СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 11 класса

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  по геометрии  для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 11 класса»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Рабочая программа по геометрии в 11 классе рассчитана на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю, согласно Рабочему учебному плану МОО «ОШ №11 г.Енакиево».

Геометрия – одна из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

Изучение курса стереометрии базируется на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность – непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур.

Важную роль при изучении стереометрии отводится задачам, поэтому в планировании отводится достаточное время для их решения на уроках по закреплению теоретического материала и его практического применения.

Основные цели курса:

  • осознание математики как единой интегрированной науки, одной из составных частей которой является геометрия;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения обучения в высшей школе;

  • воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики и геометрии в т.ч., эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Основные задачи курса:

1) продолжение содержательной линии «Геометрия»; обеспечение преемственности курсов планиметрии и стереометрии;

2) изучение свойств пространственных фигур; формирование умений применять полученные знания для решения практических задач;

3) создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

4) формирование понимания геометрии, несмотря на оперирование ею идеализированными образами реальных объектов, как важнейшей практико- ориентированной науки, знания которой необходимы во многих смежных дисциплинах и на стыке наук.

5) расширение возможностей для более эффективной и дифференцированной подготовки выпускников к итоговой аттестации и освоению программ высшего образования.






Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, соответствующие требованиям образовательного стандарта

среднего общего образования.

Личностные результаты:

1) воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

4) осознанный выбор будущей профессиональной деятельности на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

5) умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

6) умение управлять своей познавательной деятельностью;

7) умение взаимодействовать с одноклассниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение самостоятельно принимать решения, проводить анализ своей деятельности, применять различные методы познания;

4) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

5) формирование понятийного аппарата, умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

6) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) формирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;

8) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

9) умение самостоятельно осуществлять поиск в различных источниках, отбор, анализ,

систематизацию и классификацию информации, необходимой для решения математических проблем, представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;

2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

3) умение описывать явления реального мира на математическом языке; представление о математических понятиях и математических моделях как о важнейшем инструментарии, позволяющем описывать и изучать разные процессы и явления;

4) представление об основных понятиях, идеях и методах геометрии;

5) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

6) практически значимые математические умения и навыки, способность их применения к решению математических и нематематических задач.

7) владение навыками использования компьютерных программ при решении математических задач.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Векторы в пространстве

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.

Основная цель – закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и

рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трём данным некомпланарным векторам.

Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для

векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

Метод координат в пространстве. Движения

Координаты точки. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движения. Основная цель – сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний

между двумя точками, от точки до плоскости.

Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.

В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подобия.

Цилиндр, конус, шар

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Площадь поверхности усеченного конуса. Сфера и

шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь поверхности шара и его частей.

Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре.

Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности описанные и вписанные призмы и пирамиды.

Объемы тел

Объём прямоугольного параллелепипеда. Объёмы прямой призмы и цилиндра. Объёмы наклонной призмы, пирамиды и конусов. Объём шара. Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

Основная цель – ввести понятие объёма тела и вывести формулы для вычисления объёмов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.

Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры.

Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов

других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объема шара используется для вывода формулы площади сферы.


Требования к уровню подготовки  по геометрии

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  - значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  - значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии; универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.

уметь

  - распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  - описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

 - анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  - изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;

  - строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  - решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);

  - использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  - проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с Рабочим учебным планом среднего общего образования на изучение геометрии в 10 классе предусмотрено 2 часа в неделю.

Данная программа реализуется по учебнику «Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни». Л.С Атанасян., В.Ф Бутузов., С.Б Кадомцев. и др.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ

п/п

Название темы

Кол-во часов на изучение темы

1

Обобщение и систематизация знаний

8

2

Векторы в пространстве

10

3

Метод координат в пространстве. Движения

14

4

Цилиндр. Конус. Шар.

12

5

Объемы тел

15

6

Итоговое обобщение и систематизация учебного материала

7

7

Всего

66



ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛНЫХ РАБОТ

п/п

Тема контрольной работы

Дата проведения

Примечание

1

Контрольная работа №1 (диагностическая)



2

Контрольная работа №2 по теме «Векторы в пространстве»



3

Контрольная работа №3 по теме «Метод координат. Движения »



4

Контрольная работа №4 по теме «Цилиндр. Конус. Шар»



5

Контрольная работа №5 по теме «Объемы тел»



6

Контрольная работа №6 (годовая)























Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примечания

Характеристика учебной деятельности


І семестр – 32 часа

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 8 Ч


Тема 1. Обобщение и систематизация знаний

8



Знать определения и признаки параллельности прямых, прямых и плоскостей, плоскостей в пространстве. Знать определения, признаки перпендикулярности прямых, прямой и плоскости, плоскостей в пространстве. Знать определения перпендикуляра, наклонной и проекции. Уметь определять проекцию данной наклонной. Знать и уметь применять теорему о трех перпендикулярах. Уметь строить линейный угол данного двугранного. Строить многогранники, определять их элементы, проводить простейшие сечения. Уметь применять изученные признаки, свойства, следствия при решении задач.

1

Параллельность прямых, прямой и плоскости, плоскостей.

1



2

Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости.

1



3

Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости.

1



4

Перпендикулярность плоскостей.

1



5

Измерение углов и расстояний в пространстве

1



6

Многогранники

1



7

Контрольная работа №1 (диагностическая)

1



8

Анализ контрольной работы.




ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ 10 Ч


Тема 2. Векторы в пространстве

10




9

Понятие вектора в пространстве

1



Знакомятся с

понятиями, строят и

обозначают векторы;

рассматривают

правила треугольника

и параллелограмма;

выполняют операции

над векторами;

знакомятся с

понятием, читают

чертежи, доказывают

признак

компланарности;

изучают правило,

выполняют

построения;

применяют правило

для решения задач.

Знакомятся с понятиями, строят и обозначают векторы; рассматривают

правила треугольника и параллелограмма; выполняют операции над векторами; знакомятся с

понятием, читают чертежи, доказывают признак компланарности;

изучают правило, выполняют построения; применяют правило для решения задач.


10

Равенство векторов.

1



11

Сложение и вычитание векторов.

1



12

Сложение и вычитание векторов.

1



13

Умножение вектора на число

1



14

Умножение вектора на число

1



15

Компланарные векторы

1



16

Компланарные векторы

1



17

Контрольная работа №2 по теме: «Векторы в пространстве»

1



18

Анализ контрольной работы.

1



МЕТОД КООРДИНАТ. ДВИЖЕНИЯ 14 Ч


Тема 3. Метод координат. Движения

14



строят точку по заданным

координатам, находят координаты точки, изображенной в заданной системе координат; выполняют действия над векторами с заданными координатами; раскладывают

вектор по базису; находят координаты вектора по координатам его начала и конца; применяют формулы координат середины отрезка,

длины вектора через его координаты и расстояния между двумя точками при решении стереометрических

применять скалярное произведение при решении задач; демонстрируют знания формул скалярного произведения, косинуса угла

между данными векторами, косинуса угла между прямыми, между прямой и

плоскостью, вычисляют углы

между прямыми, между прямой и плоскостью. демонстрируют знания понятий о движении в пространстве, основных видов

движений

19

Прямоугольная система координат в пространстве.

1



20

Координаты вектора.

1



21

Простейшие задачи в координатах.

1



22

Простейшие задачи в координатах.

1



23

Простейшие задачи в координатах.

1



24

Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.

1



25

Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.

1



26

Вычисление углов между прямыми и плоскостями.

1



27

Вычисление углов между прямыми и плоскостями.

1



28

Движения.

1



29

Движения.

1



30

Движения.

1



31

Контрольная работа №3 «Метод координат. Движения»

1



32

Анализ контрольной работы.

1





1




II семестр – 34 ч


ЦИЛИНДР. ШАР. КОНУС. 12 Ч


Тема 4. Цилиндр. Шар. Конус

12



Демонстрирует знание определений цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара, сферы и их элементов. Уметь строить данные фигуры и их сечения. Знать формулы площадей поверхностей тел вращения, уметь вычислять поверхности тел вращения. Знать и уметь записывать уравнение сферы. Знать случаи взаимного расположения сферы и плоскости. Иметь представление о шаре, вписанном в многогранник, описанном около многогранника.

33

Цилиндр.

1



34

Площадь поверхности цилиндра.

1



35

Площадь поверхности цилиндра.

1



36

Конус.

1



37

Площадь поверхности конуса.

1



38

Площадь поверхности конуса.

1



39

Усеченный конус.

1



40

Сфера и шар.

1



41

Уравнение и площадь сферы.

1



42

Взаимное расположение сферы и плоскости.

1



43

Контрольная работа № 4 по теме: «Цилиндр. Конус. Шар»

1



44

Анализ контрольной работы.

1



ОБЪЁМЫ ТЕЛ 15 Ч


Тема 5. Объёмы тел

15




45

Объём прямоугольного параллелепипеда.

1



Знать формулы вычисления объёмов многогранников и тел вращения. Уметь вычислять объемы многогранников и тел вращения. Использовать полученные знания при решении задач.

Знает понятия шарового сегмента, слоя, сектора,

формулы объема частей шара.


46

Объём прямоугольного параллелепипеда.

1



47

Объём прямой и наклонной призмы.

1



48

Объём прямой и наклонной призмы.

1



49

Объём цилиндра

1



50

Объём цилиндра

1



51

Объём пирамиды.

1



52

Объём пирамиды.

1



53

Объём конуса.

1



54

Объём конуса.

1



55

Объём шара и его частей.

1



56

Объём шара и его частей.

1



57

Объём шара и его частей.

1



58

Контрольная работа №5 по теме: «Цилиндр. Конус. Шар».

1



59

Анализ контрольной работы.

1



ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 7Ч


Тема 7. Итоговое обобщение и систематизация учебного материала

7



Использует полученные знания, умения и навыки при решении задач.

60

Основные понятия стереометрии. Параллельность прямых, прямой и плоскости, плоскостей

1



61

Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости, плоскостей

1



62

Измерение углов и расстояний в пространстве. Координаты и векторы в

пространстве

1



63

Многогранники. Тела вращения.

Объемы и площади поверхностей тел.

1



64

Контрольная работа №6 (годовая)

1



65

Анализ контрольной работы.

1



66

Урок-обобщение.

1













































КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Критерии оценивания устных ответов

Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:

1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;

5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.

Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:

1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание

ответа;

2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «3», если:

1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;

2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.

Ответ оценивается отметкой «2», если:

1) не раскрыто содержание учебного материала;

2) обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценивание письменных работ

Оценка письменных контрольных работ учащихся.

Отметка «5» ставится, если:

1) работа выполнена полностью;

2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

2) допущена одна - две ошибки или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущены более двух ошибок или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений

теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их

измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • потеря корня или сохранение постороннего корня при решении уравнения;

  • отбрасывание без объяснений одного из корней;

  • равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой

охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из

этих признаков второстепенными;

  • неточность графика;

  • недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных

основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.