Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
«Рассмотрена» | «Принята» | «Утверждена» |
протокол № 1 | педагогическим советом | приказом от «31» августа 2020 г. |
от « 17 » августа 2020г. | | № 42 |
Руководитель ШМО | Протокол № 1 | Директор |
_____________ /И.А.Сауткина/ | от «31» августа 2020г. | ___________/Н.В. Силина / |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по геометрии
для 7 класса А, Б
Составитель:
Агеева Л.В.
учитель математики
первой квалификационной категории
«Согласована»
Заместитель директора
___________ / Н.В. Морковкина/
«31» августа 2020г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «геометрия», 7 класс, составлена для учащихся 7 А,Б классов на 2020-2021 учебный год на основании
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.).
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год
Для реализации рабочей программы используется учебник:
Геометрия 7-9классы: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина, 5-е изд.,-М.: Просвещение, 2015
На изучение данного предмета отводится (количество часов) – 70 часов.
Форма промежуточной аттестации – контрольная работа.
Основная цель изучения предмета « геометрия»: формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства, решение практических задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ»
на 2020-2021 уч. год
В процессе изучения предмета геометрии учащиеся получат возможность развить логическое и математическое мышление, получат представление о математических моделях; овладеют математическими рассуждениями; научатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладеют умениями решения учебных задач; разовьют математическую интуицию; получат представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Личностные результаты
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные результаты
«Геометрические фигуры»
Ученик научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
«Измерение геометрических величин»
Ученик научится:
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов треугольника и их углы;
вычислять периметры треугольников;
решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников и признаков параллельности прямых;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
вычисления градусных мер углов треугольника и периметров треугольников;
приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении задач на вычисление.
«Наглядная геометрия»
Ученик научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
распознавать виды углов, виды треугольников;
определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.);
Содержание учебного предмета
Начальные геометрические сведения Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Треугольники Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Соотношения между сторонами и углами треугольника Сумма углов треугольника.
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Повторение. Решение задач
Учебно – тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов | |
Контрольные работы |
1 | Начальные геометрические сведения | 11 | 1+ 1 стартовая диагностика |
2 | Треугольники | 16 | 1 |
3 | Параллельные прямые | 13 | 1 |
4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 18 | 2 |
5. | Повторение | 12 | Промежуточная аттестация |
Всего | 70 | 7 |
. | |
Календарно – тематическое планирование учебного материала по геометрии
в 7А, Б классах на 2020-2021 учебный год
№ | Тема урока | Дата проведения |
7А | 7Б |
| Начальные геометрические сведения (11 часов) | пл | факт | пл | факт |
| Прямая и отрезок | 01.09 | | | |
| Луч и угол | 04.09 | | | |
| Стартовая диагностика. Сравнение отрезков и углов | 08.09 | | | |
| Измерение отрезков | 11.09 | | | |
| Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 15.09 | | | |
| Измерение углов | 18.09 | | | |
| Смежные и вертикальные углы | 22.09 | | | |
| Решение задач | 25.09 | | | |
| Перпендикулярные прямые | 29.09 | | | |
| Подготовка к контрольной работе | 02.10 | | | |
| Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» | 06.10 | | | |
| Треугольники (16 часов) | | | | |
| Треугольники. Первый признак равенства треугольников. | 09.10 | | | |
| Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 13.10 | | | |
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 16.10 | | | |
| Равнобедренный треугольник, его свойства | 20.10 | | | |
| Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 23.10 | | 16 уроков | |
| Второй признак равенства треугольников | 03.11 | | | |
| Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | 06.11 | | | |
| Третий признак равенства треугольников | 10.11 | | | |
| Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников | 13.11 | | | |
| Окружность | 17.11 | | | |
| Примеры задач на построение | 20.11 | | | |
| Решение задач на построение | 24.11 | | | |
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 27.11 | | | |
| Решение простейших задач | 01.12 | | | |
| Подготовка к контрольной работе | 04.12 | | | |
| Контрольная работа №2 по теме «Треугольники. Признаки равенства треугольников» | 08.12 | | | |
| Параллельные прямые (13 часов) | | | | |
| Признаки параллельности прямых | 11.12 | | | |
| Признаки параллельности прямых | 15.12 | | | |
| Практические способы построения параллельных прямых | 18.12 | | | |
| Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 22.12 | | | |
| Аксиома параллельных прямых | 25.12 | | 16 ур | |
| Свойства параллельных прямых | 12.01 | | | |
| Свойства параллельных прямых | 15.01 | | | |
| Свойства параллельных прямых | 19.01 | | | |
| Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 22.01 | | | |
| Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 26.01 | | | |
| Подготовка к контрольной работе | 29.01 | | | |
| Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» | 02.02 | | | |
| Анализ контрольной работы | 05.02 | | | |
| Соотношение между сторонами и углами треугольника (18 часов) | | | | |
| Сумма углов треугольника | 09.02 | | | |
| Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» | 12.02 | | | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 16.02 | | | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 19.02 | | | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 26.02 | | | |
| Неравенство треугольника | 02.03 | | | |
| Подготовка к контрольной работе | 05.03 | | | |
| Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 09.03 | | | |
| Анализ контрольной работы | 12.03 | | | |
| Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 16.03 | | | |
| Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников | 19.03 | | 19 ур | |
| Признаки равенства прямоугольных треугольников | 30.03 | | | |
| Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | 02.04 | | | |
| Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 06.04 | | | |
| Построение треугольника по трём элементам | 09.04 | | | |
| Подготовка к контрольной работе | 13.04 | | | |
| Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трём элементам» | 16.04 | | | |
| Анализ контрольной работы | 20.04 | | | |
| Повторение (12 часов) | | | | |
| Углы. Решение задач | 23.04 | | | |
| Треугольники. Решение задач. | 27.04 | | | |
| Треугольники. Решение задач. | 30.04 | | | |
| Параллельные прямые. Решение задач. | 04.05 | | | |
| Параллельные прямые. Решение задач. | 07.05 | | | |
| Соотношение между углами и сторонами треугольника. | 11.05 | | | |
| Промежуточная аттестация (контрольная работа) | 14.05 | | | |
| Анализ контрольной работы | 18.05 | | | |
| Повторение. Решение задач. | 21.05 | | | |
| Повторение. Решение задач. | 25.05 | | | |
| Повторение. Решение задач. | 28.05 | | | |
| Заключительный урок |
Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ «Кардымовская СШ» количество запланированных уроков составляет – 69 , объединены уроки №69 и 70, так как 1 урок выпадает на праздничный день –23.02).