МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования и науки Курской области
Администрация Курского района Курской области
МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Принято на заседании Утверждаю.
методического объединения педагогического совета Приказ № _______.
учителей естественно- Протокол № 1 от «1» сентября 2021г
математического цикла от «____» августа 2022г. Директор школы.
Протокол № 1 Председатель __________ /О.В. Косилова/
от «____» августа 2022г. педагогического совета
Руководитель методического __________ /Г.Н. Кавыршина/
объединения
____________/ К.А. Троянова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»
для 5 класса
основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Косилова Ольга Владимировна
учитель географии
Курск 2022
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г ).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно- научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе
«Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле
Географические методы изучения окружающей среды. Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. X. Колумб, Ф. Магеллан.
Дальнейшие открытия и исследования материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы —исследователи Сибири и Дальнего Востока. Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен, Р. Пири.
Современный этап научных географических исследований.
Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.
Практическая работа №1 «Нанесение на контурной каре маршрутов путешественников и мореплавателей».
Раздел 2. Планета Земля
Земля — планета Солнечной системы. Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли.
Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.
Солнечный свет на Земле. Неравномерное распределение тепла и света по поверхности Земли. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости.
Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте материков и частей света».
Раздел 3. План и карта
Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане.
Изображение земной поверхности на плоскости. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.
Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности.
Определение сторон горизонта по Солнцу и звёздам. Способы глазомерной съёмки местности. Составление плана местности. Проведение полярной съёмки местности.
Географическая карта — особый источник информации. Глобус — объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.
Градусная сетка. Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте.
Географические координаты. Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов. Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса.
Решение практических задач по плану и карте. Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по плану и карте. Определение направлений и географических координат на карте.
Практическая работа №3 «Определение масштаба».
Практическая работа №4«Составление простейшего плана местности».
Практическая работа №5.«Определение географических расстояний и направлений».
Практическая работа №6«Определение по карте географической долготы и широты».
Раздел 4. Человек на Земле
Заселение человеком Земли. Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества.
Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц
Многообразие стран мира. Сравнение стран мира по политической карте.
Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка земли
Земная кора и литосфера. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты.
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. Определение горных пород и их свойств.
Движения земной коры. Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения.
Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо.
Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте.
Рельеф Земли. Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте. Описание рельефа своей местности.
Решение практических задач по карте. Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты». Правила работы с контурной картой.
Литосфера и человек. Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.
Практическая работа №7.«Обозначение на контурной карте крупнейших гор, равнин, районов размещения землетрясений и вулканов».
Резерв
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи; выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений; самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение
Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация
Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
Владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии; - выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видеои фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали»,
«масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;
описывать внутреннее строение Земли;
различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
различать горы и равнины;
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
классифицировать острова по происхождению;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле |
1.1. | Географические методы изучения окружающей среды | 1 | 0 | 0 | | Определяют значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявляют методы географической науки. Оценивают роль географической науки в жизни общества. Устанавливают основные приёмы работы с учебником | Устный опрос | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
1.2. | Развитие географических знаний о Земле | 2 | 0 | 1 | | Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определяют вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях. Находят информацию (в Интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе) о развитии географических знаний о Земле | Устный опрос. Письменный контроль | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
1.3 | Современный этап научных географических исследований | 1 | 0 | 0 | | Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Выделяют и анализируют источники географической информации. Оценивают роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии | Устный опрос. Тестирование | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
Итого по разделу | 4 | |
Раздел 2. Планета Земля |
2.1. | Земля — планета Солнечной системы | 2 | 0 | 1 | | Приводят доказательства того, что Земля — одна из планет Солнечной системы. Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составляюти анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объясняют смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. | Устный опрос. Письменный контроль | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
2.2. | Солнечный свет на Земле. | 3 | 1 | 0 | | Наблюдают модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксируют особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года. | Устный опрос. Письменный контроль | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
Итого по разделу: | 5 | |
Раздел 3. План и карта |
3.1. | Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. | 1 | 0 | 0 | | Определяют направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определяют азимут. Выявляют особенности плана местности. Находят информацию (в Интернете и других источниках информации) о значении ориентирования в пространстве для человека. | Устный опрос | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
3.2 | Изображение земной поверхности на плоскости. | 3 | 0 | 1 | | Определяют с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измеряют расстояния и определять направления на местности и плане. Составляют и читают простейший план местности. | Устный опрос. Письменный контроль. | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
3.3 | Географическая карта — особый источник информации. | 1 | 0 | 1 | | Сравнивают планы местности и географические карты. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. | Устный опрос. Письменный контроль. | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
3.4 | Градусная сетка. | 1 | 0 | 0 | | Выявляют на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определяют направления и измерять расстояния по карте. | Устный опрос | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
3.5 | Географические координаты. | 2 | 0 | 1 | | Определяют географические координаты объектов на карте. | Устный опрос. Письменный контроль. | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
3.6 | Решение практических задач по плану и карте. | 3 | 1 | 1 | | Определяют направления и расстояния по плану и карте с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определяют абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составляют описание маршрута по топографической карте. Находят объект на карте по его координатам. Выполняют проектное задание в сотрудничестве. | Устный опрос. Письменный контроль. Тестирование | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
Итого по разделу: | 11 | |
Раздел 4. Человек на Земле |
4.1. | Заселение человеком Земли | 1 | 0 | 0 | | Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. | Устный опрос | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
4.2 | Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. | 1 | 0 | 0 | | Выявляют внешние признаки людей различных рас. Анализируют различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводят доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Определяют наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделяют самые крупные по площади государства на Земле. | Устный опрос | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
4.3 | Многообразие стран мира. | 1 | 0 | 0 | | Находят и показывают на карте свою страну. Находят на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивают страны по величине территории, расположению. Систематизируют новую информацию. | Устный опрос. Тестирование | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
Итого по разделу: | 3 | |
Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка земли |
5.1 | Земная кора и литосфера. | 1 | 0 | 0 | | Выявляют особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. | Устный опрос | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
5.2 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | 1 | 0 | 0 | | Классифицируют горные породы. Описывают по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивают свойства горных пород различного происхождения. | Устный опрос | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
5.3 | Движения земной коры. | 2 | 0 | 1 | | Выявляют закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливают с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносять на контурную карту районы землетрясений и вулканизма. | Устный опрос. Письменный контроль | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
5.4 | Рельеф Земли. Равнины. | 1 | 0 | 0 | | Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявляют черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносят на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывают равнину по карте. Представляют информацию в письменной форме в виде плана-конспекта. | Устный опрос | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
5.5 | Рельеф Земли. Горы. | 1 | 0 | 0 | | Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивают по плану горные системы мира. Наносят на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывают горы по карте. Описывают рельеф своей местности | Устный опрос | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
5.6 | Решение практических задач по карте. | 1 | 0 | 0 | | Находят географические объекты на карте по их координатам и с помощью основных ориентиров (рек, гор и т. д.). Находят положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполняют проектное задание в сотрудничестве. | Устный опрос. Тестирование | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
5.7 | Литосфера и человек | 2 | 1 | 0 | | Определяют значение литосферы для человека. Выявляют способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. | Устный опрос. Письменный контроль | https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ https://interneturok.ru/ |
Итого по разделу: | 9 | |
Резерв время | 2 | 0 | 0 | | | | |
ОЮЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 7 | | | | |
ПОУРПОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Географические методы изучения окружающей среды | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
2. | Как люди открывали Землю (1) | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
3. | Как люди открывали Землю (2). Практическая работа №1 «Нанесение на контурной каре маршрутов путешественников и мореплавателей» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа. |
4. | Современный этап научных географических исследований. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
5. | Мы во вселенной. Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте материков и частей света» | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос |
6. | Движение Земли | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
7. | Солнечный свет на Земле | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
8. | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос. Тестирование |
9. | Контрольная работа по теме «Развитие географических знаний о Земле» | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа |
10. | Ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
11. | Земная поверхность на плане и карте (1) | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
12. | Практическая работа №3 «Определение масштаба» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
13. | Земная поверхность на плане и карте (2) | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
14. | Учимся с "Полярной звездой" (1)Практическая работа №4 «Составление простейшего плана местности» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
15. | Географическая карта | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
16. | Градусная сетка. Практическая работа №5.«Определение географических расстояний и направлений» | 1 | 0 | 1 | | |
17. | Географические координаты | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
18. | Практическая работа №6 «Определение по карте географической долготы и широты». | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа |
19. | Учимся с "Полярной звездой" (2) | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос. Тестирование |
20. | Контрольная работа по теме «План и карта» | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа |
21. | Как люди заселяли Землю | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
22. | Расы и народы | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
23. | Учимся с "Полярной звездой"(3) | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос. Тестирование |
24. | Земная кора – верхняя часть литосферы | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
25. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
26. | Движение земной коры (1) | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
27. | Движение земной коры (2). Практическая работа №7.«Обозначение на контурной карте крупнейших гор, равнин, районов размещения землетрясений и вулканов». | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос. Практическая работа |
28. | Рельеф Земли. Равнины | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
29. | Рельеф Земли. Горы | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
30. | Учимся с "Полярной звездой" (4) | 1 | 0 | 0 | | Тестирование |
31. | Человек и литосфера | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
32. | Контрольная работа по теме «Литосфера" | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа |
33. | Повторение по теме «Планета Земля» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
34. | Повторение по теме «План и карта» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 7 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Алексеев А.И. География. 5—6 классы: учебник для общеобразоват. организаций./ А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина. И др.– М.: Просвещение.
Николина В.В. Мой тренажёр. 5—6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций. /В.В. Николина – М.: Просвещение.
Есипова И.С. География. Атлас. 5—6 классы. / И.С. Есипова – М.: Просвещение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. В. Николина, А. А. Королева, Н. В. Кучинова, М. Е. Юлова]. – М.: Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://interneturok.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Комплект технических и информационно-коммуникационных средств обучения, включающий: графопроектор; аппаратуру для записи и воспроизведения аудио- и видео- информации; компьютер; мультимедиа-проектор; интерактивную доску; медиатеку; широкополосный Интернет; оборудование для спутниковой навигации.
Комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии.
Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.
Учебно-методическая, справочно-информационная и научно-популярная литература.
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. д.
Экспозиционные стенды.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Лабораторный комплект (набор) по географии для 5-6 классов
ID 51858
3 /47