии. (15час)
Основная цель - продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
Уметь: Работать с чертежом и читать его. Выводить формулу. Применять формулы при решении задач. Углы и отрезки , связанные с окружностью. Решение треугольников. Теоремы Менелая и Чевы. строить Эллипс, гиперболу и параболу.
5. Повторение (10 час)
Основная цель – систематизировать знания, умения, навыки по изученным темам планиметрии и стереометрии на профильном уровне.
Учебно-тематический план
№п.п. | Название раздела | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Метод координат в пространстве. Движения | 15 | 1 |
2 | Цилиндр, конус, шар | 13 | 1 |
3 | Объемы тел | 14 | 2 |
4 | Некоторые сведения из планиметрии | 15 | 1 |
5 | Заключительное повторение | 10 | ─ |
6 | Итого: | 68 | 5 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
Наименование раздела | Количество часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне УУУ(учебных действий), осваиваемых в рамках темы |
2. Метод координат в пространстве. | 15ч | Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Центральная и осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос. | Изучают понятие декартовы координаты в пространстве, формулы координат вектора, связь между координатами векторов и координатами точек, формулы вычисления скалярного произведения векторов, вычисления угла между прямыми, плоскостями, понятия движения в пространстве: осевая, центральная и зеркальная симметрии; параллельный перенос, поворот, свойства движения. |
3.Цилиндр, конус, шар. | 13 ч | Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения. | Изучают понятие о телах вращения и поверхностях вращения, прямой круговой цилиндр, его элементы, осевые сечения, перпендикулярные оси; сечения, параллельные оси, прямой круговой конус, его элементы, осевые сечения конуса; сечения, перпендикулярные оси; сечения, проходящие через вершину, шар, сфера, сечение шара плоскостью, касательная плоскость к сфере, комбинация многогранников и тел вращения. Учатся выполнять рисунки с комбинацией круглых тел и многогранников; соотносить их с их описаниями, чертежами, аргументировать свои суждения об этом расположении, решать задачи на вычисление площадей поверхностей круглых тел, решать задачи, требующие распознавания различных тел вращения и их сечений, построения соответствующих чертежей. |
4. Объемы тел | 14 ч | Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей. | Изучают понятие об объеме, основные свойства объемов, формулы для вычисления объемов многогранников: прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды, формулы для вычисления объемов тел вращения: цилиндра, конуса, шара.уметь решать задачи вычислительного характера на непосредственное применение формул объемов многогранников и круглых тел, в том числе в ходе решения несложных практических задач. |
5. Некоторые сведения из планиметрии | 15 ч | Аксиомы стереометрии и их следствия Параллельность прямых, прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах Угол между прямой и плоскостью Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей Многогранники: параллелепипед призма, пирамида, площади их поверхностей. Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов. Цилиндр, конус, шар, площади их поверхностей. Объемы тел | Применяют изученный теоретический материал при решении различных планиметрических и стереометрических задач, решать задачи на комбинации тел |
Повторение курса геометрии 10-11 классов. | 10 час | Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных за курс изучения геометрии. | Применяют изученный теоретический материал при решении различных геометрических задач |
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Виды и формы контроля | Дата | ||||
План | Факт | ||||||
1 | Прямоугольная система координат в пространстве | Фронтальный, индивидуальный | 3.09 |
| |||
2 | Координаты вектора | Фронтальный, индивидуальный | 5.09 |
| |||
3 | Связь между координатами векторов и координатами точек | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 10.09 |
| |||
4 | Простейшие задачи в координатах | Фронтальный, индивидуальный | 12.09 |
| |||
5 | Простейшие задачи в координатах | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 17.09 |
| |||
6 | Угол между векторами | Фронтальный, индивидуальный | 19.09 |
| |||
7 | Скалярное произведение векторов | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 24.09 |
| |||
8 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | Фронтальный, индивидуальный | 26.09 |
| |||
9 | Уравнение плоскости | Фронтальный, индивидуальный | 01.10 |
| |||
10 | Центральная симметрия | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 3.10 |
| |||
11 | Осевая симметрия |
| 8.10 |
| |||
12 | Зеркальная симметрия | Фронтальный, индивидуальный | 10.10 |
| |||
13 | Параллельный перенос | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 15.10 |
| |||
14 | Урок обобщающего повторения по теме «Метод координат в пространстве» | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 17.10 |
| |||
15 | Контрольная работа №1 по теме «Метод координат в пространстве» | Индивидуальный | 22.10 |
| |||
16 | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. | Фронтальный, индивидуальный | 24.10 |
| |||
17 | Решение задач по теме «Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра» | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 05.11 |
| |||
18 | Понятие конуса | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 07.11 |
| |||
19 | Площадь поверхности конуса | Фронтальный, индивидуальный | 12.11 |
| |||
20 | Усеченный конус. Конус. Решение задач | Фронтальный, индивидуальный | 14.11 |
| |||
21 | Сфера и шар. Уравнение сферы. | Фронтальный, индивидуальный | 19.11 |
| |||
22 | Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 21.11 |
| |||
23 | Площадь сферы. Взаимное расположение сферы и прямой. | Фронтальный, индивидуальный | 26.11 |
| |||
24 | Сфера вписанная в цилиндрическую поверхность | Фронтальный, индивидуальный | 28.11 |
| |||
25 | Сфера вписанная в коническую поверхность | Фронтальный, индивидуальный | 3.12 |
| |||
26 | Сечения цилиндрической поверхности. Сечение конической поверхности | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 5.12 |
| |||
27 | Урок обобщающего повторения по теме «Цилиндр, конус и шар» | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 10.12 |
| |||
28 | Контрольная работа № 2 по теме «Цилиндр, конус и шар» | Индивидуальный | 12.12 |
| |||
29 | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда | Фронтальный, индивидуальный | 17.12 |
| |||
30 | Объем прямоугольного параллелепипеда | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 19.12 |
| |||
31 | Объем прямой призмы | Фронтальный, индивидуальный | 24.12 |
| |||
32 | Объем цилиндра | Фронтальный, индивидуальный | 26.12 |
| |||
33 | Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла | Фронтальный, индивидуальный | 14.01 |
| |||
34 | Объем наклонной призмы | Фронтальный, индивидуальный | 16.01 |
| |||
35 | Объем пирамиды | Фронтальный, индивидуальный | 21.01 |
| |||
36 | Решение задач по теме «Объем пирамиды» | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 23.01 |
| |||
37 | Объем конуса. Объем шара | Фронтальный, индивидуальный | 28.01 |
| |||
38 | Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора | Фронтальный, индивидуальный | 30.01 |
| |||
39 | Объем шара и его частей. Решение задач | Фронтальный, индивидуальный | 04.02 |
| |||
40 | Площадь сферы | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 06.02 |
| |||
41 | Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар | Фронтальный, индивидуальный | 11.02 |
| |||
42 | Контрольная работа № 3 по теме «Объемы тел» | Индивидуальный | 13.02 |
| |||
43 | Угол между касательной и прямой | Фронтальный, индивидуальный | 18.02 |
| |||
44 | Две теоремы об отрезках, связанных с окружностью | Фронтальный, индивидуальный | 20.02 |
| |||
45 | Углы с вершинами внутри и вне круга | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 25.02 |
| |||
46 | Вписанный четырехугольник | Фронтальный, индивидуальный | 27.02 |
| |||
47 | Описанный четырехугольник | Фронтальный, индивидуальный | 03.03 |
| |||
48 | Теорема о медиане | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 05.03 |
| |||
49 | Теорема о биссектрисе треугольника | Фронтальный, индивидуальный | 10.03 |
| |||
50 | Формулы площади треугольника | Фронтальный, индивидуальный | 12.03 |
| |||
51 | Формула Герона | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 17.03 |
| |||
52 | Задача Эйлера | Фронтальный, индивидуальный | 19.03 |
| |||
53 | Теорема Менелая | Фронтальный, индивидуальный | 31.03 |
| |||
54 | Теорема Чевы | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 02.04 |
| |||
55 | Эллипс | Фронтальный, индивидуальный | 07.04 |
| |||
56 | Гипербола | Фронтальный, индивидуальный | 09.04 |
| |||
57 | Парабола | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 14.04 |
| |||
58 | Повторение по теме: «Параллельность прямых и плоскостей» | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 16.04 |
| |||
59 | Повторение по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | Фронтальный, индивидуальный, с/р |
21.04 |
| |||
60 | Повторение по теме «Перпендикулярность и параллельность прямых и плоскостей» | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 23.04 |
| |||
61 | Повторение по теме «Декартовы координаты и векторы в пространстве» | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 28.04 |
| |||
62 | Повторение по теме «Декартовы координаты и векторы в пространстве» | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 30.04 |
| |||
63 | Повторение по теме «Площади и объемы многогранников» | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 07.05 |
| |||
64 | Повторение по теме «Площади и объемы тел вращения» | Фронтальный, индивидуальный, с/р | 12.05 |
| |||
65
| Решение Задач
| Фронтальный, индивидуальный, с/р | 14.05 |
| |||
66 | Контрольная работа №6(итоговая)
| Индивидуальный | 19.05 |
| |||
67 | Решение задач
| Индивидуальный | 21.05 |
| |||
Итого 67 часов |
Учебно-методический комплект
Список литературы
Геометрия, 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений \ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010.
Кодификатор элементов содержания по математике. Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников по математике. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ в 2017 году.
ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В \ под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
ЕГЭ: 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С "Закрытый сегмент" / И.Н. Сергеев, В.С. Панферов. - М. : Издательство "Экзамен", 2013.
Интернет-источники:
www.math.ru
www.allmath.ru
http://reshuege.ru/teacher
alexlarin.net
neznaika-vl.ru
www.ege.moipkro.ru
www.fipi.ru
ege.edu.ru
http://mathc.chat.ru - Математический калейдоскоп: случаи, фокусы, парадоксы. Математика и математики, математика в жизни. Случаи и биографии, курьезы и открытия;
http://zadachi.yain.net - «Задачи и их решения». Задачи и решения из разных дисциплин, в том числе по математике, программированию, теории вероятностей, логике;
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет геометрия
Класс 11 класс
Учитель Гладких Татьяна Владимировна
2019-2020 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание практической деятельности
(контрольно-измерительный материал)
Контрольная работа № 1
По тем е «Метод координат»
Вариант 1
1. Вычислите скалярное произведение векторов и
, если
2. Дан куб АBCDA1B1C1D1. Найдите угол между прямыми AD1 и ВМ, где М – середина ребра DD1.
3. При движении прямая а отображается на прямую а1, а плоскость α – на плоскость α1. Докажите, что если а║α, то а1║ α1.
Вариант 2
1. Вычислите скалярное произведение векторов и
, если
2. Дан куб АBCDA1B1C1D1. Найдите угол между прямыми AС и DС1.
3. При движении прямая а отображается на прямую а1, а плоскость α – на плоскость α1. Докажите, что если а┴α, то а1┴ α1.
Контрольная работа № 2
По теме «Цилиндр, конус, шар»
Вариант 1
1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, площадь основания цилиндра равна 16π см2. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
2. Высота конуса равна 6 см, угол при вершине осевого сечения равен 1200. Найдите: а) площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми равен 300 б) площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 2m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 45о к нему. Найдите длину линии пересечения сферы этой плоскостью.
Вариант 2
1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 4 см. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
2. Радиус основания конуса равен 6 см, а образующая наклонена к плоскости основания под углом 300. Найдите: а) площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми равен 600 б) площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 4m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 30о к нему. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью.
Контрольная работа № 3 по теме «Объёмы тел»
Вариант 1
1. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол 60о. Найдите отношение объёмов конуса и шара.
2. Объём цилиндра равен 96π см3, площадь его осевого сечения – 48 см2. Найдите площадь сферы, описанной около цилиндра.
Вариант 2
1. В конус, осевое сечение которого есть правильный треугольник, вписан шар. Найдите отношение площади сферы к площади боковой поверхности конуса.
2. Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого есть квадрат. Найдите отношение объёмов шара и цилиндра.
Наименование тем | Характеристика основных видов деятельности ученика 11 класса по геометрии |
Повторение | Повторить понятия: параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей, призмы, пирамиды; формулы вычисления площади поверхности изученных многогранников, вектор и его свойства; показать владение теоретическими и практическими знаниями по теме раздела "Повторение курса 10 класса", выполнив тест. |
Метод координат в пространстве |
|
Прямоугольная система координат в пространстве. | Определять составляющие прямоугольной системы координат в пространстве; строить точки по координатам и находить координаты точки. |
Координаты вектора. | Определять координаты вектора; решать задачи; осуществлять проверку выводов, положений, закономерностей, теорем; давать оценку информации, фактам, процессам; определять их актуальность. |
Связь между координатами векторов и координатами точек. | Устанавливать связь между координатами векторов и координатами точек; выделять и записывать главное; приводить примеры ; применять формулы для решения задач разной сложности. |
Простейшие задачи в координатах. | Рассуждать, обобщать, видеть несколько решений одной задачи; решать задачи, используя 3 простейшие задачи в координатах. |
Контрольная работа №1по теме "Метод координат в пространстве". | Применять знания о прямоугольной системе координат в пространстве, координатах вектора, связи между координатами векторов и координатами точек при решении простейших задач в координатах во время контрольной работы. |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | Распознавать угол между векторами в пространстве и вычислять его; находить скалярное произведение векторов; применять векторно-координатный метод к решению несложных задач. |
Вычисление углов между прямыми и плоскостями. | Применять формулу для вычисления углов между прямыми и плоскостями в пространстве к решению задач; рассуждать, обобщать, видеть несколько решений одной задачи; применять полученные знания о вычислении углов между прямыми и плоскостями при выполнении лабораторной работы. |
Решение задач по теме "Метод координат в пространстве" | Решать задачи разного уровня сложности на нахождение угла между векторами и скалярного произведения векторов; на вычисление углов между прямыми и плоскостями; на составление уравнения плоскости. |
Движения. Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос. | Распознавать разные виды движения в пространстве и определять их свойства; осуществлять преобразования симметрии в пространстве и решать задачи; отражать в письменной форме свои решения, аргументированно отвечать на вопросы собеседников; участвовать в диалоге; проводить сравнительный анализ; демонстрировать свои теоретические знания по теме "Метод координат в пространстве" в ходе выполнения зачётной работы. |
Контрольная работа №2по теме "Метод координат в пространстве" | Применять полученные знания об угле между векторами, скалярном произведении векторов, центральной, осевой и зеркальной симметриями, параллельном переносе; свободно вычислять угол между прямыми и плоскостями; решать сложные задачи на движение в ходе выполнения контрольной работы. |
Цилиндр, конус и шар |
|
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. | Распознавать среди круглых тел цилиндр; сопоставлять предмет и окружающий мир; применять формулы площади полной поверхности цилиндра к решению задач на вычисление и доказательство; выполнять и оформлять тестовые задания. |
Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. | Распознавать среди круглых тел конус и усечённый конус; сопоставлять предмет и окружающий мир; проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста; составлять конспект и участвовать в диалоге; применять формулы площади полной поверхности конуса и усечённого конуса к решению задач на вычисление и доказательство; выполнять и оформлять тестовые задания. |
Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. | Распознавать сферу и шар; видеть их отличие; определять взаимное расположение сферы и плоскости, сферы и прямой; плоскость, касательную к сфере; применять формулы для площади сферы и для уравнения сферы к решению задач; выполнять и оформлять тестовые задания. |
Решение задач по теме "Цилиндр, конус и шар". Промежуточный контроль знаний за I полугодие в формате ЕГЭ | Решать задачи на цилиндр, конус, шар и сферу с применением изученных формул; изображать сечения тел вращения; вписывать сферу в куб, цилиндрическую и коническую поверхности; применять свои теоретические знания по теме "Цилиндр, конус и шар" в ходе написания зачёта; обобщать и систематизировать полученные знания за I полугодие по пройденным темам при написании теста в формате ЕГЭ. |
Контрольная работа №3по теме "Цилиндр, конус и шар". | Применять полученные знания о цилиндре, конусе, шаре и сфере и свободно пользоваться формулами площади поверхности цилиндра, конуса, усечённого конуса, сферы при решении сложных задач в ходе выполнения контрольной работы. |
Объемы тел |
|
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. | Понимать, что такое объём; применять формулы для нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда при решении различных задач на вычисление и доказательство. |
Объем прямой призмы. Объем цилиндра. | Применять формулы для вычисления объёма прямой призмы и прямой призмы с прямоугольным треугольником в основании, объёма цилиндра при решении задач; работать по заданному алгоритму; аргументировать ответ или ошибку. |
Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла. Объем наклонной призмы. Объем пирамиды. Объем конуса. | Находить объём тел с использованием определённого интеграла в несложных случаях; добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа; применять формулы для вычисления объёмов наклонной призмы, пирамиды и конуса при решении задач; излагать полученные теоретические знания при написании математического диктанта; применять полученные знания по нахождению объёмов вышеуказанных тел при выполнении самостоятельной работы. |
Контрольная работа №4по теме "Объём призмы, пирамиды, цилиндра и конуса". | Применять полученные знания по нахождению объёмов прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, наклонной призмы, пирамиды и конуса; объёмов тел с помощью определённого интеграла и свободно пользоваться понятием "объём пространственной фигуры" при решении сложных задач при выполнении контрольной работы. |
Объем шара. Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. | Применять формулы для вычисления объёма шара, шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора при решении задач; работать по заданному алгоритму; аргументировать ответ или ошибку; излагать полученные теоретические знания при написании математического диктанта и зачёта; применять полученные знания по нахождению объёмов вышеуказанных тел при выполнении самостоятельной работы. |
Контрольная работа №5 по теме "Объём шара, шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора". | Применять полученные знания по нахождению объёмов шара, шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора; свободно пользоваться понятием "объём пространственной фигуры" при решении сложных задач при выполнении контрольной работы. |
Повторение |
|
Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых, прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей. | Решать задачи с использованием понятий: параллельные прямые в пространстве, параллельные прямая и плоскость, параллельные плоскости на нахождение углов, длин сторон, площадей поверхностей многогранников. |
Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. | Решать задачи с использованием понятий: пересекающиеся и скрещивающиеся прямые, угол между прямыми в пространстве, перпендикулярность прямых, перпендикулярность прямой и плоскости, перпендикуляр и наклонная, а также задачи на применение теоремы о трёх перпендикулярах и ей обратной. |
Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | Решать задачи с использованием понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла. перпендикулярные плоскости на применение этих понятий и на применение признака перпендикулярности двух плоскостей. |
Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей. | Решать разнообразные задачи на многогранники, на построение их сечений и нахождение неизвестных элементов; геометрические задачи ЕГЭ с кратким и развёрнутым ответом; проводить самооценку собственных действий; уметь предвидеть возможные последствия своих действий; проверять выводы, положения, закономерности. |
Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов. | Решать простейшие задачи курса геометрии на векторы в пространстве; геометрические задачи ЕГЭ с кратким и развёрнутым ответом; проводить самооценку собственных действий; уметь предвидеть возможные последствия своих действий; проверять выводы, положения, закономерности. |
Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей | Решать простейшие геометрические задачи на тела вращения и на нахождение площади их поверхности; геометрические задачи ЕГЭ с кратким и развёрнутым ответом; проводить самооценку собственных действий; уметь предвидеть возможные последствия своих действий; проверять выводы, положения, закономерности. |
Объемы тел | Решать простейшие геометрические задачи на нахождение объёмов многогранников и тел вращения; геометрические задачи ЕГЭ с кратким и развёрнутым ответом; проводить самооценку собственных действий; уметь предвидеть возможные последствия своих действий; проверять выводы, положения, закономерности. |
Промежуточный контроль знаний за год - итоговая контрольная работа в виде теста в формате ЕГЭ | Расширять и обобщать знания по темам "Метод координат в пространстве", "Тела вращения", "Объёмы тел"; самостоятельно выбирать рациональный способ решения задач повышенной сложности по всему курсу геометрии. |