Аннотация к рабочей программе по информатике для 10-11 классов
(базовый уровень).
Программа составлена учителем информатики высшей квалификационной категории – Косенко Региной Владимировной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями).
Авторская учебная программа для изучения информатики на базовом уровне Босова Л.Л.. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Авторской программе соответствует учебники учебно-методический комплект (УМК), который обеспечивает обучение курсу информатики на базовом уровне и включает в себя:
-
Информатика: 10 –й класс: базовый уровень: учебник/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 5-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.
-
Информатика: 11 –й класс: базовый уровень: учебник/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 5-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.
-
Информатика: 10 11–й классы: базовый уровень: компьютерный практикум/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. И.Д. Куклина [и др.]. – 4-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2023.
-
Самостоятельные и контрольные работы приведены по сборнику Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 96 с.
В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).
Рабочая программа составлена с учётом Методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/ (дата обращения: 10.03.2021).
Данная рабочая программа составлена на 68 часов (за 2 года): в 10 классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и 11 классе – 33 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНО на заседании НМС МОАУГ № 8 Протокол № 1 от 26 августа 2022 г. Руководитель НМС _____________ Быкова Л.И. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУГ № 8 _____________ Гребелюк Н.Н. 29 августа 2022 г. |
Утверждено на педагогическом совете № 1 от 29 августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Косенко Регины Владимировны,
высшей квалификационной категории
по ИНФОРМАТИКЕ
для 10 – 11 классов
базовый уровень
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
естественно-математического цикла.
Протокол № 1 от 25 августа 2022 г.
Руководитель кафедры
________________ Скокова А.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно разделу ФГОС 18.3.1 «Учебный план среднего общего образования», в состав обязательной для изучения предметной области «Математика и информатика» входит учебный предмет «Информатика» (базовый и углубленный уровни).
Рабочая программа реализуется с использованием оборудования центра «Точка роста». Центры образования естественно-научной направленности «Точка роста» созданы с целью развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями); приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «29» декабря 2014 г. № 1645 (с изменениями и дополнениями); приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «31» декабря 2015 г. № 1578 (с изменениями и дополнениями); приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «29» июня 2017 г. № 1613 (с изменениями и дополнениями).
-
Авторская рабочая программа для изучения информатики на базовом уровне Босова Л.Л. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, 2016 г.
Авторской программе соответствует учебники учебно-методический комплект (УМК), который обеспечивает обучение курсу информатики на базовом уровне и включает в себя:
-
Информатика: 10 –й класс: базовый уровень: учебник/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 5-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.
-
Информатика: 11 –й класс: базовый уровень: учебник/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 5-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.
-
Информатика: 10 11–й классы: базовый уровень: компьютерный практикум/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. И.Д. Куклина [и др.]. – 4-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2023.
-
Самостоятельные и контрольные работы приведены по сборнику Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 96 с.
В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).
-
Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/ (дата обращения: 10.03.2021).
-
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного автономного учреждения гимназии № 8 городского округа города Райчихинска Амурской области.
-
Положение МОАУГ № 8 о рабочей программе учебного предмета, курса педагога МОАУГ №8 городского округа города Райчихинска Амурской области (утверждено директором МОУАГ № 8 от 24.05.2016 г.).
-
Учебный план МОАУГ №8 на 2022/2023 учебный год.
-
Годовой календарный график МОАУГ №8 на 2022/2023 учебный год.
Курс информатики в 10–11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 7–9 классах. Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы:
-
Теоретические основы информатики.
-
Средства информатизации (технические и программные).
-
Информационные технологии.
-
Социальная информатика.
В настоящей рабочей программе учтено, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий старшую школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Учебный предмет «Информатика» в среднем общем образовании отражает:
-
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
-
основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
-
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Курс информатики средней школы является завершающим этапом непрерывной подготовки учащихся в области информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); он опирается на содержание курса информатики основной школы и опыт постоянного применения ИКТ, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы в первую очередь на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:
-
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области;
-
умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
-
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с другими областями знания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10–11 классах должно обеспечить:
-
сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;
-
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
-
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
-
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе;
-
понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
-
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации;
-
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивации учащихся к саморазвитию.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы. Согласно Примерной основной образовательной программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11 классах отводится 70 часов учебного времени (1 час в неделю). Исходя из особенностей годового календарного МОАУГ №8, количество часов на изучение информатики в 10 классе – 35 часов в год, в 11 классе – 33 часа в год.
Базовый уровень изучения информатики рекомендуется для следующих профилей:
-
естественно-научный профиль, ориентирующий учащихся на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии, химия, физика и др.;
-
социально-экономический профиль, ориентирующий учащихся на профессии, связанные с социальной сферой, финансами, экономикой, управлением, предпринимательством и др.;
-
универсальный профиль, ориентированный в первую очередь на учащихся, чей выбор не соответствует в полной мере ни одному из утверждённых профилей.
Базовый уровень изучения информатики обеспечивает подготовку учащихся, ориентированных на те специальности, в которых информационные технологии являются необходимыми инструментами профессиональной деятельности; участие в проектной и исследовательской деятельности, связанной с междисциплинарной и творческой тематикой; возможность решения задач базового уровня сложности Единого государственного экзамена по информатике. Для каждого года обучения предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса для формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. При этом обязательная (инвариантная) часть содержания предмета, установленная примерной рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью. Последовательность изучения тем в пределах одного года обучения может быть изменена по усмотрению учителя при подготовке рабочей программы и поурочного планирования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Освоение учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
-
Гражданское воспитание:
-
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; готовность обучающихся противостоять негативным социальным явлениям.
-
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
-
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
-
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей:
-
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
-
Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание):
-
Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания):
-
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
-
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
-
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
-
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
-
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
-
Экологическое воспитание:
Метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
– строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
– представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
– понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
– использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
– применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
– понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
– понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения
информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ВВЕДЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
АЛГОРИТМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
– алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
– алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
– алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
– алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ И СЕРВИСОВ
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. РАБОТА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс |
Раздел | К-во часов | Тема | К-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Основные направления воспитательной деятельности |
Введение. Информация и информационные процессы | 6 | Информация и информационные процессы | 6 | Аналитическая деятельность Анализировать сущность понятий «информационная культура» и «информационная грамотность». Выявлять этапы работы с информацией. Классифицировать виды информации по принятому основанию. Оценивать информацию с позиции её свойств. Выявлять различия в алфавитном и содержательном подходах к измерению информации. Приводить примеры систем и их компонентов. Приводить примеры информационных процессов и информационных связей в системах различной природы. Приводить примеры задач обработки информации разных типов. Комментировать общую схему процесса обработки информации. Приводить примеры равномерных и неравномерных кодов. Комментировать схему передачи информации по техническим каналам связи. Приводить примеры информационных носителей заданной ёмкости. Моделировать процессы управления в реальных системах; выявлять каналы прямой и обратной связи и соответствующие информационные потоки. Практическая деятельность Выполнять работу по свёртыванию большого объёма текстовой информации с помощью графической формы (кластера, интеллект-карты и др.). Решать задачи на определение количества информации, содержащейся в сообщении, применяя содержательный и алфавитный подходы. Переходить от одних единиц измерения информации к другим. Решать задачи, связанные с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике). | 2, 5, 8 |
Использование программных систем и сервисов | 10 | Компьютер и его программное обеспечение | 5 | Аналитическая деятельность Характеризовать этапы информационных преобразований в обществе. Прослеживать тенденции развития вычислительной техники. Приводить примеры успехов отечественных ученых в области информационных и коммуникационных технологий. Выбирать конфигурацию компьютера в зависимости от решаемой задачи. Практическая деятельность Работать с графическим интерфейсом операционной системы (ОС), стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами. Использовать паролирование и архивирование для обеспечения защиты информации. Осуществлять кодирование текстовой информации с помощью кодировочных таблиц. Осуществлять сжатие информации с помощью кода Хаффмана. | 2, 7, 8 |
Современные технологии создания и обработки информационных объектов | 5 | Аналитическая деятельность Классифицировать компьютерную графику. Характеризовать основные редакторы создания презентаций. Практическая деятельность Разрабатывать структуру документа. Создавать гипертекстовый документ. Использовать средства автоматизации при создании документа. Применять правила цитирования источников и оформления библиографических ссылок. Осуществлять проверку созданного документа в системе антиплагиата. Принимать участие в коллективной работе над документом. Выполнять преобразование растровых изображений с целью оптимизации размера изображения, корректировки цветовых кривых, яркости, контрастности. Осуществлять фильтрацию изображений средствами графического редактора. Определять размеры графических файлов при известных глубине цвета и цветовой палитре. Определять размеры звуковых файлов при известных частоте дискретизации, глубине кодирования звука и других характеристиках звукозаписи. Обрабатывать изображения и звуки с использованием интернет- и мобильных приложений. Создавать мультимедийные презентации. | 4, 7 |
Математические основы информатики | 17 | Представление информации в компьютере | 9 | Аналитическая деятельность Классифицировать системы счисления. Выполнять сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Практическая деятельность Переводить целые числа и конечные десятичные дроби в систему счисления с основанием q. Осуществлять «быстрый» перевод чисел между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления. Строить таблицы сложения и умножения в заданной позиционной системе счисления. Выполнять сложение, умножение, вычитание и деление чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Подсчитывать количество единиц в двоичной записи числа, являющегося результатом суммирования и / или вычитания степеней двойки. Представлять целые и вещественные числа в форматах с фиксированной и плавающей запятой. | 5 |
Элементы теории множеств и алгебры логики | 8 | Аналитическая деятельность Перечислять элементы, образующие пересечение, объединение, дополнение заданных перечислением нескольких множеств. Приводить примеры элементарных и составных высказываний. Проводить анализ таблиц истинности. Различать высказывания и предикаты. Устанавливать связь между алгеброй логики и теорией множеств. Практическая деятельность Изображать графически пересечение, объединение, дополнение 2–3 базовых множеств. Подсчитывать мощность пересечения, объединения, дополнения нескольких множеств известной мощности. Вычислять значения логических выражений с логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции, отрицания, импликации, строгой дизъюнкции, эквиваленции, инверсии. Строить таблицы истинности. Осуществлять эквивалентные преобразования логических выражений с использованием законов алгебры логики. Осуществлять построение логического выражения с данной таблицей истинности и его упрощение. Решать логическую задачу одним из известных способов. Решать простые логические уравнения. | 5 |
Резерв учебного времени | 1 | Итоговое повторение | 1 | Обобщение и систематизация изученного за год содержания. | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
11 класс |
Использование программных систем и сервисов | 6 | Обработка информации в электронных таблицах | 6 | Аналитическая деятельность Исследовать математические модели. Практическая деятельность Решать расчётные и оптимизационные задачи с помощью электронных таблиц. Использовать средства деловой графики для наглядного представления данных. Использовать сортировку и фильтры. | 5, 7 |
Алгоритмы и элементы программирования | 11 | Алгоритмы и элементы программирования | 11 | Аналитическая деятельность Выделять этапы решения задачи на компьютере. Пояснять сущность выделенных этапов. Определять понятия «алгоритм» и «исполнитель алгоритма». Называть свойства алгоритма и пояснять на примерах их сущность. Выбирать способ записи алгоритма в зависимости от решаемой задачи. Пояснять понятия «вычислительный процесс», «сложность алгоритма» , «эффективность алгоритма». Давать оценку сложности известных алгоритмов. Приводить примеры эффективных алгоритмов. Выяснять результат работы алгоритма для исполнителя при заданных исходных данных и исходные данные для известного результата. Определять результат выполнения алгоритма по его блок-схеме. Приводить примеры алгоритмов, содержащих последовательные, ветвящиеся и циклические структуры. Анализировать циклические алгоритмы для исполнителя. Анализировать интерфейс интегрированной среды разработки программ на выбранном языке программирования. Разбивать задачу на подзадачи. Пояснять сущность рекурсивного алгоритма. Находить рекурсивные объекты в окружающем мире. Давать определение понятия «массив». Приводить примеры одномерных, двумерных и трёхмерных массивов. Приводить примеры задач из повседневной жизни, предполагающих использование массивов. Осуществлять постановку задачи сортировки массивов. Практическая деятельность Управлять работой формального исполнителя с помощью алгоритма. Строить блок-схемы последовательных алгоритмов по описанию. Строить блок-схемы ветвящихся алгоритмов по описанию. Строить блок-схемы циклических алгоритмов по описанию. Записывать алгоритмические конструкции на выбранном языке программирования. Записывать и отлаживать программы в интегрированной среде разработки программ на выбранном языке программирования. Разрабатывать и осуществлять программную реализацию алгоритмов решения типовых задач: • нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трёх, четырёх заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); • анализа записей чисел в позиционной системе счисления; • с использованием метода перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т. д.); • работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения и др. Проверять работоспособность программ с использованием трассировочных таблиц. Оформлять логически целостные или повторяющиеся фрагменты программы в виде подпрограмм. Программировать рекурсивные алгоритмы. Определять значение рекурсивного алгоритма | 5, 7 |
Математические основы информатики | 6 | Информационное моделирование | 6 | Аналитическая деятельность Определять понятия «модель», «моделирование». Классифицировать модели по заданному основанию. Приводить примеры моделей, встречающихся в повседневной жизни. Определять цель моделирования в конкретном случае. Определять адекватность модели цели моделирования в конкретном случае. Приводить примеры использования графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Характеризовать игру как модель некоторой ситуации. Приводить примеры жизненных ситуаций, моделью которых может быть игра. Давать определение выигрышной стратегии. Исследовать математические модели. Приводить примеры использования баз данных. Характеризовать базу данных как модель предметной области. Практическая деятельность Использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов окружающего мира. Применять алгоритмы нахождения кратчайших путей между вершинами ориентированного графа. Проектировать многотабличную базу данных. Осуществлять ввод и редактирования данных. Осуществлять сортировку, поиск и выбор данных в готовой базе данных. Формировать запросы на поиск данных в среде системы управления базами данных | 5, 7, 8 |
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве | 9 | Сетевые информационные технологии | 5 | Выявлять общее и различия в организации локальных и глобальных компьютерных сетей. Пояснять принципы построения компьютерных сетей. Приводить примеры сетевых протоколов с определёнными функциями. Анализировать адреса в сети Интернет. Характеризовать систему доменных имён. Характеризовать структуру URL. Характеризовать структуру веб-страницы. Описывать взаимодействие веб-страницы с сервером. Приводить примеры различных видов деятельности в сети Интернет. Практическая деятельность Работать с электронной почтой. Настраивать браузер. Работать с файловыми архивами. Осуществлять поиск информации на заданную тему в основных хранилищах информации. Применять несколько способов проверки достоверности информации, найденной в сети Интернет. Разрабатывать веб-страницу на заданную тему. Осуществлять публикацию готового материала в сети | 3, 6, 7 |
Основы социальной информатики | 4 | Аналитическая деятельность Описывать социально-экономические стадии развития общества. Характеризовать информационное общество, выделять его основные черты. Анализировать Декларацию принципов построения информационного общества, раскрывать суть изложенных в ней принципов. Давать определения понятиям «информационный ресурс», «информационный продукт», «информационная услуга». Приводить примеры государственных информационных ресурсов. Выявлять отличия информационных продуктов от продуктов материальных. Соотносить информационные ресурсы и услуги с секторами информационного рынка. Характеризовать информационно-образовательную среду своей школы, описывая имеющееся техническое оснащение, программное обеспечение и их использование учителями и школьниками. Выделять основные этапы развития информационного общества в России. Характеризовать возможности социальных сетей. Формулировать правила поведения в социальных сетях. Анализировать законодательную базу, касающуюся информационных ресурсов. Отвечать на конкретные вопросы, используя тексты нормативных документов. Соотносить виды лицензий на использование программного обеспечения и порядок его использования и распространения. Характеризовать сущность понятий «информационная безопасность», «защита информации». Формулировать основные правила информационной безопасности. Участвовать в дискуссии по изучаемому материалу. Практическая деятельность Осуществлять подготовку сообщений и презентаций по заданной теме. | 1, 2 |
Резерв учебного времени | 1 | Итоговое повторение | 1 | Обобщение и систематизация изученного за год содержания. | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
Условия реализации программы.
Материально-техническое, программное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в МОАУГ № 8 создан центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».
Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной рабочей программы позволяет создать условия:
• для расширения содержания школьного образования по информатике;
• для повышения познавательной активности обучающихся в технической области;
• для развития личности ребёнка в процессе обучения информатики, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
• для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
Наименование оборудования | Краткие примерные технические характеристики | Единица измерения | Количество |
Оборудование по проекту «Современная школа», центр «Точка роста» (2022 год) |
Ноутбуки Aquarius | Производительный ноутбук в ударопрочном корпусе. Процессор: Intel® 8-го поколения, ОС «Орёл», поддерживаемые операционные системы: Windows®, Linux. Вес, кг: 2.9. Уровень защиты IP: IP65. Размер диагонали экрана: 14” | шт. | 2 |
Набор элементов для конструирования роботов SPIKE Prime (Lego Education) | Базовый набор LEGO Education SPIKE Prime — это образовательное решение, специально разработанное для ведения учебной STEAM- деятельности в 5-7 классах основной школы. Базовый набор SPIKE Prime представляет собой идеальное сочетание ярких элементов LEGO, простых в использовании электронных компонентов и интуитивно понятного языка программирования, созданного на базе Scratch. С помощью этого решения ваши ученики в рамках увлекательного игрового обучения смогут развивать навыки критического мышления и решения задач одинаково успешно, невзирая на уровень подготовки и возраст. Вам доступны простые в реализации стартовые проекты и безграничные возможности для творческого проектирования. Базовый набор SPIKE Prime поможет приобрести ключевые STEAM-компетенции, чтобы они стали настоящими инженерами будущего. Сердцем Базового набора SPIKE Prime является специальный Программируемый Хаб. Это современное, но простое в использовании устройство в форме кубика, оснащённое шестью портами ввода-вывода, световой матрицей 5×5, модулем Bluetooth, динамиком, 6-осевым гироскопом и аккумуляторной батареей. Программное обеспечение создано на базе Scratch 3.0, поддерживаемые операционные системы Windows 10, Mac, Android, iOS, Chrome. Базовый набор SPIKE Prime также включает в себя высокоточные моторы и датчики, которые, в сочетании с большим количеством разнообразных элементов, дают ученикам возможность придумывать и собирать удивительных роботов, автономные роботизированные устройства и другие интерактивные модели. Благодаря наличию у Хаба большого числа точек крепления элементов LEGO, моторов и датчиков, а также возможности использовать новые крупные элементы для сборки обучающиеся смогут тратить меньше времени на сборку и больше — на обучение. Все элементы набора поставляются в удобном для хранения пластиковом коробе. В состав набора также входят два сортировочных лотка. Их использование позволяет сократить время на подготовку к занятиям и сэкономить рабочее пространство. | шт. | 3 |
Программа реализуется также с использованием оборудования, поступившего в рамках проекта «Цифровая среда»:
Наименование оборудования | Краткие примерные технические характеристики | Единица измерения | Количество | |
Оборудование по проекту «Цифровая образовательная среда» (2019 год) |
Ноутбук мобильного класса Pipo W11 | трансформер, отсоединяемая клавиатура, переход в режим планшета, размер экрана 11 дюймов, операционная система Windows 10, объём оперативной памяти 4 Гб, объём накопителя 128 Гб. ПО: Windows 10 Домашняя, Microsoft Office 2019. | шт. | 15 | |
Интерактивный комплекс SMART INTERACTIVE BOARD 86Е89К-Т. | размер экрана 1880 мм, операционная система Android версии 8.0, объём оперативной памяти 3 Гб, объём накопителя 32 Гб); вычислительный блок интерактивного комплекса (операционная система Windows 10, объём оперативной памяти 8 Гб, объём накопителя 128 Гб; мобильное крепление для интерактивного комплекса. | шт. | 1 | |
Ноутбук учителя Lenovo Yoga 530-14ARR. | трансформер, сенсорный экран с углом поворота 3600 размер экрана 14 дюймов, операционная система Windows 10, объём оперативной памяти 8 Гб, объём накопителя 256 Гб | шт. | 1 | |
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
-
реализации индивидуальных учебных планов учащихся, осуществления самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
-
включения учащихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций учебных объектов;
-
проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов;
-
программирования;
-
доступа к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
-
размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения.
Помещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения, указанными в требованиях, а также специализированной учебной мебелью.
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности учащихся в школе является установка в кабинете информатики 15–18 компьютеров (рабочих мест) для учащихся и одного компьютера (рабочего места) для места педагога. Кроме того, в кабинете информатики должны быть:
-
принтер на рабочем месте учителя;
-
сканер на рабочем месте учителя;
-
проектор (интерактивная доска) на рабочем месте учителя.
Основным оборудованием кабинета информатики являются настольные (стационарные) или переносные компьютеры. Возможна также реализация компьютерного класса с использованием клиент-серверной технологии
«тонкого клиента». Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование сегментов беспроводной сети. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные аппаратные и программные средства, реализующие функциональность маршрутизатора и межсетевого экрана.
Для обеспечения удобства работы учащихся с цифровыми ресурсами рекомендуется использовать файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения. Каждому учащемуся для индивидуальной работы должен быть выделен персональный каталог в дисковом пространстве коллективного пользования, защищённый паролем от доступа других учащихся.
Каждому учащемуся должна быть предоставлена возможность использования на своем рабочем месте нижеперечисленного системного и прикладного программного обеспечения.
Программное обеспечение: операционная система; файловый менеджер; антивирусная программа; программа-архиватор; клавиатурный тренажер; интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу работы с электронными таблицами, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций; звуковой редактор; простая геоинформационная система, виртуальные компьютерные лаборатории; программа-переводчик; система оптического распознавания текста; программа распознавания речи; программа мультимедиа проигрыватель; почтовый клиент; браузер; программа общения в режиме реального времени; системы программирования.
Такое программное обеспечение, как файловый менеджер, почтовый клиент, браузер и др. может использоваться как в составе операционной системы, так и устанавливаемое дополнительно.
Система программирования должна обеспечивать возможность комфортного освоения языка программирования из следующего перечня: Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, С++, С#, Java, в рамках, предусмотренных требованиями ФГОС. Для этого система программирования должна обладать:
− простым, понятным ученикам интерфейсом;
− доступной справочной подсистемой;
− средствами интерактивной отладки учебных программ, в том числе функциями пошагового исполнения операторов, задания точек останова, просмотра текущих значений переменных;
− возможностью получения информативных сообщений об ошибках компиляции и выполнения.
Все программное обеспечение, используемое в кабинете информатики и информационных технологий, должно быть лицензировано и использоваться в строгом соответствии с условиями лицензии.
Для выполнения практических заданий по информационным технологиям может использоваться свободное программное обеспечение.
Свободное программное обеспечение
Программное обеспечение | Сайт поддержки |
Офисные пакеты |
| OpenOffice.org | http://www.openoffice.org/ |
| LibreOffice | http://ru.libreoffice.org/ |
Приложения для работы с электронными документами |
| Scribus | http://www.scribus.net |
| Adobe Reader | http://get.adobe.com/ru/reader/ |
| WinDjView | http://windjview.sourceforge.net/ru/ |
Приложения для работы с графикой |
| GIMP | http://www.gimp.org/ |
| Paint.net | http://paintnet.ru/ |
| Inkscape | http://www.inkscape.org/ |
| Blender | http://www.blender.org/ |
Среды программирования |
| Lazarus | http://lazarus.freepascal.org/ |
| Free Pascal | http://freepascal.org/ |
| PascalABC.NET | http://pascalabc.net/ |
| КуМир | https://www.niisi.ru/kumir |
| Python.org | http://www.python.org |
Пакеты для математических расчетов и визуализации данных |
| Maxima | http://maxima.sourceforge.net/ |
| SMath Studio | http://ru.smath.info |
Мультимедиа приложения |
| Звуковой редактор Audacity | http://audacity.sourceforge.net/ |
| Медиа-плеер VLC | http://www.videolan.org/ |
| Программа для захвата и обработки видео VirtualDub | http://www.virtualdub.org/ |
Учебно-методическое обеспечение по курсу информатики предполагает укомплектованность библиотечного фонда образовательной организации печатными и электронными (цифровыми) образовательными ресурсами: учебниками, в том числе печатными учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, и электронными формами учебников; учебно-методической литературой, в том числе разнообразными учебными пособиями; дополнительной литературой, методическими и периодическими изданиями
Согласно ст. 18 ч. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
-
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
-
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Учебники. В соответствии со ст. 35 ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся всех образовательных организаций имеют право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями. Право на выбор завершенной линейки учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством (п.4 ч.3 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ», имеют педагогические работники образовательной организации.
Таким образом, по выбору учителя информатики школьная библиотека в обязательном порядке комплектуется линейкой учебников из расчета по 1 учебнику на каждого ученика + 10% (для учителя и на непредвиденные нужды). Все другие линейки учебников рекомендуется иметь в 1 экз. – для обеспечения методической поддержки учителя. Кроме того, для обеспечения методической поддержки учителя рекомендуется приобретение по 1 экз. всех линеек учебников информатики углубленного уровня.
Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
В образовательном процессе могут использоваться следующие виды учебных пособий:
-
учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания; в школьной библиотеке обязательно наличие учебно-методического пособия к той линии учебников, по которой ведётся преподавание предмета;
-
учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части; может входить в состав учебно-методического пособия;
-
учебное наглядное пособие – учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию;
-
рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета; приобретается из расчета 1 экз. на 1 учащегося.
-
практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного; приобретается из расчета не менее чем 1 экз. на 1 компьютер или на 1 парту;
-
задачник, содержащий учебные задачи; приобретается из расчета не менее чем 1 экз. на 1 парту.
Перечень компонентов учебно-методического комплекта по информатике для 10–11 классов (авторы: Босова Л. Л,, Босова А.Ю., издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»):
-
Информатика. Базовый уровень : учебник для 10 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
-
Информатика. Базовый уровень : учебник для 11 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
-
Информатика. 10 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, А.А. Лобанов, Т.Ю. Лобанова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
-
Информатика. 11 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
-
Информатика. 10 класс. Электронная форма учебника Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. (Полная версия).
-
Информатика. 11 класс. Электронная форма учебника Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. (Полная версия).
-
Информатика 10-11 классы. Компьютерный практикум / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Е.А. Мирончик, И. Дж. Куклина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
-
Информатика 10-11 классы. Базовый уровень : методическое пособие
/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.Е. Аквилянов, Е.А. Мирончик, И. Дж. Куклина.
– М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
-
Бутягина К.Л. Информатика. 10–11 классы. Примерные рабочие программы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / К.Л. Бутягина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Для соответствия требованиям к организации современного образовательного процесса в целях повышения его эффективности и повышения качества образования рекомендуется использование ресурсов федеральных образовательных порталов в частности, ресурсов РЭШ (https://resh.edu.ru) и ФЦИОР (http://fcior.edu.ru)
Приложение 1
Поурочное планирование (1 час в неделю)
10 класс
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника |
Информация и информационные процессы – 6 часов |
-
| Информация. Информационная грамотность и информационная культура | §1 |
-
| Подходы к измерению информации | §2 |
Самостоятельная работа1 №1. Методы измерения количества информации |
-
| Информационные связи в системах различной природы | §3 |
-
| Обработка информации | §4 |
Самостоятельная работа №2. Кодирование информации |
-
| Передача и хранение информации | §5 |
Самостоятельная работа №3. Передача информации |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» (урок-семинар или проверочная работа) | §1–5 |
Контрольная работа №1. Информация и информационные процессы |
Компьютер и его программное обеспечение – 5 часов |
-
| История развития вычислительной техники | §6 |
-
| Основополагающие принципы устройства ЭВМ | §7 |
Самостоятельная работа №4. Персональный компьютер и его характеристики |
-
| Программное обеспечение компьютера | §8 |
-
| Файловая система компьютера | §9 |
Самостоятельная работа №5.Файловая система |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение» (урок-семинар или проверочная работа) | §6–9 |
Представление информации в компьютере – 9 часов |
-
| Представление чисел в позиционных системах счисления | §10 |
Самостоятельная работа №6. Представление чисел в позиционных системах счисления |
-
| Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую | §11.1–11.4 |
-
| «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления | §11.5 |
Самостоятельная работа №7. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую |
15. | Арифметические операции в позиционных системах счисления | §12 |
| Самостоятельная работа №8. Арифметические операции в позиционных системах счисления |
-
| Представление чисел в компьютере | §13 |
Самостоятельная работа №9. Представление чисел в компьютере |
-
| Кодирование текстовой информации | §14 |
Самостоятельная работа №10. Кодирование текстовой информации |
-
| Кодирование графической информации | §15 |
| Самостоятельная работа №10. Кодирование графической информации |
-
| Кодирование звуковой информации | §16 |
Самостоятельная работа №10. Кодирование звуковой информации |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере» (урок-семинар или проверочная работа) | §10–16 |
Контрольная работа №2. Представление информации в компьютере |
Элементы теории множеств и алгебры логики - 8 часов |
-
| Некоторые сведения из теории множеств | §17 |
Самостоятельная работа №13. Элементы теории множеств |
-
| Алгебра логики | §18 |
Самостоятельная работа №14. Высказывания и предикаты |
-
| Таблицы истинности | §19 |
Самостоятельная работа №15. Таблицы истинности |
-
| Основные законы алгебры логики | §20.1 |
-
| Преобразование логических выражений | §20.2–20.3 |
Самостоятельная работа №16. Преобразование логических выражений |
-
| Элементы схемотехники. Логические схемы | §21 |
Самостоятельная работа №17. Логические схемы |
-
| Логические задачи и способы их решения | §22 |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики» (урок-семинар или проверочная работа) | §17–22 |
Контрольная работа №3. Элементы теории множеств и алгебры логики |
Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 5 часов |
-
| Текстовые документы | §23 |
Самостоятельная работа №18. Текстовые документы |
Практическая работа2 «Создание текстовых документов» |
-
| Объекты компьютерной графики | §24 |
Самостоятельная работа №19. Объекты компьютерной графики |
Практическая работа «Обработка цифровых фотографий в GIMP» Практическая работа «Создание векторных изображений в Inkscape» |
-
| Компьютерные презентации | §25 |
Практическая работа «Создание компьютерных презентаций» |
-
| Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» | §23–25 |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» (урок-семинар или проверочная работа) | §23–25 |
Итоговое повторение – 2 часа |
-
| Основные идеи и понятия курса. | §1–25 |
-
| Итоговое тестирование | §1–25 |
11 класс
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника |
Обработка информации в электронных таблицах – 6 часов |
-
| Табличный процессор. Основные сведения | §1 |
-
| Редактирование и форматирование в табличном процессоре | §2 |
Практическая работа «Некоторые приемы ввода, редактирования и форматирования в электронных таблицах» |
-
| Встроенные функции и их использование | §3 (1, 2,5) |
Практическая работа «Математические, статистические и логические функции. Обработка большого массива данных» Практическая работа «Финансовые функции» Практическая работа «Текстовые функции» |
-
| Логические функции | §3(3, 4) |
Практическая работа «Математические, статистические и логические функции. Обработка большого массива данных» |
-
| Инструменты анализа данных | §4 |
Практическая работа «Построение диаграмм для иллюстрации статистических данных» Практическая работа «Построение графиков функций» Практическая работа «Подбор параметра» |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах» (урок-семинар или проверочная работа) | §1–4 |
Контрольная работа3 №1. Обработка информации в электронных таблицах |
Алгоритмы и элементы программирования – 9 часов |
-
| Основные сведения об алгоритмах | §5 |
Самостоятельная работа №1. Алгоритмы и исполнители |
-
| Алгоритмические структуры | §6 |
Самостоятельная работа №1. Алгоритмы и исполнители |
-
| | §7(1, 2) |
| Самостоятельная работа №2. Запись алгоритмов на языке программирования | |
-
| Анализ программ с помощью трассировочных таблиц | §7 (3) |
Самостоятельная работа №3. Анализ алгоритмов |
-
| Функциональный подход к анализу программ | §7 (4) |
Самостоятельная работа №3. Анализ алгоритмов |
-
| Структурированные типы данных. Массивы | §8 |
Самостоятельная работа №4. Способы заполнения и типовые приемы обработки одномерных массивов Самостоятельная работа №5. Решение задач по обработке одномерных массивов |
-
| Структурное программирование | §9 (1, 2) |
-
| Рекурсивные алгоритмы | §9 (3, 4) |
Самостоятельная работа №6. Рекурсивные алгоритмы |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования» (урок-семинар или проверочная работа) | §5–9 |
Информационное моделирование – 8 часов |
-
| Модели и моделирование | §10 |
-
| Моделирование на графах | §11.1 |
Самостоятельная работа №7.Пути в графе |
-
| Знакомство с теорией игр | §11.2 |
Самостоятельная работа №8. Дерево игры |
-
| База данных как модель предметной области | §12 (1, 2, 3) |
-
| Реляционные базы данных | §12.4 |
Самостоятельная работа №9. Информация в таблицах |
-
| Системы управления базами данных | §13 |
-
| Проектирование и разработка базы данных | §13 |
Практическая работа «Система управления базами данных» |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» (урок-семинар или проверочная работа) | §10–13 |
Контрольная работа №2. Информационное моделирование» |
Сетевые информационные технологии – 5 часов |
-
| Основы построения компьютерных сетей | §14.1–14.3 |
-
| Как устроен Интернет | §14.4 |
Самостоятельная работа №10. Основы построения компьютерных сетей |
-
| Службы Интернета | §15 |
Практическая работа «Создание веб-сайта» |
-
| Интернет как глобальная информационная система | §16 |
Самостоятельная работа №11. Поисковые запросы в сети Интернет |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технологии» (урок-семинар или проверочная работа) | §14–16 |
Контрольная работа №3. Сетевые информационные технологии |
Основы социальной информатики – 4 часа |
-
| Информационное общество | §17 |
-
| Информационное право | §18.1–18.3 |
-
| Информационная безопасность | §18.4 |
-
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Основы социальной информатики» (урок-семинар) | §17–18 |
Тест по теме «Основы социальной информатики» |
Итоговое повторение |
-
| Основные идеи и понятия курса. Итоговая контрольная работа | §1–18 |
1 Здесь и далее самостоятельные и контрольные работы приведены по сборнику Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 96 с.
2 Здесь и далее практические работы приведены по сборнику Информатика. Базовый уровень. 10–11 классы. Компьютерный практикум / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, И.Д. Куклина и др.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 144 с.
3 Здесь и далее самостоятельные и контрольные работы приведены по сборнику Информатика. 11 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 96 с.