Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
346400, г. Новочеркасск , ул. Александровская, 112-а
Рассмотрена на заседании МО учителей естественно-математического цикла Руководитель МО О.А. Малышева_______________ от ___31.08.___2021_ протокол №__1_ | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 2 _____________ О.С.Цветкова от _31.08____________ 2021_ приказ № __184__ |
| | |
СОГЛАСОВАНО Председатель МС ___________Т.И. Галкина от _31.08.__________2021_ протокол № _1__ | | Принято на заседании педагогического совета от ___31.08.________ 2021_ протокол № _1__ |
Рабочая программа
по предмету «Геометрия»_______________
в 8 классе
на 2021/2022 учебный год
Разработал учитель __Беднарчик С.Н.__________________
_______________________________
(фамилия, инициалы)
_______________________
(квалификационная категория)
2021
Пояснительная записка
1. Нормативная правовая база реализации рабочей программы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016). Редакция от 19.02.2018 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018);
Федеральный закон от 01.12.2007 №309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской федерации»(в редакции Федерального закона №185-ФЗ);
Федеральный закон от 03.08.2018 №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» ( в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017. от 11.12.2020 г. № 712) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
Приказ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»;
Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее- СП 2.4.3648-20);
Постановление главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПиН 1.2.3685-21);
Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации - имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766);
Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведении их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);
Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Устав МБОУ СОШ № 2 (новая редакция), утвержден Управлением образования Администрации города Новочеркасска от 10.09.2015 г.;
Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС СОО);
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся МБОУСОШ № 2»;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУСОШ №2 в условиях дистанционного обучения при нестабильной эпидемиологической ситуации»;
Положение о рабочих программах по предметам и рабочих программ по внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 2.
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» разработана для обучающихся 8 классов с учетом:
Рабочей программы по Геометрии для учащихся 8 класса, составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ,
Примерной авторской программы по геометрии в 7–9 классах (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2019.)
На изучение «Геометрии» в 8 классе согласно Учебному плану МБОУ СОШ № 2 на 2021-2022 учебный год отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год в соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию программы по «Геометрии» в 8 классе в 2021-2022 учебном году запланировано 65 часов (календарное тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Программа будет выполнена за счет уплотнения материала раздела «Повторение».
II. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональны предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность компонентов целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
Межпредметные понятия
• овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;
• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты
В результате изучения курса геометрии 8-го класса учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
III. Содержание программы учебного предмета «Геометрия. 8 класс» с указанием форм организации занятий.
Вводное повторение
Четырехугольники Основная цель – изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Площадь Основная цель – расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.
Подобные треугольники Основная цель – ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Окружность Основная цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
Повторение. Решение задач.
Формы организации учебного процесса: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, дистанционная.
IV. Тематическое планирование по предмету «Геометрия» в 8 классе
№ | Название темы | Кол-во часов по рабочей программе |
1 | Вводное повторение | 2 |
2 | Четырехугольники | 12 |
3 | Площади фигур | 15 |
4 | Подобные треугольники | 19 |
5 | Окружность | 18 |
ИТОГО | 65 |
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема (количество уроков) | Кол-во Часов | Дата проведения | Формы и виды контроля |
план | Факт |
1 | Повторение изученного в 7 классе | 1 | 03.09.21 | | Устный опрос |
2 | Повторение изученного в 7 классе | 1 | 07.09.21 | | Текущий контроль |
Четырехугольники(12ч) |
3 | Многоугольники | 1 | 10.09.21 | | Текущий контроль |
4 | Многоугольники | 1 | 14.09.21 | | Текущий контроль |
5 | Параллелограмм и его свойства | 1 | 17.09.21 | | Текущий контроль |
6 | Признаки параллелограмма | 1 | 21.09.21 | | Фронтальный опрос |
7 | Трапеция | 1 | 24.09.21 | | Фронтальный опрос |
8 | Решение задач. Виды трапеции | 1 | 28.09.21 | | Фронтальный опрос |
9 | Параллелограмм и трапеция | 1 | 01.09.21 | | Фронтальный опрос |
10 | Решение задач. Параллелограмм и трапеция | 1 | 05.10.21 | | Текущий контроль |
11 | Прямоугольник | 1 | 08.10.21 | | Текущий контроль |
12 | Ромб и квадрат | 1 | 12.10.21 | | Текущий контроль |
13 | Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники» | 1 | 15.10.21 | | Контрольная работа |
14 | Осевая и центральная симметрия | 1 | 19.10.21 | | Текущий контроль |
Площади фигур(15ч) |
15 | Площадь многоугольника | 1 | 22.10.21 | | Фронтальный опрос |
16 | Площадь многоугольника | 1 | 26.10.21 | | Фронтальный опрос |
17 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | 29.10.21 | | Фронтальный опрос |
18 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | 12.11.21 | | Самостоятельная работа |
19 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | 16.11.21 | | Текущий контроль |
20 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | 19.11.21 | | Текущий контроль |
21 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | 23.11.21 | | Текущий контроль |
22 | Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции | 1 | 26.11.21 | | Самостоятельная работа |
23 | Теорема Пифагора | 1 | 30.11.21 | | Текущий контроль |
24 | Теорема Пифагора | 1 | 03.12.21 | | Самостоятельная работа |
25 | Теорема Пифагора | 1 | 07.12.21 | | Текущий контроль |
26 | Решение задач. Теорема Пифагора | 1 | 10.12.21 | | Текущий контроль |
27 | Решение задач. Теорема Пифагора | 1 | 14.12.21 | | Текущий контроль |
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Теорема Пифагора» | 1 | 17.12.21 | | Текущий контроль |
29 | Контрольная работа № 2 по теме «Теорема Пифагора» | 1 | 21.12.21 | | Контрольная работа |
Подобные треугольники(19ч) |
30 | Определение подобных треугольников | 1 | 24.12.21 | | Текущий контроль |
31 | Определение подобных треугольников | 1 | 28.12.21 | | Текущий контроль |
32 | Признаки подобия треугольников | 1 | 11.01.22 | | Фронтальный опрос |
33 | Признаки подобия треугольников | 1 | 14.01.22 | | Текущий контроль |
34 | Признаки подобия треугольников | 1 | 18.01.22 | | Устный опрос |
35 | Признаки подобия треугольников | 1 | 21.01.22 | | Текущий контроль |
36 | Признаки подобия треугольников | 1 | 25.01.22 | | Текущий контроль |
37 | Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | 28.01.22 | | Письменный опрос. |
38 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | 01.02.22 | | Текущий контроль |
39 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | 04.01.22 | | Текущий контроль |
40 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | 08.02.22 | | Самостоятельная работа |
41 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | 11.02.22 | | Текущий контроль |
42 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | 15.02.22 | | Текущий контроль |
43 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | 18.02.22 | | Самостоятельная работа |
44 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 1 | 22.02.22 | | Фронтальный опрос |
45 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | 25.02.22 | | Текущий контроль |
46 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 | 01.03.22 | | Фронтальный опрос |
47 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | 04.03.22 | | Текущий контроль |
48 | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 | 11.03.22 | | Письменный опрос. |
Окружность(18ч) |
49 | Касательная к окружности | 1 | 15.03.22 | | Текущий контроль |
50 | Касательная к окружности | 1 | 18.03.22 | | Текущий контроль |
51 | Касательная к окружности | 1 | 29.03.22 | | Текущий контроль |
52 | Центральные и вписанные углы | 1 | 01.04.22 | | Текущий контроль |
53 | Центральные и вписанные углы | 1 | | | Текущий контроль |
54 | Центральные и вписанные углы | 1 | 05.04.22 | | Текущий контроль |
55 | Центральные и вписанные углы | | 08.04.22 | | Текущий контроль |
56 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | 12.04.22 | | Фронтальный опрос |
57 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | 15.04.22 | | Устный опрос |
58 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 | 19.04.22 | | Устный опрос |
59 | Вписанная и описанная окружность | 1 | 22.04.22 | | Самостоятельная работа |
60 | Вписанная и описанная окружность | 1 | 26.04.22 | | Устный опрос |
61 | Вписанная и описанная окружность | 1 | 29.04.22 | | Устный опрос |
62 | Вписанная и описанная окружность | 1 | 06.05.22 | | Устный опрос |
63 | Решение задач | 1 | 13.05.22 | | Устный опрос |
64 | Контрольная работа № 5 по теме «Вписанные и описанные окружности» | 1 | 17.05.22 | | Письменный опрос |
65 | Итоговый урок | 1 | 20.05.22 | | |
Всего | | 65 | | | |
11