Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2»
Согласовано Руководитель МО ________О.И. Чубукова Протокол №1 от 31.08.2022 г. | Утверждаю Директор гимназии №2 ________ Н. В. Маслеников Приказ №03-02/181 от 31.08.2022 г. |
Рабочая программа
по информатике
на ступень в 10-11 классах
учитель Шульгин А.Е.
2022-2024 учебный год
68 часов
г. Ярославль
Результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Личностные результаты
Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
Сформированная гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
Готовность к служению Отечеству, его защите;
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
Уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
Уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
Владеть языковыми средствами — уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
Сформирует представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
Овладеет системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
Овладеет навыками алгоритмического мышления и поймет необходимость формального описания алгоритмов;
Овладеет умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня (Паскаль); знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
Овладеет стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
Овладеет навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования (Паскаль), включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
Сформирует представление о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
Сформирует представления о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
1Сформирует представление об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии "операционная система" и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
Сформирует представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
Овладеет опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;
Овладеет компьютерными средствами представления и анализа данных;
Овладеет основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
Сформирует умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных;
Сформирует базовые навыки и умения по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Содержание учебного предмета
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
Информация (11 часов, из которых 4 практические работы, 1 практикум) |
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Универсальность дискретного представления информации. Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. | Знают Три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации; что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации; примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; понятия «шифрование» и «дешифрование». Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной точки зрения; связь между размером алфавита и информационным весом символа; связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб; сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения. Принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком. Способы кодирования текста в компьютере; способы представления изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; способы дискретного представления звука. Умеют Решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения; решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход; выполнять пересчет количества информации в разные единицы. Получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера; определять по внутреннему коду значение числа; принципы представления вещественных чисел. Вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи. |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (5 часов, из которых 2 практические работы) |
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. | Знают Историю развития носителей информации; современные типы носителей информации и их основные характеристики; модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы защиты от шума. Основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации. Что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и система команд алгоритмической машины Поста. Этапы истории развития ЭВМ; что такое неймановская архитектура ЭВМ; для чего используются периферийные процессоры (контроллеры); архитектуру персонального компьютера; принципы архитектуры суперкомпьютеров. Умеют Сопоставлять разные цифровые носители по их техническим свойствам; рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи. По описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой. Составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста. |
Программирование обработки информации (18 часов, из которых 8 практических работ) |
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные величины (массивы). Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Постановка задачи сортировки. Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных. Примеры задач: алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления; алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.); алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения. Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца). | Знают Этапы решения задач на компьютере; что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов; систему команд компьютера; классификацию структур алгоритмов; принципы структурного программирования. Систему типов данных в Паскале; операторы ввода и вывода; правила записи арифметических выражений на Паскале; оператор присваивания; структуру программы на Паскале. Логический тип данных, логические величины, логические операции; правила записи и вычисления логических выражений; условный оператор If; оператор выбора Select case. Различие между циклом с предусловием и постусловием; различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом; операторы цикла While и Repeat-Until; Оператор цикла с параметром For; порядок выполнения вложенных циклов. Понятие вспомогательного алгоритма и подпрограммы; правила описания и использования подпрограмм-функций; правила описания и использования подпрограмм-процедур. Правила описания массивов на Паскале; правила организации ввода и вывода значений массива; правила программной обработки массивов. Правила описания символьных величин и строк; основные процедуры и функции Паскаля для работы с символьной информацией. Умеют Описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке; выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц. Составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале. Программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления. Программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром; итерационные и вложенные циклы. Выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы; описывать функции и процедуры на Паскале; записывать в программах обращения к функциям и процедурам. Составлять типовые программы обработки массивов; заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировка массива. Решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов. |
Информационные системы и базы данных (10 часов, из которых 5 практические работы, 1 практикум) |
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма. | Знают Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; основные свойства систем; что такое «системный подход» в науке и практике; модели систем: модель «черного ящика», модель состава, структурная модель; использование графов для описания структур систем. Что такое база данных; основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; определение и назначение СУБД; основы организации многотабличной БД; что такое схема БД; что такое целостность данных; этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД; структуру команды запроса на выборку данных из БД; организацию запроса на выборку в многотабличной БД; основные логические операции, используемые в запросах; правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов. Умеют Приводить примеры систем; анализировать состав и структуру систем; различать связи материальные и информационные. Создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД; реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов; реализовывать запросы со сложными условиями выборки. |
Интернет (10 часов, из которых 6 практических работ) |
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты). Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. | Знают Назначение коммуникационных и информационных служб Интернета; что такое прикладные протоколы; основные понятия WWW; веб-страница, веб-сервер, веб-сайт, веб-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес; что такое поисковые каталог и указатель: организация, назначение. Какие существуют средства для создания веб-страниц; в чем состоит проектирование веб-сайта; что значит опубликовать веб-сайт. Умеют Работать с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов; осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. Создавать несложный веб-сайт с помощью редактора сайтов. |
Информационное моделирование (12 часов, из которых 6 практических работ, 1 практикум) |
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования). Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов. Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры. Аддитивные технологии (3D-принтеры). Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево. | Знают Понятие модели; понятие информационной модели; этапы построения компьютерной информационной модели. Понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины; что такое математическая модель; формы представления зависимостей между величинами. Для решения каких практических задач используется статистика; что такое регрессионная модель; как происходит прогнозирование по регрессионной модели. Что такое корреляционная зависимость; что такое коэффициент корреляции; какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа. Что такое оптимальное планирование; что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов; что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены; в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана; какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования. Умеют С помощью электронных таблиц получать табличную и графическую формы зависимостей между величинами. Используя табличный процессор, строить регрессивные модели заданных типов; осуществлять прогнозирование (восстановление значение и экстраполяцию) по регрессионной модели. Вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ). Решать задачу оптимального планирования с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (поиск решений). |
Социальная информатика (2 часа) |
Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности. | Знают Что такое информационные ресурсы общества; из чего складывается рынок информационных ресурсов; что относится к информационным услугам; в чем состоят основные черты информационного общества; причины информационного кризиса и пути его преодоления; какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества. Основные законодательные акты в информационной сфере; суть Доктрины информационной безопасности РФ. Умеют Соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности. |
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ урока | № урока в теме | Тема урока | ЦОР | Д/З |
Информация |
1 | 1 | Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. | | П. 1, 7, 8, 9 |
2 | 2 | Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. П/р 1: Информационные процессы | | П. 2 |
3 | 3 | Алфавитный подход к определению количества информации. | | П. 3 |
4 | 4 | Вероятностный подход к определению количества информации. | | П. 4 |
5 | 5 | Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. П/р 2: Измерение информации. | ege.sdamgia.ru/ | Записи |
6 | 6 | Языки кодирования информации. Формализованные и неформализованные языки. Универсальность дискретного представления информации. | | П. 5 |
7 | 7 | Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. П/р 3: Кодирование информации. | ege.sdamgia.ru/ | П. 6 |
8 | 8 | Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Безопасный Интернет | | Записи |
9 | 9 | П/р 4: Перевод чисел из одной системы счисления в другую. | ege.sdamgia.ru/ | |
10 | 10 | Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. | | Записи |
11 | 11 | К/р 1: Информация | | |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов |
12 | 1 | Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. П/р 5: Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. | | П. 11 |
13 | 2 | Час кода Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. | | П. 11 |
14 | 3 | Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. | | Записи |
15 | 4 | Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. П/р 6: Работа с графическим интерфейсом Windows | | Записи |
16 | 5 | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. | | Записи |
Программирование обработки информации |
17 | 1 | Этапы решения задач на компьютере. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. | | П. 14 |
18 | 2 | Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования. Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. | | П. 12, 13 |
19 | 3 | Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. | ege.sdamgia.ru/ | П. 12, 13 |
20 | 4 | П/р 7: Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. | | |
21 | 5 | П/р 8: Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. | | |
22 | 6 | Подпрограммы. | ege.sdamgia.ru/ | П. 23 |
23 | 7 | Рекурсивные алгоритмы. П/р 9: Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму. | | |
24 | 8 | Табличные величины (массивы). Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных. | | П. 24 |
25 | 9 | Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. | ege.sdamgia.ru/ | Записи |
26 | 10 | Алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); | ege.sdamgia.ru/ | П. 26 |
27 | 11 | П/р 10: Разработка алгоритма (программы) по статистической обработке одномерного массива. | | |
28 | 12 | Алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления Алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.); | ege.sdamgia.ru/ | П. 26 |
29 | 13 | П/р 11: Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу. | | |
30 | 14 | Алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массив, суммирование элементов массива, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения. | ege.sdamgia.ru/ | П. 26 |
31 | 15 | П/р 12: Разработка алгоритма (программы) по изменению одномерного массива. | | |
32 | 16 | Постановка задачи сортировки. П/р 13: Сортировка одномерного массива | | |
33 | 17 | Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца). | ege.sdamgia.ru/ | П. 27, 28 |
34 | 18 | П/р 14: Обработка строк символов | | |
11 класс
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения урока | Д/З |
Информационные системы и базы данных |
1 | 1 | Понятие и типы информационных систем. | | П. 24, 30 |
2 | 2 | Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. База данных. Схема данных. | | П. 31 |
3 | 3 | Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. П/р 1: Осуществление ввода и редактирование данных. | | П. 33 |
4 | 4 | Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. | ege.sdamgia.ru/ | П. 11 |
5 | 5 | П/р 2: Сортировка и фильтрация БД. | | |
6 | 6 | Реляционные (табличные) базы данных. Связи между таблицами. П/р 3: Создание и заполнение РБД. | | П. 32 |
7 | 7 | Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма. | | П. 34, 35 |
8 | 8 | П/р 4: Формирование простых запросов на поиск данных в среде СУБД | | |
9 | 9 | П/р 5: Работа с формой | | |
10 | 10 | П/р 6: Формирование сложных запросов на поиск данных в среде СУБД | | |
Интернет |
11 | 1 | Принципы построения компьютерных сетей. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. | | П. 26 |
12 | 2 | Браузеры. Использование языков построения запросов. Расширенный поиск информации в сети Интернет. Средства поиска и автозамены. История изменений. | | П. 27, 28 |
13 | 3 | Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. П/р 7: Работа с поисковыми системами. | | Записи |
14 | 4 | Другие виды деятельности в сети Интернет. П/р 8: Работа с электронной почтой. | | Записи |
15 | 5 | Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Инструментальные средства создания web-сайтов. Использование готовых шаблонов и создание собственных. | | П. 29 |
16 | 6 | Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты). | | Записи |
17 | 7 | Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. П/р 9: Разработка сайта | | Записи |
18 | 8 | Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. П/р 10: Форматирование текста и размещение графики | | П. 25 |
19 | 9 | Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Реферат и аннотация. Программы синтеза и распознавания устной речи. Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. П/р 11: Задание гиперссылок и вставка таблиц и списков | | Записи |
20 | 10 | Деловая переписка, научная публикация. Облачные сервисы Работа в группе, технология публикации готового материала в сети. Сетевое хранение данных. П/р 12: Тестирование и публикация Web-сайта. | | |
Информационное моделирование |
21 | 1 | Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). | | П. 13, 14 |
22 | 2 | Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. П/р 13: Моделирование и формализация | | Записи |
23 | 3 | Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево. П/р 14: Построение генеалогического дерева семьи. | | П. 14 |
24 | 4 | Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования). | ege.sdamgia.ru/ | Записи |
25 | 5 | Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). | | П. 36 |
26 | 6 | П/р 15: Получение регрессионных моделей | | |
27 | 7 | Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов. | | П. 37 |
28 | 8 | П/р 16: Прогнозирование | | |
29 | 9 | Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры. Аддитивные технологии (3D-принтеры). | | П. 38 |
30 | 10 | П/р 17: Расчет корреляционных зависимостей | | |
31 | 11 | Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект. | | П. 39 |
32 | 12 | П/р 18: Решение задач и оптимального планирования | | |
Социальная информатика |
33 | 1 | Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. | | П. 40, 41, 42 |
34 | 2 | Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности. Проблема подлинности полученной информации. | | П. 43 |