Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Щигры Курской области»
Рассмотрено на заседании МО учителей математики, физики, информатики Протокол от ______№____ | Принята на заседании педагогического совета Протокол от _____№ ___ | Утверждена приказом директора школы от _________ № _________
Н.И. Смахтина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по иформатике
7 класс
Составитель: Кретова Е.А.,
учитель информатики
I квалификационной
категории
Щигры 2016
Программа по информатике для основной школы разработана в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Щигры Курской области» и авторской программы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (автор Н. Д. Угринович; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Отличительной особенностью стандарта второго поколения (ФГОС) от стандарта первого поколения является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается оттрадиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу обучения, т. е. учащиеся должны уметь учиться, самостоятельно добывать знания, анализировать, отбирать нужную информацию, уметь контактировать в различных по возрастному составу группах. Оптимальное сочетание теории, необходимой для успешного выполнения практических задач пользователя в современных программных средах, и практики — главная отличительная черта УМК по информатике автора Н. Д. Угриновича.
В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставлен-ной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Основная задача курса — сформировать готовность современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению образования в старшей школе. Важно, что в учебниках параллельно рассматриваются операционная система Windows и свободно распространяемая операционная система Linux и их приложения.
I. Планируемые результаты изучения
учебного предмета «Информатика»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Информация вокруг нас
Выпускник научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускник получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Информационные технологии
Выпускник научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Информационное моделирование
Выпускник научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Алгоритмика
Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Выпускник получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).
В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. При этом приоритет отдается освоению наиболее востребованных средств ИКТ и ПО во взаимосвязи с проблемным содержанием типичного класса задач, актуальным в какой-либо профессиональной отрасли. Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.
Личностные результаты освоения информатики:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Формирование информационной картины мира происходит через:
понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5. Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой:
развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Таблица соответствия содержания учебников планируемым результатам обучения в системе универсальных учебных действий приведена в Приложении.
Среди предметных результатов ключевую роль играют:
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвлением и циклической; формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся не только знакомятся с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
II. Содержание учебного предмета «Информатика»
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7-9 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Тема «Информация и информационные процессы». Дает учащимся основные понятия информатики «информация», «количество информации» и т. д.
Тема «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» систематизирует ранее полученные знания по этой теме, а также развивает и углубляет знания и умения учащихся.
Темы «Обработка текстовой информации», «Обработка графической информации», «Кодирование текстовой и графической информации» развивают полученные ранее учащимися знания и умения, а также позволяет им получить знания и умения, не полученные ранее.
Тема «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео» позволяет учащимся получить необходимые знания и умения, актуальные в настоящее время.
Тема «Кодирование и обработка числовой информации» углубляет и конкретизирует знания и умения по данной теме.
Тема «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных» фактически является пропедевтической и служит продолжением предыдущей темы.
Тема «Коммуникационные технологии» расширена за счет интеграции с темой «Разработка web-сайтов». Эта тема актуальна в настоящее время и отнесена к двум параллелям (7 и 8 классы).
Тема «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования». Ее целесообразно изучать в 1 полугодии 9 класса. В этой теме изучаются три языка: OpenOffice.org Basic в операционных системах Windows и Linux, объектно-ориентированный Visual Basic в операционной системе Windows и объектно-ориентированный Gambas в операционной системе Linux. Использование языка OpenOffice.org Basic согласуется с ГИА и ЕГЭ, а объектно-ориентированные Visual Basic и Gambas используют современную технологию программирования, хотя алгоритмическое программирование входит в технологию объектно- ориентированного программирования.
Тема «Моделирование и формализация» рассматривает построение (в том числе компьютерных) моделей изразличных предметных областей (физики, математики, химии и др.). Это делает ее метапредметной и служит катализатором процесса информатизации образования в целом.
Тема «Логика и логические основы компьютера» может быть изучена и раньше (чем в конце 9 класса), однако именно к этому времени учащиеся обладают достаточным логическим мышлением и фактическими знаниями.
Тема «Информационное общество и информационная безопасность» заканчивает изучение курса «Информатика» в основной школе и базируется на знаниях, полученных учащимися ранее.
1. Информация и информационные процессы — 9 часов
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации — 11 часов
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Типы персональных компьютеров.
Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками.
Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практическая работа «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа «Форматирование дискеты».
Практическая работа «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
3. Кодирование и обработка текстовой и графической информации — 22 часа
Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации.
Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа «Вставка в документ формул».
Практическая работа «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа «Создание и форматирование списков».
Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Практическая работа «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа. «Сканирование и распознавание "бумажного" текстового документа».
Практическая работа «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа «Анимация».
Практическая работа «Кодирование графической информации».
4. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео — 4 часа
Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Практическая работа «Кодирование и обработка звуковой информации».
Практическая работа «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
Практическая работа «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
5. Кодирование и обработка числовой информации — 7 часов
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.
Практическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Практическая работа «Построение диаграмм различных типов».
6. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных — 3 часа
Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
7. Коммуникационные технологии — 12 часов
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
Разработка web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и web-сайты. Структура web-страницы. Форматирование текста на web-странице. Вставка изображений в web-страницы. Гиперссылки на web-страницах. Списки на web-страницах. Интерактивные формы на web-страницах.
Практическая работа «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа «Регистрация и общение в социальной сети Facebook».
Практическая работа «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети».
Практическая работа «"География" Интернета».
Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
8. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования — 16 часов
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.
Практическая работа «Знакомство с системами алгоритмического и объектно-ориентированного программирования».
Практическая работа «Проект "Переменные"».
Практическая работа «Проект "Калькулятор"».
Практическая работа «Проект "Строковый калькулятор"».
Практическая работа «Проект "Даты и время"».
Практическая работа «Проект "Сравнение кодов символов"».
Практическая работа «Проект "Отметка"».
Практическая работа «Проект "Коды символов"».
Практическая работа «Проект "Слово-перевертыш"».
Практическая работа «Проект "Графический редактор"».
Практическая работа «Проект "Системы координат"».
Практическая работа «Проект "Анимация"».
9. Моделирование и формализация — 11 часов
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Практическая работа «Проект "Бросание мячика в площадку"».
Практическая работа «Проект "Графическое решение уравнения"».
Практическая работа «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».
Практическая работа «Проект "Распознавание удобрений"».
Практическая работа «Проект "Модели систем управления"».
10. Логика и логические основы компьютера — 3 часа
Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.
Практическая работа «Таблицы истинности логических функций».
Практическая работа. «Модели электрических схем логических элементов "И", "ИЛИ" и "НЕ"».
11. Информационное общество и информационная безопасность — 4 часа
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
III. Тематическое планирование учебного предмета «Информатика»
№ | Тема | Количество часов / класс |
Всего | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. |
-
| Информация и информационные процессы | 3 | 1 | 2 | - |
-
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 8 | 7 | | 1 |
-
| Кодирование текстовой и графической информации | 9 | 2 | 7 | - |
-
| Обработка текстовой информации | 8 | 8 | - | - |
-
| Обработка графической информации, цифрового фото и видео | 5 | 5 | - | - |
-
| Кодирование и обработка числовой информации | 6 | - | 6 | - |
-
| Кодирование и обработка звука | 2 | - | 2 | - |
-
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 15 | - | - | 15 |
-
| Моделирование и формализация | 8 | - | - | 8 |
-
| Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) | 3 | - | 3 | |
-
| Основы логики | 5 | - | - | 5 |
-
| Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов | 16 | 8 | 8 | - |
-
| Информационное общество и информационная безопасность | 3 | 1 | - | 2 |
-
| Контрольные уроки и резерв | 11 | 2 | 5 | 3 |
| Всего | 102 | 34 | 34 | 34 |
Тематический план 7 класс
№ | Название темы | Количество часов |
общее | теория | практика |
1 | Информация и информационные процессы | 1 | 1 | |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 4 | 3 |
3 | Кодирование текстовой и графической информации | 2 | 1 | 1 |
4 | Обработка текстовой информации | 8 | 4 | 4 |
5 | Обработка графической информации, цифрового фото и видео | 5 | 3 | 2 |
12 | Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов | 8 | 4 | 4 |
13 | Информационное общество и информационная безопасность | 1 | 1 | |
14 | Контрольные уроки и резерв | 2 | 2 | |
| Итого: | 34 | 20 | 14 |
Календарно-тематическое планирование «Информатика и ИКТ 7 класс» (34 часа) с определением основных видов учебной деятельности
№ урока | Тема урока | Вид деятельности | Домашнее задание | Дата проведения |
| Введение. Информация, ее представление и измерение | Формирование первоначальных представлений об информации, ее представлении и измерении | Введение | |
| Устройство компьютера. Общая схема. Процессор, память | Изучение нового теоретического материала | п. 1.1, 1.2.1 | |
| Устройства ввода и вывода | Наряду с изучением нового материала проводится контроль усвоения предыдущей темы | п.1.2 | |
| Файл и файловая система | Самостоятельная работа | п.1.3 | |
| Работа с файлами | Практические работы № 1.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» и 1.2 «Форматирование диска» | п.1.3.3 | |
| Программное обеспечение и его виды | Изучение нового теоретического материала | п.1.4 | |
| Организация информационного пространства | Изучение нового материала. Практическая работа № 1.3 «Установка даты и времени» | п.1.5, 1.6 | |
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы | Обобщающий урок. К изученному материалу добавляется актуальная тема безопасной работы за компьютером | п.1.7 | |
| Создание документа в текстовом редакторе | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики | п.2.1 | |
| Основные приемы редактирования документов | Изучение нового материала. Практическая работа № 2.1 Тренировка ввода текстовой и числовой информации» | п.2.2, 2.3 | |
| Основные приемы форматирования документов | Изучение нового материала. Практические работы № 2.3 «Форматирование символов и абзацев» и 2.4 «Создание и форматирование списков» | п.2.4 | |
| Внедрение объектов в текстовый документ | Практическая работа № 2.2 «Вставка в документ формул» | п.2.4 | |
| Работа с таблицами в текстовом документе | Практическая работа № 2.5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными» | п.2.5 | |
| Подготовка текстового документа со сложным форматированием | Итоговая практическая работа на контроль навыков редактирования и форматирования текстовых документов | п.2.1-2.5 | |
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текста | Изучение нового материала. Практическая работа № 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» | п.2.6 | |
| Системы оптического распознавания документов | Изучение нового материала. Практическая работа № 2.7 «Сканирование и распознавание» бумажного» документа» | п.2.7 | |
| Растровая графика | Изучение нового теоретического материала | п.3.1.1 | |
| Векторная графика | Изучение нового теоретического материала | п.3.1.2 | |
| Интерфейс и возможности растровых графических редакторов | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики | п.3.2.1, 3.2.2 | |
| Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | Практическая работа № 3.1 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | п.3.2.3, 3.2.4 | |
| Интерфейс и возможности векторных графических редакторов | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики | п.3.2 | |
| Создание рисунков в векторном графическом редакторе | Практическая работа № 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | п. | |
| Контрольный урок | Контрольная работа. На усмотрение учителя может состоять из двух частей: 1 часть — тематический тест (10 минут), 2 часть — творческая практическая работа (30 минут), например, создание поздравительной открытки | п.3.1, 3.2 | |
| Растровая и векторная анимация | Изучение нового материала. Практическая работа № 3.3 «Анимация» | п. 3.3 | |
| Представление информационных ресурсов в глобальной телекоммуникационной сети | Изучение нового материала. Практическая работа № 4.1 «Путешествие по Всемирной паутине» | п.4.1.1 | |
| Сервисы сети. Электронная почта | Изучение нового материала | п.4.1.2 | |
| Работа с электронной почтой | Практическая работа № 4.2 «Работа с электронной почтой» | п.4.1.2 | |
| Сервисы сети. Файловые архивы | Изучение нового материала | п.4.1.3 | |
| Общение в Интернете | Практическая работа № 4.3 «Загрузка файлов из Интернета» | п.4.1.4-4.1.6 | |
| Социальные сервисы сети | Изучение нового материала | п.4.1.7 | |
| Поиск информации в сети Интернет | Практическая работа № 4.4 «Поиск информации в Интернете» | п.4.2 | |
| Электронная коммерция в Интернете | Изучение нового материала | п.4.3 | |
| Личная безопасность в сети Интернет | Может быть проведено в виде итогового семинарского занятия | п.4 | |
| Резерв | | | |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса
Преподавание нового курса «Информатика 7» основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:
Авторская мастерская Н. Д. Угринович http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ |
Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. |
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V—VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образование». 2007, № 6. |
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5—7 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. |
Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. |
Угринович Н.Д. Информатика -7. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2012. |
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2012. |
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие для учителей + CD. – М.: Бином, 2012. |
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ, 2010. |
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства: | Программные средства: |
мультимедийные ПК; локальная сеть; глобальная сеть; мультимедиа проектор; принтер; сканер. | операционная система Windows или Linux; полный пакт офисных приложений Microsoft Office или OpenOffice; растровые и векторные графические редакторы; архиватор. |