СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 7 класса

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 7 класса»


«Рассмотрено»


Руководитель МО МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ»


_______/Титова Л.П./


Протокол №____от


«_____» августа 2019 г.

«Согласовано»


Заместитель директора по УВР МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ»


_________/Волкова И.Л./


«_____» августа 2019 г.

«Утверждаю»


Директор МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ»


________/Забирова Д.М./


Приказ № ____ от

«____» августа 2019 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии для 7 класса

Титовой Лилии Павловны,

учителя математики и информатики

1 квалификационной категории

МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ» НМР РТ










Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«____» августа 2019 г.











2019 - 2020 учебный год

с. Верхняя Уратьма


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Реализации программы способствует достижению следующих результатов:

- в сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы следующие качества:

- ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,

отличать гипотезу от факта;

  • контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

- в сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют следующими типами учебных действий:

  • самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • в сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научаться:

  • осознанно владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • сформируют и разовьют учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • овладеют первоначальными представлениями об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  • видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные

стратегии решения задач;

  • в сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научаться:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

  • умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

слушать партнера;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметными результатами изучения учебного предмета являются следующие умения:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  • представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • измерять длины отрезков, величины углов;

  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические фор­мулы;

  • решения практических задач, связанных с нахождением гео­метрических величин (используя при необходимости справоч­ники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, уголь­ник, циркуль, транспортир).

Обучающийся научится:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;

  • использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длин отрезков и градусной меры угла;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

  • обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке;

  • объяснить, что такое луч, изображать и обозначать лучи, формулировать определение угла, распознавать стороны и вершины угла, обозначать неразвёрнутые и развёрнутые углы, показывать на рисунке внутреннюю область неразвёрнутого угла, проводить луч, разделяющий его на два угла;

  • определять равенство геометрических фигур, сравнивать отрезки и углы, записывать результаты сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;

  • различать смежные и вертикальные углы; применять свойства смежных и вертикальных углов; строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы;

  • объяснить, какая фигура называется треугольником и называть его элементы; находить периметр треугольника, распознавать равные треугольники, используя формулировки и доказательства признаков равенства треугольников;

  • формулировать определения и строить перпендикуляр, проведённый из точки к данной прямой, медиану, биссектрису, высоту треугольника; распознавать равнобедренные и равносторонние треугольник; теоремы о перпендикуляре к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника;

  • формулировать определение окружности, объяснить, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; угла, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярную к данной прямой; середины данного отрезка;

  • формулировать определение параллельных прямых, называть углы, образующиеся при пересечении двух прямых секущей, формулировать признаки параллельности прямых; понимать, какие отрезки и лучи являются параллельными; показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;

  • формулировать аксиому параллельных прямых и следствия из неё; доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач;

  • доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия; определять какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным;

  • доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;

  • доказывать свойства прямоугольных треугольников, знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников и доказывать их, применять свойства и признаки при решении задач;

  • формулировать определение наклонной, перпендикуляра, проведённых из данной точки к данной прямой;

  • строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам.

Обучающийся получит возможность:

  • применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач;

  • использовать метод от противного для решения задач на доказательство;

  • решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки: проводить анализ, построение, доказательство, исследование;

  • исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.





Содержание


Геометрические фигуры

Фигуры в геометрии и в окружающем мире

Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».

Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и её свойства, виды углов, многоугольники, круг.

Многоугольники

Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.

Отношения

Равенство фигур

Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.

Параллельность прямых

Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида.

Перпендикулярные прямые

Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности.

Измерения и вычисления

Величины

Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла.

Измерения и вычисления

Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей.

Расстояния

Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.

Геометрические построения

Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.

Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному,

Построение треугольников по трём сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.

Деление отрезка в данном отношении.

Элементы логики

Определение. Утверждения. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.

История математики

От земледелия к геометрии. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.

Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.


Календарно-тематическое планирование


Геометрия 7 класс, 2 ч в неделю, всего 70 ч.


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Начальные геометрические сведения

11



1

От землемерия к геометрии. Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура. Точка, линия, прямая, плоскость, отрезок, ломанная.

1



2

Луч, угол, виды углов. Прямой угол. Геометрия и искусство.

1



3

Понятие величины. Длина. Сравнение отрезков и углов

1



4

Измерение длины. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины

1



5

Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника. Инструменты для измерения и построения; длин (расстояний), площадей.

1



6

Виды углов. Величина угла. Градусная мера угла. Инструменты для измерения и построения; измерение и вычисление углов.

1



7

Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла и ее свойства.

1



8

Перпендикулярные и пересекающиеся прямые.

1



9

Перпендикулярные прямые. Изображение геометрических фигур.

1



10

Контрольная работа №1 по теме " Начальные геометрические сведения "

1



11

Работа над ошибками

1



2

Треугольники

18



12

Многоугольники. Треугольники. Виды треугольников

1



13

Первый признак равенства треугольников

1



14

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

1



15

Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника

1



16

Равнобедренный треугольник, его свойства Равносторонний треугольник.

1



17

Признаки равнобедренного треугольника

1



18

Второй признак равенства треугольников

1



19

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

1



20

Третий признак равенства треугольников

1



21

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1



22

Окружность и круг. Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник.

1



23

Примеры задач на построение. Деление отрезка пополам. Деление отрезка в данном отношении. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение угла равного данному.

1



24

Решение задач на построение. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой.

1



25

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

1



26

Признаки равенства треугольников.

1



27

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1



28

Контрольная работа №2 по теме " Треугольники "

1



29

Работа над ошибками

1



3

Параллельные прямые

13



30

Взаимное расположение прямых. Параллельные и перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых.

1



31

Признаки параллельных прямых.

1



32

Практические способы построения параллельных прямых.

1



33

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых».

1



34

Аксиома параллельности Евклида. «Начала «Евклида», Л.Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.

1



35

Свойства параллельных прямых

1



36

Применение свойств параллельных прямых в задачах

1



37

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1



38

Задачи на параллельные прямые

1



39

Свойства и признаки перпендикулярности

1



40

Подготовка к контрольной работе

1



41

Контрольная работа №3 по теме " Параллельные прямые "

1



42

Работа над ошибками

1



4

Соотношение между сторонами и углами треугольника

20



43

Сумма углов треугольника.

1



44

Решение задач по сумме углов треугольника. Внешние углы треугольника.

1



45

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1



46

Решение задач на соотношения между сторонами и углами треугольника.

1



47

Неравенство треугольника.

1



48

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1



49

Контрольная работа №4 по теме " Соотношения между сторонами и углами треугольника. "

1



50

Работа над ошибками

1



51

Прямоугольные, остроугольный, тупоугольный треугольники. и некоторые его свойства.

1



52

Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника

1



53

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

1



54

Решение задач на прямоугольные треугольники.

1



55

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.

1



56

Построение треугольника по трем сторонам.

1



57

Построение треугольника по двум сторонам углу между ними, стороне и двум углам, прилежащим к ней углам.

1



58

Практические задания на построение треугольника по трем элементам. Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.

1



59

Решение задач на построение. Геометрическое место точек, серединный перпендикуляр. Расстояние между фигурами.

1



60

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1



61

Контрольная работа №5 по теме " Прямоугольные треугольники. "

1



62

Работа над ошибками

1



5

Итоговое повторение.

8



63

Повторение. Начальные геометрические сведения. Фалес, Архимед.

1



64

Повторение. Признаки. равенства треугольников.

1



65

Повторение. Параллельные прямые.

1



66

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1



67

Повторение. Прямоугольные треугольники.

1



68

Повторение. Окружность.

1



69

Задачи на построение. Построение правильных многоугольников. Платон и Аристотель. Геометрические закономерности окружающего мира.

1



70

Итоговый урок. Обобщение.

1




7