МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа
им. В.Ф. Афанасьева - Алданского»
«Рассмотрено» «Согласно» «Утверждаю»
Руководитель МО ЕМЦ Зам.дир УВР Директор
_______ Саввина А.А. ________ Лугинова Л.Е. _______УшницкаяВ.В.
«_____» _____________ 2018г. «____» ___________ 2018г. «______» __________2018г
Рабочая программа
по информатике
11 КЛАСС
| Составитель: учитель информатики Ушницкая Е.П. |
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе документов:
1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
2.Информатика. Программы по информатике для основной школы 10-11 классы. Базовый курс/ И.Г. Семакин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
Учебник. Базовый уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина - М. Бином. Лаборатория знаний, 2014
Основная форма контроля – зачет. В течение учебного года проводится 2 зачета (1 зачет в 1 полугодии и 1 зачет во 2 полугодии).
Так как действующая программа рассчитана на общеобразовательную школу, я корректирую и адаптирую ее для очно-заочной формы обучения. По программе на изучение предметного материала отведено 68 часов в 11 классе. Тематическое планирование в очно-заочной форме обучения скорректировано в сторону увеличения с одного на двухгодичный курс обучения по 1 часу в неделю 11 класс – 36 часов, 12 класс – 35 часов. Всего – 71 час. Тематическое планирование в очно-заочной форме обучения в 11 классе скорректировано в сторону увеличения на 1 час.
В связи с режимными требованиями учреждения, тема «Интернет, представление о сервисах Интернета» будет рассматриваться только теоретически.
Содержание тем учебного курса
1. Информационные системы и базы данных
Технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии.
2. Интернет
Информационные ресурсы глобальных компьютерных сетей, организация и информационные услуги Интернета, основы сайтостроения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать/понимать:
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; основные свойства систем; что такое «системный подход» в науке и практике; модели систем: модель «чёрного ящика», модель состава, структурная модель; использование графов для описания структур;
что такое база данных (БД); основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; определение и назначение СУБД; основы организации многотабличной БД; что такое схема БД; что такое целостность данных; этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД; структура команды запроса на выборку данных из БД; организацию запроса на выборку в многотабличной БД; основные логические операции, используемые в запросах; правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
назначение коммуникационных служб Интернета; что такое прикладные протоколы; основные понятия WWW: веб-сайт, веб-страница, веб-сервер, веб – браузер, HTTP-протокол, URL-адрес; что такое поисковой каталог: организация, назначение; что такое поисковой указатель: организация, назначение;
какие существуют средства для создания веб-сайта; в чём состоит проектирование веб-сайта; что значит опубликовать веб-сайт
уметь
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); анализировать состав и структуру систем; различать связи материальные и информационные
создать многотабличную БД средствами конкретной СУБД; реализовать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов; реализовать запросы со сложными условиями выборки;
работать с электронной почтой (на теоретическом уровне); извлекать данные из файловых архивов; осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей (на теоретическом уровне); создать несложный веб-сайт с помощью редактора сайтов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учебно-методический комплект
Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. — 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 224 с.
Информатика: задачник-практикум [электронный ресурс] / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Электронные ресурсы:
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» http://inf.1september.ru
Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой http://infoschool.narod.ru
Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой http://www.syrtsovasv.narod.ru
Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika/
Информатика и информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info
Материалы к урокам информатики http://school.ort.spb.ru/library.html
Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой http://ekochelaeva.narod.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Ресурсы ФЦИОР http://fcior.edu.ru
Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации – колонки.
Сканер.
Локальная сеть.
Программные средства.
Операционная система Windows ХР.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер Аленка.
Интегрированное офисное приложение Open Office.org.
Система оптического распознавания текста АВВ FineReader 8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
Система программирования TurboPascal.
Система тестирования TInfo.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Информатика и ИКТ». 11 класс.
№ | Тема урока | Кол.во час | Содержание | Виды учебной деятель- ности | Формы организации урока | Вид контроля, практические работы | Дом зад | Дата |
По плану | Факт |
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | Цели и задачи курса. Правила ТБ в кабинете информатики. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | | Записи в тетради. | | |
| Глава 1. Технология использования и разработки информационных систем – 19 часов |
2 | Понятие информационной системы, классификация ИС | 1 | Классификация ИС | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Отв на вопр 1,2 | Задания 1 | | |
3 | Компьютерный текстовый документ как структура данных | 1 | Гипертекст, определение гиперссылки, приёмы создания гипертекста | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Выполнить задание 5 стр.149 на ПК. | §25 до стр.146. (Семакин). | | |
4 | Интернет как глобальная информационная система | 2 | Поиск информации, передача информации | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа на ПК | §12.4-12.5 повторить. | | |
5 | World Wide Web – Всемирная паутина | 1 | Всемирная паутина (World Wide Web, WWW). W-страница, W-сервер, гиперссылка, W-сайт, W-браузер. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Схема «Компьютерная сеть и «паутина» документов». Задание 3 стр.157. | §27, вопросы 1, 2, 4 на стр157. | | |
6 | Средства поиска данных в Интернете | 2 | Поисковая служба Интернета. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа на ПК. | §28 повторить. | | |
7 | Web-сайт – гиперструктура данных | 2 | Web-сайт, Web-сервер, процедура размещения сайта в Интернете. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа на ПК | Задание в тетради. | | |
8 | Геоинформационные системы | 1 | ГИС, области приложений ГИС, дружеский пользовательский интерфейс. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Знакомство с ГИС « Карта Москвы». «Карта Казани». | §30 повторить. | | |
9 | База данных – основа информационной системы | 2 | Коммуникационные службы Интернета: электронная почта – t-mail. телеконференция, форумы прямого общения, интернет-телефония. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Схема «Функционирование электронной почты». Окно почтовой программы. | §2 (9 екласс), вопросы на стр.18. | | |
10 | Проектирование многотабличной базы данных. | 1 | Этапы Проектирования многотабличной базы данных, реляционная модель данных (система таблиц). | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Схема «База данных приёмной комиссии». Задание 1, 2 на стр. 178. | §32, задание 3(б) (п), записи в тетради. | | |
11 | Создание и редактирование базы данных | 2 | Создание и редактирование базы данных | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Создание БД «Приёмная комиссия» на ПК | §33 повторить. | | |
12 | Запросы как приложения информационной системы | 2 | Запрос, средства формирования запросов, структура запросов на выборку. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа на ПК. | §34 (10-11), вопросы 1, 2 на стр. 186 | | |
13 | Логические условия выбора данных | 2 | Условие выбора – логическое выражение, основные логические операции. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа на ПК. Задание 2 на стр. 191. | §35, вопросы1 (устно), 2, 3 (письменно) на стр.191. | | |
| Глава 2. Технологии информационного моделирования 11 ч |
14 | Понятие модели. Виды моделей. | 2 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Табличные, графические информационные, математические модели, | Усвоение новых знаний | Урок – лекция Практическая работа | Работа с определениями | §6 (9 класс), учить определения. | | |
15 | Модели статистического прогнозирования | 3 | Статистика, статистические данные, регрессионная модель, метод наименьших квадратов | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Задания 5,7 на стр.203. | §37, вопросы 3, 4 (устно), задание 8 (п) на стр. 203. | | |
16 | Моделирование корреляционных зависимостей | 3 | Корреляционные зависимости, корреляционный анализ, коэффициент корреляции. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция Практическая работа | Работа с понятиями урока. Задание 3(а) на стр.207. | §38. задание 3 на стр. 207. | | |
17 | Зачет по теме: «Информационное моделирование» | 3 | | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Семинар | Тестирование | §37-38 повторить. | | |
| Глава 3. Основы социальной информатики 4 ч |
18 | Информационные ресурсы. Информационное общество | 1 | Основные черты информационного общества, информационная культура, опасности ИО. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция Практическая работа | Работа с понятиями урока. Вопросы 11, 12, 13 на стр. 228. | §41, вопросы на стр. 228 (устно). | | |
19 | Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности | 2 | Объекты ИБ РФ, национальные интересы РФ, методы, обеспечения ИБ, информационное неравенство. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция Практическая работа | Работа с понятиями урока. Вопросы после §. | §43вопросы на стр 233 (устно). | | |
| Итоговый урок | 1 | | | | | | | |
| | | | Итого | 34 ч | | |