Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Основной образовательной программы основного общего образования
Учебного плана МБОУ Переснянской СШ
Программа рассчитана на 136 часов
10 класс – 2 час в неделю
11 класс - 2 часа в неделю
Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты изучения информатики должны отражать:
"Информатика" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов;
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать презентации на основе шаблонов;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Понимание взаимосвязи предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которого лежат знания по данному учебному предмету.
Содержание учебного курса
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
Тематическое планирование
10 класс
№ | Тема | Количество часов | Практическая часть |
Контрольные работы | Практические работы |
1 | Введение. Информация и информационные процессы | 19 | | 1 |
2 | Информационные технологии | 21 | 2 | 15 |
3 | Коммуникационные технологии | 23 | 1 | 11 |
| Повторение, подготовка к ЕГЭ | 5 | | |
| ВСЕГО: | 68 | 3 | 27 |
Тематическое планирование
11 кдасс
№ | Название темы | Кол-во часов | Практическая часть |
Контрольные работы | Контрольные работы |
1 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | 22 | 2 | 11 |
2 | Моделирование и формализация | 16 | 2 | 7 |
3 | Базы данных. Системы управления базами данных | 16 | 2 | 6 |
4 | Информационное общество | 6 | | |
5 | Повторение. Подготовка к ЕГЭ | 8 | | |
| Итого: | 68 | 6 | 24 |
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Кол–во часов | Дата | Примечание |
Теория | Практика | план | факт |
1 | Введение. Информация и информационные процессы | Введение. Вводный инструктаж правил по техники безопасности, поведения в кабинете информатики. | | 1 | | | |
2 | | Предмет Информатика | | 1 | | |
3 | | Информация и её свойства | | 1 | | | |
4 | | Информационные процессы. | | 1 | | |
5 | | Количество информации. | | 1 | | | |
6 | | Подходы к определению количества информации. | | 1 | | |
7 | | | Практическая работа №1. Определение количества информации. | 1 | | | |
8 | | Определение количества информации. | | 1 | | | |
9 | Информационные технологии | Кодирование текстовой информации. | Практическая работа 2. Кодировки русских букв. | 1 | | | |
10 | | Кодирование текстовой информации. | | 1 | | |
11 | | Создание документов в текстовых редакторах. | | 1 | | | |
12 | | Форматирование документов в текстовых редакторах | | 1 | | |
13 | | | Практическая работа 3. Создание и форматирование документа. | 1 | | | |
14 | | | Практическая работа 3. Создание и форматирование документа. | 1 | | |
15 | | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. | | 1 | | | |
16 | | | Практическая работа 4. Перевод с помощью онлайнового словаря и переводчика. | 1 | | | |
17 | | Системы оптического распознавания документов. | | 1 | | | |
18 | | | Практическая работа 5. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа. | 1 | | |
19 | | | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы. Кодирование и обработка текстовой информации». | 1 | | | |
20 | | | Анализ Контрольная работа №1 | 1 | | |
21 | | Кодирование графической информации | | 1 | | | |
22 | | | Практическая работа 6. Кодирование графической информации | 1 | | |
23 | | Растровая графика. | | 1 | | | |
24 | | | Практическая работа 7. Растровая графика. | 1 | | | |
25 | | Векторная графика. | | 1 | | | |
26 | | | Практическая работа 8. Трехмерная векторная графика. | 1 | | |
27 | | | Практическая работа 9. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС | 1 | | | |
28 | | КОМПАС 3D | | 1 | | |
29 | | Кодирование звуковой информации. | | 1 | | | |
30 | | | Практическая работа 10. Создание и редактирование оцифрованного звука | 1 | | |
31 | | | Практическая работа 11. Создание Flash-анимации | 1 | | | |
32 | | Flash-анимация | | 1 | | |
33 | | Компьютерные презентации. | | 1 | | | |
34 | | | Практическая работа 12. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера» | 1 | | |
35 | | Представление числовой информации с помощью систем счисления | | 1 | | | |
36 | | | Практическая работа 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора | 1 | | |
37 | | Электронные таблицы | | 1 | | | |
38 | | | Практическая работа 14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах | 1 | | |
39 | | Построение диаграмм и графиков | | 1 | | | |
40 | | | Практическая работа 15. Построение диаграмм различных типов | 1 | | |
41 | | | Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации». | 1 | | | |
42 | Коммуникационные технологии | Локальные компьютерные сети. | Практическая работа 16. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети | 1 | | |
43 | | Глобальная компьютерная сеть Интернет | | 1 | | | |
44 | | Подключение к Интернету | Практическая работа 17. Создание подключения к Интернету Практическая работа 18. Подключения к Интернету и определение IP-адреса | 1 | | |
45 | | Всемирная паутина | Практическая работа 19. Настройка браузера | 1 | | | |
46 | | Электронная почта. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. | | 1 | | |
47 | | | Практическая работа 20. Работа с электронной почтой | 1 | | | |
48 | | Общение в Интернете в реальном времени | | 1 | | |
49 | | | Практическая работа 21. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях. | 1 | | | |
50 | | Файловые архивы | | 1 | | |
51 | | | Практическая работа 22. Работа с файловыми архивами | 1 | | | |
52 | | Геоинформационные системы в Интернете. | | 1 | | |
53 | | | Практическая работа 23. Геоинформационные системы в Интернете | 1 | | | |
54 | | Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. | | 1 | | |
55 | | | Практическая работа 24. Поиск в Интернете | 1 | | | |
56 | | Электронная коммерция в Интернете. | | 1 | | | |
57 | | | Практическая работа 25. Заказ в Интернет-магазине. | 1 | | | |
58 | | Основы языка разметки гипертекста | | 1 | | |
59 | | Гипертекст в документе | | 1 | | | |
60 | | | Практическая работа 26. Разработка сайта с использованием Web-редактора | 1 | | |
61 | | | Практическая работа 26. Разработка сайта с использованием Web-редактора | 1 | | | |
62 | | | Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии». | 1 | | |
63 | | | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
64 | | Итоговое повторение. | | 1 | | |
65 | | Итоговое повторение. | | 1 | | | |
66 | | Итоговое повторение. | | 1 | | |
67 | | Итоговое повторение. | | 1 | | | |
68 | | Итоговое повторение. | | 1 | | |
| | Итого | | 68 | | | |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Кол–во часов | Дата | Примечание |
Теория | Практика | план | факт |
1 | Тема: «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (22 часа) | История развития вычислительной техники. | | 1 | | | |
2 | | | П.р. 1.1 Виртуальные компьютерные музеи. | 1 | | |
3 | | Архитектура персонального компьютера. | П.р. 1.2. Сведения об архитектуре компьютера. | 1 | | | |
4 | | Операционные системы. | П.р. 1.3. Сведения о логических разделах дисков. | 1 | | |
5 | | Основные характеристики операционных систем. | П.р. 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе. | 1 | | | |
6 | | Операционная система Windows. | | 1 | | |
7 | | | П.р. 1.5 Настройка графического интерфейса для операционной системы Windows . | 1 | | | |
8 | | Операционная система Linux. | | 1 | | | |
9 | | | П.р. 1.6 Установка пакетов в операционной системе Linux. | 1 | | | |
10 | | Защита от несанкционированного доступа к информации. | | 1 | | |
11 | | Защита с использованием паролей. | | 1 | | | |
12 | | Биометрические системы защиты. | П.р. 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи. | 1 | | |
13 | | Физическая защита данных на дисках. | | 1 | | | |
14 | | Защита от вредоносных программ. | | 1 | | |
15 | | Вредоносные и антивирусные программы | | 1 | | | |
16 | | Компьютерные вирусы и защита от них. | | 1 | | | |
17 | | | П.р. 1.8 Защита от компьютерных вирусов. | 1 | | | |
18 | | Сетевые черви и защита от них. | П.р. 1.9. Защита от сетевых червей. | 1 | | |
19 | | Троянские программы и защита от них | П.р.1.10. Защита от троянских программ. | 1 | | | |
20 | | Хакерские утилиты и защита от них. | П.р.1.11. Защита от хакерских атак. | 1 | | |
21 | | Контроль знаний и умений по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование) | | 1 | | | |
22 | | Контроль знаний и умений по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (выполнение зачётной П.р.) | | 1 | | |
23 | Тема 2: Моделирование и формализация (16часов) | Моделирование как метод познания | | 1 | | | |
24 | | Системный подход в моделировании | | 1 | | | |
25 | | Формы представления моделей | | 1 | | | |
26 | | Формализация. | | 1 | | |
27 | | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | | 1 | | | |
28 | | Исследование интерактивных компьютерных моделей. | П.р.2.1. Проект «Периодическая таблица элементов Д.И. Менделеева» | 1 | | |
29 | | Исследование физических моделей. | | 1 | | | |
30 | | | П.р. 2.2. Проект «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» | 1 | | |
31 | | Исследование астрономических моделей. | П.р. 2.3. Проект «Движение Земли вокруг солнца» | 1 | | | |
32 | | Исследование алгебраических моделей. | П.р. 2.4. Проект «Приближённое решение уравнения» | 1 | | |
33 | | Исследование геометрических моделей (планиметрия). | П.Р. 2.5. Проект «Движение круга» | 1 | | | |
34 | | Исследование геометрических моделей (стереометрия). | | 1 | | |
35 | | Исследование химических моделей. | П.р. 2.6. Проект «Распознавание химических веществ» | 1 | | | |
36 | | Исследование биологических моделей. | П.р. 2.7. Проект «Рост численности популяций» | 1 | | |
37 | | Контроль знаний и умений по теме «Моделирование и формализация» (тестирование) | | 1 | | | |
38 | | | Контроль знаний и умений по теме «Моделирование и формализация» (выполнение зачётной П.р) | 1 | | |
39 | Тема: Базы данных. Системы управления базами данных (16 часов) | Табличные базы данных | | 1 | | | |
40 | | | П.р. 3.1 Создание табличной базы данных | 1 | | |
41 | | Системы управления базами данных. | | 1 | | | |
42 | | Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты. | | 1 | | |
43 | | Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. | | 1 | | | |
44 | | | П.р. 3.2 Создание формы в табличной базе данных | 1 | | |
45 | | Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. | | 1 | | | |
46 | | | П.р. 3.3 Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов | 1 | | |
47 | | Сортировка записей в табличной базе данных | П.р. 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных. | 1 | | | |
48 | | Печать данных с помощью отчётов. | | 1 | | |
49 | | . | П.р. 3.5. Создание отчёта в табличной базе данных. | 1 | | | |
50 | | Иерархические базы данных. | | 1 | | |
51 | | | П.р. 3.6. Создание генеалогического древа семьи. | 1 | | | |
52 | | Сетевые базы данных. | | 1 | | |
53 | | Контроль знаний и умений по теме «Базы данных. Системы управления базами данных» (тестирование) | | 1 | | | |
54 | | | Контроль знаний и умений по теме «Базы данных. Системы управления базами данных» (выполнение зачётной П.р.) | 1 | | |
55 | Тема: Информационное общество (6 часов) | Право в Интернете. | | 1 | | | |
56 | | Право в Интернете. | | 1 | | | |
57 | | Этика в Интернете. | | 1 | | | |
58 | | Этика в Интернете. | | 1 | | |
59 | | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | | 1 | | | |
60 | | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | | 1 | | |
61 | Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» (10 часов) | | | 1 | | | |
62 | | Тема 1. Информация. Кодирование информации | Тесты в форме ЕГЭ | 1 | | |
63 | | Тема 2. Устройство компьютера и программное обеспечение | Тесты в форме ЕГЭ | 1 | | | |
64 | | Тема 3. Алгоритмизация и программирование. | Тесты в форме ЕГЭ | 1 | | |
65 | | Тема 4. Основы логики и логические основы компьютера. | Тесты в форме ЕГЭ | 1 | | | |
66 | | Тема 5. Моделирование и формализация. | Тесты в форме ЕГЭ | 1 | | |
67 | | Тема 6. Информационные технологии. | Тесты в форме ЕГЭ | 1 | | | |
68 | | Тема 7. Коммуникационные технологии. | Тесты в форме ЕГЭ | 1 | | |
| | Итого | | 68 | | | |
Список используемой литературы
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Угринович Н.Д. Уроки информатики в 10-11 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
М.Н. Бородин «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.