СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по иформатике 7 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по информатике для основной школы разработана в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Щигры Курской области» и авторской программы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по иформатике 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Щигры Курской области»


Рассмотрено на заседании
МО учителей математики, физики, информатики
Протокол от ______№____

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол от _____№ ___

Утверждена
приказом директора школы
от _________ № _________

Н.И. Смахтина



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по иформатике

7 класс

Составитель: Кретова Е.А.,
учитель информатики
I квалификационной
категории









Щигры 2016

Программа по информатике для основной школы разработана в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Щигры Курской области» и авторской программы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (автор Н. Д. Угринович; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Отличительной особенностью стандарта второго поколения (ФГОС) от стандарта первого поколения является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается оттрадиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу обучения, т. е. учащиеся должны уметь учиться, самостоятельно добывать знания, анализировать, отбирать нужную информацию, уметь контактировать в различных по возрастному составу группах. Оптимальное сочетание теории, необходимой для успешного выполнения практических задач пользователя в современных программных средах, и практики — главная отличительная черта УМК по информатике автора Н. Д. Угриновича.

В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:

понимание роли информационных процессов в современном мире;

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставлен-ной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Основная задача курса — сформировать готовность современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению образования в старшей школе. Важно, что в учебниках параллельно рассматриваются операционная система Windows и свободно распространяемая операционная система Linux и их приложения.


I. Планируемые результаты изучения
 учебного предмета «Информатика»


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.


Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;


Информационные технологии

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.


Информационное моделирование

Выпускник научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.


Алгоритмика

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;


Выпускник получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.


Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).

В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. При этом приоритет отдается освоению наиболее востребованных средств ИКТ и ПО во взаимосвязи с проблемным содержанием типичного класса задач, актуальным в какой-либо профессиональной отрасли. Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.

Личностные результаты освоения информатики:

1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.

Формирование информационной картины мира проис­ходит через:

  • понимание и умение объяснять закономерности про­текания информационных процессов в системах раз­личной природы, их общность и особенности;

  • умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, раз­вития, управления в природных, социальных и тех­нических системах;

  • анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.

2. Формирование коммуникативной компетентно­сти в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других ви­дов деятельности.

Указанный возраст характеризуется стремлением к об­щению и совместной полезной деятельности со сверстника­ми. Возможности информатики легко интегрируются с воз­можностями других предметов, на основе этого возможна организация:

  • целенаправленного поиска и использования инфор­мационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помо­щью средств ИКТ;

  • анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;

  • оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;

  • применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различ­ных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.

3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.

Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.

4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.

5. Формирование представлений об основных на­правлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной дея­тельности, связанных с информатикой и информа­ционными технологиями.

В контексте рассмотрения вопросов социальной ин­форматики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащи­еся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информа­ции и информационным правам других людей.

6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.

Освоение основных понятий информатики (информа­ционный процесс, информационная модель, информаци­онный объект, информационная технология, информаци­онные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:

  • получить представление о таких методах современно­го научного познания, как системно-информацион­ный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;

  • использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач инфор­матики;

  • освоить основные способы алгоритмизации и форма­лизованного представления данных.

Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой:

  • развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хра­нения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широ­ко распространенных компьютерных инструменталь­ных средств;

  • осуществление целенаправленного поиска информа­ции в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информа­ции с точки зрения решаемой задачи;

  • целенаправленное использование информации в про­цессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бы­товой техники;

  • умения самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятель­ности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, при­нятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, само­стоятельно выбирать основания и критерии для клас­сификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключе­ние (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать зна­ки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.

  • Таблица соответствия содержания учебников планиру­емым результатам обучения в системе универсальных учеб­ных действий приведена в Приложении.

Среди предметных результатов ключевую роль играют:

  • понимание роли информационных процессов в совре­менном мире;

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьюте­ре как универсальном устройстве обработки информа­ции; развитие основных навыков и умений использо­вания компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучае­мых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;

  • развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструк­циях, логических значениях и операциях; знаком­ство с одним из языков программирования и основ­ными алгоритмическими структурами — линейной, ветвлением и циклической; формирование умений формализации и структурирова­ния информации, выбора способа представления дан­ных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соот­ветствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целе­сообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся не только знакомятся с основны­ми сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.

II. Содержание учебного предмета «Информатика»


Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7-9 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

    1. Тема «Информация и информационные процессы». Дает учащимся основные понятия информатики «информа­ция», «количество информации» и т. д.

    2. Тема «Компьютер как универсальное устройство об­работки информации» систематизирует ранее полученные знания по этой теме, а также развивает и углубляет знания и умения учащихся.

    3. Темы «Обработка текстовой информации», «Обра­ботка графической информации», «Кодирование тексто­вой и графической информации» развивают полученные ранее учащимися знания и умения, а также позволяет им получить знания и умения, не полученные ранее.

    4. Тема «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео» позволяет учащимся получить необходимые знания и умения, актуальные в настоящее время.

    5. Тема «Кодирование и обработка числовой информа­ции» углубляет и конкретизирует знания и умения по дан­ной теме.

    6. Тема «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных» фактически является пропедевтической и служит продолжением предыдущей темы.

    7. Тема «Коммуникационные технологии» расширена за счет интеграции с темой «Разработка web-сайтов». Эта тема актуальна в настоящее время и отнесена к двум парал­лелям (7 и 8 классы).

    8. Тема «Основы алгоритмизации и объектно-ориенти­рованного программирования». Ее целесообразно изучать в 1 полугодии 9 класса. В этой теме изучаются три языка: OpenOffice.org Basic в операционных системах Windows и Linux, объектно-ориентированный Visual Basic в опера­ционной системе Windows и объектно-ориентированный Gambas в операционной системе Linux. Использование языка OpenOffice.org Basic согласуется с ГИА и ЕГЭ, а объектно-ориентированные Visual Basic и Gambas исполь­зуют современную технологию программирования, хотя алгоритмическое программирование входит в технологию объектно- ориентированного программирования.

    9. Тема «Моделирование и формализация» рассматривает построение (в том числе компьютерных) моделей изразличных предметных областей (физики, математики, химии и др.). Это делает ее метапредметной и служит катализатором процесса информатизации образования в целом.

    10. Тема «Логика и логические основы компьютера» может быть изучена и раньше (чем в конце 9 класса), однако именно к этому времени учащиеся обладают достаточным логическим мышлением и фактическими знаниями.

    11. Тема «Информационное общество и информационная безопасность» заканчивает изучение курса «Информатика» в основной школе и базируется на знаниях, полученных учащимися ранее.


1. Информация и информационные процессы — 9 часов

Информация в природе, обществе и технике. Информа­ция и информационные процессы в неживой природе. Ин­формация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество инфор­мации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и чис­ловой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Практическая работа «Перевод единиц измерения ко­личества информации с помощью калькулятора».

2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации — 11 часов

Программная обработка данных на компьютере. Устрой­ство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Опера­тивная память. Долговременная память. Типы персональ­ных компьютеров.

Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками.

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графиче­ский интерфейс операционных систем и приложений. Пред­ставление информационного пространства с помощью гра­фического интерфейса.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практическая работа «Работа с файлами с использова­нием файлового менеджера».

Практическая работа «Форматирование дискеты».

Практическая работа «Установка даты и времени с ис­пользованием графического интерфейса операционной си­стемы».

3. Кодирование и обработка текстовой и графической информации — 22 часа

Обработка текстовой информации. Создание докумен­тов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование доку­мента. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нуме­рованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания до­кументов. Кодирование текстовой информации.

Обработка графической информации. Растровая и век­торная графика. Интерфейс и основные возможности гра­фических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монито­ра. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.

Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного трена­жера».

Практическая работа «Вставка в документ формул».

Практическая работа «Форматирование символов и аб­зацев».

Практическая работа «Создание и форматирование спи­сков».

Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

Практическая работа «Перевод текста с помощью ком­пьютерного словаря».

Практическая работа. «Сканирование и распознавание "бумажного" текстового документа».

Практическая работа «Кодирование текстовой инфор­мации».

Практическая работа «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Практическая работа «Анимация».

Практическая работа «Кодирование графической ин­формации».

4. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео — 4 часа

Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

Практическая работа «Кодирование и обработка звуко­вой информации».

Практическая работа «Захват цифрового фото и созда­ние слайд-шоу».

Практическая работа «Захват и редактирование цифро­вого видео с использованием системы нелинейного видео­монтажа».

5. Кодирование и обработка числовой информации — 7 часов

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Ариф­метические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.

Электронные таблицы. Основные параметры электрон­ных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относи­тельные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Практическая работа «Создание таблиц значений функ­ций в электронных таблицах».

Практическая работа «Построение диаграмм различ­ных типов».

6. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных — 3 часа

Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и по­иск данных в электронных таблицах.

Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

7. Коммуникационные технологии — 12 часов

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная пау­тина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Ин­тернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интерне­та. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспорти­ровка данных по компьютерным сетям.

Разработка web-сайтов с использованием языка раз­метки гипертекста HTML. Web-страницы и web-сайты. Структура web-страницы. Форматирование текста на web-странице. Вставка изображений в web-страницы. Гиперс­сылки на web-страницах. Списки на web-страницах. Инте­рактивные формы на web-страницах.

Практическая работа «Путешествие по Всемирной пау­тине».

Практическая работа «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа «Регистрация и общение в соци­альной сети Facebook».

Практическая работа «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети».

Практическая работа «"География" Интернета».

Практическая работа «Разработка сайта с использова­нием языка разметки текста HTML».

8. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования — 16 часов

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алго­ритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов челове­ком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объект­но-ориентированного визуального программирования.

Кодирование основных типов алгоритмических струк­тур алгоритмическом языке и на объектно-ориентиро­ванных языках. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «вы­бор». Алгоритмическая структура «цикл».

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках ал­горитмического и объектно-ориентированного программи­рования. Графические возможности объектно-ориентиро­ванного языка программирования Visual Basic.

Практическая работа «Знакомство с системами алго­ритмического и объектно-ориентированного программиро­вания».

Практическая работа «Проект "Переменные"».

Практическая работа «Проект "Калькулятор"».

Практическая работа «Проект "Строковый калькуля­тор"».

Практическая работа «Проект "Даты и время"».

Практическая работа «Проект "Сравнение кодов симво­лов"».

Практическая работа «Проект "Отметка"».

Практическая работа «Проект "Коды символов"».

Практическая работа «Проект "Слово-перевертыш"».

Практическая работа «Проект "Графический редак­тор"».

Практическая работа «Проект "Системы координат"».

Практическая работа «Проект "Анимация"».

9. Моделирование и формализация — 11 часов

Окружающий мир как иерархическая система. Моде­лирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные мо­дели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Построение и исследование физических моделей. При­ближенное решение уравнений. Компьютерное конструиро­вание с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Практическая работа «Проект "Бросание мячика в пло­щадку"».

Практическая работа «Проект "Графическое решение уравнения"».

Практическая работа «Выполнение геометрических по­строений в системе компьютерного черчения КОМПАС».

Практическая работа «Проект "Распознавание удобре­ний"».

Практическая работа «Проект "Модели систем управле­ния"».

10. Логика и логические основы компьютера — 3 часа

Алгебра логики. Логические основы устройства ком­пьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоич­ных чисел.

Практическая работа «Таблицы истинности логических функций».

Практическая работа. «Модели электрических схем ло­гических элементов "И", "ИЛИ" и "НЕ"».

11. Информационное общество и информационная безопасность — 4 часа

Информационное общество. Информационная культу­ра. Перспективы развития информационных и коммуника­ционных технологий.

Правовая охрана программ и данных. Защита информа­ции. Правовая охрана информации. Лицензионные, услов­но бесплатные и свободно распространяемые программы.


III. Тематическое планирование учебного предмета «Информатика»


Тема

Количество часов / класс

Всего

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Информация и информационные процессы

3

1

2

-

Компьютер как универсальное устройство обработки информа­ции

8

7


1

Кодирование текстовой и графи­ческой информации

9

2

7

-

Обработка текстовой информации

8

8

-

-

Обработка графической информа­ции, цифрового фото и видео

5

5

-

-

Кодирование и обработка число­вой информации

6

-

6

-

Кодирование и обработка звука

2

-

2

-

Основы алгоритмизации и объ­ектно-ориентированного програм­мирования

15

-

-

15

Моделирование и формализация

8

-

-

8

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (ис­пользование электронных таблиц)

3

-

3


Основы логики

5

-

-

5

Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов

16

8

8

-

Информационное общество и ин­формационная безопасность

3

1

-

2

Контрольные уроки и резерв

11

2

5

3


Всего

102

34

34

34

Тематический план 7 класс


Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация и информационные процессы

1

1


2

Компьютер как универсальное устройство обработки информа­ции

7

4

3

3

Кодирование текстовой и графи­ческой информации

2

1

1

4

Обработка текстовой информации

8

4

4

5

Обработка графической информа­ции, цифрового фото и видео

5

3

2

12

Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов

8

4

4

13

Информационное общество и ин­формационная безопасность

1

1


14

Контрольные уроки и резерв

2

2



Итого:

34

20

14



Календарно-тематическое планирование «Информатика и ИКТ 7 класс» (34 часа) с определением основных видов учебной деятельности

урока

Тема урока

Вид деятельности

Домашнее задание

Дата проведения

Введение.

Информация, ее пред­ставление и измерение

Формирование первоначальных представлений об информации, ее представлении и измерении

Введение


Устройство компью­тера. Общая схема. Процессор, память

Изучение нового теоретического материала

п. 1.1, 1.2.1


Устройства ввода и вывода

Наряду с изучением нового материала проводится контроль усвоения предыдущей темы

п.1.2


Файл и файловая си­стема

Самостоятельная работа

п.1.3


Работа с файлами

Практические работы № 1.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» и 1.2 «Форматирование диска»

п.1.3.3


Программное обеспече­ние и его виды

Изучение нового теоретического материала

п.1.4


Организация информа­ционного пространства

Изучение нового материала. Практическая работа № 1.3 «Установка даты и времени»

п.1.5, 1.6


Компьютерные вирусы и антивирусные про­граммы

Обобщающий урок. К изученному материалу добавляется актуаль­ная тема безопасной работы за компьютером

п.1.7


Создание документа в текстовом редакторе

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики

п.2.1


Основные приемы редактирования до­кументов

Изучение нового материала. Практическая работа № 2.1 Тренировка ввода текстовой и числовой информации»

п.2.2, 2.3


Основные приемы форматирования до­кументов

Изучение нового материала. Практические работы № 2.3 «Форматирование символов и абзацев» и 2.4 «Создание и форматирование списков»

п.2.4


Внедрение объектов в текстовый документ

Практическая работа № 2.2 «Вставка в документ формул»

п.2.4


Работа с таблицами в текстовом документе

Практическая работа № 2.5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными»

п.2.5


Подготовка текстового документа со сложным форматированием

Итоговая практическая работа на контроль навыков редактирова­ния и форматирования текстовых документов

п.2.1-2.5


Компьютерные слова­ри и системы машин­ного перевода текста

Изучение нового материала. Практическая работа № 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

п.2.6


Системы оптического распознавания доку­ментов

Изучение нового материала. Практическая работа № 2.7 «Сканирование и распознавание» бумажного» документа»

п.2.7


Растровая графика

Изучение нового теоретического материала

п.3.1.1


Векторная графика

Изучение нового теоретического материала

п.3.1.2


Интерфейс и возмож­ности растровых гра­фических редакторов

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики

п.3.2.1, 3.2.2


Редактирование изо­бражений в растровом графическом редакторе

Практическая работа № 3.1 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

п.3.2.3, 3.2.4


Интерфейс и возмож­ности векторных гра­фических редакторов

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики

п.3.2


Создание рисунков в векторном графиче­ском редакторе

Практическая работа № 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

п.


Контрольный урок

Контрольная работа. На усмотре­ние учителя может состоять из двух частей: 1 часть — тематиче­ский тест (10 минут), 2 часть — творческая практическая работа (30 минут), например, создание поздравительной открытки

п.3.1, 3.2


Растровая и векторная анимация

Изучение нового материала. Практическая работа № 3.3 «Анимация»

п. 3.3


Представление инфор­мационных ресурсов в глобальной телекомму­никационной сети

Изучение нового материала. Практическая работа № 4.1 «Путешествие по Всемирной паутине»

п.4.1.1


Сервисы сети. Электронная почта

Изучение нового материала

п.4.1.2


Работа с электронной почтой

Практическая работа № 4.2 «Работа с электронной почтой»

п.4.1.2


Сервисы сети. Файловые архивы

Изучение нового материала

п.4.1.3


Общение в Интернете

Практическая работа № 4.3 «Загрузка файлов из Интернета»

п.4.1.4-4.1.6


Социальные сервисы сети

Изучение нового материала

п.4.1.7


Поиск информации в сети Интернет

Практическая работа № 4.4 «Поиск информации в Интернете»

п.4.2


Электронная коммер­ция в Интернете

Изучение нового материала

п.4.3


Личная безопасность в

сети Интернет

Может быть проведено в виде итогового семинарского занятия

п.4


Резерв






Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Преподавание нового курса «Информатика 7» основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:

Авторская мастерская Н. Д. Угринович http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/

Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. М.: БИНОМ. Лабо­ратория знаний, 2012.

Босова Л. Л., Босова А. Ю. Контрольно-измерительные материалы по инфор­матике для V—VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образование». 2007, № 6.

Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5—7 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Угринович Н.Д. Информатика -7. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2012.

Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2012.

Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие для учителей + CD. – М.: Бином, 2012.

Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ, 2010.



Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

Программные средства:

  • мультимедийные ПК;

  • локальная сеть;

  • глобальная сеть;

  • мультимедиа проектор;

  • принтер;

  • сканер.

  • операционная система Windows или Linux;

  • полный пакт офисных приложений Microsoft Office или OpenOffice;

  • растровые и векторные графические редакторы;

  • архиватор.