2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и концепция духовно- нравственного воспитания и развития гражданина России с учётом:
Рабочих программ общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Л.С. Атанасян и др. Программа по геометрии. Москва «Просвещение» 2014 г.;
Учебника. Геометрия 7-9. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Москва «Просвещение» 2018г.;
Положения о рабочей программе МБОУ-ООШ №20 х. Сальский Кагальник.
Данная учебная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цели и задачи обучения
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В ходе изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а так же систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:
формирование представлений о строении математической теории;
введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры для решения задач;
формирование умения доказывать свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба;
отработка навыков решения простейших задач на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними, применяя изученные методы доказательства;
решение несложных задач на построение с помощью циркуля и линейки;
освоение способов вычисления и измерения площадей;
изучение новых фактов, связанных с окружностью;
овладение приемами аналитико-синтетической деятельностью при доказательстве теорем и решении задач.
Место учебного предмета в учебном плане.
На основании учебного плана на изучение геометрии в 8 классе отводится 70 часов из расчёта 2 часа в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019 – 2020 учебный год на изучение геометрии в 8 классе основной школы отводится 70 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Авторская программа Т.А. Бурмистрова, Л.С. Атанасян и др. Программа по геометрии. Москва «Просвещение» 2014 г. рассчитана на 68 часов.
Данная программа будет выполнена за 70 часов, за счёт добавления темы в разделе «Повторение» - 2 часа (авторская программа - 4 часа, данная рабочая программа – 6 часов).
Ценностные ориентиры содержания курса
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений необходимо, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии;
знакомство с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ГЕОМЕТРИЯ"
8 класс
Четырёхугольники.
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник.
Параллелограмм, его свойства и признаки.
Трапеция.
Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства.
Осевая и центральная симметрии.
Площадь.
Понятие площади многоугольника.
Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники.
Подобные треугольники.
Признаки подобия треугольников.
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность.
Взаимное расположение прямой и окружности.
Касательная к окружности, её свойство и признак.
Центральные и вписанные углы.
Четыре замечательные точки треугольника.
Вписанная и описанная окружность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ»
8 класс
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
Предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс - 70 часов.
№ п/п | № пункта | Тема | Дата | Основные виды деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) | Формы контроля |
План | Коррекция |
Глава V. Четырехугольники - 14 часов. |
1. | Гл.IIV | Повторение по теме «Начальные геометрические сведения. Треугольники» | 04.09 | | Строить угол заданной величины, отрезок данной длины, измерять длину отрезка, градусную меру угла, применять свойства: углов, отрезков, смежных и вертикальных углов при решении несложных задач. Решать не сложные задачи на доказательство, вычисление и построение. Доказывать параллельность 2-х прямых; находить равные углы при двух параллельных прямых и секущей. | Индивидуальная |
2. | Гл. III | Повторение по тем «Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 06.09 | | Индивидуальная |
3. | 40-42 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник. | 11.09 | | Объяснять, что такое ломаная, многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах. Показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области, формулировать определение выпуклого многоугольника. Изображать выпуклые и невыпуклые многоугольники, формулировать и доказывать утверждения о сумме углов выпуклого многоугольника и сумме его внешних углов. Объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата. Изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников. Объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры. Приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке. | Комбинированная |
4. | 43 | Параллелограмм. | 13.09 | | Групповая |
5. | 44 | Признаки параллелограмма. | 18.09 | | Фронтальная |
6. | 40-44 | Решение задач по теме «Параллелограмм» | 20.09 | | Индивидуальная |
7. | 45 | Трапеция. | 25.09 | | Комбинированная |
8. | 45 | Решение задач по теме «Трапеция». | 27.09 | | Индивидуальная |
9. | 46 | Прямоугольник. | 02.10 | | Групповая |
10. | 47 | Ромб и квадрат. | 04.10 | | Фронтальная |
11. | 46-47 | Решение задач по теме « Прямоугольник, ромб, квадрат». | 09.10 | | Индивидуальная |
12. | 48 | Осевая и центральная симметрии. Задачи на построение. | 11.10 | | Комбинированная |
13. | 40-48 | Решение задач по теме «Четырёхугольники». | 16.10 | | Индивидуальная |
14. | 40-48 | Контрольная работа по теме « Четырехугольники». | 18.10 | | Индивидуальная |
Глава VI. Площадь - 14 часов. |
15. | 49-50 | Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата. | 23.10 | | Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников, какие многоугольники называются равновеликими и какие равносоставленными; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей. Решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора. | Комбинированная |
16. | 51 | Площадь прямоугольника. | 25.10 | | Комбинированная |
17. | 52 | Площадь параллелограмма. | 06.11 | | Групповая |
18. | 49-52 | Решение задач по теме «Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма». | 08.11 | | Индивидуальная |
19. | 53 | Площадь треугольника. | 13.11 | | Комбинированная |
20. | 52-53 | Решение задач по теме « Площадь треугольника». | 15.11 | | Индивидуальная |
21. | 54 | Площадь трапеции. | 20.11 | | Комбинированная |
22. | 54 | Решение задач по теме «Площадь трапеции». | 22.11 | | Индивидуальная |
23. | 49-54 | Решение задач по теме «Площадь многоугольника». | 27.11 | | Индивидуальная |
24. | 55 -56 | Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. | 29.11 | | Комбинированная |
25. | 55-56 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора». | 04.12 | | Индивидуальная |
26. | 55-56 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора». | 06.12 | | Индивидуальная |
27. | 49-56 | Решение задач по теме «Площади». | 11.12 | | Индивидуальная |
28. | 49-56 | Контрольная работа по теме «Площади». | 13.12 | | Индивидуальная |
Глава VII. Подобные треугольники - 19 часов. |
29. | 58-59 | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. | 18.12 | | Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия. Формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы. Формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы. | Комбинированная |
30. | 60 | Отношение площадей подобных треугольников. | 20.12 | | Групповая |
31. | 61 | Первый признак подобия треугольников. | 25.12 | | Комбинированная |
32. | 61 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. | 27.12 | | Индивидуальная |
33. | 62-63 | Второй и третий признаки подобия треугольников. | 10.01 | | Групповая |
34. | 62-63 | Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия треугольников. | 15.01 | | Индивидуальная |
35. | 61-63 | Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников». | 17.01 | | Индивидуальная |
36. | 61-63 | Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников». | 22.01 | | Индивидуальная |
37. | 64 | Средняя линия треугольника. | 24.01 | | Групповая |
38. | 64 | Решение задач по теме «Средняя линия треугольника». | 29.01 | | Индивидуальная |
39. | 65 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 31.01 | | Фронтальная |
40. | 65 | Решение задач на нахождение неизвестных элементов в прямоугольном треугольнике. | 05.02 | | Комбинированная |
41. | 66 | Практические приложения подобия треугольников. Измерительные работы на местности. | 07.02 | | Групповая |
42. | 66 - 67 | Практические приложения подобия треугольников. Задачи на построение. | 12.02 | | Индивидуальная |
43. | 68 - 69 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 14.02 | | Комбинированная |
44. | 68 - 69 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 19.02 | | Групповая |
45. | 68-69 | Решение прямоугольных треугольников. | 21.02 | | Фронтальная |
46. | 61-67 | Решение задач по теме « Подобные треугольники» | 26.02 | | Индивидуальная |
47. | 58-69 | Контрольная работа по теме « Подобные треугольники». | 28.02 | | Индивидуальная |
Глава VIII. Окружность - 17 часов. |
48. | 70 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 04.03 | | Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ. Формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника. | Комбинированная |
49. | 71 | Касательная к окружности. | 06.03 | | Групповая |
50. | 70-71 | Решение задач на применение свойства касательной к окружности. | 11.03 | | Индивидуальная |
51. | 72 | Центральные углы. Градусная мера окружности. | 13.03 | | Групповая |
52. | 73 | Теорема о вписанном угле. | 18.03 | | Комбинированная |
53. | 73 | Решение задач на применение теоремы о вписанном угле. | 20.03 | | Фронтальная |
54. | 73 | Теорема о произведении отрезков пересекающихся хорд. | 01.04 | | Комбинированная |
55. | 74 | Свойства биссектрисы угла. | 03.04 | | Групповая |
56. | 75 - 76 | Свойства серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о пересечении высот треугольника. | 08.04 | | Комбинированная |
57. | 75-76 | Решение задач по теме « Четыре замечательные точки треугольника». | 10.04 | | Индивидуальная |
58. | 77 | Вписанная окружность. Свойство описанного четырехугольника. | 15.04 | | Групповая |
59. | 77 | Решение задач по теме « Вписанная окружность». | 17.04 | | Индивидуальная |
60. | 78 | Описанная окружность. Свойство вписанного четырехугольника. | 22.04 | | Групповая |
61. | 78 | Решение задач по теме « Описанная окружность». | 24.04 | | Индивидуальная |
62. | 70-78 | Решение задач по теме «Окружность». | 29.04 | | Индивидуальная |
63. | 70-78 | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность». | 06.05 | | Индивидуальная |
64. | 70-78 | Решение задач по теме «Окружность». | 08.05 | | Индивидуальная |
Повторение - 6 часов. |
65. | V | Решение задач по теме «Четырехугольники». | 13.05 | | Нахождение значений длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии); оперируя с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов; решение задач на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств; решение несложные задач на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки | Индивидуальная |
66. | | Итоговая контрольная работа. | 15.05 | | Индивидуальная |
67. | VI | Решение задач по теме « Площадь». | 20.05 | | Индивидуальная |
68. | VII | Решение задач по теме «Подобные треугольники». | 22.05 | | Индивидуальная |
69. | VIII | Решение задач по теме «Окружность». | 27.05 | | Индивидуальная |
70. | VIII | Решение задач по теме «Окружность». | 29.05 | | Индивидуальная |
Рассмотрено Согласовано
Руководителем МО учителей предметников Заместитель директора по УВР
_____________/Петренко С.Е./ ______________/Бунечко Е.В./
«_____»___________2019 г
«____» ___________2019