СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 9 класса

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 9 класса»


2019



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и концепция духовно - нравственного воспитания и развития гражданина России с учётом:

  1. Рабочих программ общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Л.С. Атанасян и др. Программа по геометрии. Москва «Просвещение» 2014 г.;

  2. Учебника. Геометрия 7-9. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Москва «Просвещение» 2018 г.;

  3. Положения о рабочей программе МБОУ-ООШ №20 х. Сальский Кагальник.


Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;

  • воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных учёных математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики».

В рамках содержательной линии «Геометрия» в 9 классе решаются следующие задачи:

  • применение векторов и тригонометрического аппарата к решению геометрических задач;

  • изучение свойств геометрических фигур с помощью методов алгебры;

  • расширение знаний о многоугольниках;

  • применение движения при решении геометрических задач;

  • изучение новых фактов, связанных с окружностью;

  • овладение приемами доказательства теорем и решения задач;

  • развитие логического мышления, подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физики, черчения и т.д.) и курса стереометрии в старших классах;

  • формирование практических навыков выполнения инструментальных вычислений;

  • развитие пространственных представлений и изобразительных умений, освоение основных фактов и методов планиметрии, знакомство с простейшими пространственными телами и их свойствами.



Место учебного предмета в учебном плане


На основании учебного плана на изучение геометрии в 9 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019 – 2020 учебный год на изучение геометрии в 9 классе основной школы отводится 69 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Авторская программа .А. Бурмистрова, Л.С. Атанасян и др. Программа по геометрии. Москва «Просвещение» 2014 г. рассчитана на 68 часов.

Данная программа будет выполнена за 69 часов, за счёт добавления темы в разделе « Об аксиомах планиметрии» - 1 час (авторская программа – 2 часа, данная программа – 1 час)







Ценностные ориентиры содержания предмета

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решение разнообразных классов задач из различных разделов курса. В том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей и устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ГЕОМЕТРИЯ"

9 класс

  1. Векторы.

Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение.


  1. Метод координат.

Формула координат середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками. Координаты вектора. Операции над векторами: разложение. Угол между векторами.


  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус, тангенс и котангенс одного и того же угла от 0 до 180 . Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Теорема синусов и теорема косинусов. Вычисление элементов треугольника. Формула площади треугольника через две стороны и угол между ними. Скалярное произведение векторов.


  1. Длина окружности и площадь.

Правильные многоугольники. Вписанные и описанные многоугольники. Длина окружности и длина дуги. Число π. Площадь описанного многоугольника. Площадь круга и площадь сектора.


  1. Движение.

Примеры движений фигур: осевая симметрия, параллельный перенос, поворот, центральная симметрия. Понятие о гомотетии.


  1. Начальные сведения из стереометрии.

Наглядные представления о пространственных телах куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, конус, цилиндр. Примеры сечений. Примеры разверток.


  1. Об аксиомах планиметрии.

Понятие об аксиоматическом методе построения планиметрии.


  1. Повторение. Решение задач.

Начальные геометрические сведения. Треугольники. Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Четырехугольники. Площадь. Подобные треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Окружность. Длина окружности и площадь круга.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ»

9 класс

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • осознанное владение логическими действиями: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

Предметные:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей геометрических фигур;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс – 69 часов


п/п

пункта

Тема

Дата

Основные виды деятельности обучающегося

(на уровне учебных действий)

Формы контроля

План

Коррекция


Глава IX. Векторы - 8 часов.

1.


Повторение по теме «Четырёхугольники. Площадь».


03.09


Формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; мотивировать введение понятий и действий, связанных с векторами, соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам; применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач.


Индивидуальная

2.


Повторение по теме «Подобные треугольники. Окружность».


05.09


Индивидуальная

3.

79-81

Понятие вектора. Равенство векторов.

Откладывание вектора от данной точки.


10.09


Комбинированная

4.

82-84

Сложение векторов.


12.09


Групповая

5.

85

Вычитание векторов.


17.09


Групповая

6.

79-85

Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов».


19.09


Индивидуальная

7.

86-87

Произведение вектора на число.

Применение векторов к решению задач.


24.09


Комбинированная

8.

79-88

Средняя линия трапеции.

Решение задач по теме «Векторы».


26.09


Индивидуальная


Глава X. Метод координат - 10 часов.

9.

89

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.


01.10


Объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора; выводить и использовать при решении задач формулы

координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой.


Комбинированная

10.

90

Координаты вектора.

03.10


Фронтальная

11.

91

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.


08.10


Групповая

12.

92

Простейшие задачи в координатах

10.10


Групповая

13.

79-96

Контрольная работа по теме «Векторы. Метод координат»


15.10


Индивидуальная

14.

93-94

Уравнение линии на плоскости.

Уравнение окружности.


17.10


Комбинированная

15.

95

Уравнение прямой.

22.10


Групповая

16.

89-96

Решение задач по теме «Метод координат»


24.10


Индивидуальная

17.

79-96.

Решение задач по теме « Векторы. Метод координат»


05.11


Индивидуальная

18.

79-96

Решение задач по теме « Векторы. Метод координат»


07.11


Индивидуальная


Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов - 11 часов.

19.

97

Синус, косинус, тангенс.


12.11


Формулировать и иллюстрировать определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов от 0 до 180°; выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения; формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов, применять их при решении треугольников; объяснять, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности;

формулировать определения угла между векторами и скалярного произведения векторов; выводить формулу скалярного произведения через координаты векторов;

формулировать и обосновывать утверждение о свойствах скалярного произведения; использовать скалярное произведение векторов при решении задач.


Комбинированная

20.

98

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения


14.11


Групповая

21.

99

Формулы для вычисления координат точки.


19.11


Фронтальная

22.

100-101

Теорема о площади треугольника. Теорема синусов.


21.11


Комбинированная

23.

102

Теорема косинусов.


26.11


Комбинированная

24.

103

Решение треугольников.


28.11


Групповая

25.

104

Измерительные работы.


03.12


Групповая

26.

105-108

Скалярное произведение векторов.


05.12


Фронтальная

27.

97 -108

Решение задач по теме « Скалярное произведение векторов».



10.12


Индивидуальная

28.

97-108

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».


12.12


Индивидуальная

29.

97-108

Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».


17.12


Индивидуальная


Глава XII. Длина окружности и площадь круга - 12 часов.

30.

109-111

Правильные многоугольники.


19.12


Формулировать определение правильного многоугольника; формулировать и доказывать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него; выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; решать задачи на построение правильных многоугольников; объяснять понятия длины окружности и площади круга; выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сектора; применять эти формулы при решении задач.


Комбинированная

31.

112

Формулы для вычисления стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности.


24.12


Фронтальная

32.

112

Формулы для вычисления стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности.


26.12


Групповая

33.

109-112

Формула для вычисления площади правильного многоугольника.


09.01


Групповая

34.

109

Решение задач по теме «Правильные многоугольники».


14.01


Индивидуальная

35.

114

Построение правильных многоугольников.

Длина окружности.



16.01


Комбинированная

36.

115-116

Площадь круга. Площадь кругового сектора.


21.01


Комбинированная

37.

115-116

Решение задач по теме «

Длина окружности и площадь круга».

23.01


Индивидуальная

38.

115-116

Решение задач по теме « Длина окружности и площадь круга».


28.01


Индивидуальная

39.

109-113

Решение задач по теме « Правильные многоугольники».


30.01


Индивидуальная

40.

109-113

Решение задач по теме « Правильные многоугольники».


04.02


Индивидуальная

41.

109-116

Контрольная работа по теме « Длина окружности и площадь круга».

06.02


Индивидуальная


Глава XIII. Движения - 8 часов.

42.

117

Отображение плоскости на себя.

11.02


Объяснять, что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости; объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот; обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются

движениями; объяснять, какова связь между движениями и наложениями; иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ.


Комбинированная

43.

118

Понятие движения.


13.02


Фронтальная

44.

120

Параллельный перенос.

18.02


Групповая

45.

121

Поворот.


20.02


Комбинированная

46.

117-121

Задачи на построение.


25.02


Групповая

47.

117-119

Решение задач по теме ««Движения».


27.02


Индивидуальная

48.

117-119

Решение задач по теме ««Движения».


03.03


Индивидуальная

49.

117-121

Контрольная работа по теме «Движения».


05.03


Индивидуальная



Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии - 8 часов.

50.

122-123

Предмет стереометрии. Многогранник.


10.03


Объяснять, что такое многогранник, его грани, рёбра, вершины, диагонали, какой многогранник называется выпуклым, что такое n-угольная призма, её основания, боковые грани и боковые рёбра, какая призма называется прямой и какая наклонной, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом и какой параллелепипед называется прямоугольным; формулировать и обосновывать утверждения о свойстве диагоналей параллелепипеда и о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда; объяснять, что такое объём многогранника; выводить формулу объёма прямоугольного параллелепипеда; объяснять, какой многогранник называется пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые рёбра и высота пирамиды, какая пирамида называется правильной.

Комбинированная

51.

124-125

Призма. Параллелепипед

12.03


Групповая

52.

126-

127

Объем тела.


17.03


Групповая

53.

126-

127

Свойства прямоугольного параллелепипеда.


19.03


Комбинированная

54.

128

Пирамида.

31.03


Фронтальная

55.

129 -130

Цилиндр. Конус.


02.04


Групповая

56.

131

Сфера и шар.


07.04


Комбинированная

57.

122-131

Решение задач по теме « Начальные сведения из стереометрии»


09.04


Индивидуальная


Об аксиомах планиметрии - 1 час.

58.


Об аксиомах планиметрии


14.04



Комбинированная


Повторение - 11 часов.

59.

I - VIII

Геометрические фигуры и их свойства.


16.04


Вычисление значений геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

Решение геометрических задач, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применение дополнительных построений, алгебраического и тригонометрического аппаратов, проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования. Распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования планиметрических фигур; Решение основных задач на построение с помощью циркуля и линейки: угла; биссектрисы угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам; Решение простейших планиметрических задачах в пространстве. Проведение доказательных рассуждений при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.

Индивидуальная

60.

VI, XI, XII

Измерение геометрических фигур.


21.04


Индивидуальная

61.

II,IV

VII,XI

Треугольники.

23.04


Индивидуальная

62.

III,V,VI

Многоугольники

28.04


Индивидуальная

63.

VIII,XII

Окружность. Круг.


30.04


Индивидуальная

64.


Итоговая контрольная работа


07.05


Индивидуальная

65.


Решение задач по теме «Треугольники»

12.05


Индивидуальная

66.


Решение задач по теме «Четырёхугольники»

14.02


Индивидуальная

67.


Решение задач по теме «Векторы»


19.02


Индивидуальная

68.


Решение задач по теме «Метод координат»


21.05


Индивидуальная

69.


Решение задач по теме «Окружность»

26.05


Индивидуальная






Рассмотрено Согласовано

Руководителем МО учителей предметников Заместитель директора по УВР

_____________/Петренко С.Е./ ______________/Бунечко Е.В./

«_____»___________2019 г

«____» ___________2019г







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!