Рабочая программа по геометрии для 9 класса.
Составитель: Соловьева Н.Н., учитель математики
МБОУ «Средняя школа № 83» г.Ульяновска
Данная программа составлена на основе программы:Геометрия.
Сборник рабочих программ.7-9 классы.(Сост.Бурмистрова Т.А.).
Учебник:Геометрия.7-9 классы.(Атанасян Л.С.,Бутузов В.Ф., Кадомцев С.П.)
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
По окончании изучения курса выпускник научится:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее раз-вития, о ее значимости для развития цивилизации;
могут быть сформированы:
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рас-суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ
По окончании изучения курса выпускник научится:
выполнять действия над векторами:сложение векторов,применяя правила треугольника,параллелограмма, многоугольника; вычитание векторов; умножения вектора на число;
выражать векторы через два неколлинеарных вектора;
вычислять координаты вектора по координатам его начала и конца;
вычислять координаты середины отрезка по координатам его концов;
вычислять длину вектора по его координатам;
вычислять расстояние между двумя точками;
составлять уравнение окружности и прямой и использовать их при решении задач;
вычислять значения синуса,косинусе,тангенса,котангенса углов от0до180°,применятьформулы приведения;
применять теорему о площади треугольника при решении задач;
применять теорему синусов при решении задач;
применять теорему синусов при решении задач;
решать треугольник;
вычислять скалярное произведение векторов по его определению и по координатам векторов;
применять формулы для вычисления углов,сторон,периметра и площади правильного мно-гоугольника, его радиуса вписанной и описанной окружностей
применять формулы для вычисления длины окружности и дуги окружности;
применять формулы для вычисления площади круга и кругового сектора;
применять свойства движений при решении задач;
Выпускники получат возможность научиться:
применять координатный метод при доказательстве теорем и решении задач;
строить образы геометрических фигур при движении;
решать задачи повышенного уровня сложности;
владеть различными способами и методами решения планиметрических задач;
находить решения«жизненных» (компетентностных)задач,в которых используются матема-тические средства;
создавать продукт(результат проектной деятельности),для изучения и описания которогоиспользуются математические средства.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
По окончании изучения курса выпускник научится:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке
науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисци-плинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения матема-тических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях не-полной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграм-мы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
Выпускники получат возможность научиться:
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их про-верки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследо-вательского характера;
Познавательные
По окончании изучения курса выпускник научится:
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
o моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
o устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий(продолжать ряд,заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
o осуществлять синтез числового выражения(восстановление деформированных равенств),усло-вия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
o конструировать геометрические фигуры из заданных частей,достраивать часть до заданнойгеометрической фигуры, мысленно делить геометрическую фигуру на части;
o сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения,текстовые задачи,геомет-рические фигуры по заданным критериям;
o понимать информацию,представленную в виде текста,схемы,таблицы,дополнять таблицынедостающими данными, находить нужную информацию в учебнике.
Выпускники получат возможность научиться: o моделировать условия текстовых задач, o решать задачи разными способами;
o устанавливать причинно-следственные связи,строить логическое рассуждение,проводить ана-логии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
o проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
o выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
o сопоставлять информацию,представленную в разных видах,обобщать её,использовать привыполнении заданий, переводить информацию из одного вида в другой, находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете.
Коммуникативные
По окончании изучения курса выпускник научится:
ствий;
o осуществлять взаимопроверку;
o обсуждать совместное решение(предлагать варианты,сравнивать способы вычисления или ре-шения задачи);
o объединять полученные результаты(при решении комбинаторных задач); o задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Выпускники получат возможность научиться:
o учитывать мнение партнёра,аргументировано критиковать допущенные ошибки,обосновыватьсвоё решение;
o выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы,учитывая общий план действий
задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познаватель-ных целей в ходе проектной деятельности.
ГЕОМЕТРИЯ
Геометрические фигуры
По окончании изучения курса выпускник научится:
Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
Распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;
Классифицировать геометрические фигуры;
Находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180
, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равен-ство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);
Оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
Решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательства;
Решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
Выпускник получит возможность научиться:
Овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство: методом от противного, мето-дом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
Приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
Овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: ана-лиз, построение, доказательство и исследование;
Измерение геометрических величин
По окончании изучения курса выпускник научится:
Использовать свойства измерения длин, углов и площадей при решении задач на нахождение дли-ны отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
Вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;
Вычислять длину окружности и длину дуги окружности;
Вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
Решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
Решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин( используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность научиться:
Вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
Вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленно-сти.
Применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
По окончании изучения курса выпускник научится:
Вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
Использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность научиться:
Приобрести опыт использования компьютерных прогамм для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
Векторы
По окончании изучения курса выпускник научится:
Оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
Находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный, сочетательный или распределительный законы;
Вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать пер-пендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность научиться:
Овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
Приобрести опыт выполнения проектов.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Векторы (8 часов)
Понятие вектора.Равенство векторов.Откладывание вектора от данной точки.Сумма двухвекторов. Законы сложения векторов. Вычитание векторов. Произведения вектора на число. Примене-ние векторов к решению задач.
Метод координат (10 часов)
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.Координаты вектора.Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в коорди-натах. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Взаимное расположение двух окружностей. Метод координат к решению задач.
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов (11часов)
Си-нус, косинус, тангенс, котангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведе-ния. Формулы для вычисления координат точки. Теорема о площади треугольников. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Измерительные работы. Скалярное произведение векто-ров. Скалярное произведение в координатах. Свойство скалярного произведения.
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга (12 часов)
Правильный многоугольник.Окружность, вписанная в правильного многоугольника. Окружность, описанная около правильный многоугольник Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и ра-диуса вписанной окружности. Длина окружности. Длина дуги. Площадь круга. Площадь кругового сектора.
Движения (8 часов)
Понятие движения.Отображение плоскости на себя.Понятие движения.Параллельныйперенос. Поворот.
Начальные сведения из стереометрии( 8 часов)
Предмет стереометрии.Многогранник.Призма.Параллеле-пипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Объём тела. Пирамида. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
Обобщающее повторение (7 часов)